Управляющий директор «Ту» Вадим Королев (слева) доложил премьер-министру России Михаилу Мишустину о том, что для выпуска 20 самолетов Ту-214 компания развивает взаимодействие с КНИТУ-КАИ Управляющий директор «Ту» Вадим Королев (слева) доложил премьер-министру России Михаилу Мишустину о том, что для выпуска 20 самолетов Ту-214 компания развивает взаимодействие с КНИТУ-КАИ

Попытка №2

Достаточно неожиданный взлет программы Ту-214 может повлечь тотальную перезагрузку КНИТУ-КАИ. Новый объем производственной программы, в соответствии с которой Казанский авиационный завод – филиал «Туполева» (КАЗ) должен будет выпускать не 1–2 самолета в год (как сегодня), а более 20, что потребует потока инженерных кадров. Управляющий директор «Ту» Вадим Королев доложил премьер-министру России Михаилу Мишустину о том, что для этого компания развивает взаимодействие с КНИТУ-КАИ. Конкретно, как стало известно «БИЗНЕС Online», вуз совместно с «Туполевым» готовит заявку на участие в программе «Передовые инженерные школы» (ПИШ).

ПИШ — это подпрограмма мегапроекта минобрнауки РФ «Приоритет-2030». Главная задача школ — обеспечение производства квалифицированными кадрами. Если проще, то вузы должны повернуться лицом к потребностям крупных производителей. Последние же станут для учебных заведений своего рода локомотивами в реализации ПИШ. На участие в проекте претендовало 89 университетов, в июле 2022 года из них отобрали 30. Четыре из них в Татарстане: Набережночелнинский институт КФУ (партнер — КАМАЗ), КНИТУ-КХТИ (СИБУР, «Газпром», «Аммоний», РТСИМ, «Системные решения»), Университет Иннополис («Газпром», «Ростелеком», «Газпромнефть», «ВКонтакте», Ак Барс Банк, МТС), АГНИ (ИТМО, «Татнефть»).

Мишустин о массовом выпуске Ту-214: «Вы гарантируете?»

Странным образом мимо ПИШ пролетел КНИТУ-КАИ, который можно назвать самым инженерным татарстанским вузом. А участвовать в конкурсе он явно намеревался — презентовал проект своей ПИШ по авиастроению президенту РТ Рустаму Минниханову.

Есть несколько версий того, почему дело закончилось безрезультатно. Как говорят в профессорско-преподавательском составе, к написанию заявки руководство вуза отнеслось несколько легкомысленно, в итоге она не прошла по качеству. В пресс-службе КНИТУ-КАИ нас заверили, что университет не подавал ее вовсе, но причин не объяснили. Как говорит источник «БИЗНЕС Online» в сфере высшего образования РТ, подавать заявку надо было, заручившись поддержкой какого-либо промышленного партнера. Премьер-министр РТ Алексей Песошин и прежний и. о. ректора (ныне — ректор) Тимур Алибаев достигли соответствующей договоренности с «Ростехом» и были уверены в успехе, но буквально в последний момент руководство госкорпорации почему-то переменило свое решение.

Странным образом мимо ПИШ пролетел КНИТУ-КАИ, который можно назвать самым инженерным татарстанским вузом Странным образом мимо ПИШ пролетел КНИТУ-КАИ, который можно назвать самым инженерным татарстанским вузом

И вот теперь вторая попытка, она же последняя. «Просто удивительно, что мы тогда не попали в программу, — недоумевает в беседе с „БИЗНЕС Online“ бывший ректор КНИТУ-КАИ Геннадий Дегтярев. — Если снова не попадем, будет очень плохо». Как сообщила «БИЗНЕС Online» пресс-служба министерства науки и высшего образования РФ, в 2023 году действительно планируется дополнительно отобрать 10 участников и КНИТУ-КАИ может участвовать в конкурсе на общих основаниях. Вуз и «Туполев» готовят заявку, заверили «БИЗНЕС Online» проректор по образовательной деятельности КНИТУ-КАИ Роман Моисеев, а также пресс-служба Объединенной авиастроительной корпорации.

Надо ли говорить, какое тяжелое впечатление произвела история с ПИШ на коллектив. «Это была оплеуха, — припомнил в беседе с „БИЗНЕС Online“ те ощущения заведующий кафедрой конструкции и производства летательных аппаратов (КИПЛА) Владимир Гайнутдинов. — Не хочу принижать ничьего значения, но в ПИШ пробился маленький отраслевой вуз из Альметьевска, а КАИ, который всегда готовил инженеров, — нет».

Причем это был второй провал КНИТУ-КАИ под руководством Алибаева всего за год: в ноябре 2021-го вуз не смог получить специальную часть «Приоритета-2030», на которую рассчитывал. «Для нас крайне важно попасть в их число (победителей — прим. авт.), поскольку за этим последует колоссальная финансовая поддержка — примерно по миллиарду в год, — говорил в преддверии конкурса в интервью „БИЗНЕС Online“ прежний ректор Альберт Гильмутдинов. — На такие деньги можно реально построить университет мирового уровня. То есть на пороге потенциально новый 10-летний этап развития КАИ». И, похоже, он был уверен в успехе. Вместо этого национальный исследовательский университет не допустили даже до этапа отбора.

Вуз еще не отошел от достаточно шумного назначения главой вуза Алибаева, а в коллективе стали говорить, что при Гильмутдинове таких провалов бы не случилось — он бы точно завел КАИ во все программы Вуз еще не отошел от достаточно шумного назначения главой Алибаева, а в коллективе стали говорить, что при Гильмутдинове таких провалов бы не случилось — он бы точно завел КНИТУ-КАИ во все программы

Словом, вуз еще не отошел от достаточно шумного назначения Алибаева, а в коллективе стали говорить, что при Гильмутдинове таких провалов бы не случилось — он бы точно завел КНИТУ-КАИ во все программы. С этим соглашались даже недруги прежнего ректора. И дело не только в престиже. Профессора говорят, что на каждом ученом совете руководство вуза подчеркивает сложную финансовую ситуацию. Преподаватели указывают на перебои с канцелярскими принадлежностями и туалетной бумагой. «У нас все уже очень устарело, та же компьютерная база, — говорит Гайнутдинов. — Когда Алибаев только пришел и все это увидел, был весьма удивлен. Вуз надо модернизировать однозначно. Это можно сделать, только если нам дадут денег — сами мы не сможем ничего закупить. Базовая часть гранта „Приоритета-2030“ — это мизер. В последний раз мы получали нормальные средства в 2009 году, когда получили статус национального исследовательского университета (НИУ), а ПИШ — это вливание денег».

Сообщается, что на проект только до 2025 года из федерального бюджета выделят примерно 35 млрд рублей. Предположительно, не меньше вложат партнеры вузов — промышленные предприятия и региональные бюджеты. В 2022-м грантовая поддержка вузов-победителей со стороны государства составила 2,5 млрд рублей, еще около 4 млрд направили технологические партнеры. Детально объем инвестиций не раскрывается, но, по прикидкам, тот самый гильмутдиновский миллиард в год, на который можно преобразить вуз, точно будет.

Мы наблюдаем не что иное, как превращение КНИТУ-КАИ в отраслевой, авиастроительный, вуз. То есть происходит то, от чего университет открещивался последние 30 лет Мы наблюдаем не что иное, как превращение КНИТУ-КАИ в отраслевой авиастроительный вуз. То есть происходит то, от чего университет открещивался последние 30 лет

Технический университет или отраслевой вуз?

Участники ПИШ констатируют, что проект существенно изменяет формат образования в масштабе всего учебного заведения. Университеты или их подразделения становятся для промышленников своего рода корпоративными вузами. Параметры деятельности теперь задаются не достаточно абстрактными учебными планами, а индустриальными партнерами, которые начинают диктовать педагогам и ученым, каких специалистов надо готовить и какие задачи решать. Моисеев подчеркивает, что ПИШ — это, безусловно, и решение производственных вопросов, «поэтому КНИТУ-КАИ с ПАО „Туполев“ прорабатывает эту тему, в частности в рамках выполнения проекта по Ту-214». Он не сомневается, что в случае положительного решения минобрнауки в вузе произойдет усиление роли авиастроительной составляющей, причем прежде всего в практической плоскости — например, «появится возможность создавать новые технологические решения для существующих самолетов Ту-160, Ту-22М3 и Ту-214».

По сути, мы наблюдаем не что иное, как превращение КНИТУ-КАИ в отраслевой авиастроительный вуз. То есть происходит то, от чего университет открещивался последние 30 лет. «Де-факто мы уже давно политехнический университет, в котором авиастроение очень сильно, но только как одно из направлений, — говорил в 2021 году Гильмутдинов. — Мы его далеко переросли». Аналогичного мнения придерживался прежний проректор Алексей Лопатин (ныне завкафедрой реактивных двигателей и энергетических установок), вот что он говорил о гипотетическом возвращении к авиации: «Считаю, это невозможно и не нужно, потому что мы не можем вернуть Советский Союз. Я за то, чтобы КНИТУ-КАИ оставался техническим университетом. Уверен, что мы и в дальнейшем будем пересматривать программы, что-то закрывать, но еще больше — открывать».

Напомним, «смена вех» произошла в вузе через 60 лет после его основания (1932 год), в начале 90-х. В 1991-м появился факультет управления, экономики, финансов и предпринимательства. «В 1992 году Казанский авиационный институт преобразован в Казанский государственный технический университет (КГТУ) и значительно расширил спектр направлений и специальностей высшего образования», — сообщается на сайте вуза. В 1995-м был создан гуманитарный факультет, в 2003 году — факультет экономической теории и права и факультет психологии и делового администрирования.

Алексей Лопатин: «Я за то, чтобы КНИТУ-КАИ оставался техническим университетом» Алексей Лопатин: «Я за то, чтобы КНИТУ-КАИ оставался техническим университетом»

Несколько бывших и нынешних сотрудников КНИТУ-КАИ в беседе с «БИЗНЕС Online» припомнили, что с развалом СССР руководство вуза не раз заявляло: «Ребята, надо выживать. Забудьте об авиации: эксплуатация авиатехники в стране еще будет, а производства, скорее всего, уже нет». Гайнутдинов вспоминает, что на ученых советах эта мысль звучала очень долго и логика в таком повороте имелась — он помог вузу выжить. «Некоторые, может, выражали недовольство, но жизнь показала — все было сделано правильно, — говорит Дегтярев, который и возглавлял тогда КНИТУ-КАИ. — Вот показательный пример специальности „электрооборудование летательных аппаратов“. На нее тогда никто не шел. 45 свободных мест, а у нас три заявления. Стали думать и открыли эту же специальность еще и для автомобилей и тракторов, а потом — для предприятий и организаций. И народ повалил». Дегтярев уверен: КНИТУ-КАИ как стал фактически политехническим вузом, так им и останется.

По наблюдениям Гайнутдинова, маятник качнулся в авиационную сторону пару лет назад: «Сначала неявно, но сейчас политическая ситуация подстегнула. Хорошо, что нас Запад зажал. Точнее, ничего хорошего, конечно, но я уверен: в благоприятных условиях мы бы ничего не делали. У многих уже руки опустились, ведь безвременье было очень долгим. Сейчас все, конечно, пойдет со скрипом, издержками, но пойдет». По мнению профессора, сегодня назвать КНИТУ-КАИ инженерным авиационным вузом нельзя, «но есть тенденция, что он может стать таким, и вернуться в авиацию однозначно желательно».

По мнению экс-кандидата в ректоры КНИТУ-КАИ, исследователя проблем высшего образования Анны Свириной, отраслевой поворот закономерен. Сыграв свою роль в спасении вуза, львиная доля неавиационных направлений деградировала, и университет все равно держится только благодаря авиастроительным темам. «Я бы поставила вопрос не о том, можно ли назвать КАИ авиационным вузом, а вузом вообще, — отметила она в беседе с „БИЗНЕС Online“. — И такая деградация по всей стране: обычное дело, когда университет держится на нескольких центрах и кафедрах, а остальные заняты на флешмобах. Конкретно КАИ держится на КИПЛА, композитных центрах, институте авиационной техники и технологий, кафедре реактивных двигателей и энергетических установок, на прочнистах и теплотехниках. Единственное, что можно назвать серьезным из неавиационного, — темы по информационной безопасности, а также по радиофотонике и микроволновым технологиям. Все остальное — неживое. В заявке на „Приоритет-2030“ — пять магистральных направлений развития вуза, из них с авиацией связаны два, по ним и отчитываются, потому что по другим результатов нет».

Означает ли возможный уход в авиацию то, что все остальное будет вычищаться? По мнению Гайнутдинова, нет, поскольку опыт говорит: и в советское время многие «каисты» работали и в совершенно иных отраслях, понимание этого есть в том числе сегодня. Впрочем, профессор указывает на то, что хорошо подготовленный авиационный инженер сможет найти себя в любой производственной сфере. Но, по словам завкафедрой, сегодня вопрос хорошей подготовки упирается в фундаментальную проблему. У студентов очень сильно страдает базовая подготовка. Из них готовят пользователей готовых пакетов информации (по прочности, аэродинамике и т. д.), а вот какие уравнения, какая физика стоят за ней, ребята не понимают: «Я всегда говорю: если вы понимаете, как работает силовая конструкция, все остальное будет ерундой, а если не понимаете, получите много неприятностей с расчетами. На Западе умудряются эту подготовку не терять — сужу по публикациям, а у нас нет базовой научной закваски, с помощью которой можно проводить исследования. Подготовку студентов надо переделывать. Но есть нюанс — ребята не хотят: есть удобные вещи, зачем лезть в какую-то „архаику“, импульсную теорию, законы Ньютона?»

На то же самое в беседе с «БИЗНЕС Online» указал президент ассоциации предприятий и промышленников РТ Александр Лаврентьев, но он считает, что ничего не исправить, если не начать со школы: «Только сегодня, содрав с Запада школьную учебу и экзамены, мы начинаем понимать, какое у нас было среднее образование. Ситуация со сдачей ЕГЭ по математике и физике стала такой, что минобрнауки разрешило принимать на инженерные факультеты людей, которые сдают информатику! А в ней нет ни одного физического закона… Все выхолащивается. С инженерным образованием беда». Он не сомневается в том, что КНИТУ-КАИ надо возвращаться к статусу авиационного вуза.

По Гайнутдинову на наметившийся авиационный поворот указывает то, что профильных выпускников КНИТУ-КАИ начинают расхватывать еще на стадии бакалавриата, а магистры трудоустроены почти поголовно По мнению Гайнутдинова, на наметившийся авиационный поворот указывает то, что профильных выпускников КНИТУ-КАИ начинают расхватывать еще на стадии бакалавриата, а магистры трудоустроены почти поголовно

Выпускников начинают расхватывать

«Я против „закукливания“ университета, — подчеркнул в беседе с „БИЗНЕС Online“ Лопатин. — И до какой степени его надо обрезать, чтобы получить отраслевой вуз? „Автомобильные двигатели и сервис“ всего лишь одна специальность. „Судостроение“ — это вообще-то было требование региона. „Юриспруденция“ и „связи с общественностью“ ушли в 2018 году. Из социогуманитарного блока остались „экономика“, „менеджмент“ и „управление персоналом“, и они заточены на производственный сектор. Уверен, КАИ обладает оптимальным перечнем направлений подготовки для авиационно-ракетной отрасли. И потом, мы живем в эпоху изменений. Каким будет самолет следующего поколения? Мы знаем, что произойдет через два года максимум! Как при этом отказаться от неких специальностей? Да, сейчас они как будто не имеют отношения к авиации, а скоро станут авиастроительным мейнстримом. Вот аддитивные или квантовые технологии: как бы ограниченно сейчас мы ни видели их использование в авиации, это не значит, что так же будет через год. Развивая технологии общего направления, мы развиваем и авиацию».

В то же время один из наших собеседников в университете уверен, что родному вузу надо поумерить амбиции. Он считает, что нет результатов и в ряде авиационных направлений: «Есть центры, куда вложены десятки миллионов, но это больше не научные подразделения, а производственные — уровень ремесленного училища, просто в прогрессивных областях».

В общем-то, сегодня можно поставить и вопрос о том, состоялся ли КНИТУ-КАИ как НИУ. Очевидно, это тема для обсуждения, ведь с получением статуса «федеральный» не стали научными центрами ни Казанский, ни другие классические университеты. На это в беседе с «БИЗНЕС Online» указал доцент Уфимского университета науки и технологий, публицист Рустем Вахитов. По его мнению, данный провал говорит о том, что начинать надо с очевидных, находящихся в крайней степени накала, вопросов. Если мы хотим возрождать промышленность, надо думать не о создании чудо-университетов, а о подготовке рядовых специалистов. В конце концов, разве это позорно — быть опорным вузом для какой-то отрасли? Вместе с возвращением смысла отраслевого образования в самых разных сферах Вахитов предлагает задуматься и о такой, казалось бы, второстепенной, но немаловажной вещи, как соответствие названия сути: «Это была мода 90-х — превращение институтов в университеты. Делалось это из сугубо статусных соображений. Мы ведь понимаем, что в результате переименования институты никакими университетами не стали».

Если мы хотим возрождать промышленность, надо думать не о создании чудо-университетов, а о подготовке рядовых специалистов. В конце концов, разве это позорно — быть опорным вузом для какой-то отрасли? Если мы хотим возрождать промышленность, надо думать не о создании чудо-университетов, а о подготовке рядовых специалистов. В конце концов, разве это позорно — быть опорным вузом для какой-то отрасли?

Гайнутдинов, несмотря на ряд оговорок, настроен больше оптимистично, особенно в части сотрудничества с КАЗом: «Сегодня есть группа, которую учат по особой программе („Крылья „Ростеха“ — прим. авт.). В этом году на заводе открыли базовую кафедру — еще группа. Хотя пока дальше небольшой работы по подготовке учебного плана дело не пошло, заинтересованность есть. Защиту бакалаврских дипломов впервые проводили и на заводе. Уровень порадовал и нас, и предприятие. Ребята очень толковые».

По мнению Гайнутдинова, на наметившийся авиационный поворот указывает и то, что профильных выпускников КНИТУ-КАИ начинают расхватывать еще на стадии бакалавриата, а магистры трудоустроены почти поголовно. И здесь профессор прогнозирует для КАЗа проблему. По его словам, в текущем году одного заводского целевика перехватило другое казанское предприятие — просто предложило зарплату в 2 раза больше. И этот человек даже готов заплатить неустойку за целевое обучение. И завод с этим ничего поделать не может. То есть сверхважная тема — зарплата на самом предприятии.

Собственно, остается вопрос: а сам «Туполев» способен потянуть такое непростое дело, как тандем с вузом? «Сегодня фирма живет в ситуации высокой неопределенности, — полагает один из собеседников „БИЗНЕС Online“. — Да, сюда приезжают разные начальники с заявлениями о том, что надо срочно делать. А дальше что? Напомню, что кадры пойдут только на зарплату. А у нас в авиастроении на протяжении последних 10 лет то срочно нужны сотни человек, то на следующий день — увольнения. Люди уже разуверились. Вы посмотрите на конкурс в КАИ: заявлений куча, а поинтересуйтесь, сколько из них оригиналов документов. Уверен — единицы. Более или менее нормально только с целевиками для авиапрома. Вот над чем стоит задуматься. Словом, не верю, что КАИ светят золотые горы». Лаврентьев не сомневается, что взаимодействие «Ту» – КАИ сработает: «Сегодня у авиастроителей есть все для этого. И в целом „Туполев“ — это школа, „Туполев“ — это сила». Кстати, весьма занятно, что 22 июня на совещании под председательством премьер-министра РФ Мишустина управляющий директор «Туполева» Королев назвал КНИТУ-КАИ базовым вузом своей фирмы. Такая характеристика прозвучала впервые.