НАДО ВСЕМ ДАТЬ ИГРАТЬ ПО ОДНИМ ПРАВИЛАМ

- В 90-е годы существовало понятие «модель Татарстана», описывающее особый путь республики. Имеет ли оно право на жизнь сейчас? Как бы вы описали ключевые отличительные особенности республики в общероссийском и мировом контексте?

- Модель Татарстана – тема очень интересная. Это понятие распространилось в 90-е годы с легкой руки журналистов… И оно, я считаю, имеет право на жизнь. Более того, уже вошло в историю и со временем, думаю, войдет, и уже входит, во многие исследования, в учебники.

Но если говорить об особом пути республики, надо помнить, что предполагает диалектика, что на каждом этапе особая модель, которая создает преференции для развития региона, должна трансформироваться.

В начале 90-х надо было наполнять содержанием ельцинское «возьмите суверенитета столько, сколько проглотите». И тогда это дало результаты через налоги, через определенные компромиссы, чтобы не было второй Чечни, и так далее. Это был грамотный ход. Но если бы дальше продолжали удерживать суверенитет любой ценой, кончилось бы все очень плачевно. Татарстан стал бы одним из рядовых регионов Российской Федерации, который испытывал бы те же проблемы, которые в конце 90-х испытывало большинство регионов. Там криминалитет пришел реально во власть, места продавались из центра, и назначенцы ехали из центра. Эта тенденция была бы весьма негативной. Но в Татарстане вовремя пошли на разумный компромисс…

Сегодня, я бы сказал, в республике наступил третий этап, связанный с чисто технократичным, экономическим подходом. В середине 90-х «Вечерняя Казань» опубликовала мою статью про государственный капитализм. Я как раз писал о том, что следующий, очень выгодный для Татарстана этап развития – это этап государственного капитализма.

И сейчас именно этот этап мы реально видим в РТ. У него есть свои плюсы и свои минусы. Можно к нему критически относиться, можно позитивно. Суть его: сегодня многие предприятия в республике (и мы прекрасно понимаем, о каких предприятиях идет речь) находятся под жестким контролем республиканских органов власти. Все хорошо, управляемость повышается, конкуренция снижается… То, что нет конкуренции и все вопросы решаются вне конкуренции, это, конечно, на определенном этапе обоснованно, для того, чтобы навести порядок. Но главное – вовремя выйти на четвертый этап. Потому что если увлечься этой игрой… Надо помнить, что когда государственный капитализм заполнит собой все сферы, то есть когда не будет конкуренции, это приведет к застою. И следует вовремя дать возможность, когда правила игры будут определены, по этим правилам играть остальным. Вот это очень важный момент. И если это не будет вовремя определено, то кончиться все может весьма плачевно. А именно: начнется застой.

ЕСЛИ НЕ РАЗВИВАЕТСЯ СОБСТВЕННЫЙ НАРОД – ЕГО МЕСТО ЗАНИМАЮТ ГАСТАРБАЙТЕРЫ

- В чем сильные стороны республики в глобальной конкуренции, а что тормозит? Где возможности и где «узкие горлышки»?

- Сила модели Татарстана в том, что она сочетает в себе вопросы и управления, и материально-технической базы, и производства, и кадров…

Кадры я бы выделил отдельно. Мы же видим, насколько наши кадры сегодня востребованы в других регионах, в том числе, будем откровенны, в самом главном регионе России – в Москве. Причем не просто востребованы. Им же надо выдержать конкуренцию, через три месяца какой бы ни был «свой человек», если он не соответствует должности, то вылетает. А тем более в тех условиях, которые в Москве. Там и политическая активность очень высока, и голос общественности там намного слышнее, чем в регионах.

Сегодня вообще серьезная проблема – удержание кадров. У нас ведь не крепостное право… Как удерживать людей? А надо создавать условия. Если не будет условий для свободного развития, в том числе культурного, не будет хороших бытовых условий, людей не удержишь. Причем, как правило, уходят, уезжают лучшие… А вот если будут соответствующие условия, наоборот, лучшие будут приезжать в Татарстан.

В Москве практически вся более-менее работающая часть среднего звена и выше, в министерствах, ведомствах, в бизнесе, – это все, мягко говоря, даже не в первом поколении москвичи… «Вы москвич? – Да, я москвич! – А сколько лет вы в Москве? – Да вот недавно переехал»… То есть родившихся в Москве и сегодня реально что-то делающих в Москве я, например, практически не знаю. Я встречаю очень мало тех, кто рассказывает, что у него дедушка москвич… Москвичи не уезжают из своего города, они там остаются. Проблема в другом: они проигрывают в конкурентной борьбе. Когда приезжают не москвичи, они побеждают коренных москвичей. Кем работают коренные москвичи? Клерками. У них квартира есть, аренду платить не надо – и они идут на зарплату в 20 тысяч рублей и прекрасно живут. А как человек, который из Казани приехал, может на 20 тысяч прожить? Только если на вокзале ночевать, потому что за квартиру-то надо 30 тысяч заплатить! И в результате в госорганах везде на низшем и среднем уровне – москвичи. Их действительно очень много, тех, кто закончил университет, работает и никуда не дергается. Живет вместе с родителями или в квартире, которая досталась от родителей.

Но ведь это же превращается и в проблему общества. Если не развивается собственный народ – его место постепенно занимают гастарбайтеры. Сегодня нужно бороться за то, чтобы собственные граждане страны (или жители республики, или горожане) имели условия и стимулы к своему развитию. Потому что иначе лучшие могут уехать.

И, кстати говоря, эта тенденция может вскоре ожидать и Казань. Те, кто хочет сюда приехать, кто хочет жить здесь и развиваться, он будет землю рыть, чтобы удержаться, если ему хорошо в этом городе. Будет добиваться успеха, продвигаться вперед. И в конкурентной борьбе те, кому не надо думать о хлебе насущном, проиграют… И в бизнесе то же, в бизнес же идут те, кто хочет чего-то реального добиться.

Вот эти социологические проблемы, они на сегодняшний день серьезно нарастают. И чем богаче становится регион, тем больше у него возникает таких проблем. Не случайно сейчас и на Западе, и в России вновь стали издавать произведения Карла Маркса, а издают то, что пользуется спросом. Действительно, то, о чем мы рассуждаем, было описано Марксом. Что народы страны, богатой полезными ископаемыми, обречены в исторической перспективе на отставание в развитии. Тут классика – Япония. Страна, практически не имеющая ни природных ресурсов, ни даже достаточно земли, суши, и как она рванулась вперед по сравнению с теми, кто обладает всем этим. И Россия – тоже классика жанра. Больше ресурсов, чем у нас, ни у кого нет…

Такое правило можно перенести на регионы, на отдельные города, даже на отдельные семьи. Если ребенок родился в семье, где ни в чем не нуждаются, у него способности к выживанию будут меньше, чем у того, кто изначально в чем-то нуждался и чего-то хочет добиться. Хочет подняться выше той среды, в которой он родился.

ОТ МИЛЛИОННИКА К ТРЕХМИЛЛИОННИКУ

- Каким образом Татарстан может лучше всего использовать свои сильные стороны в меняющемся мире? На что нужно сделать ставку? На какие мегапроекты нацелиться после Универсиады?

- Сегодня достаточно часто обсуждаются вопросы развития республики, предлагается перенести столицу, перенести административные органы управления, построить высокоскоростную магистраль… Множество вопросов и журналистами ставится, и читателями, скажем, в комментариях к материалам вашего издания, что людям есть надо, а вы о чем тут думаете, ерундой занимаетесь… Но если сегодня не думать о том, что будет через 20 - 30 лет… А реально, конечно, развитие Казани на другой стороне Волги или строительство Иннополиса даст результат не через два года. Так скоро это вряд ли на экономике отразится, и первые признаки появятся, может быть, через 20 лет…

Я уж не говорю о создании агломерации. Президент Минниханов сказал, что население Казани должно быть три миллиона – и сразу пошли комментарии: вот давайте мы Бавлы к Казани присоединим… Да ведь не в этом вопрос! А вопрос в том, что если мы хотим выжить в глобальной конкуренции, если мы хотим жить лучше других российских регионов, – а мы хотим жить лучше, – то мы должны играть по тем правилам, которые есть во всем мире. А город-миллионник, он имеет намного больше шансов, чтобы сюда пришли сети, те же гипермаркеты, кинотеатры, которые сегодня уже пришли в столицу РТ и создают инфраструктуру. Они не пойдут в город с населением в 500 тысяч, потому что есть законы рынка, законы развития. В миллионнике будут формироваться и туристические потоки и так далее.

А от миллионника к трехмиллионнику – это совершенно другой уровень. Если мы хотим получить поток инвестиций, который может получить крупная агломерация, то и должны идти в этом направлении. Это не та идеология, которая была распространена после войны: сегодня мы едим картошку, но пусть наши дети будут жить в хороших условиях. Нет, речь не об этом, все хотят и сегодня хорошо жить. Но думать надо наперед.

НА КАЖДОЕ НОВОЕ АГЕНТСТВО ПО ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НАДО СОЗДАВАТЬ ОТДЕЛ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ СТРУКТУРАХ

- С какими вызовами и угрозами столкнется республика в ближайшие 5 - 10 лет? Как снизить их негативный эффект?

- В нашем глобальном мире мы, хотим этого или нет, но приближаемся к плюсам и минусам цивилизованных стран. Много говорили о том, что предыдущий кризис России коснулся в меньшей степени. И это правда, потому что источником стала американская ипотека, когда чуть не сто процентов бралось в кредит. А у нас больше 50 процентов банки не давали. В результате этого страшнейшего банковского коллапса у нас не произошло. Но по мере того, как мы хотим жить лучше, мы начинаем жить в кредит. Поэтому в дальнейшем во время кризиса мы будем в равном положении с другими странами, вне всякого сомнения.

Значит, нам надо как можно быстрее ориентироваться на то, чтобы жить по законам общественного развития, характерным для любой страны. А что здесь является основным? Технократичный подход. Мы должны, – безусловно, с учетом специфики, с учетом реалий сегодняшнего дня, – не дискутировать на тему, целесообразно или не целесообразно, условно говоря, реформировать ЖКХ и повышать цены, а действовать. Потому что чем дольше мы будем это искусственно поддерживать, тем большую брешь будем иметь в бюджете и тем сильнее это ударит, в конце концов. И ударит опять-таки по самым незащищенным слоям населения.

Помимо этого, у нас есть и свои риски. Если брать республику, очевидная угроза – это, конечно же, зависимость от нефти. Когда здесь возникнут проблемы, они ударят по нашей республике в большей степени, чем, условно говоря, по Ивановской области. Если мы к этому не подготовимся.

Если говорить по уму, то, на мой взгляд, правильным было бы, пока есть сверхдоходы от нефти, и налоговую нагрузку, и источники создания госбюджета формировать в первую очередь за счет нефтедолларов. Тем самым используя уникальную возможность создать более благоприятные условия для развития предпринимательства.

Только не надо создавать комитет и агентство по поддержке предпринимательства. Потому что на каждое новое агентство надо потом создавать новый отдел в правоохранительных структурах. Не потому что Россия такая, не потому что Татарстан такой. А потому что везде субъективный подход вводит людей в искушение. Хороших, нормальных людей вводит в искушение!

Самый простой способ поддержки предпринимательства – не собрать налоги, а потом их распределить, а, насколько позволяет бюджет, снизить налоговую нагрузку в отношении тех, кто не использует природную ренту в той или иной форме. И это касается не только малого бизнеса – всех, у кого нет сверхдоходов. Это не обязательно только нефтяники, там же по цепочке деньги проходят. Если налоги будут снижены, то к нам, по законам рынка, пойдет капитал со всего мира. Пойдет развитие.

Другие развитые государства сегодня вынуждены, наоборот, поднимать налоги, и без того высокие. Потому что у них бюджеты не сходятся, потому что у них уровень социальной поддержки загнан предельно высоко, а рабочих мест не стало. Во Франции, наверное, уже две трети населения на пособии сидят. И оно настолько высокое, что у людей возникает вопрос: а зачем я за разницу в 200 евро буду каждый день ходить на работу, мне проще пособие получать! На него прожить тяжело, но можно. 200 евро разницы – это небольшие деньги. Сидишь дома на пособии – 700 евро, работаешь – 900 евро. Арифметика такая… И эти государства вынуждены поднимать налоги. А капитал, он очень чувствителен. И как только сформируется какая-то налоговая гавань, куда можно идти и работать на лучших условиях, капитал пойдет. Это самое лучшее – низкие налоги, но там есть еще целый ряд факторов.

НЕЛЬЗЯ ПОБОРОТЬ КОРРУПЦИЮ БЕЗ ФОРМИРОВАНИЯ ПОДЛИННОЙ ЭЛИТЫ

- В какую сторону должна эволюционировать элита и система управления республики? Какие факторы будут влиять на это в ближайшие 5 - 10 лет?

- Вопрос очень интересный. Более чем! И соответствует моим сегодняшним социологическим интересам. Дело в том, что понятие «элита», которое заложено в вопросе, – это все-таки журналистское понятие. А я хочу вернуться к истинному смыслу слова «элита». В моем понимании элита – это все-таки не те, кто находятся у власти, и не те, кто сегодня владеет определенным капиталом, а очень незначительная часть любого общества на любом этапе развития, которая в силу своего материального, духовного, культурного, социального уровня мыслит категориями перспективного развития своей страны, своего государства.

На самом деле, нужно быть объективными, элитой можно стать только в третьем, четвертом, пятом поколении. И сегодня никто из нас не может отнести себя к элите. Но вот эволюция в направлении чувства ответственности за завтрашний день, вот это должно присутствовать.

Элита на любом этапе общества всегда жила неплохо, и это нормальное явление. Потому что если человек живет и думает только о сегодняшнем дне, то он, как правило, не может жить категориями исторической перспективы. Он будет думать о хлебе насущном. Но когда материальные проблемы решены и отсутствует духовность, отсутствует культура, начинается та самая коррупционная составляющая. Побороть ее без формирования подлинной элиты невозможно.

Кроме того, сегодня необходимо формирование высокого профессионализма управленцев. Понятия «хороший человек», «уважаемый человек», «он долго проработал на ответственном участке» не должны быть определяющими для управленца в век технократизма. Сегодня человек на своем месте, только если он эффективен. Хотя, конечно, должна быть хорошая социальная защита и тех, кто уходит на пенсию. А не как у нас сегодня. Хотя, если человек интересен людям, он всегда будет востребован. Как Минтимер Шарипович Шаймиев, видно, насколько он полон сил и энергии и насколько ему сейчас легче, нежели если бы он по-прежнему занимал пост президента.

Читайте также:

Фоат Комаров: «Татарстан – это Вавилон на Волге и Каме». Часть 1-ая.

Раис Гумеров: «Выросло поколение, которое ежечасно видит, как красиво живут трутни и коррупционеры». Часть 2-ая.