Татарстан создаст центр по развитию беспилотных авиационных систем Татарстан создаст центр по развитию беспилотных авиационных систем Фото: «БИЗНЕС Online»

Поймать момент

Татарстан создаст центр по развитию беспилотных авиационных систем (БАС), сообщили несколько источников «БИЗНЕС Online» в машиностроительном комплексе республики. Эту информацию газете подтвердил министр промышленности и торговли РТ Олег Коробченко: «Мы заявились на создание центра по национальному проекту БАС». Он подчеркнул, что для Татарстана это логичный шаг: «У наших профильных предприятий есть заказ и финансирование, а центр — это еще и возможность диверсифицировать разработки под гражданские нужды. Пора думать и об этом. Надо ловить момент». Вдаваться в подробности министр не стал.

Импульс идет из федерального центра. Все началось с перечня поручений президента РФ Владимира Путина по вопросам развития БАС от 30 декабря 2022 года. В соответствии с ними написали Стратегию развития беспилотной авиации РФ на период до 2030 год и на перспективу до 2035 года и план мероприятий по ее реализации. Ее утвердили 21 июня. А 13 июля руководитель страны потребовал подготовить соответствующий национальный проект. Он дал на это беспрецедентно короткий для такого рода документов срок — чуть более 1,5 месяца. 1 сентября нацпроект утвердили. Он стартует 1 января 2024 года. Сколько денег выделят на реализацию, не сообщается, предварительные данные есть только на ближайшую трехлетку: 2024 год — 48 млрд рублей, 2025-й — 117 млрд, на 2026-й — 148 миллиардов.

Олег Коробченко: «Центр это еще и возможность диверсифицировать разработки под гражданские нужды» Олег Коробченко: «Центр — это еще и возможность диверсифицировать разработки под гражданские нужды» Фото: «БИЗНЕС Online»

Среди прочего планируется создать сеть региональных научно-производственных центров (НПЦ). Предположительно, всего 48. 12 из них — «самые крупные и дорогие» (полный функционал). Они появятся в самых продвинутых по «беспилотию» городах и регионах. По задумке, такие НПЦ должны обеспечивать полный цикл — от разработки до испытаний, сертификации и серийного производства. Остальные НПЦ будут малыми (типа центра коллективного пользования), а также специализированными (например, по двигателям) на базе уже действующих предприятий. Предположительно, создание НПЦ финансируется на паритетной основе — федеральным и региональными бюджетами.

Тем не менее задачи центров пока непонятны — такое мнение у корреспондента «БИЗНЕС Online» сложилось после бесед с игроками отрасли. Они констатируют, что пока перед нами только первые попытки стратегического планирования в области БАС, которые еще предстоит наполнить реальным содержанием. Кстати, Москва весьма рассчитывает на творческий подход субъектов РФ. «Очевидно, что многие направления, связанные с созданием рынков, наземной инфраструктуры, научно-производственных центров, находятся в руках регионов, — подчеркивал курирующий тему в правительстве РФ первый вице-премьер Андрей Белоусов. — Мы готовы здесь оказывать поддержку, но инициатива должна быть за субъектами. Ключевой момент сейчас — разработка региональных программ развития БАС и назначение ответственных за них».

Нынешнее состояние дел в РТ коротко описал один из наших связанных с процессом источников: «Пока не можем понять, что конкретно понимается под этим центром. Производство комплектующих? Территория общего пользования — условно, взлетная полоса, диспетчерский пункт? Нечто связанное с композитами? Сейчас Москве набрасываем информацию». Сегодня есть понимание, что на создание крупного центра понадобится примерно 1,5 млрд рублей только из республиканского бюджета. Это дорого. Чтобы удешевить проект, рассматривается вариант создания НПЦ на базе уже имеющейся инфраструктуры. «Либо скооперироваться, чтобы кто-то из наших вложился», — добавил источник.

Что может предложить Татарстан

Одно требование к сети НПЦ известно точно: одинаковых центров не надо — нужна специализация. Т. е. каждый субъект должен выбрать себе тот элемент БАС, в котором он превосходит других. И некоторые регионы уже определились со специализацией. Отметим, что каждый выбрал себе далеко не по одному элементу (см. таблицу 1).

Татарстан может ориентироваться по существующей системе координат. В ней три уровня.

Первый представлен пятью формирующими нацпроект федеральными проектами в его составе: «Кадры для БАС», «Стимулирование спроса на отечественные БАС», «Разработка, стандартизация и серийное производство БАС», «Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование специализированной системы сертификации БАС», «Перспективные технологии для БАС».

Здесь, в частности, можно обратить внимание на свои возможности в сфере образования. В стратегии указано, что спрос на БАС-кадры до 2030 года может достичь 1 млн специалистов. Из них 60% — операторы и внешние пилоты, представители прикладных направлений (например строительства, геодезии), специалисты по эксплуатации и обслуживанию; 30% — разработчики, технологи и профильные программисты. В целом в этой области огромный простор для приложения сил (см. таблицу 2).

