Развитие сети вылетных дорог Казани обрастает подробностями. Как стало известно «БИЗНЕС Online», после начала реконструкции Горьковского шоссе оживят и проект Мамадышского тракта. В последний раз «хирургическое вмешательство» там провели в 2013 году, но задела хватило только на 9 лет. Теперь готов проект нового выезда из города через улицу Патриса Лумумбы, проектируют и развязку на перекрестке с Рахлина рядом с «самым ужасным перекрестком» Казани. В новую точку роста уже готовы вложиться миллиардер Алексей Семин, семья Гильфановых, любимый застройщик вице-премьера РФ Марата Хуснуллина, некогда министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ, петербургские покупатели ЮИТа и близкий к министру обороны Сергею Шойгу и губернатору Подмосковья Андрею Воробьеву «Самолет». Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Вслед за Горьковским шоссе власти Татарстана и Казани намерены вернуть статус вылетной магистрали Мамадышскому тракту
Настоящее и будущее Мамадышского тракта: развязки, метро и транспортно-пересадочный узел прорубают окно из города
Вслед за Горьковским шоссе власти Татарстана и Казани намерены вернуть статус вылетной магистрали Мамадышскому тракту. Сегодня автомобильные пробки закупоривают путь не только в часы пик утром и вечером. Даже днем 6-полосный тракт периодически стоит то по направлению к центру города, то обратно. Дорожный «тромбоз» продолжает нарастать. В 2020 году Мамадышский тракт занял вторую строчку в топ-15 «пробочных» мест Казани, уступив только Горьковскому шоссе. Для разгрузки трассы необходимо «расшить» узкие места, где скапливаются машины, причем внутри самого города.
«Хирургию» на Мамадышском тракте в последний раз проводили при подготовке к Универсиаде-2013. Тогда магистраль длиной 7 км расширили в обе стороны до 6 полос на всем протяжении от развязки с проспектом Победы до М7, построили два подземных и два наземных перехода. В результате «шунтирования» пропускная способность тракта выросла до 30 тыс. автомобилей в сутки. Однако новое жилищное строительство свело на нет успехи 9-летней давности. «Ак Барс Дом» продолжает строить многоэтажки «Светлой долины» для 16 тыс. человек, «Унистрой» возводит ЖК «Весна» — только первая очередь данного жилого комплекса рассчитана на 8 тыс. человек. Уже началось строительство ПИКа, введен в эксплуатацию ЖК Green от компании «ЮИТ». Помимо этого, дорога принимает на себя автомобильный поток из ЖК «Царево Village» на 9 тыс. человек и других жилых комплексов и поселений Пестречинского района. Мамадышский тракт обслуживает и жителей казанских поселков Константиновка, Самосырово, Малые и Большие Клыки, для которых автомобиль — главное средство передвижения. Таковым он станет и для жителей новых жилых комплексов.
Что и где предстоит расположить проектантам на вылетной дороге?
Тромб №1. Перемычка Патриса Лумумбы – Космонавтов: Мамадышский тракт с запасом «вгрызется в тело» Казани
Ближайшая операция — на подходе к Мамадышском тракту со стороны улиц Патриса Лумумбы, Космонавтов и Аграрной. Там появится новая дорога длиной 2 км от Патриса Лумумбы до Космонавтов и Аграрной с двухуровневой развязкой на перекрестке трех дорог. Проект планировки уже опубликован в сборнике документов исполкома Казани.
Трасса пройдет от администрации Советского района мимо небоскреба «Лазурные небеса», здания бывшего аэропорта и ипподрома, минует автовокзал «Восточный» и вольется в Мамадышский тракт
Трасса пройдет от администрации Советского района мимо небоскреба «Лазурные небеса», здания бывшего аэропорта и ипподрома, минует автовокзал «Восточный» и вольется в Мамадышский тракт. Это первое спроектированное продолжение вылетной магистрали внутри Казани. Именно о данных связях эксперты рассуждали в июльской публикации «БИЗНЕС Online».
«Это адово место!» — так представитель федерации автомобилистов России в РТ Рустам Хайруллин оценил ситуацию на улицах Космонавтов и Патриса Лумумбы, на которых «стояние» мамадышского направления усугубляет поток жителей Art City и «Казань XXI век». Компанию им уже составляют первые новоселы жилых комплексов «Мой ритм» и Green. Причины загруженности дорог эксперт видит в узости проездов и неотрегулированных светофорах, из-за чего «встречные автомобили затыкаются и перекрывают дорогу тем, кто поворачивает».
В министерстве транспорта и дорожного хозяйства РТ и исполкоме Казани «БИЗНЕС Online» рассказали, что пропускную способность новой дороги с развязкой рассчитали с запасом. До 2031 года там ожидают такие потоки машин в час:
- в сторону Мамадышского тракта — 1,9 тыс. автомобилей, что в 3 раза меньше заложенной пропускной способности в 6,3 тыс. транспортных средств;
- в сторону центра города — 1 тыс. машин — это в 5,5 раза ниже заложенной мощности.
Новая трасса пересечет улицу Космонавтов сверху — по путепроводу. Вдоль дороги появится 9 остановок общественного транспорта, отделенные от тротуаров велодорожки, а также три подземных перехода: у автовокзала «Восточный», со стороны улиц Патриса Лумумбы и Космонавтов.
Причины загруженности дорог эксперт видит в узости проездов и неотрегулированных светофорах, из-за чего «встречные автомобили затыкаются и перекрывают дорогу тем, кто поворачивает»
Проект обошелся бюджету РТ в 29,8 млн рублей. Стоимость строительства ни в миндортрансе РТ, ни в исполкоме Казани уточнять не стали, не называются и сроки начала работ. По информации источников «БИЗНЕС Online», дорога обойдется бюджету в 3 млрд рублей в ценах 2022 года. Часть средств потратят на перенос сетей электроснабжения, канализации и водопровода, связи и газопровода. Дорога преимущественно проходит по муниципальным землям, но без выкупа не обойдется. Количество изымаемых участков уточнят после утверждения проекта планировки территории, заявили в исполкоме Казани. Для сравнения: цена строительства Вознесенского тракта от улицы Гвардейской до проспекта Победы составляет 13,7 млрд рублей, из которых 70% потратят на перенос коммуникаций и выкуп имущества.
Перемычка также затрагивает интересы миллиардера, владельца ASG Алексея Семина — у группы компаний в зоне строительства дороги расположено два земельных участка общей площадью 0,8 гектара. В ASG изданию сообщили, что пока земля не попала в зону строительства и не будет изъята. «Идут активные переговоры с застройщиками», — сообщил о судьбе участка директор по развитию территорий ASG invest Ринат Аисов.
Вслед за перемычкой Патриса Лумумбы – Космонавтов проектируют новую развязку на пересечении Мамадышского тракта с улицей Натана Рахлина, которую еще и расширят до четырех полос
Тромб №2. Облегчить въезд из районов массовой застройки и убрать «самый ужасный перекресток» Казани
Вслед за перемычкой Патриса Лумумбы – Космонавтов проектируют новую развязку на пересечении Мамадышского тракта с улицей Натана Рахлина, которую еще и расширят до четырех полос. Соответствующий проект уже готовят, выделено 13 млн рублей. В перспективе там появится станция метро и транспортно-пересадочный узел.
Новая развязка с дорогой в первую очередь облегчит выезд из ЖК «Светлая долина» от «Ак Барс Дом», а также из «Весны» и «Лета» компании «Унистрой». В числе выгодоприобретателей и «Нокса парк» московской группы компаний «ПИК» — любимого застройщика экс-главы министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РТ, а ныне вице-премьера РФ Марата Хуснуллина, а также ЖК Green ЮИТа, который куплен у финнов петербургским «Эталоном».
Проще ездить станет и на проблемном перекрестке Мамадышского тракта с улицами Большой Красной и Трудовой, на который жалуются жители казанских поселков Малые и Большие Клыки, а также Константиновка. Еще в 2013 году там запретили поворот налево и разворот, поставили дорожный знак, а потом установили камеру. Но водители привыкли нарушать запрет, отмечали активисты в феврале 2022-го. Тогда же выяснилось, что камера фиксации нарушений ПДД не работает.
По действующей схеме повернуть налево и развернуться в этом районе можно только через развязку на проспекте Победы и пересечении Мамадышского тракта и улицы Азата Аббасова, которая ведет в ЖК «Весна». Еще один вариант — заехать в Большие или Малые Клыки и совершить маневр там. Но зачем тратить время, если есть полюбившийся перекресток? В результате требования знака нарушают как те, кто въезжает в город, так и выезжающие из него. Страдают жители поселков, которые не успевают выехать на перекресток, занятый нерадивыми автомобилистами. Для поселков зеленый сигнал светофора горит меньше 20 секунд, а проезд по тракту открыт в течение двух минут. Итог — 1,5-километровый путь из Больших Клыков в Малые занимает до получаса.
В интернете даже распространилось видео с перекрестка, на котором видно, как мужчина на Toyota сбивает человека, вышедшего из LADA, и скрывается. За кадром слышны звуки, похожие на выстрелы. По словам жителей, аварии на перекрестке Мамадышского тракта и улиц Большой Красной и Трудовой случаются постоянно. «Самый ужасный перекресток, который я знаю. Каждое утро и вечер ругаюсь там! Если у кого-то плохое настроение, можете туда ехать и выплескивать на тех, кто делает разворот», — так описывали ситуацию на данном участке Мамадышского тракта в соцсетях.
По словам жителей поселков, пока что светофору на «самом ужасном перекрестке» Казани добавили пять секунд, однако левый поворот по-прежнему не разрешен. «Как нарушали, так и нарушают, но даже пять секунд облегчили ситуацию», — рассказал собеседник нашего издания, надеясь на скорую достройку Вознесенского тракта, который в перспективе разгрузит мамадышское направление, если, конечно, новая магистраль не отпугнет водителей платным въездом.
Еще две новые развязки запланированы на отрезке от пересечения тракта с улицей Натана Рахлина до М7. Транспортные связи соединят Мамадышский тракт со строящимся Вознесенским и позволят застраивать свободные территории на востоке города
Профилактика «тромбоза»: две перспективные развязки для застройки «Восточной дуги» в связке с Вознесенским трактом
Еще две новые развязки запланированы на отрезке от пересечения тракта с улицей Натана Рахлина до М7. Транспортные связи соединят Мамадышский тракт со строящимся Вознесенским и позволят застраивать свободные территории на востоке города.
Развязки появятся на следующих перекрестках:
- улица Интернациональная – Мамадышский тракт;
- улица Хезмэт – Мамадышский тракт.
По генплану-2040 от Вознесенского тракта расходятся ответвления в южную и северную части «Восточной дуги» Казани. Глава исполкома города Рустем Гафаров уже назвал Вознесенский тракт осью новых микрорайонов. В зоне тяготения к Вознесенскому тракту только у группы компаний ASG свыше 250 га земель. В ГК также заявляли, что в окружении Вознесенского тракта появится еще 181 км новых дорог, раскрывающих потенциал 3,3 тыс. га неосвоенных территорий города от Салмачей до Дербышек. Например, японская «Ида Сангё Рус» уже строит на этих территориях коттеджный поселок «Литтл Токио». Там же — коттеджный комплекс «Абу Даби» семейства Миннахметовых, в партнерстве с ними по соседству приземлится и московский «Самолет», который связывают с интересами министра обороны РФ Сергея Шойгу и губернатора Подмосковья Андрея Воробьева. В союзе с Миннахметовыми «Унистрой» уже возводит у мегамолла ТТС жилой комплекс «Атмосфера».
Московский «Самолет» связывают с интересами министра обороны РФ Сергея Шойгу и губернатора Подмосковья Андрея Воробьева
Новые транспортные связи с развязками на востоке города пока выглядят отдаленной перспективой. Силы брошены на другие «стройки века» — Вознесенский тракт, реконструкцию Горьковского шоссе, Большое казанское кольцо, дорогу – дублер Горьковского шоссе на отрезке от улицы Несмелова до Храма всех религий. «Сейчас бы Большое казанское кольцо замкнуть и достроить Вознесенский тракт. Это первостепенные задачи», — расставил приоритеты в разговоре с «БИЗНЕС Online» завкафедрой градостроительства КГАСУ Александр Дембич.
По словам руководителя агентства «Счастливый дом» Анастасии Гизатовой, в краткосрочной перспективе на рынок недвижимости Казани большое влияние окажет Вознесенский тракт и дорога – дублер Горьковского шоссе. Напомним, у вылетного Вознесенского тракта построят 11 жилых комплексов, 6 школ и 14 детских садов. В свою очередь, вокруг дублера Горьковского шоссе планируют возвести жилье на 30–40 млрд рублей — на горизонте уже замаячили виды экорайона на землях, продаваемых во имя спасения банковских «погорельцев».
По генплану-2040 число машин достигнет 413 на 1 тыс. жителей города. На фоне такого прогноза эксперты называют недостаточным появление 1–2 новых дорог, пусть и с развязками
Как дороги влияют на цену квадратного метра и какой рецепт по генплану-2040 выписывается от дорожного «тромбоза»
Эксперты «БИЗНЕС Online» положительно оценивают появление проекта перемычки Патриса Лумумбы – Космонавтов и проектирование развязки на перекрестке Натана Рахлина и Мамадышского тракта. «Безусловный плюс, — говорит советник министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Николай Васильев. — Мы отстаем от нормативов по плотности дорожной сети, количеству развязок. Может только радовать, что все же процесс не находится в застое». Площадь асфальта в городах Соединенных Штатов достигает 30% всей территории города. «Но этого никогда в жизни не будет в российских городах, а в Казани тем более», — говорил еще в 2021 году директор института экономики транспорта ВШЭ Михаил Блинкин, добавив, что даже в Москве соответствующий показатель не дотягивает и до 10%.
Тем временем темпы автомобилизации в Казани догоняют количество дорог и развязок, о чем в июле напомнил мэр Казани Ильсур Метшин, отметив, что число машин растет даже во время экономического кризиса.
По генплану-2040 число машин достигнет 413 на 1 тыс. жителей города. На фоне такого прогноза эксперты называют недостаточным появление 1–2 новых дорог, пусть и с развязками. «Ничего не поменяют, но помогут ситуации не превратиться в катастрофическую», — говорит Гизатова.
Транспортного коллапса по генплану-2040 намерены избежать благодаря переходу города к полицентричной модели. Документ обозначает 13 точек роста Казани с экономическими и культурными центрами, среди которых и земли «Восточной дуги». Помимо жилья и дорог, надо учитывать появление рабочих мест, напоминает Васильев. «Россия вступает в несколько иной период: есть необходимость многое производить самостоятельно, а не ориентироваться на чужое», — напомнил эксперт.
Подстегнут ли новые дороги и развязки спрос на жилье в районе Мамадышского тракта и на подъездах к нему? Скорее нет. Чаще квартиры покупают, когда появляется новый парк, престижные школы или садики, говорит Гизатова. Так что пробки на Мамадышском тракте и сегодня не отпугивают покупателей от ЖК в тех краях. «В этих районах своя аудитория. Например, родители в Челнах живут или дача за городом», — продолжает эксперт, отметив, что часть покупателей выбирают там квартиры, будучи уверенными в скором улучшении дорожной ситуации.
«Покупатели жилья знакомы с перспективами развития Мамадышского тракта и ждут результатов», — соглашается с коллегой директор компании «Премьер-Недвижимость» Руслан Садреев, добавляя, что некоторые его клиенты все же консультируются по поводу проблемного въезда в Казань.
Взлетят ли цены на жилье на новостях о проектируемых дорогах и развязках? «Куда взлетать?! Квадратный метр в убитой „однушке“ с трупом какого-нибудь алкаша на Космонавтов стоит 100 тысяч рублей», — возмущается Гизатова. В общем, эксперты сошлись во мнении, что взлет или падение цен на недвижимость зависит не только от новых дорог.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 132
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.