«Деньги есть, но вы держитесь», — почти открытым текстом говорит федеральный центр регионам, не желая распечатывать ФНБ. Между тем в Татарстане доходы бюджета сократились на 19,1% уже в относительно благополучном первом квартале, а дальше могут провалиться на всю треть. Пообщавшись с экспертами, «БИЗНЕС Online» попытался наметить альтернативы, перед которыми стоят власти республики. Оказалось, все не так плохо, как кажется.
На этой неделе исполняется два месяца антикризисному плану правительства РТ
БОЛЬШОЙ, БОЛЬШОЙ СЕКРЕТ
На этой неделе исполняется два месяца антикризисному плану правительства РТ. Документ под длинным названием «План мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях распространения коронавируса, волатильности цен на нефть и курсов валют» премьер-министр РТ Алексей Песошин подписал 20 марта. В нем, в частности, минфину РТ давалось поручение подготовить предложения по оптимизации бюджетных расходов. Срок — до 1 мая.
Однако время идет, а никакой конкретики по поводу ситуации с бюджетом власти республики не раскрывают. Руководитель пресс-службы президента РТ Лилия Галимова в ответ на наши просьбы о комментарии предлагала дождаться пресс-конференции министра экономики РТ Мидхата Шагиахметова.
11 мая он наконец дал ответ: «Размер выпадающих доходов консолидированного бюджета президентом республики и премьер-министром уже неоднократно озвучивался (найти это „БИЗНЕС Online“ не удалось — прим. ред.). В части мер оптимизации бюджетных расходов работа у нас в Татарстане проводится. В первую очередь оптимизируются непервоочередные расходы».
И похоже, это максимум того, что сегодня позволено услышать обществу. Между тем вопрос не праздный, поскольку с бюджетом явно придется что-то делать и коснуться подобное может каждого.
В 2019-м нефтедобыча и переработка принесли в бюджет республики примерно 66 млрд рублей. Это 27% его собственных доходов, и, по всей видимости, речь лишь про налог на прибыль
ОЧЕРТАНИЯ ДЫРЫ
Буквально в конце зимы, 26 февраля, депутаты Госсовета РТ внесли в бюджет поправки, увеличив прогноз по доходам с 270,1 млрд до 274,4 млрд, по расходам — с 273,2 млрд до 310,6 млрд рублей. При этом дефицит повышался до 36,1 млрд рублей, которые планировалось закрыть дополнительными поступлениями из федерального бюджета.
Однако, согласно данным портала «Открытый Татарстан», уже по итогам первого квартала бюджетные доходы республики упали на 19,1%, или почти на 12 млрд рублей. Да, в марте цены на нефть уже начали уменьшаться, но не было ни карантина, ни полномасштабного кризиса.
О черном золоте стоит сказать отдельно. Мы уже писали, что казна РТ зависима от него довольно сильно. Как отмечал в своем докладе в декабре прошлого года министр финансов РТ Радик Гайзатуллин, в 2019-м нефтедобыча и переработка принесли в бюджет республики примерно 66 млрд рублей. Это 27% его собственных доходов, и, по всей видимости, речь лишь про налог на прибыль.
Казна РТ на 2020 год сверстана исходя из цены в $59,7 за баррель. По недавней информации, цена Urals в Северо-Западной Европе выросла до $24,7 за баррель, а в апреле ее средняя стоимость составила $18,22 за баррель, что в 3,9 раза меньше, чем в 2019-м. Для всего года глава минфина РФ Антон Силуанов прогнозирует $30 за баррель, в 2021-м — чуть больше. В копилку негатива нужно добавить и сокращение добычи почти на четверть, согласно условиям сделки ОПЕК++.
Как сообщал гендиректор «Татнефтехиминвест-холдинга» Рафинат Яруллин, уже в первом квартале налоговые поступления от нефтяников и нефтехимиков РТ упали более чем вдвое. А из отчета НКНХ за первый квартал мы узнали, что вместо уплаты в бюджет 2,3 млрд рублей налога на прибыль предприятие, наоборот, вернуло себе обратно переплату в размере 925 миллионов.
Но если бы речь шла только о кризисе в нефтянке и нефтехимии! Плохо сейчас всем. Когда бизнес летит в трубу, первым делом исчезает прибыль, а значит, и налог на нее, а ведь он дает 36% доходов бюджета Татарстана. В структуре поступлений данного налога 65% от нефтегазохимии, на втором месте с 5%... кто бы вы думали? Торговля и общепит. Далее — транспорт (3%) и кредитные организации (3%). По 2% дают машиностроение и другие производства. Словом, если на федеральном уровне сборы налога на прибыль в апреле упали на 40,8%, то в Татарстане провал может быть еще глубже.
Плохо сейчас всем. Когда бизнес летит в трубу, первым делом исчезает прибыль, а значит, и налог на нее, а ведь он дает 36% доходов бюджета Татарстана
Второй «донор» — НДФЛ, который приносит бюджету 28% доходов. Здесь все не столь трагично — доходы у людей падают пока не так стремительно. На федеральном уровне НДФЛ сократился на 14,1%, в Татарстане следует ждать того же.
Третий «слон», на котором держится бюджет, — акцизы. С продажами пива и водки вроде бы больших проблем нет, но половина поступлений приходится на топливо, потребление которого в режиме самоизоляции упало. Некоторого сокращения не избежать и здесь.
Не нужно забывать и про местные бюджеты, по итогам прошлого года израсходовавшие 97 млрд рублей, 46 млрд рублей из которых в них влила республика. В условиях кризиса объем данной помощи неизбежно придется наращивать, чтобы хватало хотя бы на зарплаты.
Глядя на эту картину, понятно, почему меры поддержки экономики со стороны правительства РТ могут быть только моральными, организационными и имитационными. «Самим бы кто помог», — читается в глазах чиновников.
Как в апреле рассказывали наши источники в правительстве, объем дыры на 2020 год оценивался примерно в 100 млрд рублей. Вероятно, это как раз и есть та цифра, которую постеснялся озвучить Шагиахметов. Впрочем, оперативные данные по маю, как говорят собеседники «БИЗНЕС Online», внушают куда больший оптимизм. И нефть подтянулась, и производства заработали. Однако никто не знает, что будет дальше. Что станет со спросом? Ждать ли волны банкротств, когда бизнес проест запасы? Вопросов много. Что делать?
Чиновники разных уровней жаловались «БИЗНЕС Online», что им перестали платить премиальную часть заработка, которая составляет существенную его долю
РЕЦЕПТ 1. СОКРАЩЕНИЕ РАСХОДОВ
Одно из первых решений, которое приходит в голову при падении доходов, — сократить непервоочередные расходы. Еще в марте, по нашим данным, президент РТ Рустам Минниханов дал команду заморозить вообще все траты, кроме обязательных вроде зарплат и коммуналки. А чиновники разных уровней жаловались «БИЗНЕС Online», что им перестали платить премиальную часть заработка, которая составляет существенную его долю. Все дело в том, что премии начисляются из допдоходов, а их сейчас нет, причем неизвестно, когда будут.
При этом власти Татарстана ни одну программу пока официально не отменили. Особенно парадоксальным, на первый взгляд, выглядит решение все-таки реализовать проект «Наш двор» с объем финансирования в 50 млрд рублей — правда, теперь не на три года, а на пять лет. Кто-то скажет, что потерявшим доход людям смотреть из окна, как «закапывают» их деньги, будет горько, но данную же программу можно рассматривать и как антикризисную меру, обеспечивающую дополнительную занятость.
Заметим, это относится и ко всем остальным госрасходам: казалось бы, почему бы временно не сократить, скажем, ремонт дорог, строительство новых школ и т. д.? За год ведь ничего плохого не случится, но за каждым госзаказом — судьбы подрядчиков и их рабочие места.
Сохранение госрасходов на прежнем уровне преподносит как антикризисную меру и министр финансов РФ: «Мы для поддержания запланированных расходов тратим средства ФНБ и осуществляем дополнительные заимствования. Это и есть контрциклическая бюджетная политика: финансируем в полном объеме расходы, несмотря на падение доходов».
Власти Татарстана ни одну программу пока официально не отменили. Особенно парадоксальным, на первый взгляд, выглядит решение все-таки реализовать проект «Наш двор» с объем финансирования в 50 млрд рублей
РЕЦЕПТ 2. ПОСКРЕСТИ ПО СУСЕКАМ
А есть ли у Татарстана свой ФНБ на черный день? Неужели за столько лет полноводные реки нефтедолларов не позволили сформировать подушку безопасности, которая имеется у каждого ответственного домохозяйства?
Роль такого стабфонда традиционно отводилась холдингу «Связьинвестнефтихим» (СИНХ), который стрижет купоны с принадлежащих республике акций, а иногда их продает. В бюджет Татарстана эти средства не поступают, хотя они немалые: лишь за последние три года только дивидендов «Татнефти» там должно быть накоплено не менее чем на 148,3 млрд рублей.
Отвечая на вопрос, куда будут направляться данные сверхдоходы, гендиректор СИНХа Валерий Сорокин, говорил, что это «некий резерв», но вспоминал и довольно грустный анекдот: «Что вы будете делать, если получите миллион долларов? Раздам долги! А остальные? А остальные подождут!»
К сожалению, по некоторым данным, резерв уже во многом пришлось пустить на купирование последствий предыдущих кризисов — тут и спасение Ак Барс Банка, и крах ТФБ, породивший цепочку банкротств. Дай бог, хватило бы на дворы.
Наверняка у властей республики будет соблазн в той или иной форме использовать и потенциал «Татнефти», от которой в этом году, скорее всего, не стоит ждать ни налога на прибыль, ни дивидендов
Есть, впрочем, и другие кубышки. Например, в отчетности Ак Барс Банка на 1 января 2020 года фигурировал долг на 148 млрд рублей перед двумя «дочками» инвестиционно-венчурного фонда РТ (ИВФ): фондом поддержки социальной сферы и отраслей национальной экономики в РТ (ФПСС РТ) и фондом развития социальных отраслей и общественной инфраструктуры в РТ (ФРСО РТ). Генезис и предназначение этих сумм — загадка, одна из версий — средства зарезервированы для успокоения ВЭБ.РФ, который мог взыскать с республики долги «Аммония» в рамках поручительства, выданного от имени ИВФ. Сейчас, когда дело движется к мирной развязке, возможно, данные средства высвободятся. Причем «выдернуть» их из банка, судя по последней отчетности, можно сравнительно безболезненно — согласно последней отчетности, он держит 185 млрд рублей в ценных бумагах и еще 120 млрд на межбанке (в том числе 35 млрд — в ЦБ).
Наверняка у властей республики будет соблазн в той или иной форме использовать и потенциал «Татнефти», от которой в этом году, скорее всего, не стоит ждать ни налога на прибыль, ни дивидендов. Но ее могут попросить занять деньги и каким-то способом влить в бюджетную систему — например, через тот же депозит в Ак Барс Банке. Кратко- и долгосрочных займов у «Татнефти» по итогам первого квартала было всего на 74 млрд рублей при выручке за прошлый год под триллион.
От ТАИФа помощи власти республики вряд ли дождутся, но в случае крайней нужды можно предложить выкупить 21,2% акций «Казаньоргсинтеза». Все равно после продажи госпакета НКНХ эти бумаги погоды не делают. Сейчас пакет СИНХа тянет приблизительно на 35 млрд рублей.
В какой-то степени помощь, конечно, будет, но пока есть только сделанное 15 апреля указание Путина выделить на балансировку бюджетных доходов 200 млрд рублей
РЕЦЕПТ 3. ДОЖДАТЬСЯ ПОМОЩИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЦЕНТРА
На недавнем совещании у Владимира Путина мэр Москвы Сергей Собянин выступил как выразитель воли всех региональных лидеров: «Владимир Владимирович, я бы хотел просить вашего поручения в адрес правительства Российской Федерации. Вы назвали целый ряд мер — они очень важные, эффективные и нужные. Часть данных мер будет реализовываться за счет бюджетов субъектов Российской Федерации. Есть часть субъектов, которые легко справятся с этим выпадением доходов (высокодоходные субъекты, в том числе и Москва), но есть ряд регионов, в которых сегодня сложная бюджетная ситуация. Я бы просил поручения правительству все-таки еще раз посмотреть, к каким бюджетным расходам приведут новые меры, для того чтобы, возможно, частично компенсировать субъектам Российской Федерации эти выпадающие доходы».
«Такое отдельное поручение, Сергей Семенович, вы правы, может быть, и не помешает», — ответил глава государства. В перечне поручений по итогам совещания, опубликованном 15 мая, про помощь регионам — ни слова.
В какой-то степени она, конечно, будет, но пока есть только сделанное 15 апреля указание Путина выделить на балансировку бюджетных доходов 200 млрд рублей — в масштабах страны это капля в море. Чуть ранее тогда еще здоровый премьер Михаил Мишустин разрешил регионам не платить в текущем году по бюджетным кредитам. Но благодаря реструктуризациям Татарстану и так пришлось бы отдать всего 573 млн рублей.
Нет сомнений, что губернаторы будут со скорбными лицами просить у Москвы помощи, но вряд ли встретят ответный энтузиазм — у федерального бюджета доходы ведь тоже упали на треть.
Набиуллина заявила о запуске механизма долгосрочных РЕПО под залог «ОФЗ или облигациями субъектов РФ и муниципальных образований с наивысшим кредитным рейтингом по национальной шкале»
РЕЦЕПТ 4. ПОМОЖЕТ НАБИУЛЛИНА?
Похоже, федеральный центр подталкивает регионы пойти по другому пути — наращивания госдолга. Шлюзы открыты. Еще в середине марта председатель бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров без особой шумихи внес законопроект «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2020 году». Значимые пункты в нем появились ко второму чтению 31 марта, а уже 1 апреля закон был подписан президентом.
Фактически главам регионов полностью развязали руки в управлении финансами: бюджетные росписи можно перераспределять, не дожидаясь законодательных правок, если это связано с борьбой с коронавирусом, спасением экономики, а также «иными целями» на усмотрение руководства региона. Фактически сняты ограничения на дефицит бюджета и лимит госдолга. Разрешено выдавать субсидии юридическим лицам, которые так или иначе задействованы в борьбе с COVID-19 и его последствиями.
Новый механизм позволит властям печатать рубли для федерального бюджета и избежать дополнительных расходов из фонда национального благосостояния, пояснили Bloomberg два источника
Есть намеки и на то, откуда брать деньги. 8 мая председатель ЦБ РФ Эльвира Набиуллина заявила о запуске механизма долгосрочных (на месяц и на год) РЕПО под залог «ОФЗ или облигациями субъектов РФ и муниципальных образований с наивысшим кредитным рейтингом по национальной шкале». Новый механизм позволит властям печатать рубли для федерального бюджета и избежать дополнительных расходов из фонда национального благосостояния, пояснили Bloomberg два источника, знакомых с планами правительства. Объем операций составит 1–1,5 трлн рублей, говорят собеседники издания.
У Татарстана национальный кредитный рейтинг как раз ААА, так что он вполне может выпустить заем, пропустить его через Ак Барс Банк или «Зенит» и получить дополнительную ликвидность ЦБ на поддержание штанов. Да и на обычном долговом рынке спрос будет. Конечно, есть вопрос в чувстве меры, чтобы не вышло как с векселями Ак Барс Банка в конце 90-х.
***
Татарстан — богатый регион, и, как видим, определенный запас прочности и возможностей у него есть. Но все зависит от того, какого типа кризис мы переживаем. Если речь идет о кассовом разрыве, после которого все быстро восстановится, то закрыть его — нет проблем. Но что, если нас ждет череда тощих лет, а то и вовсе глобальная перестройка мировой экономики? Тогда, как любит говорить Путин, «палить резервы» было бы неразумно.
А может, стоило бы привлечь денег не только на затыкание бюджетных дыр, но и на широкомасштабную помощь местному бизнесу? И не через раздачу «конфеток» горстке «грантоедов», а полноценно? Тогда, оправившись, предприниматели еще и заняли бы освободившиеся ниши в других регионах…
Все это повод для большой общественной дискуссии, в которой пресса может сделать только первый шаг.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 577