Максим Шевченко — журналист и политик Максим Шевченко журналист и политик
— У меня шоу-бизнес не вызывает ни малейших чувств: ни стыда, ни гордости, ни радости, ни печали, честно вам скажу. Песни Shaman я мельком слышал, это просто какой-то вой, на мой взгляд. А песни Пугачевой, независимо от ее политических взглядов, — это история культуры нашей страны. «Маэстро», «Я вместо микрофона спою в бутон тюльпана» («Песня на бис»), «Арлекино». Я детям ставлю иногда, они просто рады слушать настоящую музыку, которую Раймонд Паулс писал. И голос прекрасный. А Shaman я как-то пытался специально послушать, но это слушать невозможно.
Сергей Соседов — музыкальный журналист и телеведущий Сергей Соседов музыкальный журналист и телеведущий
— Конечно, мне симпатичнее Shaman. Тут двух мнений быть не может. Раз ВЦИОМ определил, значит, так все и есть. У них же релевантный социологический опрос, они опрашивают все возрастные группы, все страты. Но я уже как-то не обращаю внимания на современную отечественную эстраду, мне уже это неинтересно. Я не слушаю, время музыки ушло, время кино ушло, вообще ушло искусство. А за тех, кто уехал, конечно, стыдно, за Пугалкиных и прочих. Их и жалко, и не жалко.
(Фото: By Chornobai Artur - upload.wikimedia.org, CC0, commons.wikimedia.org)
Петр Налич — музыкант Петр Налич музыкант
— Я не понимаю, как их можно сравнивать. Алла Пугачева — это легенда отечественной музыки, а о Shaman ничего не могу сказать. Вы знаете, мне больше всего претит тренд в кругах, особенно близких к власти, судить о том, кто плохой, по степени лояльности к этой самой власти. Я считаю, что это совершенно разные вещи. Хорошие артисты бывают самых разных политических окрасов, и нам важно сейчас не разделять, а пытаться соединить. Подобные разграничения я считаю вредными для нашей страны, да и для любой другой тоже. Хорошие российские группы? Замечательная группа Shortparis, из старшего поколения Леонид Федоров и его «АукцЫон».
Фото: © Ilya Galakhov / Global Look Press / www.globallookpress.com
Борис Межуев — политолог и философ Борис Межуев политолог и философ
— Абсолютно никто мне не симпатичен, ни Shaman, ни Алла Пугачева. Хотя против Пугачевой я ничего не имею, она не вызывает у меня особых эмоций по поводу ее действий, что она выразила несогласие с определенной частью российской политики, это ее полное законное право. Некоторую грусть у меня вызывают люди, которые не просто выразили несогласие, а решили вложиться в ВСУ. В первую очередь, если это правда, речь идет о Борисе Борисовиче Гребенщикове*, человеке для меня не постороннем в том смысле, что я находился под большим влиянием его песен, такое музыкальное сопровождение юности. Это действительно в некоторой степени разочарование.

Что касается официозного патриотизма, который представляет Shaman, он, честно говоря, тоже не вызывает никакого восторга. Во-первых, не вызывает никакого восторга эстетическая составляющая его песен: ни он сам, ни его имидж, ни эстетика его песен, ни музыкальное сопровождение. Мне это не кажется искренним. Элемент искренности должен быть, толика боли, если угодно. А здесь боли нет, есть песни кричаще-плакатного толка.

Эстетически я не увидел ни в том, ни в другом нашем музыкальном направлении чего-то стоящего. Если брать какие-то сатирические песни, антивоенные, было забавно. Какие-нибудь клипы «Ногу свело!», это было во всяком случае смешно, можно соглашаться или нет. Но в остальном это все «что то, что это». Музыкальная культура не на высоте ситуации, да и вообще интеллектуальный класс не сказать чтобы проявил какую-то глубину проникновения происходящими событиями. Никто не написал какие-то гениальные произведения, не снял гениальные фильмы, которые бы показывали неоднозначность происходящего.

Знаете, Лев Толстой отреагировал на события, в общем-то довольно важные с точки зрения патриотизма, а именно: славянское освободительное движение. Он отреагировал на это романом «Анна Каренина», где очень скептически отнесся к освободительной борьбе славянских народов и устами Левина осудил участие российских добровольцев в этом движении. Потом началась война 1877–1878 годов, и позиция Льва Толстого была довольно болезненно встречена русским обществом. Известно, что Достоевский публично полемизировал с Толстым по этому поводу. Но тем не менее «Анна Каренина» осталась в качестве великого романа русской литературы, несмотря на то что с точки зрения патриотизма к нему многие вопросы можно задать: правильно или неправильно, следует ли поддерживать Вронского, что он поехал добровольцем в Сербию? Вне зависимости от ответа на этот вопрос «Анна Каренина» осталась в качестве самого великого романа русской литературы, одного из самых великих вообще в мировой литературе.

А тут ничто не заставляет переживать. Но те люди, которые поддерживают ВСУ деньгами, организационно, пишут книги о Зеленском и так далее, — это в общем-то люди, оторвавшие себя от России, потому что там все-таки убивают наших солдат. Занимайте антивоенную позицию, но воздерживайте себя от такого. Это единственное. А все остальное — что Shaman, что Алла Пугачева — абсолютно не трогает. Не вижу для себя ни положительных, ни отрицательных персонажей в этой истории.
Армандо Диамантэ — директор театра «Мастеровые» Армандо Диамантэ директор театра «Мастеровые»
— Я, честно признаюсь, к своему стыду, что не знаю, кто такой Shaman, а Пугачеву я знаю, и это прекрасная певица. Если бы слушал каких-то рэп-исполнителей, наверное, они бы вызывали у меня чувство стыда. Но в основном я слушаю классическую музыку, а там авторы давно почили и никаких проблем нет.

Вряд ли кто-то у меня вызывает чувство стыда, потому что, если мне не нравится творчество, я просто не слушаю и не знаю их. Мне нравятся Бутусов, Макаревич*, Шевчук — это те рок-исполнители, которые мне интересны. Эстраду я не слушаю вообще, но Аллу Пугачеву помню с детства. Современную эстраду вообще не знаю: кого бы вы мне ни назвали — просто разведу руками. Я, наверное, рептилия какая-то.
Фердинанд Салахов — народный артист РТ Фердинанд Салахов народный артист РТ
— Shaman на сегодняшний день — это все-таки явление. Всю великую страну заставляет вставать. Одним призывом «Встанем» нельзя поднять людей, там душа наизнанку, поэтому народ встает. Shaman, конечно, — это да. Но я никем не горжусь и ни за кого не стыдно, у каждого своя жизнь и творчество.
Олег Кармунин — музыкальный критик, автор телеграм-канала «Русский шаффл» Олег Кармунин музыкальный критик, автор телеграм-канала «Русский шаффл»
— Нельзя сравнивать Shaman и Пугачеву. Shaman появился буквально позавчера, а Пугачева 40 лет была на сцене и являлась примадонной нашей эстрады. Вот кто мне симпатичнее — певица Дора или Кайли Миноуг? Этим и плохи подобные опросы, что на самом деле так нельзя сравнивать персонажей поп-сцены.

Гордость у меня вызывают люди, которые, несмотря ни на что, работают. И, несмотря на все препоны, которые перед ними ставили разные наши более взрослые деятели шоу-бизнеса, они вырывались. Например, Клава Кока, Тося Чайкина. Чайкину долгое время не брали никуда, я сам был свидетелем того, как ее треки приносили на лейблы, а те отказывались. Позже выяснилось, что Тося Чайкина — наша большая звезда. Люся Чеботина у меня вызывает гордость, потому что она тоже выступала на различных конкурсах, в нее никто не верил, но она сломила эту ситуацию и победила. Мне вообще нравятся такие истории, как в голливудских фильмах, где человек падает, снова встает и так побеждает.
Константин Калачев — политолог Константин Калачев политолог
— Мне более симпатичен Юрий Шевчук. Пугачева мне тоже симпатична, особенно ее раннее творчество. Shaman в музыкальном плане мне абсолютно несимпатичен. Телевизор — страшная сила, вот весь вывод из этого опроса. Телевизор по-прежнему формирует вкусы значительной части россиян. Но присутствие Шевчука (его респонденты называли в числе самых патриотичных артистов — прим. ред.) внушает надежду, что не все пропало. А на самом деле я сторонник того, чтобы даже самые антимузыкальные артисты имели право на существование: и конъюнктурщики, и расчетливые, и циничные, и алчные, и нищие духом — любые.
Раяз Фасихов — заслуженный артист РТ Раяз Фасихов заслуженный артист РТ
— Очень и очень интересный вопрос, я сам за любой кипеж, кроме голодовки, но тут комментировать сложно. Однако не надо забывать, что наша Родина — это Россия, а такие, как Пугачева, стали известны благодаря Советскому Союзу, наша страна их кормила-поила, дала возможность выступать. Я не знаю всех нюансов, но большинство певцов выбились в люди благодаря нашей Родине, наш народ их возвысил, а государство давало привилегии. Вот это не надо забывать.

Я не лезу в их карман, что там, из-за чего они уехали. Я лично патриот, ни за какие материальные моменты Родину не продал бы, хоть бы миллиард долларов посулили. А осуждать кого-то… Мне, например, Меладзе очень жалко было, когда он где-то что-то не то сказал, прицепились к нему и травили. По творческим моментам мне все симпатичны, всех люблю, всех слушаю, но нельзя забывать, что именно Родина сделала артистов теми, кем они являются.
Олег Матвейчев — политолог Олег Матвейчев политолог
— Знаете, на мой взгляд, патриотизм должен проявляться в творчестве человека прежде всего в том, что используются вещи, связанные с русским кодом, кодом многонационального нашего народа, советским кодом и так далее. Учитывая, насколько у нас сложная страна в плане исторических периодов и прочего, важно, чтобы здесь был большой объединительный код. И те вещи, которые признаются за «свои», откликаются в душе нашей, и должны проявляться в музыке, песнях. На мой взгляд, самой патриотичной группой является «Любэ», которая таковой была на всем периоде ее существования. Практически все их песни стали народными. Такие песни люди поют, когда собираются на дни рождения, встречи выпускников и так далее, они поистине стали народными, и их можно петь.

А есть песни, которые петь нельзя. Они могут быть агитками, криками какими-то, в каждой строчке будет «я патриот, я патриот, за Родину и еще что-то там», но в народной памяти эта песня не останется, народ ее не поет: не поют в караоке, на застольях, еще где-то. Здесь нужно, чтобы многие вещи патриотические прошли проверку временем.

* Физическое лицо, выполняющее функции иноагента