ПОМОГУ, ЧЕМ СМОГУ

Сегодня я заканчиваю описание немецких детских садов. Опустить это, казалось бы, не совсем значительное звено не могу. Без него была бы не совсем понятна остальная система образования, а в Германии все взаимосвязано.

Итак, как я уже писала, дошкольная система образования в Германии направлена на активное взаимодействие родителей с детьми и педагогами. Родители активно задействованы в жизни детского сада. Поскольку малыши очень часто отправляются на специальные детские экскурсии в музеи, на ипподром или в аэропорт, в общественном транспорте воспитателям помогают сопровождающие родители-добровольцы. Дополнительные расходы из разряда прокатиться на лошадке оплачиваются родителями заранее.

Утренников в нашем понимании в немецких детсадах не увидишь. Обычно на праздники (например, Рождество, Пасху) организуется чаепитие. Родители приходят со сладостями и выпечкой, вместе с детьми и воспитателями пьют чай-кофе, угощаются, общаются, что-нибудь мастерят, ползают и играют. Все вместе — взрослые и дети. Или же организуется футбольный матч между командами двух детсадов. Здесь также присутствуют родители, создается праздничная атмосфера. На день рождения родители именинника раздают угощение другим детям, праздник отмечают с песнями и играми.

На выпускной организуется небольшой спектакль с участием детей. Дети могут выучить стишок или скороговорки, причем разучивается все только в детском саду с воспитателями. На дом не дается никакой нагрузки.

Воспитателям помогают практиканты. Чаще всего именно они, а не воспитатели, остаются на позднее дежурство. Практика в Германии бесплатная и порой довольно длительная (но об этом — в следующих материалах). В таком случае родители в благодарность могут провести небольшую ярмарку-продажу, средства от которой будут переданы юному помощнику. В некоторых садиках каждый родитель заполняет формуляр, где обозначает, чем поможет детскому садику в случае необходимости — отремонтировать, покрасить, сопроводить детей в поездке.

В УГОЛ НЕ СТАВЯТ

Русскоговорящие родители обычно недовольны функцией воспитателя, который не диктует, а наблюдает. Одна «наша» мама укоряла воспитательницу за то, что та не уследила, что дочка испачкала куртку во время прогулки и угодила в лужу. Немецкая педагогиня не увидела проблемы — на то они и дети, чтобы играть и пачкаться.

Кстати, детей в угол в садиках не ставят. Если ребенок обидел другого, он должен посидеть на стульчике подальше от остальных играющих детей, понять свою вину и попросить прощения. Более того, если родитель увидел, как его малыша обижает другой ребенок, он не имеет права отчитывать обидчика, что-то объяснять и тем более наказывать. Единственный выход — отвести обоих детей к воспитательнице и объяснить суть проблемы. Только педагог правомочна разрешить конфликт.

Вообще, сами немцы спокойно относятся к детским шалостям. Там, где русская мама будет бить ребенка за то, что тот упал или испачкался, немецкая поможет подняться, отряхнет и успокоит. Помнится, летом в кафе-мороженом за соседним столиком ребенок доигрался с шоколадным коктейлем. В итоге и сам облился, и стакан разбил. Так, кроме звука разбитого стекла и испуганного детского плача, никакого шума больше не было. Молодая мамочка извинилась перед подругой и повела ребенка в туалет умываться. Позже они вернулись, заплатили по счету и ушли. Без криков, укоров и подзатыльников.

ОТКУДА БЕРУТСЯ ПАНКИ?

Однако не все дети посещают классические детские садики. Креативные родители стремятся отдавать своих чад в альтернативные детсады, где занятия проводятся по системе Монтессори или Вальдорфской педагогике. Однозначных оценок таким концепциям нет — кто-то относится крайне восторженно, другие — весьма критично. Я, скорее всего, отношусь к последней группе, но постараюсь описать все максимально объективно.

Педагогика Монтессори подразумевает индивидуальное развитие ребенка в его собственном ритме и темпе. Обычно в детских садах такого типа малыши учатся самостоятельно одеваться, накрывать на стол, мыться — в общем, познавать повседневную жизнь. Если из материала, предназначенного для математических занятий, ребенок начнет строить башни, никто ему не воспрепятствует. Ведь самое главное — это личность, задача воспитателя — не мешать развитию. В помощь педагогу есть специальный материал, который по учебному плану распределен по пяти направлениям: повседневности, чувствительности, математическим и языковым навыкам, космическому воспитанию (ощущению себя как микрокосмической частицы в макрокосмосе). Оборудование для занятий в садиках Монтессори специальное, отвечающее системе. Я бы даже назвала его психодельным. Уж очень оно не похоже на игровое пособие.

ДЕРЕВЯННЫЕ ИГРУШКИ

Вальдорфская педагогика больше заинтересована в развитии воли, чувства и мышления. Метод «душевной экономии» определяющий. То есть познается только то, что осилит ребенок, вернее, что захочет осилить. Здесь уже требований к педагогу больше, он образец для детей и должен самосовершенствоваться. Требование «не навреди» проявляется даже в том, что детишек подбирают в группу по типу темперамента. В концепции таких детских садов напрочь отсутствует принцип соревновательности. Чтобы ребенок не почувствовал себя неполноценным, в садиках нет зеркал (или они занавешиваются), да и игрушки весьма специфические — куклы бесформенные, с намеченными точками глаз и рта. Поскольку развитие образного мышления ставится во главе, то и роль кубиков, кирпичей, пакетов молока играют деревянные бруски. Мол, остальные детали ребенок уже сам должен додумать. Поэтому вальдорфские игрушки изготавливаются только из натуральных материалов, минимально декорированы, а то и вовсе представляют собой камушки, шишки или орешки. В общем, выглядят довольно аскетично.

Порой родители так ударяются в то, что окружающее ребенка пространство должно быть максимально приближенным к природе, что дома изолируют детей от телевизоров, радио, компьютеров, пластмассовых и радиоуправляемых игрушек. В детсады с вальдорфской педагогикой обычно отдают своих детишек панки, художники, психологи или преподаватели.

Позже детсад с вальдорфской педагогикой переходит в вальдорфскую школу. А вот по окончании ее выпускник оказывается в XXI веке и реальной жизни. И хотя статистика гласит, что немало выпускников поступают в вузы и успешно их оканчивают, другие данные говорят о попытках суицида, наркомании, депрессии и алкоголизме.

ДВА ЯЗЫКА СРАЗУ

Для иностранцев существуют свои альтернативные детские сады, то есть билингвальные. Страшное слово подразумевает лишь, что садик двуязычный. Вариантов множество — немецко-турецкий, английский, вьетнамский. Для детей наших соотечественников обычно садики называются знакомыми Umka, Matrjoschka, Teremok, Karussell. Русскоязычные воспитатели не только развивают детей на русском и немецком языках, но и проводят утренники в более привычном формате. Да и тематика ближе к традиционной — 8 Марта, День России, День ребенка, Новый год. И не забывают о немецких праздниках, конечно же.

Но большинство русскоязычных детей все же посещают немецкие детские сады. Для того чтобы малыши не забывали родную речь, в некоторых русско-немецких обществах существуют субботние группы развития. Здесь все занятия проводятся на русском языке. Ребятишки рисуют, лепят, делают аппликации, разучивают на уроках музыки русские песни и занимаются развитием речи.

Около двух лет я работала в подобной группе. Субъективно могу заметить, что поначалу дети воспринимали такие занятия как повинность. Если в немецких детских садах они привыкли к игре и отсутствию дисциплины, то русская система подразумевает обратное. Зато родители довольны, что ребенок научился держать кисточку в руках или слепил из пластилина какую-нибудь зверюшку. Каждый родитель сам выбирает путь развития для своего ребенка. Причем почти все «наши» уверены в идеальности русской системы воспитания.

Читайте также: