ОБЩАГА ОБЩАГЕ РОЗНЬ

Говоря об университете, нельзя обойти стороной общежития. Могу сравнить разве что с театром без гардероба. Думаю, что общежития — не только дополнительный показатель уровня университета, а отчасти и та атмосфера, от которой зависит успеваемость и настроение студента.

За границей удалось мне пожить в общежитиях Польши и Германии. Потому как поначалу я училась на польской филологии в университете Коллегиум Полоникум в пограничном городе Слубице (филиал познаньского Университета им. Адама Мицкевича), а позже — на заграничном семестре факультета западной славистики в Лейпциге, где и осталась.

Когда я ехала в Польшу на учебу, то уже знала, где буду жить — сайт университета и сайт общежитий мне помогли. Не совсем радовали цены, но они оправдывали себя — очень хорошие условия предоставлялись за те суммы, на которые в Казани я бы и комнату снять не смогла.

Итак, общежития в польском городе Слубице делились на несколько типов.

— Старый корпус, стоящий почти на берегу Одра, был типично «общажной» планировки: длинный коридор с комнатами и общей кухней на этаже или мини-квартира с душем, кухней и туалетом, рассчитанная на двоих.

— Комплекс из пяти общежитий разной планировки: на этажах располагались «сегменты», то есть квартиры. Обычно в них четыре комнаты, две одноместных, две другие рассчитаны на двух жильцов. В общей сложности в сегменте живут 6 человек, объединенные общим душем, туалетом, умывальной комнатой и кухней.

Другие общежития улучшенной планировки представляли собой «сегмент» с широким коридором с общей огромной кухней и комнаты на одного или двух человек с персональным душем и туалетом. Конечно, такой тип комнат стоит дороже.

В одном корпусе общежития «сегменты» использовались как гостиница. И что самое замечательное — у каждого общежития было свое имя. Латинские Гаудиум, Ювента, Аркадия, Форум вполне прижились на польской почве. Да и грубого слова «общежитие» не существовало — был лишь «дом студентски».

Независимо от типа общежития, студент обязан внести залог 470 злотых (4,7 тыс. рублей). Плата за возможные поломки шкафов, сантехники, битье люстр и за прочую порчу инвентаря будет вычитаться отсюда. Также можно договориться с администрацией, чтобы залог взяли в счет неуплаты за комнату (обычно в конце учёбы).

Я не могла себе позволить «улучшенку» в Аркадии, поэтому выбрала самый экономный вариант в Гаудиуме. Жить в «сегменте» на шестерых в двухместной комнате. Платила я за это каждый месяц проживания в общежитии 330 злотых, то есть 3,3 тыс. рублей. В стоимость входили также одеяло, подушка, плед и смена постельного белья. Утюг и чайник я купила уже сама, посуды было достаточно у моих соседок.

На следующий год я уже снимала эту «двухместку» на себя одну и платила 480 злотых, то есть 4,8 тыс. рублей. И хотя за эти же деньги я могла снять одноместную «улучшенку» с личным санузлом, решила не покидать полюбившегося сегмента и замечательных соседок.

Несмотря на наличие проходной, режима прихода-ухода никакого не было. В любое время дня и ночи, в трезвом или пьяном состоянии студент уходил или возвращался к себе «домой». Никаких отчетов и объяснений перед чужими людьми. Да и ворота для машин и пешеходов днем были открыты, и спокойно можно было пройти, минуя проходную.

Впрочем, не везде в Польше так вольготно живется студентам. В Познани, например, в общежития могут заходить только проживающие и до определенного часа. Система там «коридорная», и одноместных комнат вообще не существует, только «двушки» или «трешки».

В моей общаге на одном этаже могли жить мальчики и девочки, только в разных сегментах. Впрочем, за этим никто не следил, и часто предписания на бумаге отличались от реальной жизни. Когда моих соседок навещали иногородние родители, то они никому не мешали. Родители жили в гостевых номерах и приходили в наш сегмент только в гости.

