«МОДЕЛЬ ТАТАРСТАНА» АССОЦИИРУЕТСЯ С НАПРЯЖЕННОСТЬЮ И НЕУВЕРЕННОСТЬЮ В БУДУЩЕМ

Понятие «модель Татарстана» получило распространение, когда в стране начались глобальные перемены как в хозяйственно-экономической системе, так и в политической. Перестройка, ослабление центральной власти породили регионализм властей на местах.

Регионализм — с одной стороны, это сепаратизм, с другой, — политическая, экономическая и социальная идентификация территории. Как и по всей стране, у нас этот процесс проходил под лозунгом национально-культурного возрождения. Опыт Татарстана в данной ситуации положителен, огромен и по заслугам оценен как в РФ, так и за рубежом. Татарстан, по словам Рамазана Абдулатипова, принес в развитие федеративных отношений в России договорную практику. И это действительно так, и соответствовало духу времени.

В настоящий момент все регионы Российской Федерации работают над инновациями, что является составной частью модернизации всей экономики страны. Со стороны федеральных и региональных/республиканских властей этому уделяется внимание.

Однако употреблять выражение «модель Татарстана» применительно к тому, что мы входим в пятерку лидеров среди регионов России по основным индикаторам социально-экономического развития — размерам промышленного производства, иностранных инвестиций, вводу жилья и объемам работ в строительном комплексе, я бы не стал. И именно по причинам, названным мною выше, в сознании людей это сочетание ассоциируется с 90-ми годами, напряженностью, неуверенностью в будущем своей семьи, республики, страны. И еще один немаловажный момент: в Российской Федерации Татарстан воспринимается частью населения как исламская республика, а мусульманство переживает сейчас сложные времена (войны в Ираке и Сирии, волнения в Египте, Турции).

Еще хотел бы напомнить, что своя модель региона — это ответственность всех уровней власти за результат перед народом.

49145.jpg

«У НАС НЕТ РЕАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ»

Сейчас Татарстан отличает не только внутренняя стабильность во всех областях жизнедеятельности республики, но и эффективные и долгосрочные отношения с западными партнерами. Если взять непродолжительный отрезок времени — август-сентябрь этого года, посмотрите, сколько делегаций посетило нашу республику и Казань, и в каких странах побывал президент Рустам Минниханов. Везде большой интерес к республике, а правильно выстроенная политика узнаваемости Татарстана в мире приносит свои плоды. Кстати, Торгово-промышленная палата РТ немало способствует этому процессу: только в сентябре на нашей площадке побывали швейцарская и французская делегации бизнесменов, польские предприниматели, казахские, болгары и т.д.

Татарстан занимает благоприятное пространственно-географическое положение, и мы можем шире использовать это преимущество, у нас 20 полномочных, постоянных, торгово-экономических представительств в РФ и странах зарубежья. Не будем забывать, что Татарстан является одним из инвестиционно привлекательных регионов России, что подтверждаетдоклад «Измерение условий ведения бизнеса в российских регионах», подготовленный Российской экономической школой совместно с крупнейшей международной аудиторской компанией Ernst&Young. А еще по результатам исследования Всемирного банка «Ведение бизнеса в России-2009», проведенного среди 10 наиболее крупных городов России, проще всего вести предпринимательскую деятельность в Казани.

Однако хочу привести некоторые цифры, которые покажут, что у нас не все так радужно, как хотелось бы. По данным ФНС, по РТ в 2012 году прекратили свое существование 28230 индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств. А за пять месяцев 2013 года это число составило уже 19322(например, в Набережных Челнах прекратили свое существование более 4 тыс. предпринимателей).

Нам необходима действенная система мер, обеспеченная организационными и материальными ресурсами, которая позволила бы задать новый вектор диверсификации малого предпринимательства, переориентировать его на сферы материального производства и услуг. Сложившаяся структура, когда в промышленности, строительстве и на транспорте работает менее 30% малых предприятий, а 60% занято торгово-посредническим бизнесом — бесперспективна. По оценке экспертов, в течение ближайших 10 лет экспансия сетевого ритейла приведет к тому, что доля малого бизнеса в продовольственном товарообороте упадет с нынешних 70% до 20%.

Если взять легкую промышленность, то засилье импорта из Китая и стран Азии налицо. Зарубежные компании успешно занимают сегменты татарстанского рынка, что оказывает негативное влияние на формирование баланса ресурсов.

Отечественным производителям приходится "конкурировать" с контрабандной и контрафактной продукцией (зачастую это бывают их собственные бренды) и, чтобы удержать свои позиции на рынке, они вынуждены снижать цены на свою продукцию, что приводит к сокращению размера получаемой ими прибыли, к снижению налоговых отчислений, сокращению рабочих мест.

А еще не забудем упомянуть об отсутствии настоящей промышленной политики в России, что непременно сказывается на предприятиях Татарстана. А последние действия правительства по так называемой «заморозке» тарифов привели к увеличению выплат предприятиями, о чем мы говорили на расширенном заседании административного совета и правления ТПП, на встрече с министром Абызовым.

Да, мы давно и открыто говорим, что у нас нет реальной поддержки производителей. Если сравнить ведущие мировые государства и их результаты от вступления в ВТО, то у них все стабильно, у нас же картина на ухудшение. Возьмем анализ ситуации переноса производства тракторов из Канады в Россию. В Канаде в 3,5 раза ниже отчисления в пенсионный фонд, в два раза ниже сборы за страхование от несчастных случаев, на треть ниже налог на добавленную стоимость (12% против 18% в России), средняя годовая ставка по кредитам в России в 2012 году составила 11,75%, а на заводе в Канаде средняя процентная ставка в 2012 году составила 2,30%. В Канаде действует программа налоговых вычетов на производственные инвестиции (Manufacturing Investment Tax Credit), и чиновники любого уровня находятся в постоянном доступе и открыты для диалога, благодаря чему возможно разрабатывать индивидуальные программы поддержки модернизации и НИОКР. В итоге перенос производства тракторов из Канады в Россию экономически нецелесообразен, так как либо ведет к прямым убыткам, либо к росту цены на продукцию.

А еще один из главных моментов — это отсутствие должной поддержки экспортного производства и стимулирования экспорта. В СССР было 28% экспорта машиностроительной продукции, а сейчас только 7%.

«О СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ РЕЧИ НЕТ — БЛЕЩЕМ ЕГО ОТСУТСТВИЕМ»

ТПП РТ работала и работает над вопросами, направленными на улучшение ситуации в промышленности и других областях экономики. В частности, мы предлагаем восстановить льготный порядок налогообложения части прибыли, инвестируемой предприятием в развитие производства (как было до 2002 года); разработать и внедрить порядок, обеспечивающий ежегодное своевременное возмещение из федерального бюджета средств на содержание мобилизационных мощностей, включая расходы по уплате соответствующих налогов (на имущество, землю); снизить ставку по НДС до 15%, что приведет к стимулированию производства; упростить процедуру возврата НДС для экспортно-ориентированных производителей.

Сейчас республика ориентирована на расширение номенклатуры производимой высокотехнологичной продукции нефтехимического комплекса республики, создание и развитие наноиндустрии, IT-технологий.

Один из последних мегапроектов, который поддержан федеральным центром и должен быть упомянут здесь, — скоростная магистраль Москва — Казань с инвестициями в размере 928 млрд. рублей, где доля государства составит 650 млрд. рублей, а остальные 30% на покупку поездов и «обустройство сопутствующей инфраструктуры» добавят частные инвесторы и кредитные институты.

Создание города-спутника «СМАРТ-Сити Казань», расположенного вблизи аэропорта Казань и рядом с федеральными трассами, развитие Иннополиса — умного города с разветвленной бизнес-инфраструктурой — это те базовые ориентиры Татарстана, которые уже даютогромный вклад в развитие всей социо-культурной агломерации региона. Исламский банкинг может стать оригинальной формой услуги, используя формы финансирования, не связанные с получением процентов по кредитам, так как ростовщичество запрещено шариатом.

Если говорить о локомотивных отраслях для Татарстана, на мой взгляд, наряду с нефтехимией это авиация, машиностроение, приборостроение, переработка с/х продукции.

Авиапром в Казани нужно поднимать хотя бы до уровня выпуска самолетов в советское время, необходимо повышать привлекательность отрасли для инвестиций и молодежи в пользу выбора профессии. Кстати, по поводу высшего образования, считаю, что нет нужды иметь в стране такое количество вузов, их нужно сокращать. Сколько у нас говорится и наглядно показывается, что уровень среднего и высшего образования низок (а уж о среднем профессиональном образовании и речи нет — блещем его отсутствием). Пора действовать!

НЕОБХОДИМ ГОСЗАКАЗ НА ПОДГОТОВКУ КАДРОВ

Известно, что порядка 20% экономических благ, производимых в экономике региона, относятся к категории наукоемких товаров и услуг. И здесь мы наблюдаем технологическое отставание, значительный физический и моральный износ основных фондов, недостаточный приток инвестиций для создания конкурентоспособных производств.Кроме того, в республике, как и повсей стране, наблюдается дефицит профессионалов со средним специальным образованием.

Большая проблема сегодняшнего и завтрашнего дня — невосполняемость кадрового ресурса, старение кадров. Вообще, кадры — это была сильная сторона республики.

(Хочу заметить здесь в скобках, что существует несостыковка в заявленной демографической политике в России с повышением оплаты за детские сады. Это может привести к очередному демографическому провалу).

Нам необходима государственная стратегия по формированию государственного заказаобразовательным учреждениям на подготовку профильных специалистов на основеновых стандартов среднего профобразования. Также необходимо создать режим наибольшего благоприятствования развитию малого венчурного бизнеса — разработать критерии предоставления налоговой отсрочки на срок до трех лет. Вопреки доказавшей во всем мире свою эффективность практике гибкого налогообложения различных видов наукоемкого бизнеса, у нас продолжает сохраняться налоговая уравниловка.

«РАЗВИТИЕ ДОЛЖНО ИДТИ В СТОРОНУ УМЕНЬШЕНИЯ БЮРОКРАТИИ»

Если касаться вопроса развития системы управления в республике, то здесь всепросто: развитие должно идти в сторону уменьшения бюрократии, лишнего делопроизводства, волокиты. Нужно суметь максимально внедрить электронное взаимодействие, так как совещания с личным участием отнимают очень много времени и ресурсов. Например, в Азии уже вовсю используются электронные рабочие места, когда человек не привязан к конкретному месту, но всегда на связи с портативных устройств.

Татарстан стал в России ведущим регионом, в котором заработал очень успешно проект «Электронное правительство». Качественно новый уровень оказания услуг населению, организациям, предпринимателям — это необходимость, которая следует из развития информационных технологий во всем мире. Нам надо жить по правилу: ответственность за результат должна быть перед народом, а не перед правительством!

Подготовила Елена Чернобровкина

Читайте также: