Наиболее остро проблема дефицита билетов в театр им. Джалиля встает дважды в год — зимой и весной, в канун брендовых фестивалей театра — оперного Шаляпинского и балетного Нуриевского Наиболее остро проблема дефицита билетов в театр им. Джалиля встает дважды в год — зимой и весной, в канун брендовых фестивалей театра — оперного Шаляпинского и балетного Нуриевского Фото: Андрей Титов

Главный квест Казани

Сегодня в канун начала Шаляпинского фестиваля некоторые из читателей наверняка все еще задаются вопросом: как попасть на спектакли? Не секрет, что рядовой зритель не может купить билеты в Татарский академический государственный театр оперы и балета (ТАГТОиБ) далеко не первый год, люди возмущаются в соцсетях политикой культурного учреждения, в том числе на интернет-ресурсах самой казанской оперы. Однако другие оправдывают квест, в который каждый раз превращается процедура поиска заветных проходок, огромной популярностью спектаклей театра им. Джалиля.

Наиболее остро проблема встает дважды в год — зимой и весной, в канун брендовых фестивалей театра — оперного Шаляпинского и балетного Нуриевского. Впрочем, и в «мирное» время в кассе или на сайте билетного оператора чаще всего пусто.

Основная причина лежит на поверхности. Дефицит, по сути, стал частью маркетинговой и, более того, программной политики театра им. Джалиля. ТАГТОиБ дает маленькое число спектаклей (10 с небольшим в месяц, а то и меньше) по сравнению с другими государственными оперными театрами.

Например, в феврале это 10 спектаклей Шаляпинского фестиваля. Большой и Мариинский театры за тот же срок только на двух своих основных сценах проведут 51 и 60 спектаклей и концертов соответственно (в приведенную ниже таблицу мы даже не стали включать камерную сцену Большого и концертный зал Мариинки). А количество потенциальных зрителей главных оперных театров страны в феврале в 6,5 и 10 раз больше, чем в Казани, соответственно.

Кому-то может показаться сравнение ТАГТОиБ с такими «монстрами» некорректным, однако и в Новосибирске, и в Екатеринбурге, и в Нижнем Новгороде число спектаклей и потенциальных зрителей заметно больше. Отсюда и отсутствие проблемы «лишнего билетика» в критичной форме. Добавим также, что в большинстве городов-миллионников есть и второй музыкальный театр (оперетты или музыкальной комедии), однако в Казани ТАГТОиБ — монополист. При этом главные драмтеатры столицы РТ, Камаловский и Качаловский, готовы принимать гораздо больше зрителей, чем их оперно-балетные соседи.

Еще один хитрый ход Татарского театра оперы и балета — настоящие блокбастеры жанра вроде балета «Спартак» или оперы «Травиата» здесь идут всего 2–3 раза за сезон, еще больше раздувая ажиотаж в отсутствие нормального проката спектаклей. В разделе «Репертуар» на сайте театра присутствует аж 48 названий, из которых только порядка пяти спектаклей не играют совсем. Учитывая, что ТАГТОиБ дает немногим более 100 представлений за театральный сезон, получается по два-три показа на каждую оперу или балет, т. е. 2–3 тыс. зрителей на миллионный город.

Рядовой гражданин, решивший через месяц-другой сходить в казанскую оперу, будет вынужден пройти несколько этапов в поисках заветного билетика Рядовой гражданин, решивший через месяц-другой сходить в казанскую оперу, будет вынужден пройти несколько этапов в поисках заветного билетика Фото: Андрей Титов

«Билетные демиурги»

Но есть и другая причина. Театр им. Джалиля в 2025 году использует систему продаж билетов, от которой отказались повсеместно. Сегодня, по сути, все отечественные театры (как минимум в крупных городах) имеют единую систему продаж, когда билеты можно купить — по желанию — либо на сайте организации, либо на интернет-страницах билетных операторов, либо по старинке, придя за ними в кассу учреждения культуры. И соответственно, на тех же сайтах можно легко наблюдать в реальном времени, сколько еще непроданных билетов осталось на то или иное мероприятие. Так работают и все казанские театры, как государственные, так и частные, кроме одного…

В театре им. Джалиля большинство билетов реализуется не онлайн на сайте учреждения (здесь и на сайте «Кассир.ру» их появляется считаное число, и они быстро заканчиваются), а офлайн через так называемых уполномоченных представителей, вполне себе официальных лиц, чьи контакты можно найти на сайте культурной организации (еще здесь красуется надпись «Продажу билетов осуществляет ООО „Т.АРТ“», но об этом чуть позже). Именно от этих «билетных демиургов» прежде всего и зависят перспективы вашего появления в красивом зрительном зале казанской оперы, причем речь не только о громких премьерах.

Таким образом, рядовой гражданин, решивший через месяц-другой сходить в ТАГТОиБ, будет вынужден пройти несколько этапов принятия ситуации. Сначала он заглянет на сайт театра, на афише возле каждого спектакля будет написано «билетов нет», затем здесь же незадачливый меломан или неофит пройдет по ссылке на «Кассир.ру», где также купить будет нечего. Наконец, человек обратится к разделу «Уполномоченные представители по реализации билетов» на сайте ТАГТОиБ.

«БИЗНЕС Online» решил также погрузиться в удивительный мир покупки билетов в театр им. Джалиля. Причем, дабы проследить, меняется ли что-то в казанской опере в этой части, мы предприняли попытки попасть поочередно на спектакли Шаляпинского фестиваля – 2024, Нуриевского фестиваля – 2024 и, наконец, стартующего в пятницу Шаляпин-феста-2025.

Над окошком кассы оперного театра вас ожидает объявление — «На спектакли театра до 30 марта все билеты проданы». То есть, на месяц вперед после окончания Шаляпинского, который пройдет с 31 января по 2 марта текущего года Над окошком кассы оперного вас ожидает объявление: «На спектакли театра до 30 марта все билеты проданы». Т. е. на месяц вперед после окончания Шаляпинского, который пройдет с 31 января по 2 марта текущего года Фото: Андрей Титов

Такое доступное «Набукко» 30 марта и недоступное 29-го

В середине прошлой недели нашего корреспондента встретило объявление над окошком кассы оперного: «На спектакли театра до 30 марта все билеты проданы». Т. е. на месяц вперед после окончания Шаляпинского, который пройдет с 31 января по 2 марта текущего года. Соответственно, нет билетов ни на эксклюзивы вроде премьерной «Кармен» или концертной версии пуччиниевской «Манон Леско», ни на давно присутствующие в репертуаре театра «Бориса Годунова» или «Мадам Баттерфляй».

Правда, объявление слегка лукавило, поскольку на какие-то спектакли отдельные билеты все-таки имелись. Например, на показ вердиевского «Реквиема» 8 февраля даже на сайте театра можно было купить четыре билета в партер по 8 тыс. рублей (в этом году цены на Шаляпинский резко скакнули вверх и на премьеру «Кармен» доходили до вполне московских 10 тысяч).

Нет билетов ни на эксклюзивы, вроде премьерной «Кармен» или концертной версии пуччиниевской «Манон Леско», ни на давно присутствующие в репертуаре театра «Бориса Годунова» или «Мадам Баттерфляй» Нет билетов ни на эксклюзивы вроде премьерной «Кармен» или концертной версии пуччиниевской «Манон Леско», ни на давно присутствующие в репертуаре театра «Бориса Годунова» или «Мадам Баттерфляй» Фото: Андрей Титов

Еще одна удивительная деталь, которую мы выяснили в кассе, лежала хронологически уже за пределами Шаляпинского фестиваля. Дело в том, что на оперу «Набукко» Верди 30 марта (а это пока последний спектакль, который есть в объявленной афише театра) в прошлый четверг и даже онлайн в продаже была добрая пара сотен билетов, в том числе практически на все ряды партера (2,5–3,5 тыс. рублей), кстати, часть из них до сих пор есть в открытой продаже.

Понять, почему на остальные спектакли все продано, а «Набукко» 30 марта отстает, решительно невозможно, причем на эту же оперу днем раньше, 29 марта, в кассе неделю назад оставалось лишь четыре билета (составы певцов на эти показы до сих пор не объявлены). «Потому что 29-е — это суббота», — таким был ответ дамы в окошке кассы на наше резонное удивление. Впрочем, он мало что объяснял, но доказывал, что в этом театре свои порядки.

Рядом с кассой пусто и тихо, но так бывает не всегда. Весной 2024-го накануне Нуриевского фестиваля «БИЗНЕС Online» здесь же, в «предбаннике» у входа в театр, наблюдал следующую картину. С левой части от входа, где расположены кассы, была тишина, все то же объявление, что билеты раскуплены надолго вперед, и несколько разочарованных несостоявшихся покупателей, которых встречала эта надпись. Абсолютно другая картина наблюдалась справа от входа. Там ровным строем стояли женщины средних лет, придерживая свои сумки. К ним то и дело подходили люди, забирая свои билеты. Это и были те самые уполномоченные представители театра.

В итоге билет на «Кармен» купили у перекупщика, заплатили 8 тысяч рублей (не электронный билет) за хорошие места в партере на премьеру при официальной цене в 6 тысяч. На вопрос, почему такая небольшая наценка, продавец не ответил В итоге билет на «Кармен» приобрели у перекупщика, заплатили 8 тыс. рублей (не электронный билет) за хорошие места в партере на премьеру при официальной цене в 6 тысяч. На вопрос, почему такая небольшая наценка, продавец не ответил Фотоколлаж: Андрей Титов; Валерий Шарифулин/ТАСС

«Понимаете, для меня это работа, и я должна с ней справляться»

Что же это за люди такие, уполномоченные? И можно ли у них купить билеты за несколько дней до спектакля или справедлив существующий тезис, что «в оперный театр все раскупается еще за два месяца»?

В списке уполномоченных представителей по реализации билетов на сайте ТАГТОиБ — 12 фамилий (все женщины) с указанием личных сотовых телефонов, разделенных по районам Казани (присутствует также Зеленодольск). На деле же это лишь увеличивает шанс жаждущего зрителя на получение билета, во всяком случае, ни одна из уполномоченных, с кем за это время беседовал наш корреспондент под видом покупателя, не поинтересовалась, в каком именно районе столицы РТ ее собеседник находится, живет или работает.

Причем продают они не электронные билеты. Значит, чтобы попасть в театр им. Джалиля, вы должны сначала очаровать в личном разговоре одну из уполномоченных, а затем приехать в условленное место за своими билетами (обычно в само культурное учреждение на площади Свободы), так что сам процесс больше напоминает куплю-продажу из-под полы.

Тонкости взаимодействия с покупателем у ответственных лиц разные; получается, что никакие стандарты на этот счет в театре им. Джалиля не выработаны. Продайте, а как — это уже ваше дело! Например, одна из уполномоченных общается только через чат в одном из мессенджеров, в который добавляются новые потенциальные клиенты. Правило чата — если вы из него вышли, то обратно вас уже добавлять не станут. Характерный пост от хозяйки информационного ресурса: «Большая просьба: во время обсуждения, пожалуйста, не отрывайтесь, отвечайте быстро, очень большое количество желающих».

От этого общения еще и повеяло СССР. Дело в том, что наша собеседница продает билеты на Шаляпинский и Нуриевский с… нагрузкой. Вот прямо как в советском продмаге, где, чтобы приобрести дефицит, нужно было купить еще что-то с прилавка, не столь востребованное.

Так, весной перед Нуриевским фестивалем этот уполномоченный представитель, услышав о нашем бюджете в 5 тыс. рублей, смогла предложить хороший вариант — билет на центральную ложу на первом ярусе на балет «Золотая орда» — всего за 3 тыс. рублей, но добавила, что «в нагрузку» необходимо приобрести билет за 1,5 тыс. на одну из опер, которая пройдет в летние месяцы. «Нет, просто лето, знаете, в течение года можно и так. Но на Нуриевский билеты бы закончились в первые два дня. Просто есть определенные правила. Понимаете, для меня это работа, и я должна с ней справляться, вот таким образом получается», — объяснила она.

На этот раз мы обратились к той же уполномоченной за «дефицитной» «Кармен», главной премьерой Шаляпинского-2025. Билетов здесь и сейчас у собеседницы не было, но она обещала, если одна из «броней» на «Кармен» отменится, отдать ее нам, но опять же с «утяжелением». В нагрузку продавались билеты на «Набукко» 29 марта. Билеты на оба спектакля реализовывались только попарно.

Вообще, попасть на «Кармен» оказалось делом довольно непростым, хотя год назад билеты на премьеру Шаляпинского-2024 — «Жизнь за царя» Глинки — мы купили у уполномоченных буквально за пару дней до спектакля, а ведь было уже известно, что дирижировать им станет Валерий Гергиев. «Раскупают, не поверите, даже по таким ценам, не смотрят, 6 тысяч или 8 тысяч, — на „Кармен“ все разобрали!» — рассказала одна из уполномоченных. Другая также заверила, что даже «позвонила напрямую тому, кто эти билеты печатает», смысла искать билеты на «Кармен» уже нет. «Все на брони», — загадочно бросила распространитель.

Но все же большинство уполномоченных — сердобольные женщины, которые с радостью идут навстречу клиентам. На тот же уже упомянутый «Реквием» нам предлагали билеты и по 8 тыс. в партер, и по 800 рублей на третий ярус. «Ты пока возьми на „Реквием“, там состав хороший, Агунда Кулаева, а „Кармен“ я тебе потом сделаю, после Шаляпинского», — напутствовала покупателя-журналиста одна из распространителей. Кстати, при понятной лояльности к театру, на который они работают, уполномоченные готовы его и критиковать. Так, одна из собеседниц рассказала, что, по словам хористов ТАГТОиБ, выступавшие в прошлом году на гала-концерте Шаляпинского-2024 участники академии молодых певцов Мариинки фальшивили.

В итоге билет на «Кармен» мы купили у перекупщика. Что интересно, на Avito попасть в театр им. Джалиля (а таких объявлений много) можно с небольшой наценкой, что намекает на не самый высокий спрос. Мы заплатили 8 тыс. (не электронный билет) за хорошие места в партере на премьеру при официальной цене в 6 тысяч. На вопрос, почему такая небольшая наценка, продавец не ответил, а потом многозначительно усмехнулся, когда наш корреспондент поинтересовался: «А где вы берете билеты, неужели стоите в очереди в кассу в первый день продаж?»

Пожалуй, последний анахронизм из прежних времен — ночные стояния за «Щелкунчиком» в Большой театр, прекратился как раз этой зимой, все продажи перенесли в онлайн Пожалуй, последний анахронизм из прежних времен — ночные стояния за «Щелкунчиком» в Большой театр — прекратился как раз этой зимой, все продажи перенесли в онлайн Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

«Можно употребить такую фразу — это не клиентоориентированно»

Конечно, все вышеописанное не означает, что в любой другой театр России можно купить билет на любой спектакль в любой момент. Корреспондент «БИЗНЕС Online» сам на днях караулил старт продаж на мартовские показы нового московского хита — «Тартюфа» в Театре Наций. В итоге примерно за полчаса два спектакля были проданы полностью — от галерки за 1 тыс. рублей до лучших мест в партере за 15 тысяч. И сегодня в Москве и Питере немало резонансных постановок, на которые сложно купить билеты, а театралы в чатах делятся датой и временем старта продаж. Но в любом случае, для того чтобы попасть на нужный спектакль, тебе необходимо просто вовремя зайти на сайт театра или билетного оператора. Пожалуй, последний анахронизм из прежних времен — ночные стояния за «Щелкунчиком» в Большой театр — прекратился как раз этой зимой, все продажи перенесли в онлайн.

Так называемые уполномоченные тоже нынче входят в театральную «Красную книгу» и нужны скорее для целевых продаж вроде походов в театр школьными классами, ну и, собственно, когда речь идет о культурном продукте, который не востребован публикой. И тот и другой вариант — это не случай театра им. Джалиля. «В первую очередь уполномоченные — это дороже как минимум в 2 раза, чем продавать на сайте, — рассказывает ответственный сотрудник одного из казанских театров, где вовсе отказались от распространителей. — Билетные системы берут комиссию от 3 до 7 процентов (сюда входит банковский эквайринг и комиссия самой билетной системы), а уполномоченные — комиссию от 7 процентов до бесконечности. Это дорого». По словам нашего собеседника, уполномоченных они привлекают только во время гастролей, если приезжают в не самые театральные регионы страны.

Армандо Диамантэ: «Если ты не пользуешься интернетом, то, пожалуйста, приходишь в кассу. Статистика продаж показывает, что у нас более 80% идет через сайт» Армандо Диамантэ: «Если ты не пользуешься интернетом, то, пожалуйста, приходишь в кассу. Статистика продаж показывает, что у нас более 80 процентов идет через сайт» Фото: «БИЗНЕС Online»

Отказались от уполномоченных и челнинские «Мастеровые», обладающие одним из лучших театральных зданий не только в республике, но и во всей стране. «У нас все билеты выставляются в интернете, — рассказал „БИЗНЕС Online“ директор „Мастеровых“ Армандо Диамантэ, чей театр за год посещают около 100 тыс. человек. — Если ты не пользуешься интернетом, то, пожалуйста, приходишь в кассу. Статистика продаж показывает, что у нас более 80 процентов идет через сайт. Сейчас люди приходят, у нас есть считыватели, как в кинотеатрах, они показывают свой мобильный телефон, считыватель автоматически заносит их в базу как людей, предъявивших билеты. Поэтому какие-то вещи, такие как администраторы, билетеры, солидные женщины в возрасте, — это все признаки более раннего театра».

По мнению Диамантэ, у онлайн-продаж есть масса преимуществ: «Например, отменился спектакль. К сожалению, редко, но такое бывает: мгновенно всем приходит оповещение, тут же возврат денег осуществляется, не надо приезжать в кассу, приходит уведомление. А что сделает распространитель в таком случае? Он распространил билеты, а мероприятие отменилось. Это же неудобно, где потом искать его? Или надо идти в театр, сдавать билеты. Можно употребить такую фразу — это не клиентоориентированно. А мы повернуты на клиентоориентированности, для нас очень важно, чтобы клиенту было очень удобно. Это приоритет».

Интересно, что, по словам директора «Мастеровых», с точки зрения маркетинга постоянные аншлаги, которым так гордятся в ТАГТОиБ, тоже создают проблемы. «У меня был очень интересный диалог с Сергеем Анатольевичем Когогиным, генеральным директором КАМАЗа, — рассказал Диамантэ. — Он пришел к нам на спектакль и говорит: „Ребята, ну вообще невозможно купить билеты, на сайте написано, что все продано“. Я говорю: „Ну потому что это реально продано“. Он отвечает: „Так это же здорово“. А я задал ему вопрос: „Сергей Анатольевич, если к вам придут на завод и заявят, что хотят купить грузовик, а вы скажете: ‚Извините, ребята, у нас все продано. Вот через несколько месяцев мы только сможем вам машину дать‘, — вы позитивно к этому отнесетесь или негативно, обрадуетесь или огорчитесь, если у вас такая ситуация будет?“ Он говорит: „Огорчусь“. Вот и мы тоже огорчаемся, ведь есть понятие „неудовлетворенный спрос“. Я один раз попытался попасть в Татарский театр оперы и балета — не получилось, второй раз — тоже билетов нет, и все — уже несколько лет таких попыток не делаю, даже не захожу на сайт».

Источник газеты рассказал, что сейчас 42% билетов продается через кассу и 58% через распространителей, хотя при взгляде на картинку зала с местами в момент начала продаж соотношение кажется несколько иным, скажем, в партер бывает доступно обычно не больше десятка мест Источник нашей газеты рассказал, что сейчас 42% билетов продается через кассу и 58% — через распространителей, хотя при взгляде на картинку зала с местами в момент начала продаж соотношение кажется несколько иным, скажем, в партер бывает доступно обычно не больше десятка мест Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мы же вас не спрашиваем, как делать так, чтобы газету читали!»

Все наши письма в ТАГТОиБ с целью разъяснить желание оперного театра сохранять старую модель продажи билетов остались без ответа.

Впрочем, суть такой политики театра оперы и балета в интервью нашей газете еще в 2012 году комментировал замдиректора по работе со зрителями Юрий Ларионов. Учитывая, что практически все руководство культурного учреждения занимает свои посты еще с начала 1980-х, их управленческие принципы не меняются много лет, тезисы Ларионова более чем 10-летней давности актуальны и по сей день.

Юрий Ларионов: «У них [уполномоченных] ни у кого нет зарплат, все они сидят на процентах с продажи билетов. Когда я почти тридцать лет назад пришел работать в оперный театр заместителем директора, я сразу же ввел этот принцип. Сколько продадут билетов — столько и получат зарплату» Юрий Ларионов: «У уполномоченных ни у кого нет зарплат, все они сидят на процентах с продажи билетов. Когда я почти 30 лет назад пришел работать в оперный театр заместителем директора, сразу же ввел этот принцип. Сколько продадут билетов — столько и получат зарплату» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Одна треть реализуется через кассу, остальные билеты продают распространители. По-другому не получается. Эта российская система распространителей билетов работает хорошо», — рассказывал тогда Ларионов. Он добавлял, что тем самым распространителям, или уполномоченным, живется непросто: «14 человек. Кассиры входят в их число. Впрочем, они у нас вообще-то не кассиры, а также уполномоченные по распространению билетов. У них ни у кого нет зарплат, все они сидят на процентах с продажи билетов. Когда я почти 30 лет назад пришел работать в оперный театр заместителем директора, сразу же ввел этот принцип. Сколько продадут билетов — столько и получат зарплату».

Если же возвращаться в день сегодняшний, то источник нашей газеты, близкий к руководству театра им. Джалиля, рассказал, что сейчас 42% билетов продается через кассу и 58% — через распространителей, хотя при взгляде на картинку зала с местами в момент начала продаж соотношение кажется несколько иным, скажем, в партер бывает доступно обычно не больше десятка мест.

«Почему вы не обвиняете „Звездные войны“ или, например, „Аватар“, что там очереди и билеты не достать? — возмущается наш собеседник. — Почему вы их не ругаете, а оперный театр виноват, что билеты кто-то там якобы не смог купить?! Это настолько некомпетентная постановка вопроса. Билеты можно приобрести, просто извините, что это не „Доширак“ и не пицца, где можно позвонить и вам тут же ее привезут. Да, есть такой вопрос, но так во всем мире. И это востребованный вид искусства».

По мнению нашего источника, оперному театру не нужно указывать, что и как ему делать: «Мы же вас не спрашиваем, как делать так, чтобы газету читали! Руководство оперного театра само определяет маркетинговую политику, чтобы зал был полным. Ну есть театры, у которых везде билеты представлены, потому что их никто не берет. Слава богу, заполняемость сейчас везде более или менее нарастает. Тот, у кого есть проблемы с реализацией, более гибким становится: и так, и сяк, и второй билет бесплатно. Это же мы все видели на примере наших спортивных мероприятий, национальных театров. Есть спектакли… В театре имени Камала замечательный — четыре часа идет. Вы понимаете, что на него купить билет гораздо проще, чем на оперу и фестиваль. Вот такой шоу-продукт тяжело продается».

За 2024 год компания «Т. АРТ» получила за свои услуги около 27 млн рублей, то есть, работай театр исключительно с билетными интернет-системами, он бы мог сэкономить 10 и более миллионов рублей в год За 2024 год компания «Т. АРТ» получила за свои услуги около 27 млн рублей, т. е., работай театр исключительно с билетными интернет-системами, он бы мог сэкономить 10 и более миллионов рублей в год Фото: «БИЗНЕС Online»

Кто зарабатывает на билетах в оперный?

Остается последний (но далеко не по значимости) вопрос: в линии поведения руководства театра преобладает консерватизм людей старой закалки, когда-то придумавших эффективную модель продаж и не желающих с ней расставаться, или все же кому-то она приносит деньги? К примеру, сколько тратит театр им. Джалиля на обслуживание своей системы продажи билетов?

Как оказалось, все последние контракты на «агентские услуги по реализации входных билетов на спектакли заказчика, распространение билетов через билетные кассы, интернет-сайты билетных операторов, корпоративным клиентам, посредством агентов – индивидуальных предпринимателей» культурное учреждение заключало с уже упомянутым ООО «Т. АРТ».

К примеру, с августа 2023 по март 2024 года — на 11,3 млн рублей, с марта по август 2024-го — на 11,3 млн, с августа 2024-го по март 2025-го — на 17,8 млн рублей. Причем исполнитель получает 13% от суммы реализованных билетов. Для сравнения: казанские театр им. Камала и театр им. Качалова платят за подобные услуги 6 и 7%, а суммы контрактов исчисляются лишь сотнями тысяч рублей. 6% комиссионных платит и Казанский цирк, самое зарабатывающее культурное учреждение в столице РТ. Стоит отметить при этом, что у многих известных российских театров, включая оперные, подобной информации нет в открытом доступе.

Интересно, что еще в прошлом году московский департамент культуры заявлял, что посредники получают значительную сумму от выручки театров — от 3 до 15%. Поэтому «в целях единого подхода и оптимизации накладных расходов театров с 1 июля 2024 года подобные операции могут осуществляться при агентском вознаграждении не более 4 процентов».

И действительно, такие комиссии есть на рынке. Например, московский русский духовный театр «Глас» в конце 2024 года заключил агентский договор с ООО «МТС Лайв» (МТС Live) на оказание аналогичных услуг, а вознаграждение с одного билета составляет 4%, при этом общая сумма вознаграждения не должна была превышать 200 тыс. рублей. Аналогичный процент прописан в договоре между фольклорным центром «Москва» и все тем же «МТС Лайв». Но есть те, кто и не «играет» по новым правилам. Так, московский Театр Луны платит компании «Театральные кассы „Дилявер“» за продвижение продажи своих билетов вознаграждение в размере 10%, столько же закладывает и Театр на Малой Ордынке.

В контрактах ТАГТОиБ с ООО «Т. АРТ» прописано ежемесячно количество билетов, которое должно быть реализовано, и вознаграждение, получаемое исполнителем. Компания продает все билеты на спектакли — 955 за вечер. За 2024 год она получила за свои услуги около 27 млн рублей, т. е., работай театр исключительно с билетными интернет-системами, он бы мог сэкономить 10 и более миллионов рублей в год. Приличные деньги — сегодня в оперном примерно столько уходит на декорации одного премьерного оперного или балетного спектакля (а таких премьер в ТАГТОиБ бывает обычно не больше двух в год).

ООО «Т. АРТ» восходит к давнему деловому партнеру театра им. Джалиля Денису Валееву — в прошлом организатор концертов поп- и рок-звезд в Казани, а ныне полпреду Татарстана в Казахстане ООО «Т. АРТ» восходит к давнему деловому партнеру театра им. Джалиля Денису Валееву — в прошлом организатору концертов поп- и рок-звезд в Казани, а ныне полпреду Татарстана в Казахстане Фото: «БИЗНЕС Online»

«…Учитывая, что мои родственники возглавляли министерство культуры»

ООО «Т. АРТ» восходит к давнему деловому партнеру театра им. Джалиля Денису Валееву — в прошлом организатору концертов поп- и рок-звезд в Казани, затем замминистра промышленности и торговли РТ, а ныне полпреду Татарстана в Казахстане. Причем сотрудничество началось во времена, когда его мать Зиля Валеева, сегодня глава Общественной палаты РТ, была министром культуры республики.

Еще в 2016 году мы писали, что компании, связанные с будущим замглавы минпромторга, на особом счету в ТАГТОиБ: «Второй фаворит оперного — это некогда известный казанский концертный промоутер, а ныне советник председателя правления „Тимер Банка“ Денис Валеев. Сразу две структуры, близкие к нему, — ООО „Медиа Про“ и ООО „Билетти“ — получают внушительные заказы на организацию Шаляпинского фестиваля, оперных спектаклей и продажу билетов в интернете. Формально Валеев сейчас отошел от этой деятельности, погрузившись в пучину банковских дел, но ООО „Медиа Про“ до недавнего времени принадлежало ему, а директором ООО „Билетти“ является супруга нынешнего банкира Алия Бухараева».

ООО «Т. АРТ», по данным базы «Контур.Фокус», образовано в 2018-м, с прошлого года им руководит и владеет единолично Дина Валеева, дочь полпреда РТ в Казахстане. По данным сервиса, компания с 2019-го участвовала в госзакупках на общую сумму 117 млн рублей и каждый раз выигрывала, почти все контракты на протяжении этого времени были с театром им. Джалиля (на 115 млн рублей). Фирма стабильно работает в плюс и по итогам 2023-го (более свежих данных нет) показала чистую прибыль в 6,1 млн рублей при выручке в 21 млн рублей. Это не рекордная прибыль — годом ранее, по итогам 2022-го, фирма заработала 6,7 млн рублей при меньшей выручке — в 18,5 миллиона.

Алия Бухараева: «Действительно, несколько лет назад „Билетти плюс“ обеспечивала 100% реализацию билетов оперного театра. В настоящее время компания с театром не работает» Алия Бухараева: «Действительно, несколько лет назад компания «Билетти плюс» обеспечивала стопроцентную реализацию билетов оперного театра. В настоящее время компания с театром не работает» Фото: «БИЗНЕС Online»

А до этого фаворитом ТАГТОиБ являлось ООО «Билетти плюс», зарегистрированное в 2014 году, его первым управляющим, по данным базы, был как раз нынешний чиновник Валеев. В 2023-м управлять фирмой стала Алия Бухараева (теперь уже бывшая супруга экс-замминистра промышленности и торговли РТ) — у нее есть свое ИП, а раньше она выступала учредителем компании «Кассир.ру Поволжье», которая в 2022-м была «ликвидирована путем реорганизации в форме присоединения». Располагалась фирма там же, на ул. Толстого, 1, где сейчас «прописано» ООО «Кассир.Ру-Национальный Билетный Оператор». Онлайн-билеты в оперный театр продаются только в системе «Кассир.ру», на сайте оператора (с 10-процентной комиссией) или самого ТАГТОиБ (без комиссии).

Компания «Билетти плюс», в отличие от «Т. АРТ», прибылью похвастаться не может: по итогам 2023-го она подала нулевой отчет, по итогам 2022-го данных нет, а по итогам 2021-го убыток составил 24 тыс. рублей. И это с учетом того, что еще в 2019-м фирма показывала неплохие результаты — 1,2 млн рублей чистой прибыли при выручке в 12 млн рублей. С «Билетти плюс», по данным базы «Контур.Фокус», с 2016 по 2019 год заключили 11 госконтрактов. Самый «частый» заказчик — оперный театр. Из них контракты на 47 млн рублей — на реализацию билетов, а остальные на 22 млн рублей — на подготовку исполнения спектаклей Шаляпинского фестиваля. Причем фирма «Билетти» в свое время за обеспечение продажи билетов на спектакли театра забирала 15% комиссии!

«Действительно, несколько лет назад компания „Билетти плюс“ обеспечивала стопроцентную реализацию билетов оперного театра, в том числе реализацию через уполномоченных, кассу, сайт театра и билетных операторов, а также закупку оборудования и бланков билетов. В настоящее время фирма с театром не работает», — сообщила Бухараева «БИЗНЕС Online», оставив без ответа вопрос о причине высокой суммы комиссии в 15%.

Все последние разы в тендере на заключение полугодового контракта на распространение билетов в театр им. Джалиля участвуют только три организации, выставляющие свои коммерческие предложения: ООО «Т. АРТ», ООО «Билетти плюс», ООО «Кассир.Ру-Национальный Билетный Оператор». Предлагают они схожие суммы, но ООО «Т. АРТ» — чуть меньше остальных.

Сам Валеев в телефонном разговоре с «БИЗНЕС Online» отказался от комментариев по теме, сообщив, что готов говорить лишь о своей работе в Казахстане. По словам нашего собеседника, с продажами билетов в театр им. Джалиля он никак не связан, более того, даже в прежние времена Денис Римзилевич «старался быть не связанным с оперным театром, учитывая, что мои родственники возглавляли министерство культуры».

Трудности с приобретением билетов не останавливают публику, для которой ТАГТОиБ — все же единственный способ увидеть профессиональные оперу или балет в Казани Трудности с приобретением билетов не останавливают публику, для которой ТАГТОиБ все же единственный способ увидеть профессиональные оперу или балет в Казани Фото: «БИЗНЕС Online»

***

В последние годы «БИЗНЕС Online» много писал о театре им. Джалиля, касаясь прежде всего творческой составляющей, в том числе критикуя ТАГТОиБ за архаичную эстетику спектаклей, многие из которых застряли в лучшем случае в 1980-х, а то и в середине прошлого столетия. Ответ театра всегда был один: это востребовано зрителем, у нас сплошные аншлаги. Но сохранилось бы подобное положение вещей, если бы казанская опера показывала такое же количество спектаклей, как тот же театр им. Камала? Да и максимально непрозрачная система продажи билетов дает повод задуматься о том, что в нашем «датском королевстве» не все так благополучно.

К тому же такая система, которая стоит государственному культурному учреждению миллионов лишних бюджетных рублей и позволяет зарабатывать конкретным частным лицам, лишена ценности для зрителя. Она не только не создает для него дополнительных удобств, но и, наоборот, порождает проблемы — нужно знакомиться с уполномоченной дамой, куда-то ехать. Однако и эти трудности часто не останавливают публику, для которой ТАГТОиБ все же единственный способ увидеть профессиональные оперу или балет в Казани.