Прожив в Казани 26 лет, я толком не изучила окрестностей Татарстана. До многих городов республики (и не только) добраться без личного авто весьма проблематично. Чего не могу сказать о Германии. Добраться можно куда угодно и откуда угодно, да и расстояния смешные. Чтобы пересечь всю страну на автомобиле, уйдет половина суток. Если же на поезде, то немногим больше. Однозначно не скажешь — все зависит от типа поезда, времени года и расстояния. Все же не каждому захочется просто страну пересечь, многие предпочтут полюбоваться городами, замками или природой.

...НА ПОЕЗДЕ

Собираясь путешествовать по Германии самостоятельно, достаточно зайти на общий транспортный сайт Германии. Здесь необходимо будет ввести пункт отправления, назначения, дату, время и получить подробные расписания со всеми остановками, временем в пути, пересадками и ценами. Также на сайте в режиме online отображается информация об отмене или опоздании поездов. А такое случается нередко, особенно зимой — сказывается недостаток снегоочистительной техники, о чем я уже писала в предыдущей статье.

Дальние расстояния быстрее преодолеваются на междугородних поездах IC (Intercity) и междугородних экспрессах ICE (Intercity-Express). Но билеты порой на них стоят дороже, чем рейс на самолет. Оно и понятно — быстро, комфортно, бесшумно и минуя аэропорты. Дешевле и дольше передвигаться на электричках RE, RB (Regionalbahn). Хотя и там поездка тоже будет бесшумной, а каждый вагон тоже с местом для багажа и туалетом. Но в экспрессе всегда чисто, и дышится легко, что не всегда скажешь об электричках. Все поезда с сидячими местами, большинство составов с вагоном-рестораном, кофейным автоматом или продавцами всякой снеди.

Кстати, покушать или купить еду и напитки в дорогу можно на вокзалах, которые, как правило, переходят в торговую галерею магазинов и общепита. Также можно запастись продовольствием на платформе — в автомате с напитками, печеньем, орешками, шоколадками.

Бывает, часть маршрута надо проехать на ICE, а потом пересесть на RE. Удивительно, но если предыдущий поезд опаздывает, то состыковочный будет ждать. Особенно, если дело ближе к ночи или это последний поезд.

Билеты на междугородние поезда и экспрессы лучше покупать заранее. Цена будет как минимум на 50% ниже. Допустим, билет на поезд-экспресс из Лейпцига до Берлина стоит 46 евро. Но если купить его за месяц или еще раньше, заплатите только 19 евро. За две недели до отправления поезда цена начинает возрастать и уже составит 29 евро. И так по нарастающей, пока не составит ближе к отъезду полную стоимость билета. Для частых путешествий можно купить скидочную карту на 25% или 50% (BahnCard 25, BahnCard 50), или оформить накопительную карту (bahn.bonus). Как правило, скидки с карточки распространяются и на билеты по предварительной продаже, то есть скидки суммируются. На региональные поезда скидки тоже бывают, но не такие значительные, как на экспресс.

Билеты можно купить в автомате на вокзале, в интернете (и распечатать их) или через мобильный интернет. Контролеру в таком случае достаточно показать QR-код билета на дисплее телефона и удостоверение личности (паспорт, банковскую карточку, водительские права или скидочную карту). Для билетов, купленных в автомате, не требуется никаких документов. Как в процессе покупки, так и во время проверки. Проехать зайцем в немецких поездах не получится — в каждом составе работают дружелюбные и улыбчивые контролеры, которые тут же выписывают штраф. Хотя в отдельных случаях могут и закрыть глаза на безбилетника. Но уповать на это не стоит.

Большинство электричек начинает свой рабочий день в четыре часа утра и заканчивает в час ночи. Во время праздников некоторые поезда отменяются, информацию об этом можно найти как на сайте, так в расписании на вокзале.

Если путешествовать компанией, то можно сэкономить приличную сумму. Помогут в этом групповые билеты. Действуют они не только между городами назначения, но и распространяются на общественный транспорт в самих городах. Единственный минус таких билетов — они действуют на все виды транспорта, кроме поездов IC и ICE. Один билет на один день. Самые распространенные его варианты:

Территориальный билет (действует на одной федеральной земле, например, по Бранденбургу, Баварии и т.д.) — Länder-Ticket. Действует каждый день с 9:00 до 3:00. Стоит, в зависимости от земли, от 22 евро за человека плюс 4 евро за каждого последующего пассажира. Максимум — пять пассажиров.

Билет выходного дня (Schönes-Wochenende-Ticket). Действует с 9:00 до 3:00 по всей территории страны по субботам, воскресеньям и праздничным дням, до пяти пассажиров включительно. Стоит 42 евро на всех.

Билет через страну (Quer-durchs-Land-Ticket). Действует с 9:00 до 3:00 с понедельника по пятницу. На одного человека стоит 44 евро. Каждый последующий пассажир добавляет 6 евро. Максимум — пять пассажиров на один билет.

Также есть билеты для поездок в Европу, детские билеты для поездок с классом и множество других выгодных вариантов.

Помимо общегосударственных железных дорог (Deutsche Bahn) существуют альтернативные (InterConnex). Не столь развитая сеть маршрутов и график, но цены существенно ниже. Приходят такие поезда на обычные платформы вокзалов наряду с государственными составами.

...НА АВТОБУСЕ

Путешествия на автобусах еще только набирают обороты. Введенные во времена «железного занавеса» запреты для поездок между Западным Берлином и ФРГ продолжали действовать и после воссоединения страны. И только около года назад произошли долгожданные изменения в сфере автобусных поездок по Германии. Появились и расширяются автобусные компании, такие как deinbus.de, meinfernbus.de, flixbus.de, eurolines.de, berlinlinienbus.de.

На автобусах из Лейпцига до Берлина добраться можно уже не за минимальные 19 евро, а за 8. Чем серьезнее расстояние, тем ощутимее и приятнее разница в цене. Особенно если покупаешь билет через интернет и заранее. Причем поездка на автобусе не уступает по комфорту пути в поезде. В автобусах есть туалет, интернет и часто можно купить напитки или бутерброды.

...КАК ПОПУТЧИК

До того как появились регулярные автобусные сообщения между городами, да и сейчас тоже, очень выручают сайты mitfahrgelegenheit.de, mitfahrzentrale.de или появившийся позже blablacar.de. Суть сайтов проста: водитель ищет себе попутчиков. Человек оставляет на сайте дату, время и место отъезда, марку машины, условия (возможность багажа, курения, провоза домашних животных) и номер телефона. Обычно цена за каждые 100 километров расстояния составляет 5 евро с пассажира.

Также ищут попутчиков не водители авто, а владельцы билета на нескольких человек. В этом случае стоимость билета делится на количество пассажиров.

Алина Белкинс

Читайте также:

«Германия изнутри». Часть 1-я

«Беременные немки испепеляющим взглядом отвечают на предложение уступить им место в общественном транспорте». Часть 2-я