42855.jpg
Алексей Пахомов: «Бизнес тоже должен быть мотивирован на скорейшую модернизацию собственного производства»

«РЕСПУБЛИКА ВСЕГДА ХОТЕЛА БОЛЬШЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, НО НИКОГДА НЕ СНИМАЛА С СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ»

- В 1990-е годы существовало понятие «модель Татарстана», описывающее особый путь республики. Имеет ли оно право на жизнь сейчас? Как бы вы описали ключевые отличительные особенности республики в общероссийском и мировом контексте?

- Слова «модель Татарстана» произносят часто. Без ложной скромности надо сказать, что наша республика является одним из регионов-лидеров. Хотя проблем и у нас еще больше, чем достаточно. Это надо понимать, потому что прав тот, кто не удовлетворяется содеянным, а думает о том, что предстоит сделать.

Хочу напомнить, например, о такой стороне «модели Татарстана», как появившемся в лихие 1990-е годы с легкой руки Минтимера Шариповича Шаймиева термине «мягкое вхождение в рынок». Тогда, конечно, очень тяжелой для россиян оказалась шоковая терапия. Это хорошо понимали руководители нашего региона, и вместе с бизнесом старались как-то смягчить последствия. Неслучайно дополнительно к федеральным ваучерам у нас появились ИПЧ – именные приватизационные чеки. Чтобы собственность республики работала именно на республику, на ее жителей. Эти ИПЧ помогли в определенной степени провести приватизацию в интересах республики, сохранить хозяйственные связи, которые тогда в России быстро рушились.

Еще одной чертой «модели Татарстана» были наши отношения с федеральным центром – тогда, в 1994 году, впервые в стране был подписан договор о разграничении полномочий между Москвой и Казанью, между федеральной и региональной властями. Это нужно было, чтобы точно знать, кто перед людьми, которые живут здесь, на этой территории, несет ответственность. После нас такие договоры подписали еще почти три десятка регионов.

Да, наша республика всегда хотела иметь больше самостоятельности, но при этом никогда не снимала с себя ответственности. Это проявляется во всем – от межбюджетных отношений и до участия Татарстана в федеральных программах. Наш бизнес всегда был очень серьезно нацелен на то, чтобы участвовать в этих программах. И правительство РТ, и министерства, и предприниматели прилагали максимум усилий, чтобы наши проекты попадали в эти программы. При этом и татарстанские депутаты в Государственной думе РФ, и члены Совета Федерации от республики, а я тоже был в этой ипостаси, активно участвовали в рабочих группах, которые занимались более чем 50 федеральными программами. Все это способствовало получению дополнительных ресурсов для решения насущных социально-экономических задач Татарстана.

Еще одной чертой «модели Татарстана» я считаю деловое взаимодействие бизнеса и власти. Это началось еще в сложные 1990-е годы, уже тогда бизнес принял участие в уникальной для России республиканской программе по ликвидации ветхого жилья, пошел на то, чтобы один процент с оборота отдавать в специально созданный президентский фонд. Неслучайно мы говорим, что бизнес должен быть социально ответственным. Да, нашлись недовольные, это естественно, кому хочется больше платить, тем более, если на федеральном уровне этого нет? Но когда прокуратура начала жать на Минтимера Шариповича, он публично заявил: я готов сесть в тюрьму за эту супер-важную социальную программу ликвидации ветхого жилья! Сегодня она фактически переросла в программу социальной ипотеки, которая тоже очень нужна людям.

Еще, говоря о деловом взаимодействии бизнеса и власти, хочу напомнить, что руководство Татарстана всегда воспринимает инициативы, которые исходят от бизнеса. Это очень важно. Наша ассоциация предприятий и предпринимателей РТ часто обращается к президенту Татарстана по системным проблемам для их подробного обсуждения на целевых совещаниях с последующим принятием решений по их реализации – такие обращения были по земельному налогу, по кадрам, по IT-сфере, по инновациям… И президент республики слышит нас, это хорошо видно по совещаниям, которые он проводит. Так что это тоже, можно сказать, почерк нашей республики, еще одна грань «модели Татарстана». Как, кстати, и межнациональные, межконфессиональные отношения в республике, где присутствуют мир и согласие, где очень много смешанных семей. У меня у самого дочка вышла замуж за татарина, и внук у нас наполовину русский, наполовину татарин. И это совершенно нормально. Для нас важно, каким он человеком становится.

view_33200.jpg

ПРЕЗИДЕНТ СЕГОДНЯ В ШТАТАХ, ЗАВТРА – В МЕКСИКЕ. И ЕЩЕ УСПЕВАЕТ ФОТО В INSTAGRAM ЗАКАЧИВАТЬ!

- В чем сильные стороны республики в глобальной конкуренции, а что тормозит? Где возможности и где «узкие горлышки»?

- Считаю, что одна из сильных сторон нашей республики – суперактивная позиция ее руководства и команды, нацеленность на все передовое. Посмотрите на любую рабочую неделю президента – невероятная мобильность… Он сегодня в Штатах, завтра в Мексике, послезавтра в Мьянме, потом в Сингапуре… Успевает в Instagram закачивать фото – где он был, что интересного увидел. А когда возвращается, обязательно поручения дает министерствам и ведомствам, в том числе и бизнесу, нацеливает перенимать все новое. И в дальнейшем все на контроле, тут не забалуешь!

Это способствует бизнесу нарабатывать принципы делового, корпоративного поведения. Раз власть себя так ведет, то бизнес как себя должен вести? Так же! Все эти форумы, совещания, выставки, поездки – они для чего? Посмотреть, в самом ли деле «за морем житье не худо», увидеть что-то для себя новое – и внедрить скорейшим образом. Многие говорят: приезжаешь в Татарстан, начинаешь о чем-то новом рассказывать, а у них, оказывается, это уже делается! Говорим про IT-технологии, а они уже «электронное правительство» создали. Говорим, что образовательный процесс надо делать на основе IT-технологий, а у них уже у всех учителей ноутбуки и в школах электронные дневники.

Это пусть не глобальные, но как раз те реальные вещи, которые постепенно и двигают нашу республику вперед. Но от этого никакого головокружения от успехов быть не должно, так как предстоит сделать еще очень много.

Если говорить об «узких горлышках», то можно подискутировать о нефтяной особенности нашей республики. Мы сегодня очень много говорим о том, что нужно строить инновационную экономику, экономику знаний. Но, к сожалению, на федеральном уровне делается в этом плане очень мало. В нашей республике к этому более активный подход. Создан такой гигант, как «ТАНЕКО», по глубокой переработке нефти, хотя он до конца еще не завершен, но суть как раз в этом – надо заниматься глубокой переработкой здесь, у себя, создавать добавленную стоимость, оставлять ее в республике. Это же наши будущие налоги. И неслучайно у нас в Менделеевске «Аммоний» строится, на «Оргсинтезе» сколько новых объектов ввели… И это только в нефтехимическом комплексе… Если бы им не занимались, то, сидя на нефтяной игле, все больше и больше отставали бы. Аналогичное движение есть и в машиностроении (КАМАЗ, Казанский вертолетный завод и др.). Поэтому президент РТ и ставит перед экономикой серьезную задачу – выйти в 2016 году на объем ВВП в 2 трлн. рублей, а в 2020 году приблизиться к 3 трлн. рублей. Он опирается не на какой-то там прогноз в трех вариантах, в зависимости от цены на нефть, как это делает федеральный центр, а на конкретные бизнес-проекты. Вот в этом сильные стороны нашего Татарстана.

Если же говорить о том, что тормозит республику, то я считаю одним из важных моментов – отсутствие четкой и внятной экономической и особенно промышленной политики на федеральном уровне. Несколько проектов закона о промышленной политике ранее предлагались Госдуме, и они где-то там до сих пор пылятся… Потому что есть у определенной категории людей представление, что рыночные механизмы должны работать сами собой, что элементы госрегулирования в переходный период практически не нужны… Но ведь для каждого живого бизнеса сегодня нужны ориентиры, нужен ясный вектор развития. Очень важно, если предприниматель четко знает, какое в стране будет осуществляться дальнейшее развитие производительных сил и по каким приоритетам.

Приведу пример. Энное количество лет назад партия «Единая Россия» провозгласила так называемый партийный проект «Урал промышленный – Урал полярный». Цель – идти на север Урала, развивать его, где практически вся таблица Менделеева… Сегодня разговор об этом совсем уже утух… А если бы бизнес знал, что это развитие точно пойдет, он бы вкладывался в это направление. Началось бы развитие транспортной инфраструктуры, развитие энергетики, освоение социальной сферы – туда же живые люди должны приехать, которым хочется не как на целине в палатках жить, а нормально.

Так что вектор развития должен быть. Все говорят, вроде бы есть федеральная программа-2020, но никто ее не видел. Мы пытаемся на региональном уровне делать свои программы, но мы же не можем в моно-варианте республики развиваться. Нужны четкие правила игры на федеральном уровне, и они должны быть известны всем.

«НЕЛЬЗЯ, ЧТОБЫ БИЗНЕС ВСЕ ВРЕМЯ ЖИЛ В РЕЖИМЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ»

- Каким образом Татарстан может лучше всего использовать свои сильные стороны в меняющемся мире? На что нужно сделать ставку? На какие мегапроекты нацелиться после Универсиады?

- Правительство РТ в основном определило свои приоритеты. Это нефтехимический комплекс, машиностроение, IT-технологии, биотехнологии, аграрный комплекс, малый бизнес, человеческий капитал… И предприниматели знают об этом.

Если отвечать на главный вопрос – на что нам в основном нужно сделать ставку – я бы сказал, что на инновации, науку и человеческий капитал. Это по-крупному. А дополнительных вопросов может быть множество.

Мы уже сделали акцент на профессиональное образование. Ведь сегодня почти вся молодежь, 80 процентов, получает высшее образование. А потом не все находят себе работу. Потому что учим без учета потребности рынка труда. Хотя очевидно, что сегодня не хватает качественных рабочих рук. «ПОЗИС» возит на автобусах из Марийской республики кадры. Завод Горького вынужден был одно здание перестроить, чтобы создать собственный учебный центр. Электротехнический завод взял в аренду у города здание и делает на первом этаже училище, а на верхних этажах общежитие гостиничного типа для кадров со стороны. Темпы роста этого завода, завода Горького – 40 -50 процентов за первое полугодие 2013 года. Этому мы очень радуемся, но кадров им остро не хватает. И сегодня надо готовить такие кадры, в том числе в вузах на бюджетных местах. Причем у выпускников тоже должна быть социальная ответственность – поскольку государство на них денежки затратило, они должны хоть немного вернуть государству… Долг отработать по договору два-три года. Хотя это тоже не всем нравится.

Ну, а по мегапроектам… Помимо тех, что у нас были, – 1000-летие Казани, Универсиада, и тех, что планируются – Иннополис, и «СМАРТ-Сити», чемпионат мира по водным видам спорта, по футболу – у нас есть инновационный Камский кластер. Это КАМАЗ, Ford Sollers, «Нижнекамскнефтехим», ТАНЕКО, «Аммоний» и другие предприятия. Этот мощный промышленный узел – его развитие тоже в определенной степени можно считать мегапроектом.

Нам надо дальше развивать и транспортную инфраструктуру. Неслучайно в РТ недавно прошел логистический форум. Для республики возможен еще один мегапроект – это дороги. Хорошо, что появится скоростная железная дорога Москва – Казань. Но нужны и автомобильные дороги. Мы знаем, какое сегодня соотношение городского и сельского населения, почти треть татарстанцев живут на селе. А там тоже острый голод на специалистов. Приводятся в порядок районные больницы, строятся новые и ремонтируются имеющиеся школы. Но разве дело, если в новой больнице всего один врач – он и терапевт, он и рентгенолог и т.д. Это же ненормально! А если мы сделаем дорожную инфраструктуру, чтобы к каждому населенному пункту вела хорошая дорога, мобильность передвижения людей повысится и проблема со специалистами на селе может решаться быстрее. Острейшим остается вопрос жилищно-коммунального комплекса. Сделать его современным, функциональным, качественным и комфортным – это тоже потянет на мегапроект.

В Татарстане создаются промышленные площадки, где будет развиваться малый и средний бизнес. Это тоже стратегическое направление: создавать условия, содействующие развитию бизнеса, а не препятствующие ему. Не надо, чтобы он все время жил в режиме преодоления трудностей – обивал пороги, ходил, просил, чтобы подключиться к электроснабжению, выбить землю, получить помещение… Поневоле человек скажет: "И на кой черт мне этот бизнес нужен?"

Я уж не говорю про законодательную базу – она тоже должна стимулировать развитие бизнеса. Наша система налогообложения кроме фискальной функции должна иметь и стимулирующую. Потому что бизнес создает налогооблагаемую базу, из которой проистекают все социально-экономические условия качества жизни россиян.

44564.jpg

«НУЖЕН ДОСТУП К ДЛИННЫМ И ДЕШЕВЫМ ДЕНЬГАМ. А КРЕДИТЫ ДАЮТ ПОД 14 - 16 ПРОЦЕНТОВ»

- С какими вызовами и угрозами столкнется республика в ближайшие 5 - 10 лет? Как снизить их негативный эффект?

- Теперь об угрозах, с которыми дополнительно сталкивается республика. С моей точки зрения, один из серьезных факторов – то, что Россия год назад де-юре и де-факто вступила в ВТО. То есть создалась более жесткая, более конкурентная среда. И это ужесточение конкуренции дополнительно осложнило работу значительной части бизнеса в переходный период. Увы, физическое состояние основных фондов предприятий в нашей стране во многом плачевное. Чтобы стать более конкурентными, нужно новое оборудование, надо внедрять инновации и новые технологии, готовить новые кадры. Но для этого нужны финансовые ресурсы…

И бизнес тоже должен быть мотивирован на скорейшую модернизацию собственного производства. Для этого ему нужен доступ к длинным и, желательно, дешевым деньгам. Потому что в одночасье на старом оборудовании не заработаешь такого объема прибыли, чтобы провести модернизацию. А кредит сегодня дают под 14 - 16 и более процентов.

Конечно, на переходный период вступления в ВТО должны быть защитные меры отечественного производителя, чтобы он нарастил за это время мышцы конкуренции. Также должно быть быстрое, ускоренное развитие высокотехнологичных отраслей.

И мы, в свою очередь, понимаем, что здесь тоже многое зависит и от активности самого бизнеса.

ВОЗРОДИТЬ ДОМА ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА И ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ В ДЕТЯХ

- В какую сторону должна эволюционировать элита и система управления республики? Какие факторы будут влиять на это в ближайшие 5 - 10 лет?

- Теперь о том, в какую сторону должна эволюционировать элита или, точнее, система управления республики. Здесь мы снова возвращаемся к кадровой политике. Мне кажется, ее приоритетом должен быть ориентир на высокий профессионализм человека, не важно, в какой сфере, на какой ступени своей судьбы он сегодня находится, какое статусное положение занимает. Будь то бизнесмен, чиновник, руководитель высокого ранга – все равно главным критерием должен быть его профессионализм и умение работать с людьми в коллективе. А отсюда – и писаные, и неписаные правила игры, определяющие процесс подготовки кадров, микроклимат и культуру корпоративных отношений… Как сейчас модно говорить, надо создавать социальные лифты, чтобы у каждого была возможность проявить свои способности. Потому что каждый собственным трудом и собственным интеллектом кует свою судьбу и дело, которому он привержен. И должен знать: всегда в выигрыше будет тот, кто профессионально пригоден, а не тот, кто имеет «связи».

Я бы также считал очень важным больше обращать внимания на талантливую молодежь, и у нас это уже делается. Мы говорим о возрождении технического творчества детей – нам сегодня этого тоже очень не хватает. Потому и проводим профессиональные праздники: День химика, День машиностроителя, праздник «Я выбираю небо»… В них участвуют и работники предприятий, и школьники, и студенты. Я удивился, столько народу приехало в августе на этот праздник, у детей глазенки горят… Неслучайно сегодня и детские сады называют дошкольными образовательными учреждениями. Потому как известно, что черты характера человека закладываются, когда ребенок поперек лавки лежит…

Надо, чтобы, прежде всего, в головах произошли изменения – и не только у детей, а прежде – у их родителей. Надо проводить серьезную профориентационную работу на всех уровнях образования по техническим специальностям.

Поэтому надо популяризировать рабочие профессии, создавать условия, чтобы их выбирали. Надо восстанавливать дома технического творчества, чтобы больше было технических кружков. То есть нужны более интенсивные вложения в человеческий капитал на уровне правительства и бизнеса.

И хочу сказать еще об одном: я считаю, что мы обязательно должны возродить в наших детях воспитание нравственной составляющей. В этом мы, к сожалению, уже многое потеряли. И очень обидно бывает, когда приходят и в бизнес, и во властные структуры люди нравственно ущербные. Нравственный человек – он воровать не будет. Нравственный человек – он хамить не будет. Нравственный человек – он безответственно относиться к делу тоже не будет. И этим многое сказано…

P.S. Проект «Татарстан-2020» рассчитан не на один день. Приглашаем всех желающих присоединиться! Свои ответы на вопросы редакции, предложения можете присылать: elena-gur@business-online.ru. Наиболее интересные отклики будут опубликованы в «БИЗНЕС Online».

Читайте также: