Дневная мама
Дневная мама


ДНЕВНОЙ «МАМОЙ» МОЖЕТ СТАТЬ И ПАПА

В этой и последующих статьях я буду рассказывать о системе немецкого образования. Начну, пожалуй, с самого главного — с детства. О немецких детских садиках «наши» мамы могут говорить очень долго. Большинство, конечно, критикует местную систему (ну, привычка у народа такая). Но находятся и сторонницы немецкого подхода к детям. Начну с того, что говорить сразу о всех немецких детских садиках не получится — уж очень они разные. В каждой земле свои концепции, режимы работы и цены.

Примечательно то, что немецкие ясли (Krippe) могут принимать детей от шести месяцев. В зависимости от земли или города можно оставить малыша на несколько часов, или занятия проводятся вместе с мамами. И для ребенка хорошо — нет стресса из-за ухода мамы, есть место поползать, и для мамочек отдушина — сменить обстановку и пообщаться.

Однако часто вместо ясель ребенка отдают «дневной маме» (Tagesmutter), по нашим меркам — гибрид воспитателя и няни. Найти ее можно по справочнику, по рекомендации знакомых или в интернете. На своем сайте дневная мама рассказывает о себе, принципах работы с детьми, режиме работы (как правило, с 8 до 16 или на полчаса-час раньше), выставляет фотографии помещений. Стоит работа няни-мамы от 5 евро в час, причем платить могут как родители, так и государство — полностью или частично. Чтобы стать «мамой», нужно окончить специальные курсы (длятся около трех месяцев), сдать экзамены, арендовать и оборудовать помещение, соответствующее санитарным и пожарным нормам и... любить детей, конечно же. Одна няня может взять к себе под присмотр не более пяти детей. Иногда две дипломированные «мамы» могут объединиться, снять помещение побольше и помогать друг другу. Да и детям будет интереснее. Примечательно, что некоторые мамы-няни спокойно могут взять под свою ответственность даже двухмесячных младенцев. В общем, кто-то берет детей разного возраста, кто-то старается собрать группу сверстников. Кстати, «мамой» может стать и мужчина (Tagesvater).

Я слышала о немолодой семейной паре переселенцев, которые отчаялись найти работу по специальности, равно как и заговорить когда-нибудь по-немецки на хорошем уровне. Они оба окончили курсы — в этом случае уместнее сказать — дневных родителей, выполнили все нужные требования и начали принимать детей. Удивлению супругов не было предела, когда воспитанниками оказались не русскоязычные дети, а немецкие.

— Но вы же слышите, как мы говорим по-немецки, — извинялись новоиспеченные «мама и папа» поначалу перед родителями. — В основном, мы разговариваем только по-русски.

Немцы же этот недостаток посчитали преимуществом, мол, на немецком мы и сами с детьми дома разговариваем. Пусть впитывают в себя русский язык, не помешает.

Еще вариант присмотра за ребенком — это бэбиситтер, то есть няня, которая приходит на несколько часов по договоренности. Обычно это или пожилая женщина, или студентка. Есть семьи, в которых за детьми присматривает иностранка (или иностранец), приехавшая по программе Au-pair. Впрочем, такой вариант подходит и для детей постарше.

ДОГОВОРИТЬСЯ С ЗАВЕДУЮЩИМ НЕ ПОЛУЧИТСЯ

В детские сады в Германии тоже существуют очереди как и в России. Порой требуется простоять в них минимум полгода. До недавнего времени проблема усугублялась еще и тем, что ребенку безработного родителя детский садик не полагался. Сейчас стало проще. Более того, государство обязано предоставлять место в детском саду. Другой вопрос, что свободное место может оказаться в детском садике на другом конце города. Здесь уже решать родителям, соглашаться на синицу в руке или ждать журавля с неба. Привязки к прописке нет. Варианта «договориться с заведующим» тоже не существует.

Фиксированной платы за детсад опять же нет. В некоторых землях цена складывается из целой таблицы, которая всецело зависит от годового дохода родителей. Чем больше заработок, тем выше плата. При доходе 1,8 тыс. евро в месяц родители могут платить за садик 300 евро ежемесячно. И это не предел. Иногда зависит оплата и от того, на сколько часов оставляют ребенка. Вполне реально отдавать на пару часов в день, но бесплатно. Здесь играет роль не только земля проживания, но и сама специфика садика.

Поэтому родители называют самые разные суммы: бесплатно, 20 - 50, 100, 125, 250, 300 евро... Если родители безработные, садик может оплачивать центр занятости населения. В большинстве садиков родители дополнительно сдают деньги на еду, около 50 евро в месяц. В детсаду может быть только обед, а завтрак и полдник (заранее приготовленный) родители дают чаду с собой. В другом садике ланч-бокс не понадобится — еда по системе завтрак-обед-полдник.

Многие русскоязычные мамы сетуют на то, что нет привычных нам каш и супов. Дети едят йогурты, мюсли, бутерброды. Более того, может не существовать единого времени для еды. Если ребенок захотел есть, он сам берет пиалу, насыпает туда сухой завтрак, заливает йогуртом или молоком и кушает. Воспитатель ставит отметки, сколько раз поел малыш. На обед подают горячее — его заранее выбирают из меню сами родители с ребенком на целую неделю.

Работают садики по-разному: где-то с 8 до 14, где-то с 9 до 15 или даже с 6 до 16:30. Возможно позднее дежурство (Spätdienst) до 17:00 — 17:30. Слышала о таких случаях, что можно договориться с воспитательницей, чтобы по окончании работы детского садика она посидела с ребенком дома индивидуально, за отдельную плату. Причем как постоянно, так и в определенных случаях, допустим, когда родители отправились в театр или кино.

ВОСПИТАТЕЛЬ НА СКЕЙТБОРДЕ

Воспитателем не обязательно должна быть женщина. Много воспитателей-мужчин в возрасте от 30 до 50 лет. Некоторые из них получали соответствующее образование не сразу, а выучившись и поработав перед этим несколько лет на должностях, даже отдаленно не связанных с педагогикой. Часто воспитателям помогают практиканты, как девушки, так и юноши. Знакомая вспоминала одного практиканта, который приезжал в садик на скейтборде и учил детишек на нем кататься. Надо ли говорить, что детвора была без ума от «усатого няня». А точнее, безусого.

Главный критерий воспитателя независимо от пола — доброжелательность, отзывчивость, отсутствие агрессии, желание помочь и равенство. Дети обычно называют воспитателей только по имени и обращаются на ты (хотя в немецком языке, как и в русском, есть аналог слова «вы» и официальное обращение). Дети не боятся воспитателей и доверяют им, нет эмоционального барьера между взрослым и ребенком. Здесь большинству наших марьиванн с уровнем «Бог», к сожалению, далековато до немецких коллег.

СВОБОДА ВЫБОРА

Обычно день в детском саду начинается с доброты. Дети встают в круг, поют приветственную песенку и желают друг другу хорошего дня. Потом воспитательница предлагает детям на выбор занятия. Кто хочет, отправляется на музыкальное занятие, у кого нет настроения петь — идет рисовать и т.д. По Саксонскому образовательному плану (Sächsische Bildungsplan) воспитатели развивают ребенка по шести направлениям: математическому, коммуникативному, креативному, музыкальному, спортивному и социальному. Нет такого, как заведено в русских детских садиках: все коллективно должны рисовать, петь, лепить или заниматься спортом. Помнится, одна мама решила просветить немецкую воспитательницу и рассказала ей о такой системе. Педагог очень удивилась:

— Если преподносить только готовую схему действий, которой нужно следовать, как ребенок научится мыслить самостоятельно? Как научится понимать, чего он хочет? Откуда тогда возьмется тип руководителя?

Русские мамы не задаются такими вопросами и ответами и просят воспитателей заставлять ребенка рисовать или петь наряду с большинством. Немцы, в свою очередь, пребывают в недоумении от такого подхода: зачем заставлять делать то, что человек не хочет? Не хочет рисовать сегодня, порисует завтра. Ни к чему убивать волю маленького человека.

Аналогичный подход к тихому часу. Отправляются на боковую только те дети, которые хотят спать или отдохнуть, или же родители просят укладывать спать. В этом случае в основной игровой комнате раскладывают кушетки или прямо на ковер кладут матрацы, достают одеяла-подушки. Спальня как отдельная комната существует обычно только в яслях. Остальные дети, которые не спят, играют в другой комнате.

В здешних детсадах больше внимания уделяется игровой деятельности, нежели дисциплине и воспитанию. Самих воспитателей можно отнести скорее к наблюдателям, чем к учителям. Концепция такова: воспитывают родители дома, мое дело — не вмешиваться, смотреть, чтобы дети друг друга не обижали, наблюдать, как развивается ребенок, делать соответствующие пометки: что выбирает из предметов чаще всего, во что предпочитает играть, взаимоотношения со сверстниками. На десятерых детей приходится как минимум два воспитателя. Бывает, что группа складывается из ребятни разных возрастов.

О роли родителей, немецких утренниках, а также об альтернативных и двуязычных детских садах читайте в следующей части моей статьи.

Читайте также: