IMG_8040.jpg
Рафаэль Хакимов

«ФОРМУЛУ ТАТАРСТАНА ТРУДНО УДАЕТСЯ РЕАЛИЗОВАТЬ В ДРУГИХ РЕГИОНАХ»

- В 90-е годы существовало понятие «модель Татарстана», описывающее особый путь республики. Имеет ли оно право на жизнь сейчас? Как бы вы описали ключевые отличительные особенности республики в общероссийском и мировом контексте?

- «Модель Татарстана» имеет право на жизнь. Две черты определяют ее особенности: взаимоотношения внутри республики и взаимоотношения с федеральным центром. Внутри республики политика строится на балансе интересов: межэтнических, межрелигиозных, социальных. В отношениях с Москвой – это договорной характер отношений. Несмотря на внешнюю простоту, такую формулу трудно удается реализовать в других регионах, даже в Башкортостане.

В общемировом контексте интерес вызывает прежде всего взаимопонимание между мусульманской и православной частью населения. Это стало глобальной проблемой, у которой на сегодняшний день нет решения. Татарстан на практике демонстрирует возможность сосуществования ислама с христианством.

В определенной степени интерес (например, у Тайваня) вызывает сохранение региональной идентичности в отношениях с доминирующим федеральным центром. У либерально настроенных кругов Запада, кроме межконфессионального согласия, вызывает интерес готовность Татарстана инициировать федерализм.

ЗАМКНУТЬ НА СЕБЕ ТРАНСПОРТНЫЕ ПУТИ

- В чем сильные стороны республики в глобальной конкуренции, а что тормозит? Где возможности и где «узкие горлышки»?

- О глобальной конкуренции говорить пока не приходится. То, что бесспорно является преимуществом, – это геополитическое положение республики, а также евразийская ментальность, то есть способность работать как в Европе, так и в Азии. Весь вопрос в том, насколько мы сможем использовать свое географическое расположение и стать узловым центром в товарных потоках.

Кстати, Сингапур начинал именно с этого. Наша задача: замкнуть на себе транспортные пути и создать мощную логистику. Когда эта система начнет работать как швейцарские часы, тогда Татарстан будет востребован не только в России, но также в Европе, Китае и Казахстане.

НЕДАЛЕКО ОТ КАЗАНИ НАДО СОЗДАТЬ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ДЛЯ ТУРИСТОВ»

- Каким образом Татарстан может лучше всего использовать свои сильные стороны в меняющемся мире? На что нужно сделать ставку? На какие мегапроекты нацелиться после Универсиады?

- Из второго пункта вытекает задача мегапроектов. Во-первых, развитие всех видов транспорта на базе транспортного коридора Европа — Китай. Сегодня грузовые потоки слабые, потому что существуют проблемы дорог, логистики, инфраструктуры и безопасности. Это становится поводом для отказа финансировать проект транспортного коридора Европа — Китай. Инфраструктурные проекты не дают моментальной отдачи, но стратегически исключительно важны. К транспортному мегапроекту легко привязать КАМАЗ, судостроителей, IT-технологии и сферу услуг. Нужен деловой форум для обсуждения всех сторон такого проекта и привлечения инвесторов.

Сингапур в качестве второго шага после транспортного коридора организовал финансовый коридор, создав финансовую биржу, по времени стоящую между Токио и Лондоном. Это помогло создать глобальную финансовую сеть. Очевидно, что транспортные перевозки сами по себе требуют значительных финансовых операций. Кто держит первые операции в своих руках, будет контролировать и вторые.

В качестве другого мегапроекта я бы выбрал развитие туризма. Он хорошо сочетается с первым проектом, дает казне доход, который не сможет отобрать федеральный центр, и содействует повышению инвестиционной привлекательности Татарстана. К тому же благодаря туризму можно развивать не только инфраструктуру Казани, но и зону Закамья. Для резкого подъема туристических потоков можно рекомендовать создание парковой зоны «Волшебный мир» недалеко от Казани, близ строящегося транспортного коридора. Это международный проект, который оправдал себя в десятках стран мира. Он обеспечивает приток туристов в разы, то есть там счет идет на миллионы. Однако это полукоммерческий, полусоциальный проект на базе государственно-частного партнерства, то есть требует политического решения, а не только коммерческого расчета. И этот проект не сможет осуществить отдельный банк или даже группа местных частных инвесторов. Это дело всего Татарстана.

Такой парк представляет собой нечто вроде «Диснейленда» с аттракционами, представлениями, сказочными персонажами, аквапарками, гостиницами, магазинами и так далее. В различных странах он занимает территорию от 50 до 300 гектаров. При этом имеет склонность к постоянному расширению. Меня этот проект заинтересовал в силу возможности представить историю народов России без учебников и нудных лекций, а вживую – через персонажи в различных шоу. Это одновременно и воспитание, и развлечение. Такой проект готовится для Подмосковья с помощью иностранных инвесторов ($1,5 миллиарда) и при поддержке правительства Московской области. Хорошо бы нам повторить такой же опыт с адаптацией к условиям не только Татарстана, но и всего Поволжья. Это помогло бы экономической экспансии республики на всю Волго-Уральскую территорию.

ПОДКРЕПИТЬ ДОГОВОР 2007 ГОДА НОВЫМИ СОГЛАШЕНИЯМИ

- С какими вызовами и угрозами столкнется республика в ближайшие 5 - 10 лет? Как снизить их негативный эффект?

- Первая угроза – неясность политического устройства самой России. Она колеблется между желанием забрать себе все полномочия и необходимостью их оставить регионам. Стремление к централизации связано с авторитарными традициями в стране, как тяжелое наследие прежнего общества, когда все решалось в ЦК КПСС, а также желанием стянуть все финансовые потоки в Москву. Необходимость децентрализации вытекает из неспособности центра выполнить уже взятые обязательства (около 4,6 тысячи полномочий). Ситуация ухудшилась в связи с тем, что некоторые регионы не могут выполнить даже имеющиеся полномочия из-за отсутствия финансирования. Делегирование полномочий в регионы без финансирования, чего хотелось бы многим министерствам, перегруженным не свойственными федерации функциями, бессмысленно. А передача с деньгами не гарантирует их выполнения из-за неготовности регионов к эффективному исполнению – отучили работать, приучили к попрошайничеству. К тому же сильные регионы, получив полномочия вместе с финансированием, станут еще сильнее, а слабые еще больше ослабнут под неэффективным управлением центра.

В вопросах федерализации Татарстан всегда был в первых рядах. На сегодняшний день единственный договор с Татарстаном остается примером и слабой надеждой на возможность договорных отношений с другими регионами для эффективного разграничения полномочий. Такой вариант обсуждается в Москве, но он наталкивается на авторитарную ментальность большинства чиновников, к тому же заинтересованных в силу коррупционности в контроле финансовых потоков. В этих условиях нам желательно подкрепить Договор 2007 года новыми соглашениями и показать пример успешного делегирования полномочий субъекту. Слабая Россия – угроза для всех, но сильной она может быть только федеративной. Любое усиление вертикали власти ведет к усилению коррупции и снижению экономического потенциала страны. Москва как политический центр, где назревает несистемная оппозиция, становится угрозой стабильности в стране.

Другая опасность связана с экономической и финансовой нестабильностью России. Сырьевая зависимость с каждым годом усугубляет положение страны, рубль быстро ослабевает, его курс трудно будет удержать. Инвестиционная привлекательность России резко упала. Постоянно меняются правила игры, а коррупция не снижается, качество законодательства и государственные услуги не улучшаются. В качестве мер противодействия следует рассматривать прежде всего укрепление самостоятельности республики в единстве с инициированием федерализации России.

Одновременно я бы предложил укреплять корпоративный дух в Татарстане. Все понимают, что бюджетообразующих предприятий всего десяток, но их благополучие зависит от общего благополучия республики. Чем слаженнее будет работать республиканский организм в политическом, экономическом и социальном плане, тем лучше будет всем без исключения. Приоритеты всегда существуют, но они должны касаться прорывных направлений, а не отдельных секторов, предприятий или регионов. Сегодня многие предприятия демонстрируют мировой стиль управления, Казань уже признается как европейский город, надо чтобы весь Татарстан стал образцовым, каждый его уголок без исключения. Кстати, в Европе бросается в глаза обустроенность всей территории, причем село выглядит более привлекательно, чем скученные города.

ПОПЫТКА СВЕРНУТЬ ОБРАЗОВАНИЕ НА НАЦИОНАЛЬНЫХ ЯЗЫКАХ – САМАЯ ГРУБАЯ ОШИБКА

- В какую сторону должна эволюционировать элита и система управления республики? Какие факторы будут влиять на это в ближайшие 5 - 10 лет?

- Первейшая задача элиты – создание самой современной системы образования, адаптированной к двум государственным языкам с тем, чтобы молодежи не надо было уезжать в другие регионы и другие страны. Иначе говоря, талантливую молодежь недостаточно готовить на высшем уровне, надо создать привлекательные условия для жизни и работы, чтобы она не уезжала из республики. Иначе получится как в Московском физтехе, где вместе с дипломом выдают green card для проживания за рубежом.

Попытка федерального центра свернуть образование на национальных языках и ограничить функции татарского языка – самая грубая ошибка последних лет во внутренней политике. Недальновидность и непрофессионализм официальных идеологов в Москве просто уму непостижимы. Никогда еще в России общественная и политическая мысль не опускалась так низко, как сегодня. Она сошла на бытовой уровень. Татарстану негоже повторять ошибки Москвы. А сегодня университеты сворачивают не только образование на татарском языке, но и всю гуманитарную сферу, то есть идут по глубоко порочному пути общероссийской политики. Такими темпами наше общественное сознание скоро опустится до уличных пересуд, а публичные дискуссии будут напоминать базарные перепалки. Разруха в обществе начинается с разрухи в головах, а живая мысль творит историю. Заметьте, властителями дум не бывают химики, физики или математики, это общественные деятели, которые и определяют стержневые тенденции, или как сегодня выражаются, – мейнстрим.

Система управления, стимулирующая самоуправление, всегда будет более эффективна, нежели опирающаяся на управление из одного центра. Система управления, опирающаяся на достоверные данные о ситуации в республике, будет лучше оказывать государственные услуги. Система управления, имеющая нормальную и конструктивную оппозицию, станет залогом эффективности борьбы с коррупцией, которую не победить иным способом. Эффективна многопартийность, в которой партии опираются на интересы республики, а не выполняют функции проводника воли центра или отдельных социальных слоев. Сильная власть никогда не боится оппозиции, в то же время может воспользоваться разумной критикой для укрепления республиканской системы.

Подготовила Елена Чернобровкина

P.S. Проект «Татарстан-2020» рассчитан не на один день. Приглашаем всех желающих присоединиться! Свои ответы на вопросы редакции, предложения можете присылать: elena-gur@business-online.ru. Наиболее интересные отклики будут опубликованы в «БИЗНЕС Online».

Читайте также: