Асфана Галявова – гендиректора АО «Таткоммунэнерго», а до этого два десятка лет руководившего «Метроэлектротрансом», по решению суда отправили под домашний арест  по делу об особо крупном мошенничестве Асфана Галявова — гендиректора АО «Таткоммунэнерго», до этого два десятка лет руководившего «Метроэлектротрансом», — по решению суда отправили под домашний арест по делу об особо крупном мошенничестве Фото: kzn.ru

Ночь в темнице

Выходные у Асфана Галявова не задались. В пятницу вечером он, гендиректор АО «Таткоммунэнерго», до этого два десятка лет руководивший «Метроэлектротрансом», вместо того чтобы отправиться домой, поехал в следственный комитет. И не один: в сопровождении оперативников управления экономической безопасности МВД по РТ, утверждают источники «БИЗНЕС Online».

58-летнего Галявова доставили во второй отдел республиканского следкома — он занимается расследованием должностных происшествий. В разные годы через это подразделение прошли заместитель главного пристава РТ Сергей Плющий или, например, замминистра здравоохранения Елена Шишмарева. У каждого из них был свой особый путь. У Галявова — задержание в качестве подозреваемого. 17 июня СКР возбудил в отношении него уголовного дело о мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ).


Оттуда все те же оперативники УБЭП отвезли его в центр Казани, на ул. Дзержинского. Там расположен изолятор временного содержания. Галявова, как и полагается, попросили снять галстук, ремень, шнурки. В двухместной камере он провел ночь. Утром его снова отвезли в следком на ул. Наки Исанбета, где предъявили обвинение. А уже оттуда доставили в Советский райсуд Казани.

Ходатайство об избрании меры пресечения рассматривала федеральная судья Светлана Тарханова, дежурившая в субботний день. Следователи сами не настаивали на СИЗО, хотя речь, по сути, идет о хищении государственных средств. То ли сыграл роль тренд на гуманизацию правосудия, то ли у обвиняемого нашлись влиятельные защитники. Галявов же, как рассказывают наши источники, просил еще более мягкую меру пресечения — запрет на совершение определенных действий. В итоге судья удовлетворила просьбу следователей и отправила обвиняемого под домашний арест. С браслетом Галявов пробудет минимум 1 месяц и 29 суток — до 15 августа. Конечно же, если не сможет обжаловать «домашку» в ВС РТ.

Силовики копают и в других направлениях. В частности, проверяется, как расходовались деньги при строительстве станции метро «Дубравная». Якобы об имевших место откатов готов рассказать один из подрядчиков Силовики копают и в других направлениях. В частности, проверяется, как расходовались деньги при строительстве станции метро «Дубравная». Якобы об имевших место откатах готов рассказать один из подрядчиков Фото: «БИЗНЕС Online»

Как Галявов решал «демографический вопрос»: версия силовиков

СКР и МВД о задержании и сути предъявленных обвинений официально не сообщают. По данным источников «БИЗНЕС Online», преступление, в котором обвиняют Галявова, связано с одним из 14 национальных проектов, запущенных Владимиром Путиным в 2018 году — в день инаугурации. Нацпроекты охватывают экономику, сферу благоустройства и человеческий капитал. В последнюю группу входит нацпроект «Демография», цель которого как увеличение численности россиян (всевозможные выплаты на рождение ребенка), так и рост продолжительности жизни. Руководит этим проектом, бюджет которого в 3,5 трлн рублей рассчитан до 2024 года, министр труда РФ Антон Котяков, а курирует вице-премьер Татьяна Голикова.

К реализации проекта приступили в 2019-м. Федеральные отчисления на него шли через минтруд России в региональные ведомства. Часть этих денег первого этапа реализации нацпроекта досталась центру занятости населения Татарстана, подведомственному министерству труда РТ. «Эти деньги выделялись для государственных и муниципальных структур, чтобы они организовали переобучение своих сотрудников преклонного возраста», — рассказывает наш источник, знакомый с ходом расследования.

«Тихо-тихо, но мы и эту задачу решим»: Рустам Минниханов обещает вторую ветку метро

МУП «Метроэлектротранс», которым тогда руководил Галявов, в 2019 году получил 12-миллионную субсидию на переподготовку кадров предпенсионного возраста. Какую именно программу переобучения они должны были пройти, какого количества сотрудников это касалось — пока тайна следствия. Но СКР и УБЭП уверены: никаких курсов не проводилось, договор с субподрядчиком, который должен был организовать переобучение, являлся фиктивным. Деньги же, считает следствие, оказались просто присвоены.

Одиннадцатая станция казанского метрополитена «Дубравная» была открыта в 2018 году, и на ее строительство выделяли 5,2 млрд рублей 11-я станция казанского метрополитена «Дубравная» была открыта в 2018 году, и на ее строительство выделяли 5,2 млрд рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

Имя субподрядчика, «коммерсанта», как назвал ключевого свидетеля обвинения против Галявова один из наших источников, силовики пока не раскрывают. При этом позицию директора МУП «Метроэлектротранс» несколько усиливает то, что факт передачи денег лично ему не зафиксирован. Пока все строится на показаниях партнера Асфана Галямовича, который, к слову, сам не был арестован, добавляет другой наш собеседник.

Впрочем, по данным наших источников, близких к МВД, силовики сейчас активно копают и в других направлениях. В частности, проверяется, как расходовались деньги при строительстве станции метро «Дубравная». Якобы об имевших место откатах готов рассказать один из подрядчиков. 11-я станция казанского метрополитена была открыта в 2018 году, и на ее строительство выделяли 5,2 млрд рублей.

Наше издание обратилось к адвокату Галявова — известному казанскому юристу Айрату Уразманову. Кстати, бывшему руководителю должностного отдела СКР по РТ, который сейчас и занимается делом Асфана Галявовича. Однако он отказался от любых комментариев — как о физическом и моральном состоянии его подзащитного, так и о возможных новых эпизодах.

Карьера Галявова наглядный пример «татарстанской мечты», когда обычный работяга из небольшой деревни буквально взлетает на вершину карьерной лестницы, выбивая себе место в элите республики Карьера Галявова — наглядный пример «татарстанской мечты», когда обычный работяга из небольшой деревни буквально взлетает на вершину карьерной лестницы, выбивая себе место в элите республики Фото: «БИЗНЕС Online»

«Карьера мечты»…

Карьера Галявова — наглядный пример «татарстанской мечты», когда обычный работяга из небольшой деревни буквально взлетает на вершину карьерной лестницы, выбивая себе место в элите республики. Он родился в маленькой деревне Кирби Лаишевского района, население которой не превышает 800 человек, в семье сельхозрабочих. Сам Галявов в разговорах с прессой делился, что на выбор профессии повлиял его старший брат, который сам работал водителем грузовика. После окончания школы Галявов поступил в Васильевский автотранспортный техникум, откуда вернулся в колхоз механиком.

Деревенская жизнь уже не сильно привлекала молодого специалиста. Было принято решение поступать в Казани в КХТИ. Но оттуда Галявов вскоре был отчислен, т. к. обучение в техникуме требовалось отрабатывать еще несколько лет. В краткие сроки пришлось искать вуз, куда бы взяли без отработки. Положительный ответ дали в Саратовском политехническом институте. Так, высшее образование он получал за пределами Татарстана по специальности «инженер-механик».

Асфан Галявов: «Я, наверное, сейчас самый счастливый человек!»

Свою карьеру Галявов начал с должности шофера в родном совхозе в 1982 году. Следующие 7 лет прошли в поисках себя: успел поработать водителем третьего класса, слесарем пятого разряда, водителем-экспедитором третьего класса, техником первой категории, старшим диспетчером совхоза «Кирбинский».

Важный виток в карьере происходит в момент, когда Галявов устраивается заместителем главного инженера в КПАТП-1 (Казанское пассажирское транспортное предприятие №1). Там он проработал до 1993 года, после чего пошел на повышение, заняв кресло главного инженера уже в КПАТП-2, а в 1995-м стал его директором.

За время, что Галявов занимал этот пост, в Казани провели едва ли не одно из самых масштабных обновлений транспортного парка. К 2016 году в Казани были заменены 203 троллейбуса и 92 трамвая За время, что Галявов занимал пост гендиректора МУП «Метроэлектротранс», в Казани провели едва ли не одно из самых масштабных обновлений транспортного парка. К 2016 году в столице РТ было заменено 203 троллейбуса и 92 трамвая Фото: «БИЗНЕС Online»

В 2002 году Галявов приходит в ККУП «Казгорэлектротранс» (тогда еще не было метро, его открытие произойдет только в 2005-м), а после — в МУП «Метроэлектротранс», где в общей сложности на 21 год становится «непотопляемым» генеральным директором. Рассказывают, что примерно в это время дочь Галявова удачно вышла замуж — за представителя одной из влиятельных в республике семей. За время, что Галявов занимал этот пост, в Казани провели едва ли не одно из самых масштабных обновлений транспортного парка. К 2016-му в столице РТ было заменено 203 троллейбуса и 92 трамвая. Галявов тогда делился, что обновление коснется всей техники: «У нас не останется ни одного старого троллейбуса и трамвая, парк обновится на 100 процентов».


…оборвалась из-за ДТП двух троллейбусов. Закончится ли она под домашним арестом?

Но, помимо транспортных реформ, Галявов «прославился» громкими скандалами, которые почти не утихали вокруг предприятия. Трамваи города с пугающей регулярностью попадали в ДТП, загорались, сходили с рельсов. С незавидной постоянностью он получал нагоняи публично. Например, на заседании кабмина и коллегии МВД по безопасности дорожного движения в 2020 году. Тогда Галявова журили министр внутренних дел по РТ Артем Хохорин и премьер Алексей Песошин. От возмущенных комментариев не удержался даже глава республики Рустам Минниханов, подчеркнувший, что «какой-нибудь» руководитель тут точно не подойдет.

Рустам Минниханов о чайниках за рулем: «Им не только машину, лошадь давать нельзя!»

Уходил с предприятия Галявов на пике общественного недовольства. Во всяком случае, так казалось. С требованием об отставке выступили даже представители политических партий — «Яблока», КПРФ. Депутат Казгордумы Алексей Серов, например, обратил внимание на обращение сотрудников «Метроэлектротранса» к президенту РФ, направленное еще в 2012 году. В нем работники якобы жаловались на отказ тормозной системы трамваев, недофинансирование и неконтролируемый разгон транспортных средств.


Официально Галявов покинул пост в мае 2021-го с формулировкой «по собственному желанию». Но рассказывают, что финальной каплей стала авария на Сибирском тракте. Там, в районе компрессорного завода, один трамвай врезался в другой. Пострадали двое вагоновожатых — 1971 и 1956 годов рождения, а также кондуктор 1967 года рождения. 50-летнему мужчине пришлось ампутировать ногу. ДТП стало причиной прокурорских проверок и уголовного дела. «Я сделал все ради него, дважды „Метроэлектротранс“ был на грани банкротства, но удалось вытащить. Я, наверное, сейчас самый счастливый человек! Меня избавили от такой ноши, и я благодарен Аллаху, что это произошло… Все, что пишут, говорят, что это из-за аварий, — все это неправда», — делился Галявов.

Долго без работы ему сидеть не пришлось. С июня прошлого года Галявов устроился в должности генерального директора в АО «РПО „Таткоммунэнерго“». Организация является учредителем ряда теплоснабжающих организаций, коммунальных сетей и предприятий ЖКХ в районах РТ. Основной вид деятельности компании, согласно официальным данным, — производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными. На момент своего назначения данное место для Галявова казалось вынужденным, т. к. напрямую с ЖКХ он никогда не работал. Акционерное общество «прописано» в Казани — на ул. Николая Ершова, 28а. Ранее должность гендиректора занимал бизнесмен Марат Газизов. Возможно, «Таткоммунэнерго» скоро снова придется искать нового руководителя.