Странно, что КНИТУ-КАИ до сих пор не озаботился вопросом — нет в вузе соответствующего направления.

Второй — 8 основных направлений применения БАС (см. таблицу 3).

Наиболее распространены следующие услуги: мониторинг нефте- и газопроводов, электросетей (40%), авиахимработы (20%), световые шоу (12%), работы в целях лесоустройства (7%), обследование объектов капстроительства (7%), перевозка грузов (6%), картография и кадастр (5%), аэромагнитная разведка (3%). Создатели стратегии наибольший потенциал видят в сельском хозяйстве, актуализации геопространственных баз данных, доставке грузов и мониторинге инфраструктурных объектов.

«Я настаиваю на том, чтобы выбрать 1–2 (не больше) актуальных для республики направления применения БАС, и это должны быть не фантазии типа развозки пиццы, а то, что действительно принесет эффект в виде прибыли, — описал в беседе с „БИЗНЕС Online“ свою позицию генеральный директор ОАО „Казанский завод „Электроприбор“ Павел Шацких. — Мне нравится идея применения беспилотников в сельском хозяйстве — это и обработка полей, и внесение семян, и всевозможный контроль. Во-первых, это менее сложно с точки зрения безопасности полетов, потому что аппараты применяются в безлюдной местности, на небольшой высоте. Во-вторых, у нас не только нефтяная, но и аграрная республика — огромные по площади угодья. В-третьих, эффективность БАС в сельском хозяйстве подтверждена наукой. Словом, осталось сформировать структуру. Получил от руководства холдинга „Ак Барс“ задание проработать вопрос и сейчас работаю над этой проблематикой». Кстати, с 1 марта 2024 года вступает в силу упрощенный порядок применения БАС в сельском хозяйстве.

Заместитель генерального директора АО «Эникс» Сергей Побежимов видит приоритетом создание системы мониторинга, причем не только трубопроводов, посевов и прочего, но в целом хозяйственной жизни РТ, рассказал он «БИЗНЕС Online». Это несколько десятков точек (домиков), где базируются беспилотники и находится обслуживающий персонал. Центр управления — единый. Аппарат взлетает, и через 10 минут вы получаете сведения, например, о том, строят дорогу или нет, сколько коров в стаде — 100, как заявляют, или одна, правильно ли вывозят мусор. При желании проект можно масштабировать на всю страну.

Одно требование к сети НПЦ известно точно: одинаковых центров не надо — нужна специализация Одно требование к сети НПЦ известно точно: одинаковых центров не надо — нужна специализация Фото: «БИЗНЕС Online»

Директор обособленного подразделения №2 АО «Уральский завод гражданской авиации» в Казани Рамиль Ахмадеев уверен, что нам по силам создать и глобальную систему наблюдения. Он рассказал «БИЗНЕС Online» об идее сделать тяжелую платформу для мониторинга Арктики, а также транспортную платформу для доставки грузов на Дальнем Востоке и труднодоступных территориях страны.

Третий уровень — технологический, т. е. на что мы способны по железу. В активе татарстанских компаний как разработчиков и производителей (опытное и серийное производство) легкие и тяжелые БПЛА самолетного типа, тяжелая платформа мультикоптерного типа, беспилотники воздушного старта, малоразмерные газотурбинные (МГТД) и пульсирующие двигатели, оптико-электронные системы и гиростабилизированные платформы-подвесы. «Я бы предложил специализацию в части проектирования и производства малоразмерных газотурбинных двигателей, выпуск поршневых авиадвигателей и воздушных винтов, гибридных силовых установок, — говорит Ахмадеев. — Очень перспективное направление — композиты, ведь для всего, что мы в России задумали произвести, просто не хватит углеволокна, препрегов и прочих материалов. Можем поучаствовать в создании единых правил воздушного движения беспилотников — наподобие того, что 1 января 2024 года начинает действовать в Китае».

В свою очередь, завкафедрой конструкции и проектирования летательных аппаратов КНИТУ-КАИ Владимир Гайнутдинов в разговоре с «БИЗНЕС Online» предложил дополнительно развивать направление перспективных исследований, задуматься о том, чего еще нет нигде или что в зачаточном состоянии типа двухсредных беспилотников или бионических аппаратов.

Есть сегменты, в которые, по мнению наших источников, лезть категорически нельзя. «Я против использования беспилотников в черте города, — говорит один из них. — Во-первых, это потребует создания сверхсложной системы автоматической идентификации, согласования маршрутов и так далее. Во-вторых, даже самолетам запрещено летать над городами, а ведь у них двух-четырехкратное резервирование критических систем. Сделать его в беспилотниках — свести на нет их преимущества. А на мультикоптерах резервирование вообще невозможно, то есть если вертолет может сесть на авторотации, а самолет — спланировать, то такой аппарат просто рухнет».

Создатели стратегии наибольший потенциал видят в сельском хозяйстве, актуализации геопространственных баз данных, доставке грузов и мониторинге инфраструктурных объектов Создатели стратегии наибольший потенциал видят в сельском хозяйстве, актуализации геопространственных баз данных, доставке грузов и мониторинге инфраструктурных объектов Фото: «БИЗНЕС Online»

Когда запахло деньгами

И, наконец, какой же центр все-таки делать? Здесь видится несколько проблемных моментов.

Идея НПЦ подразумевает своего рода соборность, единение под одной крышей всех беспилотных сил. Собственно, сама стратегия БАС исходит из фундаментального посыла о том, что развитие российского «беспилотия» самотеком, как это происходило до сих пор, далее невозможно. Если мы хотим получить качественный скачок, новую полноценную отрасль экономики, надо налаживать взаимодействие между разнородными игроками рынка, а значит, и руководство ими.

Можно не сомневаться, что последнее будет принято в штыки главной интеллектуальной силой — уже сложившимися компаниями. Во-первых, они добились признания, пройдя через времена, когда над их идеями ржали и пинали из кабинета в кабинет, а сегодня резонно испытывают недоверие в отношении тех же людей и организаций, которые теперь начали говорить прямо противоположные вещи.

Во-вторых, за это время в отрасли сложилось (и небезосновательно) мнение о том, что добром опека государственных или квазигосударственных структур не кончается. «Давно идет разговор о том, что будут сгонять в некую корпорацию, — рассказал „БИЗНЕС Online“ один из казанских „беспилотчиков“. — Потому что нужны рабы, которые сделают всю работу. Кто хочет быть бараном — пойдет. Только потом пусть не удивляется, что после того, как он дал палец, ему откусят руку». Отметим, что создатели стратегии этот момент учли. В ней сказано, что во всем мире (и Россия не исключение) микро- и малые предприятия в сфере БАС демонстрируют конкурентоспособность наравне с крупными игроками авиапрома. Обещано, что укреплению роли существующих малых предприятий уделят особое внимание.

Идея НПЦ подразумевает своего рода соборность, единение под одной крышей всех беспилотных сил Идея НПЦ подразумевает своего рода соборность, единение под одной крышей всех беспилотных сил Фото: «БИЗНЕС Online»

С особой неприязнью действующие игроки относятся к новоявленным «беспилотчикам», которых по стране появилось немало. Тут и обычные аферисты, и те, кому благодаря админресурсу удается что-то пообещать в больших кабинетах и получить под эти посулы финансирование. Потом они начинают бегать по действующим фирмам — просить дать готовые проекты либо помочь скопировать нечто зарубежное. В таких деятелях видят чужаков, при этом претендующих на главенство в процессе. «Разогрев темы беспилотных систем привел к тому, что в соответствующий сегмент промышленности устремились новые люди, — рассказал „БИЗНЕС Online“ ведущий российский эксперт в области беспилотных систем Денис Федутинов. — С одной стороны, это позитивный момент — приток идей. С другой — некоторую долю интересантов составляют люди, намеревающиеся только погреть руки на горячей теме. Отделить зерна от плевел можно за счет выработки прозрачных процедур финансирования разработок и закупок, проверки контрактов на коррупциогенность и показательного наказания виновных в случае обнаружения нарушений».

Плюс налицо усталость от мегапроектов. «Сколько денег бухнули в нанотехнологии, а оказалось, что это пустышка, уже и президент говорит, что там дыра, — отмечает один из наших собеседников. — В свое время на элементную базу выделили чуть ли не триллион. Ее как не было, так и нет. Как бы не получилось то же самое. Понятно, что-то сделают в любом случае, но конкретно сейчас запахло деньгами, и желающих их освоить — море, в том числе через создание всевозможных площадок».

Павел Шацких: «В моем понимании главным в деятельности НПЦ должны быть формирование спроса и постановка задач разработчикам и изготовителям» Павел Шацких: «В моем понимании главным в деятельности НПЦ должны быть формирование спроса и постановка задач разработчикам и изготовителям» Фото: «БИЗНЕС Online»

Уже есть предложение не городить сверхпроекты, а создать своего рода ситуационный центр. «Считаю, это должно быть нечто офисное, объединяющее прежде всего заказчиков, потребителей, — говорит Побежимов. — Предприятия в таком случае становятся поставщиками дронов, комплектующих, услуг под некую поставленную центром задачу, например экологический мониторинг».

Примерно о том же говорит и Шацких: «В моем понимании главным в деятельности НПЦ должны быть формирование спроса и постановка задач разработчикам и изготовителям. Для такой интеграционной структуры промышленной площадки не требуется, центр должен именно организовать работу. Там должны быть продвинутые люди, которые умеют предлагать и доказывать. Ведь если мы сегодня предложим беспилотник агроному, он пошлет куда подальше, потому что привык работать другими методами, закупать вещества, а сколько он их на самом деле вносит и вносит ли вообще, никому неведомо. То есть задача — выйти на акционера, показать ему выгоду».

Есть ли беда в том, что мы получим не «крупный и дорогой» НПЦ, а нечто поскромнее? Возможно, это не так статусно, но более разумно.