«Продаем автобусы, чтобы купить новые», — объясняют перевозчики каскад объявлений на Avito по продаже «краснобусов». Так, кризис общественного транспорта Казани нащупал новое дно: не дождавшись новых автобусов, частные перевозчики продают 31 старую машину. Два 30-километровых маршрута раздроблено из-за нехватки водителей и кондукторов, дефицит которых за год вырос на 6% до 1,7 тыс. человек. И новые автобусы делу не помогут — это разовая поддержка, а не переход на регулярное финансирование. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
«[Реализуем автобус], чтобы новые купить, у нас обновление парка сейчас идет. Мы 6 автобусов продаем»
«Автобус на ходу, он на маршруте работает»
Сразу 31 автобус продают на сайте Avito два частных пассажирских автотранспортных предприятия Казани.
Так, перевозчик ООО «УМ-4» в опубликованном объявлении указал о продаже газового автобуса «НЕФАЗ» 2018 года выпуска за 5,9 млн рублей. Однако в телефонном разговоре корреспонденту «БИЗНЕС Online», позвонившему под видом покупателя, сообщили, что готовы предложить 6 поездивших машин. Сразу 10 дизельных автобусов 2012 года выпуска за 7,3 млн рублей на сайте реализует ООО «КПАТП №9». Однако на деле потенциальному покупателю предлагают купить больше — 25 машин. Оптовикам скидка по цене.
«В автобусах по регламенту делали все, что нужно, — рассказали по телефону, указанном в объявлении КПАТП №9. — Меняли, ремонтировали. По состоянию кузова ржавчины особо нет, кузова идут из композиционного материала, там цинковые листы, снаружи царапины могут быть, вмятинки там, а так ржавчины особо нет. Торг уместен — ну смотря сколько брать будете, мы продаем 10 штук. Если берете один автобус — небольшой торг, если оптом — побольше. Обговорим. У нас на продажу порядка 25 автобусов, сколько-то себе оставим, а так планируем все продавать».
По данным транспортного сайта Казани, КПАТП №9 обслуживает четыре городских маршрута:
- №33: Ферма-2 – ул. Ленинградская;
- №53: речной порт – ул. Ленинградская;
- №63: поселок Левченко – ул. Фучика;
- №84: поселок Чебакса – ул. Халитова. По информации 2ГИС, это только пять рейсов в день: первый — в 6:15, а последний — в 18:50.
Дозвонился корреспондент «БИЗНЕС Online» и по объявлению о продаже газового автобуса «НЕФАЗ» 2018 года «УМ-4», которое обслуживает маршрут №55.
«Автобус на ходу, он на маршруте работает, — сообщили по телефону. — Местами ржавчина есть, но я не могу сказать где, такого уж страшного нет ничего. С наружкой у него там нормально все, полы идеальные. Газовые баллоны проверяются каждые три года, следующая [проверка] в этом году осенью должна быть. Вообще хорошо все работает, экономия, там 50 процентов дизель идет. [Продаем автобус], чтобы новые купить. У нас обновление парка сейчас. Мы 6 автобусов реализуем. По [объявлению о продаже транспортного средства] порядка двух-трех звонков уже было, но еще ничего не реализовано. Торг есть, но решать станет генеральный, если 6 возьмут — ощутимо будет».
Новые автобусы перевозчики Казани ждут с 2023 года. Для столицы РТ тогда планировали купить 253 новых автобуса, еще 90 — для Набережных Челнов.
Автоград получил часть автобусов еще в прошлом году, но Казань продолжает ждать — в 2023-м оказались перегружены производственные мощности поставщиков, в первую очередь КАМАЗа, на который рассчитывали в городе. Для обновления автопарка перевозчики оформят льготный лизинг без первоначального взноса под 6% годовых. Такие условия предлагает Государственная транспортная лизинговая компания. Это позволит убрать с маршрутов столицы Татарстана машины старше 10 лет. Ожидается, что закупка новых автобусов состоится в III квартале к саммиту глав государств БРИКС.
Пересадки влекут дополнительные ежедневные расходы жителей поселков на проезд в общественном транспорте Казани, где нет единого пересадочного тарифа
В столице РТ новый виток транспортного коллапса: дробят маршруты
Новые автобусы не решат проблемы пассажирских перевозок в Казани. После пандемии коронавируса 2020 года отрасль остается в кризисе. И проблемы только усугубляются. Приглядимся к последним событиям в транспортной схеме города:
- Раздроблен маршрут №63 от поселка Левченко до улицы Фучика. Этот маршрут длиной 30 км упомянутого КПАТП №9 из-за дефицита водителей в этом году поделили на два: 63 и 63а. На втором автобусы с интервалом 20 минут следуют от поселка Левченко до разъезда Восстания.
- Закрылся маршрут №37 длиной 30 км от поселка Сухая Река до Фермы-2, который обслуживал ИП Гилязов. Для жителей поселка в марте запустили укороченную версию маршрута №37а от Сухой Реки до КДК им. Ленина в Соцгороде. Теперь его заменяет сезонный маршрут №92с от КДК им. Ленина до Дальних Садов. Попытки властей разыграть на торгах маршрут №37 пока безуспешны: желающих работать на текущих условиях нет.
Пересадки влекут дополнительные ежедневные расходы жителей поселков на проезд в общественном транспорте Казани, где нет единого пересадочного тарифа — такое меню действует только в электротранспорте. Да и вообще поездка с пересадкой для городов от 500 тыс. человек соответствует федеральному стандарту транспортного обслуживания населения.
Удушение общественного транспорта продолжает подстегивать автомобилизацию — в условиях транспортной дискриминации ездить-то людям надо
Что не так с общественным транспортом Казани?
Перевозчики работают в условиях жесткого тарифного регулирования цены проезда. Главный источник дохода — билетная выручка. Не решен и вопрос полноценных компенсаций за перевозку льготников, поездки которых убыточны для перевозчиков. За одну поездку льготника бюджет РТ выплачивает 28 рублей, что на 10 рублей ниже, чем поездка обычного пассажира по банковской или транспортной карте. Дотаций нет, хотя мировой опыт свидетельствует: общественный транспорт не выживает без поддержки. Работу в условиях чистого рынка эксперты, в частности директор Института экономики транспорта ВШЭ Михаил Блинкин, называют «африканской системой перевозок», когда выручка зависит от пассажира, за которым приходится гоняться в буквальном смысле слова.
«Помочь перевозчикам стоит не только в технике, но и в текущей деятельности. Только за счет билетной выручки окупать все это невозможно. Ждем и таких решений», — говорил в начале года замруководителя исполкома Казани Ильдар Шакиров в разговоре с «БИЗНЕС Online». То есть просто новых автобусов перевозчикам будет недостаточно: без финансирования транспортной работы система не выйдет из спирали коллапса.
Перевозчики работают в условиях жесткого тарифного регулирования цены проезда. Главный источник дохода — билетная выручка
Готова новая транспортная схема, разработанная ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» по заказу исполкома Казани в 2022 году за 15 млн рублей. Там оценили объемы необходимых субсидий для стабильной работы общественного транспорта столицы республики, приемлемых интервалов движения и достойной зарплаты водителей автобусов и кондукторов. В прошлом году пассажирским предприятиям города не хватало 1,6 тыс. водителей и кондукторов, сегодня — уже 1,7 тысячи. Это значит, что оставшимся приходится работать дольше, чтобы хоть как-то закрывать график.
Удушение общественного транспорта продолжает подстегивать автомобилизацию: в условиях транспортной дискриминации ездить людям надо все равно. Чем хуже автобусы-трамваи-троллейбусы, чем лучше дороги, тем удобнее ездить на машинах. Последствия автомобилизации — перегруженные дороги, пробки, забитые машинами дворы и беда с парковкой на узких улицах, а пересадить владельца ТС на общественный транспорт крайне затруднительно. Так что в ответ обессиленные власти выделяют десятки миллиардов на новые дороги и развязки. Цикл повторяется, строители довольны, а дышать в городе легче не становится.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 287
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.