1. Программа «Нижнекамск-60» за 68 миллиардов

Рамиль Муллин отметил, что программа  «Нижнекамск-60» охватывает все аспекты социальной и инженерной инфраструктуры города. Основные векторы — ремонт и приведение в порядок социальных учреждений, культурные и спортивные здания; дорожная инфраструктура  (20 млрд рублей); инженерная инфраструктура; трамвайные линии  (почти 12 млрд рублей); строительство культурного центра ( около 3 млрд рублей) Рамиль Муллин отметил, что программа «Нижнекамск-60» охватывает все аспекты социальной и инженерной инфраструктуры города Фото: Олег Спиридонов

Особая гордость будущего мэра Нижнекамска Рамиля Муллина — программа «Нижнекамск-60», разработку которой в феврале одобрил президент РТ Рустам Минниханов. Согласно ей, за ближайшую пятилетку в городское хозяйство должно быть вложено не менее 68 млрд рублей. «Для понимания: бюджет Ульяновской области — 70 миллиардов рублей. Это приблизительно стоимость бюджета одной области!» — говорил Муллин. 

Деньги будут потрачены на следующее: 

  • ремонт социальных учреждений;
  • инженерная инфраструктура;
  • дороги — 20 млрд рублей;
  • трамвайные линии — почти 12 млрд рублей;
  • культурный центр — около 3 млрд рублей.

«Мы прошли все комиссии при министерствах, которые одобрили наши предложения, — сказал Муллин. — Фактически все министерства подтвердили, что, да, Нижнекамску эти ресурсы нужны. Сейчас осталось дело за малым — найти деньги». Их собираются привлекать из республиканского и федерального бюджета и внебюджетных программ. «Где-то половина из той стоимости, которую мы закладываем, свыше 30 миллиардов, — есть уже возможность войти в разные программные бюджетные проекты». 

«Нижнекамск – место, где производят «золотые яйца»: 15 вызовов Рамиля Муллина

Муллину предстоит найти еще 38 млрд рублей: «Мы сейчас дошли до премьер-министра. Я думаю, в ближайший месяц мы доработаем и где-то в конце августа выйдем к президенту, чтобы понять, какими ресурсами будем поддержаны. Надеюсь на поддержку. Понятно, что очень серьезные коррективы внесла специальная военная операция. Она серьезно изменила бюджетную политику в республике. В этом есть определенные сложности. Может быть, от каких-то больших проектов откажемся». 

2. На что расщедрится СИБУР

«Они [СИБУР] сегодня ведут переговоры со своим партнером «СОГАЗ-Медицина» в части дооснащения своей поликлиники» «СИБУР сегодня ведут переговоры со своим партнером «СОГАЗ-Медицина» в части дооснащения своей поликлиники» Фото: Олег Спиридонов

У СИБУРа, отметил Муллин, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online», было несколько вариантов развития социальной политики в Нижнекамске. Но остановились, вероятно, пока на одном, уже известном, обкатанном на примере программы «Тобольск-2020», реализованной совместно с властями Тюменской области.

«Есть практика, что они в рамках своих налоговых отчислений договариваются на уровне субъекта, что часть налогов, которые они платят в бюджет области или республики, будут отчислять на те места, где они работают. Такая практика обсуждалась, пока этот вопрос тоже проговаривается. Надеюсь, что это будет один из источников финансирования», — сказал Муллин.

Также СИБУР передает городу четыре спортивных объекта — «Факел», «Дружба», «Алмаш» и базу УСР. При этом компания готова софинансировать ремонт зданий. 

Что же касается медицинского центра «за миллиарды рублей», публично обещанного гендиректором ООО «СИБУР» Михаилом Карисаловым, то пока ничего неясно. «Наверное, здесь вопрос правильно было бы задать СИБУРу, раз Михаил Карисалов обещал этот медцентр, — отстранился Муллин. — Но я знаю, что они сегодня ведут переговоры со своим партнером „СОГАЗ-Медицина“ в части дооснащения своей поликлиники».

Позиция же у Нижнекамска своя — Муллин считает, что деления между лечением жителей и промышленников быть не должно. «Все прикрепленное население должно лечиться в городе, должен быть мощный медицинский центр по всем современным требованиям. Насколько нужно делиться, я не знаю. Но сейчас я знаю, что у СИБУРа серьезные планы в части дооснащения своей поликлиники и в части реабилитации санаторно-курортного лечения в „Корабельной роще“. Этот проект сегодня тоже в разработке. В ближайшее время, я думаю, мы услышим и о медицине, и о реабилитации», — выразил надежду он. 

3. Новый реабилитационный центр и две поликлиники

«Медицина должна быть локализована и управляема одним собственником» «Медицина должна быть локализована и управляема одним собственником» Фото: Олег Спиридонов

В программу «Нижнекамск-60» медцентр не вошел — все-таки это проект СИБУРа. У города есть своя стратегия развития здравоохранения до 2026 года за 8,5 млрд рублей. Вкратце — в этом году будет построено и сдано приемно-диагностическое отделение, следующим этапом планируют приводить в порядок существующие здания. В части строительства рассматривается только реабилитационный центр.

«Мы сейчас внутри системы с Сергеем Мерясевым (начальник управления здравоохранения Нижнекамска — прим. ред.) нашли возможность сделать лечебный корпус реабилитации, остается только гостиничная составляющая. Ежегодно проходят реабилитацию от 600 до тысячи человек после инсульта, переломов, инфаркта. Будет создан 120-коечный центр, поддержка министерства есть», — анонсировал Муллин.

В будущем, добавил он, предполагается строительство детской поликлиники в новом микрорайоне на площади 4 га между улицами Мира и Табеева. Сегодня обсуждение уже идет. С федеральным центром ведутся также переговоры о строительстве поликлиники в новом микрорайоне — выше 51-го микрорайона. «С собственником земли договорились. Если все сложится нормально, то в течение трех лет мы должны попробовать войти в федеральную программу строительства поликлиники, — сказал Муллин. — Я считаю, медицина должна быть локализована и управляема одним собственником». 

4. На ремонт всех дворов Нижнекамска нужно еще пять лет

«Здесь есть определенные сложности, пока жителям тяжело объяснять, что это не бюджетная программа. Те дворы, которые мы сегодня ремонтируем — эти деньги идут за счет внебюджетных фондов» «Здесь есть определенные сложности. Пока жителям тяжело объяснять, что это небюджетная программа. Те дворы, которые мы сегодня ремонтируем, — эти деньги идут за счет внебюджетных фондов» Фото: president.tatarstan.ru

Президентская программа «Наш двор» идет уже два года. В этом году в Нижнекамске запланировано отремонтировать 69 дворов — это порядка 101 многоквартирных домов. Дорожные работы, сказал Муллин, завершены в 41 дворе, в 22 установлено детское спортивное оборудование, в 16 поставлено освещение. В трех дворах уже установлены малые архитектурные формы. Задача — сдать все работы до конца сентября.  

Но на два последующих года, отметил РИК, запланирован ремонт «достаточно серьезного объема дворов». «Если пойдем такими темпами, нам нужно еще 4–5 лет. Поэтому мы сегодня с фондом и руководством, которое курирует эту программу, договариваемся о том, чтобы на следующий год мы вошли в порядка 100 дворов, чтобы в течение двух лет обеспечить. Но это будет связано с возможностью бюджета. Сегодня на уровне республики обсуждается вопрос о пролонгации этой программы», — сказал он. 

Вскрылась проблема с дворами, которые ремонтировали на 50-летие Нижнекамска, — во многих из них только положили асфальт, не сделав ни освещения, ни МАФов. Деньги на доведение их до ума теперь ищут в бюджете города и у управляющих компаний. Есть надежда на гранты «Татнефти» и республики по поддержке СТОСов, может, и СИБУР что-то подкинет в рамках программы «Добрых дел».

5. Мечта Муллина — 100 сквериков

«Я надеюсь, что появятся меценаты, люди, которые любят город, жители, которые решат: «Давайте мы этот угол сделаем нашим сквериком! Очень важна вовлеченность» «Я надеюсь, что появятся меценаты, люди, которые любят город, жители, которые решат: «Давайте мы этот угол сделаем нашим сквериком!» Очень важна вовлеченность» Фото: Олег Спиридонов

Идея Муллина с озеленением жива — сейчас исполком подбирает места. «Часть работ мы делаем в рамках программы „Наш двор“. Это не просто двор сдали и ушли, этот двор в последующем должен стать сквериком. История этих сквериков такая. Есть внутридворовое пространство, а наша задача — это внешняя история, вдоль дорог. Мы сейчас определяем, какими эти скверики будут», — сказал он.

В сентябре Нижнекамск намеревается сделать хакатон с приглашением архитекторов из республики и Москвы, чтобы они помогли разделить город по кварталам. «Здесь очень важно, чтобы мы не сделали ошибок. Нам нужно соединить город тротуарами, дорогами, кварталами, освещением. Очень интересная история — двор делаем, делаем второй двор, расстояние между ними — 500 метров. Здесь дорога дошла, потом обрубилась, 300 метров тротуар ничей. Это не очень хорошее явление! Чтобы этого не было, комплексно нужно подойти», — считает Муллин. За зиму планируется проект доработать, определить план и «дорисовать» город.

Скверики тоже не вошли ни в одну бюджетную программу. «Я надеюсь, появятся меценаты, люди, которые любят город, жители, которые решат: „Давайте мы этот угол сделаем нашим сквериком!“ Очень важна вовлеченность».

6. Что будет с усадьбой Стахеевых


«Вопрос усадьбы Стахеевых в деньгах, — сказал Муллин. — Какая у архитекторов того времени была архитектурная мысль, какая идея и как мы это успели за 70 лет испортить? Я не могу понять, зачем нужно было поджигать это здание».

Напомним, памятник XIX века в поселке Красный Ключ выгорел в прошлом году. Стоимость реставрации оценили в 208 млн рублей. Выход Муллин ищет вместе с министром культуры РТ Ирадой Аюповой.

«Как ни запечатай, все равно где-нибудь оторвут да залезут»: в Нижнекамске сгорела усадьба Стахеевых

«Наша задача — соединить Святой Ключ, экопарк и Стахеевский комплекс с нашим собором. Это все должно быть единым ансамблем с мечетью и собором, — сказал Муллин. — Очень много к нам приезжают гостей, нам нужно поднимать историю о туризме». Соответствующий вопрос, добавил градоначальник, обсуждается и с СИБУРом, и с «Татнефтью».

7. Нижнекамцы не хотят ездить на общественном транспорте?

«Сейчас мы смотрим, где транспорта не хватает. Нам нужен сейчас отдельный транспорт на промышленную зону. Потому что сегодня уже и СИБУР, и «Татнефть» не возят горожан» «Сейчас мы смотрим, где транспорта не хватает. Нам нужен сейчас отдельный транспорт на промышленную зону. Потому что сегодня уже СИБУР и «Татнефть» не возят горожан» Фото: Олег Спиридонов

Проблема общественного транспорта в Нижнекамске частично решилась зимой, когда республика закупила 50 новых автобусов средней вместимости. Но часть остановок до сих пор пустует — автобусы ездят не по всем маршрутным линиям. «Пока не хватает. Нам нужно было понять, где и что есть. Была разработка питерской компании в части объединения трамвайных и автобусных линий. Но когда мы их посмотрели… Если бы мы так сразу запустили, нас бы не поддержали. Поэтому мы запустились по старой схеме. Сейчас мы смотрим, где транспорта не хватает. Нам нужен сейчас отдельный транспорт на промышленную зону. Потому что сегодня уже СИБУР и „Татнефть“ не возят горожан», — объяснил Муллин.

Впрочем, за годы безобразной работы общественного транспорта Нижнекамск стремительно автомобилизировался.«Даже тех 80 миллионов, которые мы для себя заложили в рамках допдоходов, на субсидирование не хватает. Это очень затратная вещь, нужна поддержка республики. Для нас очень важно сохранить то, что приобрели, и не потерять трамваи. Очень много личного транспорта, люди не хотят пересаживаться на общественный. Хотя и автобусы с кондиционерами поставили… Только на кондиционирование ушло 7,5 миллиона рублей! Я думаю, эту историю будем дальше двигать», — добавил Муллин.

8. Побольше самообложения

«У нас тоже достаточно людей, у которых есть ресурсы, чтобы повернуться лицом к городу» «У нас тоже достаточно людей, у которых есть ресурсы, чтобы повернуться лицом к городу» Фото: mert.tatarstan.ru

«Я смотрю, в рамках самообложения очень слабо мы работаем, — вынес вердикт Муллин. — Есть территории, которые получают до 90 миллионов софинансирования, например Кукморский район. Муслюмовский район, когда я работал, получал практически 70 миллионов. Что такое 70 миллионов для Нижнекамского района? Для города это не очень большие деньги, конечно. Но мы получаем очень мало — около 5 миллионов. Самое большое у нас — чуть больше 2 миллионов получило одно из сельских поселений. Самое минимальное софинансирование у нас — 400 тысяч», — сетовал он. 

Муллин поставил перед собой задачу в рамках самообложения больше вовлекать в процессы жителей района. А по городу, уверен он, нужно искать другие варианты.

«Мы буквально месяц назад съездили в Екатеринбург. Понравилась история, что бизнес вышел с инициативой и город договорился о том, что те здания, которые находятся в страшном состоянии, они реконструируют и рядом построят жилищные комплексы. Или из бывшего госпиталя сделали культурно-выставочный центр. Он никогда не окупится, там вложили, наверное, сотни миллионов рублей. Но зато это такой прекрасный подарок городу. Я думаю, у нас тоже достаточно людей, у которых есть ресурсы, чтобы повернуться лицом к городу», — добавил Муллин.

9. Какое будущее у Камских Полян

«У меня есть видение, что Камские Поляны должны остаться зеленым городом. Я думаю, что недалека перспектива, когда Нижнекамск и Камские Поляны соединятся какой-то быстрой железной дорогой. Там нужно развивать индустрию услуг, туризма, там можно сделать горнолыжку. Сейчас очень важно не делать там ошибок» «У меня есть видение, что Камские Поляны должны остаться зеленым городом. Думаю, недалека перспектива, когда Нижнекамск и Камские Поляны соединятся какой-то быстрой железной дорогой. Там нужно развивать индустрию услуг, туризма, там можно сделать горнолыжку. Сейчас очень важно не делать там ошибок» Фото: kampol.e-nk.ru

В программу «Нижнекамск-60» пгт Камские Поляны тоже вошли. Но, как сообщил Муллин, он считает, что в части социальной инфраструктуры поселок достаточно самодостаточный — есть две школы, спортивная школа, бассейн, ледовый дворец, культурный центр.

«Что-то строить глобальное я смысла большого не вижу для себя. Просто нужно привести спортивную школу в порядок, сумма вопроса — 370 миллионов. Провести ремонт школ. Нужно будет обратить внимание на Школьный бульвар, его завершить. Сделать инфраструктуру для многодетных семей и развивать ряд проектов, возможно, не так связанных с химией. У нас имеется ряд наработок. У меня есть видение, что Камские Поляны должны остаться зеленым городом. Думаю, недалека перспектива, когда Нижнекамск и Камские Поляны соединятся какой-то быстрой железной дорогой. Там нужно развивать индустрию услуг, туризма, там можно сделать горнолыжку. Сейчас очень важно не делать там ошибок», — добавил Муллин.

Камские Поляны, считает он, заслуживают того, чтобы стать центром: «У нас район и Камские Поляны — это почти 38 тысяч человек. У нас есть районы, где живут 12 тысяч человек. Может быть, нужно подумать о некой его самостоятельности? Камские Поляны сегодня имеют все, просто нужно довести до ума и создать 2–3 промышленные площадки».

10. «Мы не входим в список самых грязных городов»

«Нижнекамск очень комфортный город, здесь есть все для жизни. Да, есть некая нагрузка на экологию. Но смотрите, сколько было сделано за последние годы! Мы не входим в список самых грязных городов» «Нижнекамск — очень комфортный город, здесь есть все для жизни. Да, есть некая нагрузка на экологию. Но смотрите, сколько было сделано за последние годы! Мы не входим в список самых грязных городов» Фото: Олег Спиридонов

Муллин уверен — нужно создавать возможности, чтобы взращивать людей, которые будут оставаться в Нижнекамске. Он объявил, что 90% молодежи сейчас уезжают из города. Перед ним стоит главный вопрос: что нужно создавать, чтобы люди здесь оставались?

«Нижнекамск — очень комфортный город, здесь есть все для жизни. Да, есть некая нагрузка на экологию. Но смотрите, сколько было сделано за последние годы! Я еще в свою бытность поднимал эту тему, это тогда нужно было. Но сейчас если даже смотреть, сколько было вложено в очистные сооружения — порядка 3,5 миллиарда рублей. За последующие три года у СИБУРа есть намерения вложить еще порядка 12 миллиардов рублей. „Татнефть“ планирует 28 миллиардов инвестировать в природоохранные мероприятия. Это и уход от факельного хозяйства, и от выбросов… Все, что выбрасывается, — это деньги! Поэтому сегодня производства, которые открываются, экологичны», — сказал он.

Муллин уверен, что, например, автотранспорт приносит больше вреда, чем промышленные предприятия. «Но мы же не закрываем дороги для машин!» — возмутился спикер. 

«Вопрос экологии очень размазанный, количество выбросов снижается, есть жесткие требования надзорных структур. За последние годы лаборатория Росприроднадзора получила оснащение на 58 миллионов. Минэкологии, мероприятия, которые сегодня планируют наши промышленники. Сегодня „Татнефть“ говорит, что развивается в рамках биотехнологий. СИБУР говорит: „Мы „зеленая“ компания“. Никто не заинтересован, чтобы выбрасывать, не те времена. Считаю, нам нужно этот аспект экологической катастрофы сменить на такую тему, что здесь достаточно комфортно и здесь достаточно неплохо. Как это сделать, мы еще думаем, — сказал он. — Сейчас анализ делается, но такой предпосылки системно анализировать Нижнекамск на предмет влияния и соответствующей необходимости нет. Мы не входим в список самых грязных городов». 

Рамиль Хамзович намерен с детства вкладывать в нижнекамцев мысль — где родился, там и пригодился, конечно, прикрепив эти слова условиями для комфортной жизни. «Если это будет, нам не придется искать врачей, учителей со стороны», — уверен он.

11. Трасса М7 близ Соколки обошлась бы дороже на 40 миллиардов

«Как во всем нормальном, цивилизованном мире. Любая река должна иметь два или три проезда. Сегодня строим Котловку, через 10 лет построим через Соколку» «Как во всем нормальном цивилизованном мире. Любая река должна иметь два или три проезда. Сегодня строим Котловку, через 10 лет построим через Соколку» Фото: Олег Спиридонов

Решение провести объездную трассу М7, которая в итоге пройдет через село Котловка, устраивает Муллина. Пока жители поселка Новое Афанасово продолжают лить слезы по своим домам, которые, очевидно, заберут под строительство дороги, руководитель исполкома уверяет: никого не обидят. Всего, по его словам, под снос попадает три жилых дома, остальное — участки с недостроями. Первую встречу с жителями провели совсем недавно. Наш корреспондент задал вопрос: почему нельзя было работать с жителями гораздо раньше, чтобы не доводить дело до митингов и слез? 

«Мы увидели окончательное решение по экспертизе в конце июня. Было более 20 версий. Последними остались две — это Соколка и Котловка. Экспертизу прошла Котловка. Как мы можем вести в апреле разговор с жителями, не зная, будет эта дорога или нет? Мы такие же заложники этой ситуации, — объяснил он. — Для Нижнекамска обе версии оптимальны. Когда начинают говорить, что это правильно, а это — нет, кто так решил? Каждая дорога прошла экспертизу — экологическую, шумовую, экономическую, по безопасности». Но и здесь не прошло без лукавства, считает спикер. Практически с каждым жителем поговорили и все обсудили. Как будет проходить процедура оценки, узнают по тендеру 15 августа.

Вопрос, как подтвердил и сам руководитель «Волго-Вятскуправтодора» Илдар Мингазов с «БИЗНЕС Online», исключительно в деньгах. «Наш любимый Максимов (Николай Максимов — экс-депутат горсовета Нижнекамска, активист, выступает против строительства трассы близ Котловки — прим. ред.) говорит: „Найдите 23 миллиарда!“ Во-первых, это не 23 миллиарда, а порядка 40 миллиардов! Да, найдите! — завелся Муллин, повысив тон. — Давайте найдем для Нижнекамска 40 миллиардов и заживем счастливо!»

Уже кладут асфальт: глава «Волго-Вятскуправтодора» о том, как строят обход Челнов и Нижнекамска

Дорога, добавил он, нужна и через Соколку, и через Котловку. «Как во всем нормальном, цивилизованном мире. Любая река должна иметь два или три проезда. Сегодня строим Котловку, через 10 лет построим через Соколку», — загадал Муллин. 

Котловка интересна для Нижнекамска прежде всего тем, что открывается выход на федеральную трассу через улицу Мира: «Эта дорога для нас — как дорога жизни». 

Муллин также не видит серьезных проблем в том, что трасса закрывает перспективы для закрытия города. «Когда мы еще до этого дойдем? Такими темпами нужно 50–70 лет! Нам нужно еще понимать демографию, растем мы или нет. Если такими темпами будет отток молодежи, как сейчас это мы видим, о каком росте может идти речь?» 

В случае варианта с Соколкой, говорит Муллин, дорога бы вышла к Березовой гриве и Нижнекамск остался бы с тем же узким горлышком в виде моста через Зай. И проблемы в том, что трасса пройдет близко к городу, он не видит: «По всему миру все федеральные трассы проходят через населенные пункты». 

12. Следователи нашли у директора «Гемонта» целую квартиру денег

«Давали возможность им работать, но в силу не очень понятной позиции «Гемонт» сам довел ситуацию до того плачевного состояния» «Давали возможность им работать, но в силу не очень понятной позиции «Гемонт» сам довел ситуацию до того плачевного состояния» Фото предоставлено источником

Часть вопросов турецкой компании «Гемонт» переходит с экономики на политику, уверен Муллин. Фактически, сказал он, обязательств у СИБУРа перед «Гемонтом» нет. Но есть обязательства «Гемонта» перед СИБУРом и поставщиками.

Страсти вокруг «Гемонта»: раут у посла Турции, владелец – на ковре в СКР и тысяча разгневанных мужчин

«Сегодня следственные органы занимаются этим вопросом. Я участвовал в нескольких переговорах с участием даже руководства республики, где эти вопросы обсуждались. Давали возможность им работать, но в силу не очень понятной позиции „Гемонт“ сам довел ситуацию до того плачевного состояния. И ответственность за тех работников, которым не выплатили зарплату, лежит на „Гемонте“, — объяснил он. — Был вывод денег, эта история тоже есть. Когда открывали комнату директора (Садыка Акмана — прим. ред.), там целая квартира, полная денег! Вывод налогов… Работает следственный комитет. Думаю, через какое-то время мы увидим результаты».

«Это вопрос не о зарплатах, а о политике. Не может же „Нижнекамскнефтехим“ или муниципалитет зайти в счета „Гемонта“ и сказать: „Ты этому 3 рубля отдаешь, тому — 5“. Куда деньги пошли — это уже история о „Гемонте“ и отношениях с подрядчиками», — заключил Муллин.