Заседание попечительского совета фонда «Возрождение» оказалось рубежным. Минтимер Шаймиев подвел черту под масштабным проектом по восстановлению Болгара и СвияжскаФото: shaimiev.tatarstan.ru

«Принципиальные требования будем предъявлять, потому что дело всенародное»

Состоявшееся накануне заседание попечительского совета республиканского фонда «Возрождение» оказалось рубежным. Госсоветник РТ Минтимер Шаймиев подвел черту под масштабным проектом по восстановлению Болгара и Свияжска. Он щедро наградил всех сопричастных различными наградами, а министерству культуры РТ и госкомитету по охране объектов культурного наследия, в чьи надежные руки теперь переданы восстановленные объекты культурного наследия, — дал наказ бдительно следить за их сохранностью. 

«То, что сделано, должно только улучшаться в части привлечения туристов и обеспечения сохранности… Беречь надо эти богатства. Мы сделали такой масштабный проект и должны отличиться в обеспечении сохранности объектов», — наставлял Шаймиев. Он сообщил, что по Болгару и Свияжску в ЮНЕСКО уже утверждены планы управления этими объектами всемирного наследия, по Казанскому кремлю эта работа еще ведется. 

«Принципиальные требования будем предъявлять, потому что это дело всенародное», — предупредил госсоветник. Он дал понять, что знак ЮНЕСКО трудно получить, но можно его лишиться — в мире есть такие прецеденты, когда международная организация исключала памятники из списка всемирного наследия.

Далее Шаймииев перешел к обсуждению нового детища фонда «Возрождение» — создания комплекса полилингвальных школ в Татарстане, обучение в которых будет вестись на трех языках — русском, татарском и английском, — о чем мы подробно уже писали ранее.

«Настолько быстро меняется мир, мы отстаем, мы не успеваем, мы в спорах создаем искусственный застой изменений образовательной системы. Много споров на федеральном уровне, политизируется вопрос очень часто», — вспомнил Шаймиев горячие споры вокруг темы преподавания татарского и русского языков, гремевшие в прошлом году. Мол, такими темпами скоро образование станет неконкурентоспособным.

Отдельно Шаймиев прошелся по проблеме обучения учителей — готовить их нужно в КФУ, уверен госсоветник Отдельно Шаймиев прошелся по проблеме обучения учителей — готовить их нужно в КФУ, уверен госсоветник Фото: shaimiev.tatarstan.ru

«Мы создаем неравенство своими руками»

Чувствуют неладное и родители, которые все чаще начинают переводить детей на домашнее обучение. «Какая молодежь растет, часть детей же начинает обучаться дома. И в нашей республике такое есть, в школу не ходят дети, дойдем мы до чего-нибудь…» — заключил Минтимер Шарипович, но не уточнил, до чего конкретно может довести данная тенденция. Напомним, на этой неделе минобразования РТ сообщило, что число учеников в Татарстане, которые обучаются на дому, достигло 1,3 тыс. человек. В 11,5% случаев такой выбор обусловлен религиозными убеждениями.

«Какой-то страх есть у властей, но куда уйдешь от этих вопросов. Мы же хотим, чтобы наши дети были конкурентоспособными? Мы создаем неравенство своими руками. Состоятельные родители способны нанимать репетиторов, давать английский и другие языки, но создается неравенство, большинство же не могут этого делать!» — продолжал Минтимер Шарипович.

Вспомнил госсоветник РТ и прошлогодние походы прокуроров по школам. «Русский и татарский языки являются государственными, это Конституция. Прокуроры ходили по школам, но, по-моему, они ходили по Конституции!» — возмутился глава фонда «Возрождение». Вместе с тем он признал изъяны в существовавшей системе обучения детей, и проект фонда по создания комплекса полилингвального образования в РТ — это как раз попытка нащупать новый путь к знаниям.

«Будут базовые детские сады, оттуда ребенок будет переходить в начальную школу, он даже не почувствует [как выучит все языки], в их возрасте информация впитывается очень быстро, — говорит Шаймиев и с некоторым сожалением отмечает. — Если бы нам давали в свое время такие возможности — столько можно было бы вложить в эти чистые „пчелиные соты“ (имеются в виду головы детейприм. ред.). К окончанию начальной школы они даже не будут знать, на каком языке разговаривают между собой». 

В качестве примера Шаймиев привел директора 165-й казанской школы Айдара Шамсутдинова (он присутствовал в зале), который «на базе одной из отстающих русских школ сделал полилингвальную школу на трех языках».

Рафис Бурганов более конкретно прошелся по концепции полилингвального образования Рафис Бурганов более конкретно прошелся по концепции полилингвального образования Фото: shaimiev.tatarstan.ru

«Чтобы получилась целостная личность — не только образованная, но и воспитанная»

Отдельно Шаймиев прошелся по проблеме обучения учителей — готовить их нужно в КФУ, уверен госсоветник. Мол, мы находим миллион причин и отговорок, но в то же время обучаем студентов со всех концов света, бросил Шаймиев камешек в огород ректора КФУ Ильшата Гафурова.

«Я то говорю или не то?» — спросил он мнение у сидящего рядом главы администрации президента РТ Асгата Сафарова. «Чистая правда», — согласился тот, широко разводя руками.

Экс-президент РТ рассказал, что при создании концепции полилингвальных школ был изучен передовой международный и российский опыт. Оказалось, заглянули даже в супер-школу политического оппонента единороссов — Павла Грудинина. Школа в поселке «Совхоза им. Ленина» — единственная в России, построенная по финской технологии, с просторными аудиториями, стеклянными стенами и рекреационными зонами. Правда, госсоветник быстро свернул эту тему, видимо, подумав, что негоже хвалить коммуниста в преддверии парламентских выборов в Госсовете РТ.

Министр образования РТ Рафис Бурганов более конкретно прошелся по концепции полилингвального образования. Информацию о ней власти выдают в СМИ весьма и весьма дозированными порциями, но буквально вчера министр обещал, что до 1 июня 2019 года представит подготовленную концепцию для публичного обсуждения, пока она дорабатывается.

Согласно планам, к 2022 году в Татарстане будет создана сеть из шести полилингвальных образовательных комплексов, два из которых будут расположены в Казани и по одному — в Набережных Челнах, Альметьевске, Нижнекамске и Елабуге.

«Задача — начиная от детского класса довести нашего молодого татарстанца до рабочего места. Чтобы получилась целостная личность — не только образованная, но и воспитанная, — нам необходимо татарстанца передавать из рук в руки на каждом этапе его развития и обучения: из яслей в садик, из садика в школу, из школы — кто в 10–11-й классы, кто в систему профессионального образования», — обозначил стратегические планы Бурганов.

Какими именно могут быть школы будущего  рассказал глава Альметьевского района Айрат Хайруллин Какими именно могут быть школы будущего, рассказал глава Альметьевского района Айрат Хайруллин Фото: shaimiev.tatarstan.ru

Мобильные учебные классы, шведский стол — в столовой

Шаймиев посоветовал при строительстве или капремонте школы сразу все делать в соответствии с новыми требованиями, которые «стучатся в нашу дверь». Какими именно могут быть школы будущего — позже рассказал глава Альметьевского района Айрат Хайруллин. Свою презентацию он сопроводил действительно очень впечатляющими эскизами школы будущего (правда, они сильно смахивали на фотографии «грудининской» школы). Открытый актовый зал без стен, который может служить и лестницей, и театром, и школьным классом; в столовой — шведский стол; стеклянные стены и двери, мобильные учебные пространства, возможность проводить уроки даже в коридоре; много воздуха и естественного освещения в коридорах, уютные лаунджи; хорошо оснащенные мастерские; комфортные учительские зоны…

Но министр строительства, архитектуры и ЖКХ Ирек Файзуллин спустил с небес на землю — под федеральное финансирование попадают только типовые проекты (на 800 мест, на 1224 места и др.), которые давно обкатаны и входят в федеральный реестр. Остальные чудеса дизайнерской и архитектурной мысли также строить можно, но уже за свой счет. Хайруллин согласился, что есть два пути: либо строить типовые школы с федеральным финансированием, либо… Но тут он сбился и признал, что лучше все же идти по первому пути, чем вызвал одобрительный смех в зале.

При журналистах никаких цифр о стоимости проектов не называлось, но так или иначе момент финансирования поднимался не раз. По полилингвальному комплексу на базе 165-й школы на улице Бондаренко на 1224 мест (для учащихся 5–11-х классов) уже найдено федеральное финансирование. Можно предположить, что, поскольку проект типовой, стоить он должен порядка 700–750 млн рублей. По этой школе уже получено положительное заключение госэкспертизы, документы представлены в министерства и ведомства — для получения средств из бюджета РФ. На стройплощадке будущей школы кипят работы — забито 48% свай. «Времени не теряем, по учебному корпусу все идет по графику. Все согласовано, препятствий никаких нет», — заверил министр. Первые школьники должны пойти туда учиться с 1 сентября 2020 года.

По другим объектам этого полилингвального комплекса (интернат на 240 мест с теплым переходом к основному зданию и начальная школа на 800 мест на улице Бичурина) также ведется подготовка документов, а на стройплощадках забивают сваи. Но вот федерального финансирования не предусмотрено, и на какие средства все это будет строиться, озвучено не было. Что касается других школ — в Елабуге, Альметьевске и других городах, — ситуация еще хуже, механизма финансирования пока просто нет, вынужден был констатировать министр строительства РТ.

Ирек Файзуллин спустил с небес на землю — под федеральное финансирование попадают только типовые проекты, которые давно обкатаны и входят в федеральный реестр Ирек Файзуллин спустил с небес на землю — под федеральное финансирование попадают только типовые проекты, которые давно обкатаны и входят в федеральный реестр Фото: shaimiev.tatarstan.ru

будет ли полилингвальный комплекс в иннополисе?

Из любопытных моментов встречи — Файзуллин предложил Шаймиеву «направить в сторону полилингвального образования новую школу, которая строится сейчас в Иннополисе». Но Шаймиев, немного растерявшись, сообщил, что Иннополис пока не рассматривается, в ближайшие планах — осилить шесть комплексов.

Хайруллин в своем докладе, помимо рассказа о школах из татарстанского будущего, весьма успешно отчитался о современном образовании в Альметьевском районе. Для лучшего освоения татарского языка, «чтобы язык стал живым», в 34 из 99 детсадов района реализуется проект создания образовательной среды. То есть татарский там учат не как предмет, на нем просто разговаривают во время разнообразных занятий и игр. Результат не заставил себя долго ждать.

«Из 8 тысяч детей, которые приняли участие в пилотом проекте, 6 тысяч не знали татарского языка. Спустя два года 5800 детей (72 процента) стали язык понимать и говорить на татарском, хотя 70 процентов из них — это дети из русскоговорящих семей», — сообщил Хайруллин.

Информация очень удивила и порадовала Шаймиева, он даже попросил молодого главу повторить все сказанное. «Пригласите нас к себе», — наконец, потребовал Шаймиев, очень впечатленный успехами альметьевцев.

Заглянул глава нефтяной столицы и в недалекое будущее человечества в целом. «Первоклассник, который пойдет в школу в 2022 году, получит аттестат только в 2033 году. Кем он станет?» — задался вопросом мэр Альметьевска и привел данные ученых о том, какие профессии скоро исчезнут навсегда (юрисконсульт, риелтор, нотариус, бухгалтер, охранник, инспектор ДПС, официант, шахтер), а какие появятся (оператор медицинских роботов, ГМО-агроном, космобиолог, кибермеханик и др.). 

«Сегодня мы должны развивать навыки у детей, которые позволят им реализоваться в жизни», — заключил Хайруллин.