4.jpg
Иван Грачев

ПРИ ВСЕХ МИНУСАХ 1990-Е – ПОРА БОЛЬШИХ НАДЕЖД И ОГРОМНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ…

- В 1990-е годы существовало понятие «модель Татарстана», описывающее особый путь республики. Имеет ли оно право на жизнь сейчас? Как бы вы описали ключевые отличительные особенности республики в общероссийском и мировом контексте?

- Как раз в 1990-е годы начиналась моя политическая карьера. Я тогда был избран депутатом Верховного Совета республики – это были настоящие выборы, альтернативные, бескомпромиссные. В парламенте была создана группа «Народовластие», которую знала вся республика. Мне выпала честь стать одним из лидеров этой группы. Мы добивались – и добились, – чтобы Татарстан остался в составе Российской Федерации. Группа «Народовластие» отстаивала демократические принципы в политике, стремилась к тому, чтобы создать цивилизованную рыночную экономику.

У нас сложилась отличная команда – это была группа ученых и производственников, собранная в основном из выпускников и действующих научных сотрудников Казанского университета, который для нас был и остается alma mater. Мы приняли участие в закрытом конкурсе, разработали программу рыночных реформ для республики. И эта программа была признана победителем.

Та наша команда 1990-х годов выглядела, наверное, довольно странной: собрались университетские физики и математики и вдруг сделали лучшую программу экономических реформ. Но позднее, когда я как экономист стал просматривать, а как это было в Соединенных Штатах, выяснилось, что там экономическим штабом стала группа под руководством Марри Гелл-Манна, Нобелевского лауреата по физике. Он участвовал в основании некоммерческой организации – Института Санта-Фе в американском городе с таким же названием. И группа Санта-Фе была выстроена по такому же принципу, как наша команда: прежде всего, собрали физиков и математиков, к ним присоединились экономисты и другие специалисты. И эта группа много чего хорошего сделала для Соединенных Штатов. 

И в наших разработках 1990-х годов уже была ипотека, к которой в России пришли только десятилетие спустя. Было понимание текущих реалий. Было правильное понимание рынка, которого и сейчас еще, с моей точки зрения, не хватает ни в мире, ни в нашей стране. Было требование поддержки реального производства, постоянного вооружения его новыми разработками. То есть были совершенно прорывные вещи. Сейчас могу смело утверждать, что время подтвердило нашу «тогдашнюю» правоту. При всех минусах 1990-е годы – это была, в том числе для Татарстана, пора больших надежд и огромных возможностей, которыми следовало бы только правильно распорядиться. Но…

КАРДИНАЛЬНОГО СКАЧКА В ТАТАРСТАНЕ НЕ СОСТОЯЛОСЬ

- Иван Дмитриевич, в чем все-таки сильные стороны республики в глобальной конкуренции, а что тормозит? Где возможности и где «узкие горлышки»?

- Ключевая оценка перспектив любой страны, любого региона, она была давным-давно дана Витте, был такой супер-экономист в России, на мой взгляд, лучший экономист всех времен и народов. Он говорил, что судьбу любой страны определяют в основном три фактора. Это, прежде всего, использование естественных преимуществ, понимание использования своих естественных преимуществ. Второе – это порядок в отношениях собственности. И третье – эффективность расценивания имуществ, то есть эффективность определения рыночной стоимости.

На мой взгляд, наша команда 1990-х годов лучше всех понимала эти три фактора. В том числе то, что эффективность расценивания определяется количеством малых предприятий. Все современные успешные экономики, они смешанные, при этом рыночную составляющую в основном определяют малые предприятия. А порядок и ясность в отношениях собственности – это все-таки функция государства, стабилизирующая функция государства.

В чем была главная идея той нашей программы? Именно в «особости» Татарстана, что давало ему основательные, по тому времени, преимущества.

В те годы нефти на душу населения в республике приходилось больше, чем в среднем в России. Но дело было не в одной нефти и сырьевых запасах, которыми богата республика. На сырье мы рассчитывали опереться, как на основной ресурс, – ту стабилизирующую часть, что гарантирует нормальный бюджет и социальные программы. Но наряду с этим нами планировалось вывести на основное место два других преимущества.

Первое – это уникальный научный потенциал Татарстана. И второе – традиции, любовь к труду, воспитанная очень часто с раннего детства. Об этом мы не писали напрямую, но всеми разработчиками это подразумевалось. Я и сегодня не устаю удивляться тому, сколько выходцев из Татарстана работают на нефтяных и газовых комплексах по всей России.

Мы уже в 1990-е годы хорошо понимали, что вот эти преимущества, сильные стороны республики могут поднять и крупное производство, причем с постоянным и существенным инновационным компонентом, подпитываемым своей развитой наукой. И могут развивать малый бизнес – в большом числе и в немалом разнообразии. И тут на первое место мы опять же ставили инновации.

Наши разработки в существенном объеме были учтены, но в итоге в целом воплощен был все-таки вариант более медленного проведения реформ. Такой вариант тоже имеет право на существование, но не сопровождается инновационным прорывом. То есть не создается никаких долгосрочных преимуществ – про запас, на будущее.

Результатом стало то, что республика развивалась по среднероссийским показателям. Если посмотреть, то многие стандартные параметры были среднероссийскими и не соответствовали исходному потенциалу. Кардинального скачка, успешного использования естественных преимуществ Татарстана не состоялось.

ВЫИГРЫШ В ПОВОЛЖЬЕ НИЧЕГО НЕ РЕШАЕТ

- Каким образом Татарстан сегодня может лучше всего использовать свои сильные стороны? На что нужно сделать ставку? На какие мегапроекты нацелиться после Универсиады?

-К чему должна стремиться любая страна, любой регион? К тому, чтобы выбрать две-три отрасли, сейчас говорят – мегапроекты, которые позволяют снимать сливки со всего земного шара. Потому что конкуренция глобальная, и выигрыш, допустим, в Поволжье, он на самом деле ничего не решает.

Но поскольку республика маленькая, она в принципе не может иметь мегапроектов монопольного характера для всего земного шара. Следовательно, она должна думать, как вписываться в глобальные мегапроекты, потенциально монопольные для всей России. И здесь надо, прежде всего, понимать, что при всех вариантах, какие бы они там ни были, плохие, очень плохие, за исключением распада страны, – Россия обязательно будет энергетической супердержавой. Обязательно, просто безвариантно. Соответственно, тогда надо первый мегапроект искать в сфере ТЭК, топливно-энергетического комплекса, в сфере нашей нефтянки. Что здесь принципиально? Принципиально то, что просто по инерции, выбирая старые месторождения, наверное, республика чего-то такого, значимого даже в масштабах России, предложить не сможет. Потому что есть крупные месторождения в Западной Сибири, в Восточной Сибири… А что может Татарстан для России и для мира сделать действительно приоритетного? Думаю, прежде всего, в том, что касается тяжелой нефти, то есть вязких нефтей. Здесь прорывы возможны. По запасам таких нефтей республика в мире существенное значение имеет, а в России уж точно. Но я не вижу четких, приоритетных исследований в Татарстане. По крайней мере, ко мне, как к председателю комитета Госдумы по энергетике, все-таки больше идут из других регионов – в части исследований, в части каких-то больших идей по тяжелым нефтям. Хотя именно для Татарстана это может стать частью мегапроекта.

Безусловно, в этом же направлении, используя химиков, а они всегда в республике были хорошие, надо думать о нефтехимии, газохимии и в целом о максимально высокой добавленной стоимости на базе нефти, на базе газа. Россия в целом не очень успешно этим занимается, а вот республика здесь могла бы быть одной из первых. Шаги в этом направлении делаются, но пока достаточно скромные, связанные с перерабатывающими заводами. И использование науки тоже выглядит не шибко эффективным. Хотя на самом-то деле это отрасль номер два с точки зрения потенциала республики, с точки зрения ее естественных преимуществ. В большей степени, конечно, так было на старте, в 1990-е годы, но и сейчас республика, несомненно, в этом плане одна из сильнейших. Поэтому на базе Казани, на базе Казанского научного центра Российской академии наук надо искать проекты, прежде всего, связанные с нефтехимией, с высокой добавленной стоимостью.

Еще одно перспективное для Татарстана направление – это, безусловно, математики, искусственный интеллект, использование высокого уровня казанской математической школы. Я в этом абсолютно уверен. Если думать о России в целом, то какие-то подвижки в этом направлении есть, темпы роста у тех, кто занимается софтом, высокие, заметные в мире. Думаю, что и у Татарстана здесь хорошие шансы, если встраиваться в это направление. Но опять же я бы их на сегодняшний день как сильно заметные не охарактеризовал, все-таки республика плохо эти шансы использует. Хотя в этой сфере Республика Татарстан – не среднероссийский регион, а существенно выше, и могла бы внести немалый вклад.

Знаю, что Татарстан также занимается биоэнергетикой – там тоже могут быть какие-то прорывные результаты.

ТАТАРСТАНСКИЕ ДЕПУТАТЫ В ДУМЕ МОГЛИ ЗАРУБИТЬ ИДИОТСКИЙ СОЦНАЛОГ

- Конечно, республика находится внутри России, так что ее мегапроекты должны быть скоординированы с российскими. Но это не значит, что Татарстан не может повлиять на ситуацию, что есть какая-то безысходность: если в России неправильно регулируется валюта, неправильно регулируются налоги, неправильно регулируется энергетика, то в республике надо сложить руки. Нет! Я просто пример приведу совершенно характерный. В Татарстане за последнее время закрылись порядка 30 тысяч и даже больше малых предприятий. Просто потому, что в стране ввели на федеральном уровне идиотский соцналог, который для многих малых предпринимателей, прежде всего для ипэшников, неприемлем. Но по факту можно было 13-ю голосами остановить введение этого очевидно глупого, вредного социального налога. А в российской Думе 15 татарстанских депутатов. Когда дело касается глупых решений федерального уровня, скажем, по проблемам языка, то эти депутаты как по команде голосуют одинаково. А когда касается экономики, когда принимается заведомо глупейшее решение по пенсионной реформе или по тому же малому бизнесу, то почему-то республиканские депутаты не могут четко, ясно занять правильную позицию.

Думаю, эту возможность надо в большей степени использовать, если республика понимает, что правильно и что неправильно, в том числе в развитии предпринимательства, в том числе и в энергетической политике… Вот я разговариваю с реальными профессионалами из Татарстана, они все понимают, что реформа энергетики провалилась, что надежды на торжество рыночных механизмов были необоснованы, что в данном случае должно быть достаточно серьезное госрегулирование, нормирование затрат и все остальное. Но практически-то республиканские депутаты в Думе в очень малой степени учитывают мнение республиканских практиков, республиканской науки. На мой взгляд, это неправильно. Это один из механизмов, который надо задействовать для того, чтобы развиваться быстрее, чем все остальные регионы. Правильно понимая, что нужно, надо работать, в том числе и на федеральном уровне.

УГРОЗ КАТАСТРОФИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА НЕ ВИЖУ

- С какими вызовами и угрозами столкнется республика в ближайшие 5 - 10 лет? Как снизить их негативный эффект?

- Угроз катастрофического характера ни для страны, ни для республики не вижу. Пять лет при нормальном управлении – и можно прибавлять ВВП по 10 процентов в год.

А прочие угрозы – они общие для всей России. Это ветшание, в том числе энергетического комплекса – теплосети, электроэнергетика… Работа тут нужна в основном управленческая, рутинная.

КОРРУПЦИЯ И ЗАСТОЙ В РОССИИ – РЕЗУЛЬТАТ НЕСМЕНЯЕМОСТИ ЭЛИТ

- В какую сторону должна эволюционировать элита и система управления республики? Какие факторы будут влиять на это в ближайшие 5 - 10 лет?

- Что такое элита? Те же управленческие кадры – от высшего до муниципального звена – откуда они берутся? Все зависит от состояния в республике науки и образования. Вот пошли сейчас на поводу ливановских реформ. А на мой взгляд, следует, наоборот, поднимать и возвышать всячески значимость науки, Казанского научного центра Российской академии наук. Однако, на мой взгляд, серьезных шагов для сохранения научной школы пока в Татарстане не сделано.

А в части политики… Надо демократизировать, систему власти, это сегодня для всех аксиома. Полностью контролируемый парламент очевидно ведет к застою и коррупции…

Ключевая, с моей точки зрения, проблема современных элит – в том, что они должны осознавать, но не осознают, необходимости сменяемости. Это ключевая проблема. Вот мы говорим: коррупция, застой в экономике, который и в России в целом, и в республике явно наметился. На мой взгляд, это результат несменяемости элит. Любая современная экономика – смешанная, но на самом деле меру порядка и хаоса, меру госрегулирования и частной свободы посчитать пока никто не может. И навряд ли в принципе кто-то когда-нибудь сможет. А оптимизируется это всегда сменой элит. То есть вот способ, который мир придумал для того, чтобы сбалансировать в динамике, оптимизировать соотношения госрегулирования и частной свободы, – это непрерывная сменяемость элит. Блоковая система, двухпартийная, двухблоковая система. Но осознать это довольно трудно любой элите. Те, кто к власти пришел, они, естественно, стремятся в этой власти остаться. Однако, на мой взгляд, абсолютно необходимо, и на уровне республики, и на уровне России, как-то подталкивать к этому элиту. В том числе, наверное, и объяснениями, что если не будет сменяемости элит, то кончится все застоем и крахом – и в России в целом, и в республике.

На мой взгляд, и мир в целом, и наша страна сейчас на перепутье с точки зрения экономики. Вот у меня на столе лежит работа Нобелевского лауреата по экономике Роберта Шиллера, который как раз рассказывает о последних кризисах и о том, что бесконтрольное развитие виртуальных рынков дальше может привести к еще более глубокому кризису. А если переводить в плоскость теории и практики, то на самом деле хороших экономических теорий, которые современный мир реальной и виртуальной экономикой описывают, их нет. Но я уверен, что в республике такую команду можно было бы собрать. Например, если бы мне такую задачу поставили, то, наверное, я бы еще раз собрал такую команду. И она, несомненно, могла бы для страны и кое-чего для мира полезного сделать в плане современных экономических представлений.

P.S. Проект «Татарстан-2020» рассчитан не на один день. Приглашаем всех желающих присоединиться! Свои ответы на вопросы редакции, предложения можете присылать: elena-gur@business-online.ru. Наиболее интересные отклики будут опубликованы в «БИЗНЕС Online».

Читайте также: