«Запас прочности систем теплоснабжения исчерпывается», — заявлял гендиректор АО «Татэнерго» Раузил Хазиев на итоговой коллегии минстроя РТ. «Запас прочности систем теплоснабжения исчерпывается», — заявлял гендиректор АО «Татэнерго» Раузил Хазиев на итоговой коллегии минстроя РТ Фото: «БИЗНЕС Online»

Тепловые сети Татарстана в красной зоне

Сейчас, в разгар сезона отключений горячей воды из-за ремонта теплотрасс, кажется, что все под контролем, ремонты идут везде и всюду, но это обманчивое впечатление. «Запас прочности систем теплоснабжения исчерпывается», — заявлял гендиректор АО «Татэнерго» Раузил Хазиев на итоговой коллегии минстроя РТ. Износ тепловых сетей в Казани составляет 55%, Набережных Челнах — 56%, Заинске — 54%.

Но самая проблемная ситуация складывается в Нижнекамске — в столице нефтехимии 70% магистральных теплосетей старше 25 лет. Более 10% тепловых сетей там уже перешагнули за 50-летний срок службы, т. е., по сути, они уже отработали два жизненных цикла. «В этом году надо принять решение, независимо от позиции кого-либо. И прокуратура нам давала сигнал по Нижнекамску. Эта тема очень серьезная», — сокрушался раис Татарстана Рустам Минниханов на заседании в кабмине, посвященном итогам отопительного сезона.

Вопрос надежности систем теплоснабжения Казани стоит не менее остро. Согласно расчетам КГЭУ, из 125 котельных «Казэнерго» высоконадежными признаны только четыре, еще четыре — просто надежными. Малонадежными посчитали 100 котельных, 17 получили клеймо ненадежных. Тепловые сети «Татэнерго» и ТГК-16 тоже оказались в красной зоне. От минэнерго РФ поступило замечание на эту тему.

Износ тепловых сетей в Казани составляет 55%, Набережных Челнах — 56%, Заинске — 54 процента Износ тепловых сетей в Казани составляет 55%, Набережных Челнах — 56%, Заинске — 54% Фото: kzn.ru

«Как показывает расчет, системы теплоснабжения Казани не соответствуют нормативным требованиям надежности», — заявила проректор вуза доктор технических наук Ирина Ахметова, выступая на общественных слушаниях по актуализированной схеме теплоснабжения столицы до 2040 года, организованных недавно в городском комитете ЖКХ. Отметим, что вуз выступил разработчиком данной схемы и произвел расчеты строго в соответствии с федеральными правилами.

Почему федеральное ведомство именно сейчас обращает особое внимание на вопрос надежности теплосетей? К счастью, в Татарстане аварий, из-за которых перерыв в подаче теплоснабжения превышал бы 24 часа, за прошедший отопительный сезон зафиксировано не было. Однако количество «значимых аварий» в этом году увеличилось, подтверждал руководитель приволжского управления Ростехнадзора Азат Мубаракшин. К примеру, в декабре 2023-го в Кировском районе Казани из-за аварии на сетях «Казэнерго» без отопления осталось 7 домов. По той же причине 2 декабря замерзали жители 26 домов в Приволжском районе.

Риск повторения подобных аварий остается, основная причина — повреждение теплопроводов. Только за минувший отопительный сезон на 15% выросло количество аварий, произошедших в генерирующих компаниях — «Татэнерго», ТГК-16, Нижнекамской ТЭЦ.

А вот в России минувшая зима стала огромным испытанием, т. к. выявила системные проблемы в теплоснабжении ряда городов. «Оказалось, что у прочности есть предел», — говорит один из наших собеседников. Действительно, зима 2024 года запомнится россиянам волной коммунальных аварий. Одна из наиболее масштабных аварий произошла в подмосковном Климовске (микрорайон Подольска), когда в новогодние праздники лишилось тепла 179 домов, где живут 20 тыс. человек.

«Как показывает расчет, системы теплоснабжения Казани не соответствуют нормативным требованиям надежности», — заявила проректор КГЭУ, доктор технических наук Ирина Ахметова «Как показывает расчет, системы теплоснабжения Казани не соответствуют нормативным требованиям надежности», — заявила проректор КГЭУ доктор технических наук Ирина Ахметова Фото: «БИЗНЕС Online»

Чем лучше работаешь, тем меньше получаешь?

Почему так происходит, ведь в платежках граждан в графе оплаты за тепло зимой фигурируют весьма кругленькие суммы? Дело в том, что финансовые средства теплоснабжающих организаций, учтенных в тарифе на тепловую энергию, которые они могли бы потратить на обновление и ремонт теплосетей, весьма ограничены. У компаний просто нет денег, чтобы повысить надежность инфраструктуры, констатировала Ахметова, выступая на общественных слушаниях в комитете ЖКХ. В это время на слайде высветилась внушительная сумма, которая позволит ежегодно снижать уровень износа в Казани, — 35,6 млрд рублей (с 2025 по 2040 год). «Данный объем финансовых средств не обеспечен тарифными источниками», — повторила она.

«Казэнерго» ежегодно заменяет менее 2% сетей — тарифные источники не позволяют делать больше. При сроке службы тепловых сетей 25 лет для снижения уровня износа необходима замена более 4% от общей протяженности тепловых сетей. Аналогичная картина по реконструкции котельных. Почему у ресурсоснабжающих организаций (РСО) нет денег на модернизацию? В тепле нет других источников средств, кроме тарифа, который чутко контролируется регулятором. Загвоздка в том, что чем эффективнее работает РСО, тем меньше она зарабатывает. «Условно говоря, компания меняет ветхие трубы, ставит за свои деньги новые, усовершенствованные. Соответственно, меняются потери. В соответствии с требованиями госкомитет срезает им тариф. „Татэнерго“ у нас хотя бы на электричестве еще зарабатывает. А „Казэнерго“? У него лишь котельные. Денег хватает только дыры латать», — указала Ахметова.

«Казэнерго» ежегодно заменяет менее 2% сетей — тарифные источники не позволяют делать больше «Казэнерго» ежегодно заменяет менее 2% сетей — тарифные источники не позволяют делать больше Фото: «БИЗНЕС Online»

Когда разговор заходит о том, что повышение эффективности должно приводить к снижению тарифа, законодательно это действительно так, подтвердил в беседе с «БИЗНЕС Online» заместитель председателя госкомитета РТ по тарифам (ГКРТТ) Сергей Павлов. Сокращение потерь влияет на формирование тарифа, но на практике потребность предприятия в замене объектов выше, чем образуемая экономия. «По сути, экономия потерь, которая складывается в тарифе, потом рублем включается в этот же тариф на модернизацию и реконструкцию сетей в формате инвестиционной программы. Потому этот разговор о том, что предприятию неинтересно и невыгодно экономить, уже подустарел», — не соглашается с выводами ученой представитель госкомитета.

«Пропасть недофинансирования»

Проблема изношенности теплосетей, разумеется, возникла, не вчера. Например, в 2017 году в Казани износ сетей и оборудования центральных тепловых пунктов достиг 80%, их постоянный ремонт уже не помогал исправить ситуацию. Как говорил тогда замруководителя исполкома столицы республики Искандер Гиниятуллин, если ничего не предпринимать, то горячая вода кончится через три года, не будет возможности передавать ее по трубам. В то время была принята программа по ликвидации ЦТП путем установки современных автоматизированных индивидуальных водоподогревателей (АИТП) в подвалах жилых домов. Эта программа поэтапно реализовывалась в Казани вплоть до 2018-го. Ее реализацию тогда оплатили «Татэнерго», бюджет города и республики. Еще раньше (начиная с 2005 года) в Татарстане была запущена программа по переходу на поквартирную систему отопления и установке блочно-модульных котельных в городах и районах РТ. В частности, в январе 2024-го одна такая установка появилась в центре Казани.

В долгосрочной перспективе предприятиям (не только МКД, но и бизнесу) строить свои отдельные котельные оказывается зачастую дешевле, чем поддерживать экономически нерентабельные и неэффективные большие ТЭЦ, в тарифе которых еще и находится немалая доля «перекрестки», говорит нам источник в отрасли. Независимые ЖК строят свои котельные, из-за чего у РСО уменьшается число потребителей. Новое жилье, новые коммерческие потребители, по его словам, не идут в «Татэнерго», в связи с чем сильно ухудшается и без того вечная проблема недоремонтов сетевого хозяйства, недофинансирования модернизации оборудования.

«Амортизационный источник, который РСО могут направлять на указанные цели, на старые сети очень маленький, его всегда не хватало для полноценного ремонта. Однако когда большим потоком в систему приходили новые дорогие сети с большой амортизационной составляющей, не требующие ремонта в ближайшей перспективе, то этот тарифный источник и закрывал отчасти недофинансирование изношенных сетей, направлялся на латание дыр в старых сетях. Теперь представьте, что поток новых сетей снижается, а старых со временем только увеличивается. Получается разрыв, пропасть недофинансирования, — говорит эксперт. — Поражение централизованного теплоснабжения при существующем тарифном регулировании без дополнительных подпорок со стороны государства будет неизбежным».

В долгосрочной перспективе предприятиям (не только МКД, но и бизнесу) строить свои отдельные котельные оказывается зачастую дешевле, чем поддерживать экономически нерентабельные и неэффективные большие ТЭЦ В долгосрочной перспективе предприятиям (не только МКД, но и бизнесу) строить свои отдельные котельные оказывается зачастую дешевле, чем поддерживать экономически нерентабельные и неэффективные большие ТЭЦ Фото: kzn.ru

«Тепловой» ДПМ

Однако полностью отказаться от централизованного отопления, разумеется, тоже невозможно. Нужно понимать, что на ТЭЦ происходит комбинированная выработка одновременно электрической и тепловой энергии. И если отказаться от тепловой составляющей, то ТЭЦам придется сбрасывать лишний пар в градирню. Те деньги, которые станции сегодня зарабатывают на реализации тепловой энергии, они будут в буквальном смысле выбрасывать на ветер, как неизбежное следствие этого — резко вырастут тарифы на электрическую энергию. А такое никому не нужно.

Соответственно, централизованное теплоснабжение по-прежнему имеет право на существование и перспективы развития. Минниханов на совещании с ВЭБ.РФ в январе этого года заявил, что нужно менять отношение к тарифной политике и инвестиционной деятельности ресурсоснабжающих организаций. Мол, благие намерения «не поднимать тарифы и не давать деньги» на развитие сказываются большими проблемами у предприятий сферы ЖКХ. «Сейчас зима, которая много бед принесла, это нам сигнал и предупреждение, что нужно срочно инвестировать, иначе дальше могут быть серьезные проблемы», — согласился председатель госкорпорации Игорь Шувалов.

Для решения проблемы необходимо рассмотреть возможность перехода Казани к ценовой зоне теплоснабжения по методу «альтернативной котельной», заявила проректор КГЭУ на общественных слушаниях схемы теплоснабжения. «Татэнерго» продвигает «альткотельную» в том числе для Нижнекамска, Набережных Челнов и Заинска. Речь идет об отказе от государственного регулирования тарифов на тепло методом «затраты плюс», по которому чем выше затраты, тем выше тариф. Суть в том, что для каждого города ведется расчет, в какую сумму обойдется строительство самого современного и эффективного источника тепла (той самой «альтернативной котельной»), подключение к нему потребителей и дальнейшее обслуживание. В действительности строить при этом ничего не нужно, но благодаря таким расчетам устанавливается верхний порог цены на тепло в конкретном городе.

Цена «альткотельной» включает в себя капитальные затраты на строительство теплоисточника и тепловых сетей, стоимость земли, расходы на топливо, налоги, зарплату, ремонты, резерв по сомнительным долгам. На основе этих затрат утверждается предельный уровень для всех источников в городе, дороже которого продавать тепло нельзя. То есть «альткотельная» — это порог, планка цены. Она устанавливается один раз по соглашению сторон — единой теплоснабжающей организации (ЕТО) и муниципалитета — и не подлежит изменению. Тариф для населения не может превышать установленного уровня. Раньше калькулятор расчета предельного тарифа размещался на сайте минэнерго РФ, сейчас его нет в открытом доступе.

Если итоговая цена окажется дороже действующих тарифов, то их будут поднимать, но поэтапно. График доведения стоимости до предельного уровня растягивается на 5–10 лет. Механизм заработал в России в 2017 году, на него уже перешли 43 города. Во Владимире разница между тарифом для населения в 2023-м и установленным «предельником» составляет 75,6%, в Оренбурге — 40%, Самаре — 60,3%, Красноярске — 73,2%. В свое время Казань должна была стать пилотным «полигоном» для обкатки метода, но тогда резко против выступил госкомитет РТ по тарифам. «Пока относимся [к инициативе] отрицательно, рост тарифов будет свыше 20 процентов», — говорил председатель комитета Александр Груничев в 2021-м. Тогда он добавил, что рассматривать возможность перехода на 2023−2024 годы нельзя.

Больше 83% предприятий, работающих по методу «альткотельной», приходится на ПАО «Т Плюс» Виктора Вексельберга и Сибирскую генерирующую компанию миллиардера Андрея Мельниченко. В этих компаниях не ответили на запроc газеты о том, каких результатов они достигли в регионах присутствия. Притом что «Т Плюс» выступает за обязательный переход регионов на «альткотельную». Отказались от комментариев и в минэнерго РФ.

В минпромторге РТ со ссылкой на минэнерго назвали «альткотельную» эффективным методом по модернизации изношенных тепловых сетей. «К основным преимуществам данного метода относится повышение эффективности субъекта регулирования и долгосрочная стабильность регулирования. К недостаткам можно отнести рост платы граждан на тепловую энергию», — осторожно указали в ведомстве Олега Коробченко.

Для потребителей возможен резкий рост тарифов на тепловую энергию, подтвердили в комитете ЖКХ исполкома Казани. По свежим расчетам госкомитета РТ по тарифам, в столице республики прогнозный рост тарифа на тепло при переходе на «альткотельную» составит 62,6%. Если сейчас среднегодовой тариф для населения составляет 2,2 тыс. рублей/Гкал, то после перехода — 3,6 тысячи. В Челнах ожидается рост на 60,6% (до 3,5 тыс. рублей), Нижнекамске — на 52,4% (до 3,4 тыс. рублей), Заинске — на 24,4% (до 3 тыс. рублей). Напомним, этот рост произойдет не одномоментно, а растянется на пять лет (если решение по переходу на метод будет принято).

В пресс-службе «Татэнерго» нам рассказали, что информация о единовременном росте тарифа и переходе достижения предельной цены на тепловую энергию в течение пяти лет не соответствует действительности. Упущено обстоятельство о том, что по законодательству имеются дополнительные механизмы сглаживания роста цены при переходе в «альтернативную котельную». «Так, АО „Татэнерго“ официально направило предложения в правительство Республики Татарстан о постепенном достижении цены „альтернативной котельной“ по графику „плюс 3 процента к инфляции ежегодно“. Переход составит 15–20 лет», — говорится в сообщении генкомпании.

В «Казэнерго» рассказали, что переход к ценовой зоне теплоснабжения позволит привлечь дополнительные инвестиции на восстановление ресурса основных фондов: котельных и тепловых сетей. «Основным плюсом данного метода является установление справедливого тарифа на тепловую энергию, который позволит практически в 2 раза увеличить объем инвестиций, направляемых в котельные и тепловые сети, повысить надежность теплоснабжения», — говорится в сообщении теплоснабжающей организации. Там же главным минусом назвали ценовые последствия для населения.

Логика в «альткотельной», по словам экспертов, действительно есть. С этим методом тепловая организация на длительный срок закрепляет правила игры, она уже не зависит от решений тарифного органа, может планировать масштабные проекты реновации сетей. В принципе, это аналог программы ДПМ (договор о предоставлении мощности), когда генкомпании модернизируют станции под гарантию возврата инвестиций через повышенные платежи потребителей. «Если организация быстрее и дешевле внедрит данные решения, то начинает и деньги получать быстрее. Главное, что она управляет процессом. Это позволяет привлекать средства, которые нужны сегодня: через банки или федеральные программы», — говорит один из наших собеседников.

Кроме того, важен вопрос ответственности. В рамках «альткотельной» всю ответственность за надежность системы берет на себя теплоснабжающая организация, которой дают необходимые инструменты для работы. Сейчас, согласно правилам организации теплоснабжения в РФ, ответственность за надежность систем теплоснабжения несут исполнительные органы субъектов России. Малонадежные и ненадежные системы теплоснабжения (к ним относятся Казань, Нижнекамск, Набережные Челны и Заинск) должны иметь четкий план доведения системы до надежного состояния с указанием источников финансирования (тариф или бюджет региона).

Никто не отменял механизм сдерживания платы граждан. С 1 июля, например, предельный рост в РТ составляет 10,8%. С учетом «альткотельной», допустим, рост должен будет составить условно 15%. Соответственно, вступает в силу механизм превышения индекса Никто не отменял механизма сдерживания платы граждан. С 1 июля, например, предельный рост в РТ составляет 10,8%. С учетом «альткотельной», допустим, рост должен будет составить условно 15%. Соответственно, вступает в силу механизм превышения индекса Фото: «БИЗНЕС Online»

Потери бюджета неизбежны?

Однако у идеи «альткотельной» есть и немало противников. «Переход в ценовые зоны — дорога в один конец. Нигде в законе не прописана возможность отменить этот переход и вернуться к госрегулированию», — рассказывает Павлов о подводных камнях системы. Он обратил внимание, что в любом случае пострадают не только кошельки потребителей, но и казна. Никто не отменял механизма сдерживания платы граждан. С 1 июля, например, предельный рост в РТ составляет 10,8%. С учетом «альткотельной», допустим, рост должен будет составить условно 15%. Соответственно, вступает в силу механизм превышения индекса. Это означает, что должно устанавливаться два вида тарифов: отдельный для потребителя и экономически обоснованный по соглашению сторон (муниципалитет и единая теплоснабжающая организация). Т. е. разницу между экономически обоснованным тарифом и тарифом для потребителя компенсирует бюджет города. По сути, это прямой механизм субсидирования предприятия.

«Либо второй вариант, когда устанавливается высокий тариф для потребителя, в данном случае субсидия предусматривается для населения. Опять-таки за это будет платить государство, такой механизм накладывает обременение на бюджет. Если же мы идем по пути непревышения и доводим до „альткотельной“ [тариф] в пределах индекса роста платы граждан, то это недостижимый график. Смысл теряется, потому что никакого дополнительного финансирования привлечено не будет», — указывает зампредседателя ГКРТТ.

«Сам принцип расчета предусматривает применение ставки ЦБ РФ и прогноза роста потребительских цен. Сейчас это две величины, которые сложно спрогнозировать на пятилетний период. Предприятия уходят от форм госрегулирования, по сути, не будет необходимости утверждать ежегодный тариф, обязанности предоставлять отчет, куда фактически потрачены средства. Вопрос формирования выручки и того, на что она потрачена, остается полностью в ведении теплоснабжающей организации. Единственное, что контролируется по соглашению с муниципалитетом, — это исполнение принятых инвестиционных обязательств», — объяснил наш собеседник.

Другой источник назвал само намерение хорошим, но результат, по его словам, будет зависеть от контроля за целевым расходованием средств, соблюдением сроков строительства, графиков инвестирования. Должны быть закреплены не просто количественные, но и качественные критерии. Например, снижение аварийности на сетях. По словам наших собеседников, в ведении регулятора остается утверждение инвестиционной программы, определение тарифа на теплоноситель, плата за подключение к сетям. Также сохраняется обязанность ЕТО раскрывать информацию. Дополнительно появляется антимонопольный контроль со стороны ФАС.

В комитете ЖКХ нам рассказали, что дополнительная потребность теплоснабжающих компаний в устранении изношенности инфраструктуры может быть напрямую покрыта за счет бюджетных вливаний В комитете ЖКХ нам рассказали, что дополнительная потребность теплоснабжающих компаний в устранении изношенности инфраструктуры может быть напрямую покрыта за счет бюджетных вливаний Фото: «БИЗНЕС Online»

Путь «Водоканала»

Какие есть альтернативы у «альтернативной» котельной? В комитете ЖКХ нам рассказали, что дополнительная потребность теплоснабжающих компаний в устранении изношенности инфраструктуры может быть напрямую покрыта за счет бюджетных вливаний, что и делается сейчас в рамках федеральной программы модернизации систем коммунальной инфраструктуры.

«Мы неоднократно говорили о необходимости принятия федеральной программы модернизации систем коммунальной инфраструктуры и были услышаны. Сегодня разработана и принята региональная программа по модернизации систем коммунальной инфраструктуры в Республике Татарстан на 2023–2027 годы», — говорится в ответе исполкома. В программе, напомним, заложено всего 8,6 млрд рублей на всю республику. Только Нижнекамску на сети теплоснабжения требуется около 6 миллиардов.

«Кроме того, есть яркий пример МУП „Водоканал“, которое защитило в ФАС инвестпрограмму с превышением предельного роста платы граждан. Там учтено, что все деньги от превышения должны пойти на реализацию инвестиционной программы. Вполне возможно предусмотреть такой же механизм по сетям теплоснабжения», — рассуждает Павлов.

Впрочем, и к этому механизму у наших экспертов есть вопросы. Его применили только в двух городах — Казани и Тюмени (а на «альткотельную» перешли 43 города). Причем «Водоканал» столицы РТ на 7 лет (до 2028 года) получил по программе 7,5 млрд рублей, тогда как, чтобы привести в норму сети водоснабжения и водоотведения, требуется 127 миллиардов. Количество аварий и прорывов от этого не уменьшилось. В случае с теплосетями последствия могут быть еще более печальными, т. к. температура теплоносителя, выливающегося при порыве труб, составляет свыше 100 градусов.