К прелестям польского общежития в Слубицах относились также теннисный корт, уютный двор, стоянка для велосипедов и паркинг. По выходе из студгородка — копировальный центр, парикмахерская, почта, «кебабня» с турецкими денерами и ночной клуб. В общем, весь необходимый студенческий набор.

ТРЕВОЖНЫЙ ЗВОНОК

Для меня общежитие было прекрасным местом пожить без родителей, научиться самостоятельной жизни и выучить бытовой польский язык. Соседки-польки русского языка не знали и не понимали, выход для меня был один — начать говорить по-польски. Русский язык в Польше знает старшее поколение еще со школьной скамьи. Правда, говорить по-русски мало кто может, зато помнят вызубренные наизусть считалочки, стишки и тексты про партию и про Ленина. Впрочем, вахтер на проходной старался со мной всегда говорить по-русски.

— Для чего-то же я учил его в школе, — объяснял он.

Вообще, вахтеры на «портьерне» (проходной) работали в две смены. Да и слово «вахтер» говорить язык не поворачивается. Я привыкла к «панам» и «пани», в обязанности которых входило записывать вновь прибывших, отдавать ключи гостям, получать заказные письма для студентов и выдавать ключи от прачечных. За 2 злотых (20 рублей) можно было постирать и высушить белье. Правда, прачечных было мало и достать ключи от них порой было непростой задачей.

Несмотря на такой комфорт и свободу, правила поведения никто не отменял. Так, нельзя было шуметь по ночам. Наши посиделки во дворе с гитарами ночью быстро прекращали местные охранники. С вечеринкой у себя в «сегменте» было немного по-другому. Тут уже зависело от соседей по этажам. Могли присоединиться к шумной компании или спуститься (подняться) и попросить убавить музыку. Но чаще всего проблема решалась телефонным звонком на портьерню. В каждом сегменте был телефон, звонить с которого можно было как в пределах общежитий, так и в город или в другую страну (за «внешние» звонки позже приходила квитанция об оплате).

Жертва громкой музыки сообщала проблему и указывала на нарушителей. Не проходило и пяти минут, как на месте «преступления» появлялись охранники и вечеринка заканчивалась.

Говорили, что если наберешь три жалобы, то выселят из общаги. Или в лучшем случае переселят в другой сегмент. Такое за мое время случилось только один раз, и то когда на «русский офис» — так называли сегмент моих одногруппников из Украины и Беларуси — жалобы сыпались регулярно в течение года. «Офис» расформировали.

НЕМЕЦКИЕ ОБЩЕЖИТИЯ

Я перебралась из одной общаги в другую, когда переехала в Германию на заграничный семестр. Цены тут, конечно, были дороже. Опять я ограничилась самым дешевым вариантом — 165 евро в месяц. Залог тут тоже был выше — 250 евро. Но и комната общежития была только на одного человека. На двух человек в комнате была только одна общага в Лейпциге. Все остальные состояли из квартиры на одного человека или из двухкомнатной квартиры, соответственно, на двух человек.

Я остановилась на комнате в двухкомнатной квартире на окраине города — до центра полчаса езды на трамвае. Моя довольно немаленькая комната была со своим огромным балконом. За эти же деньги, но уже недалеко от центра города можно было поселиться в маленькой комнатушке с крошечной кухней. Но я не раскаивалась в своем выборе, тем более опять же изначально знала, куда еду, благодаря сайту общежитий университета.

Проходных здесь в принципе не было. В любое время дня и ночи студент может принимать гостей на вполне законных основаниях. Он заплатил за жилье и имеет свои права. При многих общежитиях есть ночной клуб и фитнес-зал.

«Хаусмастер» мне выдал два ключа — от почтового ящика и для всех дверей (подъезд, квартира, комната, прачечная, калитка к мусорным контейнерам). Что самое интересное, этим «единым» ключом нельзя было открыть дверь соседской квартиры или комнаты. Вот такие хитрые немецкие замки.

Как и во всех жилых домах Германии, почта приходила не на номер квартиры, а на имя жильца.

В немецкой общаге несмотря на шикарные бытовые условия меня ждали разочарования. Во-первых, надо было покупать постельные принадлежности и белье — здесь их не выдавали. Во-вторых, кухонной утвари тоже не наблюдалось. Соседка моя ничего не готовила и кастрюль не держала. В-третьих, прачечная стоила здесь уже не 2 злотых, а 2 евро (80 рублей), и за сушилку надо было платить отдельно. И в заключение — мне не хватало общения.

Соседка-немка по квартире оказалась неразговорчивой, впрочем, как и остальные соседи. В польских общежитиях жили поляки, русские, украинцы, белорусы, заезжие сербы и немцы, которые учились за мостом, в немецком Франкфурте-на-Одре. Атмосфера была очень дружелюбной, вечеринки организовывались спонтанно и очень часто. В лейпцигской же общаге народ, если и «отрывался», то как-то незаметно. Все студенты были замкнутые, но с улыбочкой и дежурным приветствием. Каждая компания держалась особняком.

Хотя для общительных студентов есть выход. Можно жить не в общаге, а по «ВГ» (WG — Wohngemeinschaft), то есть снимать квартиру на несколько человек. А именно: в четырех- или пятикомнатной квартире каждый студент снимает себе комнату и приобретает еще друзей-соседей. Скидываются на стиральную машину и другую бытовую технику. Стоит жить в такой «коммуне» дороже, чем в общежитии, плюс дополнительная оплата за электричество, воду и интернет. Но зато есть с кем поговорить по душам.

К разочарованиям также могу отнести и договор на общежитие. Если в Польше достаточно было предупредить за месяц, что ты выезжаешь из общежития, то в Германии этот вариант не прокатывал. Допустим, заключен договор на полгода — полгода и плати. А живешь или переезжаешь через пару месяцев, никого не волнует — уговор дороже денег.

Для удобства сравнения проживания в немецких и польских общежитиях я свела некоторые параметры в единую таблицу.

Польское общежитие

Немецкое общежитие

Регистрация

Бланк заявления скачиваешь
из интернета, распечатываешь,
заполняешь и отправляешь по факсу

Создаешь аккаунт на сайте общежитий,
выбираешь для себя три наиболее
приемлемых варианта. Вскоре получаешь
ответ с адресом той общаги, куда тебя
поселят. Если все устраивает —
подтверждаешь свой выбор.
Отправляешь также заявку с вариантами по почте

Проживание в «сегменте»

Несколько человек

Два человека

Одеяло, подушка, плед

Уже есть

Покупаешь сам

Постельное белье

Уносишь грязное, выдают чистое

Готовишь 2 евро и опускаешь их в
монетоприемник на стиральной машине

Для прачечной

Получаешь ключи и покупаешь специальный жетон

Готовишь 2 евро и опускаешь их в
монетоприемник на стиральной машине

Шумные компании и друзья не из общежитий

До 10 часов вечера (хотя часто на это
закрывали глаза)

Твое дело

Общение

Достаточно или более чем достаточно

Недостаточно

Оплата

Раз в месяц почтовым или банковским
переводом

Предоставляешь номер своего счета,
с которого раз в начале месяца
автоматически снимается плата. Если
денег на счету нет, через неделю по
почте приходит квитанция —
напоминание и пенни за просрочку
оплаты

Интернет Wi-Fi

Заключить договор с провайдером,
стоимость поделить между
пользователями (обычно соседи
по сегменту)

Интернет кабельный, бесплатный,
лимит 20 Гб (по крайней мере, в моем
случае). Кабель покупаешь сам. Раз
в 3 месяца платишь налог на
интернет 17 евро

Выезд из общежития

Предупредить за месяц вперед

По окончании договора. Впрочем,
можно и раньше, но деньги за
проживание по-прежнему
будут снимать со счета до окончания срока договора

Возврат залога

Через месяц после выезда на
руки или на банковский счет

Через два месяца после
выезда на банковский
счет

Читайте также: