45744.jpg
Ренат Муслимов (фото: tatarstan.ru)

СДЕЛАТЬ ЖИЗНЬ В ТАТАРСТАНЕ КАК В ЕВРОПЕ

- В 90-е годы существовало понятие «модель Татарстана», описывающее особый путь республики. Имеет ли оно право на жизнь сейчас? Как бы вы описали ключевые отличительные особенности республики в общероссийском и мировом контексте?

- Любая модель будет хороша, если она заботится о народе, чтобы он жил нормально. В свою бытность президентом Татарстана Минтимер Шарипович Шаймиев в одном из своих посланий Госсовету республики говорил, что наша задача — сделать жизнь в Татарстане как в Европе. Вот это хорошая задача, и к ней надо стремиться! Такая модель имеет право на жизнь.

УСЛОВИЯ ДЛЯ НАУКИ НЕ НАМНОГО ЛУЧШЕ, ЧЕМ В ЦЕЛОМ ПО РОССИИ

- В чем сильные стороны республики в глобальной конкуренции, а что тормозит? Где возможности и где «узкие горлышки»?

- Сильные стороны республики — ее богатые недра: есть высоковязкие и сверхвязкие нефти, сланцы, угольный метан, глубинная нефть. Развиты химия и нефтехимия, сельское хозяйство и машиностроение. Все это — преимущества Татарстана.

А «узкое горлышко» — это как у всей России: коррупция, бюрократия и малое количество специалистов-профессионалов среди руководителей. Это самые сложные проблемы, но именно они тянут нас назад. Условия для развития науки не намного лучше, чем в целом по России.

ДЕЛО НЕ ТОЛЬКО В ЗАРПЛАТЕ, ГЛАВНОЕ — СОЗДАТЬ НАУЧНУЮ КОМФОРТНУЮ СРЕДУ

- Каким образом Татарстан может лучше всего использовать свои сильные стороны в меняющемся мире? На что нужно сделать ставку? На какие мегапроекты нацелиться после Универсиады?

- Самое главное — надо развивать науку. Дело здесь не только в зарплате, главное — создать свою ауру, научную комфортную среду, и не на словах, а на деле. Ставку надо делать на имеющиеся у республики ресурсы — нефть и нефтехимию. В СССР глубина переработки нефти была 60 процентов. Увеличение глубины переработки на 1 процент было равносильно добыче дополнительных 20 миллионов тонн нефти. А дальнейшие переделы? В сотни, тысячи раз можно увеличить выход с тонны нефти. Вот этим надо заниматься!

А кому нужен мегапроект высокоскоростной магистрали между Казанью и Москвой?! За такие-то деньги! Я против таких проектов. Считаю, надо использовать конкурентные преимущества Татарстана. Хотя при нынешней коррупции в России деньги разворуют, а построенная дорога останется. Может, и стоит построить, и, конечно, надо бороться с коррупцией. Как с ней бороться? Очень просто — надо захотеть… Кто-то из великих сказал, что несправедливые государства долго не живут. Великая фраза!

ВСЕ БУДЕТ ПРОТИВ НАС

- С какими вызовами и угрозами столкнется республика в ближайшие 5 - 10 лет? Как снизить их негативный эффект?

- В последние 15 лет наша страна получила уникальную возможность — высокие цены на нефть. Одновременно вся интеллектуальная продукция в мире стала дешевой: компьютер раньше стоил как 600 баррелей нефти, а сейчас — как 5 - 6 баррелей. То есть все дешево, а у нас денег много. Но скоро пойдет другой цикл: нефть и газ будут дешеветь, а все остальное — дорожать. То есть все будет против нас. Если мы ничего другого не разовьем, только на нефти и газе далеко не уедем. Поэтому Татарстану надо активнее заниматься переделом углеводородного сырья, развивать машиностроение, сельское хозяйство и переработку его сырья. Здесь нужны не лозунги и какие-то «дорожные карты», а реальные дела.

Часто спрашивают: нефть — это зло или благо? Конечно, нефть — это благо. Но через какое-то время благо превращается в зло, потому что все привыкают к легкой, хорошей жизни. И в благоприятные годы, когда стабилен спрос, стабильна добыча, стабильно высоки цены на углеводородное сырье и продукцию из них, надо создавать резервные мощности, развивать другие отрасли промышленности, развивать экономику в целом.

За такие годы Татарстан, я считаю, в отличие от России в целом, хорошо использовал такую благоприятную ситуацию. В дальнейшем мы будем иметь возможность наиболее полно оценить сделанное в эти годы.

Вот, например, Норвегии Бог послал огромные запасы нефти, но ведь страна ушла от проблемы зависимости от нее. Казалось бы, при таких запасах можно вообще не работать, атрофироваться. Но они 20 лет после обнаружения нефти не добывали ее. В это время они разрабатывали законы, правила освоения нефтяных богатств, технологии и проекты, все обмозговали…

«ВЕЛИКОЙ НАЦИЕЙ НАС ДЕЛАЕТ НЕ НАШЕ БОГАТСТВО, А ТО, КАК МЫ ЕГО ИСПОЛЬЗУЕМ»

- В какую сторону должна эволюционировать элита и система управления республики? Какие факторы будут влиять на это в ближайшие 5 - 10 лет?

- В советское время по блату на должности не ставили. А сейчас стараются ставить «своих», преданных. Я считаю, в этом наша беда. Но она проявится только в кризис.

Как сказал Теодор Рузвельт: «Великой нацией нас делает не наше богатство, а то, как мы его используем». Элита должна постепенно приближаться к этой концепции. Элита должна знать и понимать мировые тенденции. И нам надо воспитывать не потребителей, а творчески мыслящих самостоятельных людей, способных отстаивать свои идеи и взгляды, а также претворять их на практике.

P.S. Проект «Татарстан-2020» рассчитан не на один день. Приглашаем всех желающих присоединиться! Свои ответы на вопросы редакции, предложения можете присылать: elena-gur@business-online.ru. Наиболее интересные отклики будут опубликованы на сайте «БИЗНЕС Online».

Читайте также:

Фоат Комаров: «Татарстан – это Вавилон на Волге и Каме». Часть 1-я

Раис Гумеров: «Выросло поколение, которое ежечасно видит, как красиво живут трутни и коррупционеры». Часть 2-я

Алексей Семин: «Когда госкапитализм заполнит все сферы, это приведет к застою». Часть 3-я

Шамиль Агеев: «Татарстан воспринимается как исламская республика, а мусульманство переживает сложные времена». Часть 4-я

Алексей Пахомов: «Обидно, когда в бизнес и власть приходят люди нравственно ущербные». Часть 5-я

Марат Сафиуллин: «Мы варимся в собственном соку, а это для системы управления вредно». Часть 6-я

Виктор Дьячков: «IT-технологии не работают в полной мере при ручном режиме управления». Часть 7-я