ТЕСТИРОВАНИЕ

Следующая ступень после детского сада — это школа. Вообще, система образования в Германии гибкая, а потому для нас сложная. Тем более что в каждой земле могут быть свои требования. Я буду опираться на Саксонию, в которой проживаю.

Итак, по окончании детского сада дети сдают тест для определения в школу. Здесь не спрашивают про умение читать-писать, ведь дети научатся этому в школе. Да и комиссии из учителей не увидишь. Тест проходят детишки у врача. Он проверяет уши и глаза ребенка, дает разные логические задания, попутно наблюдает, как малыш реагирует на вопросы, как ведет себя в целом, насколько развита речь у будущего школяра. На основании услышанного и увиденного врач пишет заключение, в какую школу отправится ребенок.

Дети с задержкой в развитии, психическими расстройствами, а также слепые, глухие и с физическими недостатками определяются в коррекционную общеобразовательную школу (Allgemeinbildende Förderschule) с последующим профобучением (Berufsbildende Förderschule). Таковые составляют примерно 6,3% от общего числа.

РАЦИОНАЛЬНЫЕ КАНИКУЛЫ

Большинство детей отправляется в начальную школу (Grundschule). Возраст первоклашек обычно составляет 6 лет, в зависимости от земли проживания, да и идут в школу они не первого сентября. В каждой государственной земле начало учебного года и каникулы приходятся на разные даты.

Объясняется это стремлением избежать переполненных поездов, пробок на автобанах и давки на курортах. Да и само чередование учебы и каникул отличается от российского. Помимо осенних, зимних и летних каникул, существуют еще рождественские, пасхальные и на праздник Троицы. Причем в летние каникулы немецкие школьники отдыхают не все лето, а всего 6 недель. Рациональное чередование учебы и отдыха никого не выматывает и не расхолаживает. В Саксонии у детей зимние каникулы в этом году начались 17 февраля и закончились первого марта. В Берлине они прошли с 3 по 8 февраля. Зато в ближайшие пасхальные каникулы берлинские школьники отдохнут с 14 по 26 апреля, в то время как саксонские — на четыре дня меньше.

ПЕРВЫЙ РАЗ — В ПЕРВЫЙ КЛАСС

Волнующий и трогательный первый день новоявленного школьника (Einschulung) празднуется в Германии с почти рождественским размахом. Домой к первоклашке съезжаются все родственники, друзья и знакомые, чтобы поздравить с новым этапом в жизни. Часто вместо домашних посиделок снимается кафе и праздник организуется там. В этот день утром ученик получает так называемую «школьную сумочку», шультюте, (Schultüte, Zuckertüte, Einschulungstüte) — большой бумажный конус, доверху заполненный сладостями или школьными принадлежностями. С таким подарком от родителей ученик направляется в школу. Примечательно, что такой «школьный фунтик» малыши часто изготавливают себе сами в детском саду, хотя его можно купить в магазине или через интернет.

Первый день новоявленного школьника (Einschulung)
Первый день новоявленного школьника (Einschulung)

В первый учебный день все дети нарядные, счастливые, с прическами, с «шультютами» в пол роста, попадают на школьный концерт. Минимум официоза, максимум поздравлений и праздника.

Учеба в первом классе строится больше на игре, чем на дисциплине. Допустим, на уроках физкультуры нет нормативов и эстафет. Как правило, это спортивные игры с мячом, построенные на определенном алгоритме. Сынишка подруги долго и упорно объяснял мне правила игры «Аляска», в которую класс играет на физкультуре. Я же, в свою очередь, объясняла ему, что такое прыгать через «козла».

Школьной формы здесь нет, вторая обувь вводится с наступлением слякоти и холодов, в октябре-ноябре. Таскать каждый день мешок со сменными ботинками нет нужды: у каждого ученика есть свой шкафчик, куда также складывается спортивная форма. Иногда и гардероб вовсе представляет собой крючки на стене и полки сверху. Что самое примечательное — воровства нет.

ИГРА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ОБЯЗАННОСТЬ

Читать и писать дети тоже учатся в игровой форме. Тем не менее ученики быстро понимают, что школа — это не только ответственность, но и обязанность. Если школьник не пошел в школу, и звонка о болезни ребенка от родителей до 8:30 не было, администрация школы обращается в полицию с заявлением о пропаже ученика. Полицейские направляются домой к отсутствующему. Живой-здоровый прогульщик, сидящий дома, навлечет на родителей штраф и обратит на себя внимание управления по делам детей и молодежи (Jugendamt).

Но обычно такого не происходит — у детей нет отвращения к школе, они идут на занятия с радостью. Более того, родители каждый день провожают и встречают школьника, хотя это необязательно. Главное — предупредить руководство в письменной форме о том, что ребенок ходит в школу без родителей. В некоторых школах администрация приветствует самостоятельность ребенка и даже организует небольшие группки детей, живущих по соседству, чтобы те приходили на занятия и обратно домой шли вместе.

ПОСЛЕ ЧЕТВЕРТОГО КЛАССА — В УНИВЕРСИТЕТ

Начальная школа длится с первого по четвертый класс. В четвертом классе ребенок уже должен приходить в школу и покидать ее без сопровождения родителей, иначе это негативно скажется на его самооценке.

Средняя школа (Mittelschule)
Средняя школа (Mittelschule)

Но самое главное, в четвертом классе дети пишут итоговые тесты, от результатов которых зависит, куда ребенок направится дальше. Перейдет ли он в среднюю школу (Mittelschule) или же окажется в гимназии (Gymnasium). Сложный уровень гимназии не каждый ученик осилит. Но «наши» родители, в большинстве своем, приемлют для своего чада только гимназию и нагружают его дополнительными заданиями и репетиторами. Фишка в том, что только по окончании гимназии ребенок сможет поступать в университет. После средней же школы выпускнику «светят» аналоги ПТУ, техникумов, высших школ и образовательных учреждений (нечто среднее между университетом и учреждением средне-профессионального образования). Впрочем, если в четвертом классе попасть в гимназию не удалось, можно сдать повторный экзамен после шестого класса. Если же и во второй раз ждет неудача, то путь в университет для него заказан — раз и навсегда.

Однако это трагедия в основном только для русскоязычных родителей. Немцы относятся спокойнее — главное не попасть в гимназию, а успешно учиться там несколько лет. Если поначалу ребенок не тянет на уровень гимназии, ему помогут дополнительные занятия. Но помогут они только поступить в гимназию. Для учебы в ней и хороших оценок нагрузки с репетиторами затянутся на несколько лет, и прощай, детство! Более того, после классического университетского образования очень сложно найти работу.

Куда проще после средней школы отучиться в высшей школе и стать востребованным специалистом. Да и опять же — у немцев нет стремления ради идеи и светлого будущего перевыполнить план. Русскоговорящим родителям, по большей части, гимназия для ребенка нужна «на всякий случай» — а вдруг захочет человек потом в университете учиться? Вариант «не захочет» не рассматривается. Соответственно, русскоязычные дети более ориентированы на «должен» и удивляются немецким одноклассникам, мечтающим стать садовниками, пекарями, парикмахерами и воспитателями.

ЧЕМУ УЧАТ В ШКОЛЕ

В начальной школе главные предметы — это математика и природоведение. Причем последнее включает в себя еще и историю родного края. На уроках музыки дети изучают, какие музыкальные инструменты бывают, из чего они состоят. Не оставляют без внимания ноты. На проверку один ученик или трое детей разучивают песню и поют ее. Задача педагога — следить, чтобы дети попадали в ноты. Бывают и творческие задания — изготовить плакаты.

Уроки ИЗО (Kunst) рассчитаны не только на рисование, но и на поделки и воспитание эстетического чувства в целом. Дизайн футболки, узор для обоев, елка из подручных материалов, садовые украшения, скульптуры из пенопласта, пластилина и фольги — нет предела фантазии.

На уроках плавания (!) дети посещают бассейны и во втором-третьем классе сдают экзамен на умение плавать, после этого получают свидетельства о таком навыке. Вообще, как я заметила, немцы любят документировать все умения и навыки, не говоря уже об окончании образовательных курсов.

А вот наличие следующего урока лично меня поначалу повергало в шок своей практичностью. Детей учат кататься на велосипеде! На уроке сотрудники дорожной полиции (опять же в игровой форме) преподают правила дорожного движения, дорожные знаки, учат, какую одежду нужно надевать для катания на велосипеде при определенной погоде и в темноте, как правильно ездить на велосипеде. Теория совмещена с практикой, на последующем экзамене в третьем-четвертом классе экзаменатором тоже является дорожный полисмен. Ребенок должен продемонстрировать умение езды на велосипеде по улице, объезд препятствий, а также прокатиться по парку или саду. Есть и теоретические вопросы, к которым можно подготовиться в интернете.

При сдаче теории и практики на хорошие оценки школяру выдают удостоверение велосипедиста (Fahrradführerschein). Езда на велосипеде без удостоверения приравнивается к вождению автомобиля без прав. Это юные участники дорожного движения тоже усваивают в школе.

О системе оценок, родительских собраниях, продленке, школьных столовках и учебе в средней школе и гимназии читайте в следующей части.

Читайте также: