Руслана Баязитова* обвиняют по п. «а» ч. 2 ст. 282 УК РФ («Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, совершенные публично, с применением насилия или с угрозой его применения») Руслана Баязитова* обвиняют по п. «а» ч. 2 ст. 282 УК РФ («Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, совершенные публично, с применением насилия или с угрозой его применения»)

В чем суть уголовного дела

Сегодня Вахитовский суд Казани перешел к финальной стадии рассмотрения уголовного дела в отношении Руслана Баязитова*, сооснователя МЭЛТа, известной в Татарстане сети магазинов компьютерной техники, которая ушла с розничного рынка в 2016 году.

Летом 2023-го в социальных сетях появилось видео, где Баязитов* заявил, что ненавидит русских и готов с ними расправиться, в том числе с теми, кто поддерживает СВО. Все это произошло во время диалога в телеграм-канале Moscow Calling, который принадлежит оппозиционному блогеру Андрею Куршину**. В августе прошлого года последнему дали 6,5 года за фейки о Вооруженных силах России.

Видеоролик вышел за пределы чата, широко обсуждался в соцсетях и вызвал огромное количество возмущенных комментариев. 25 августа 2023 года суд арестовал бизнесмена с предъявленным обвинением по п. «а» ч. 2 ст. 282 УК РФ («Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, совершенные публично, с применением насилия или с угрозой его применения»). В ноябре 2023-го Баязитова* включили в федеральный перечень экстремистов и террористов. Данная информация размещена на сайте Росфинмониторинга, где под №2242 фигурирует казанский бизнесмен.

На сбор всех доказательств у следователей ушел год, расследованием занимался старший следователь 1-го отдела по расследованию особо важных дел Айрат Гиниятуллин, которого вчера Валерий Липский признал лучшим следователем СКР по Татарстану.

Судебное следствие по делу Баязитова* завершилось на предыдущем заседании, а сегодня прошли прения. Судья Дамир Хабибуллин попросил выступить сторону государственного обвинения.

Что нашли в телефоне

Гособвинитель Марк Гильманов заявил, что преступление совершено публично через интернет с угрозой к применению насилия. «Подсудимый вину не признает, в связи с чем прошу суд отнестись к его показаниям критически как к способу защиты избегания уголовной ответственности», — добавил он.

По данным системы «Контур.Фокус», Руслан Баязитов* владеет несколькими компаниями, в числе которых и ООО «МЭЛТ». Фирм с таким названием на его счету сразу две: одна, образованная в 2014 году, в 2022-м стала банкротом. Другая, официально поставленная на учет в 2001-м, до сих пор работает, несмотря на то что в 2020–2021-х пережила конкурсное производство. В обеих организациях соучредителем был Альмир Ханеев, однако сейчас 100% долей принадлежит только Баязитову*.

Гильманов уверен, что вина в совершении преступления полностью доказана и подтверждается показаниями свидетелей, которые точно не противоречат друг другу. А еще в ходе осмотра телефона была обнаружена видеозапись, где Баязитов* в коллективных чатах (правда, под псевдонимом) высказывал угрозы и призывы к применению насилия по отношению к «социальной группе» — так гособвинитель назвал всех представителей русской национальности. Вторая «социальная группа», которую упомянул Гильманов, — это «те, кто поддерживает проведение СВО».

Гособвинитель Марк Гильманов заявил, что сегодня завершилось рассмотрение уголовное дело в отношении Баязитова*. Он уточнил, что преступление совершено публично через интернет с угрозой к применению насилия Гособвинитель Марк Гильманов заявил, что сегодня завершилось рассмотрение уголовного дела в отношении Баязитова*. Он уточнил, что преступление совершено публично через интернет с угрозой к применению насилия

Также прокурор назвал по одному смягчающему и отягчающему обстоятельству. Первое — у подсудимого есть маленький ребенок. Второе — во время своих высказываний он был пьян.

«Подсудимый совершил преступление против основ конституционного строя безопасности государства, в связи с чем наказание должно быть реальным — в виде лишения свободы», — выразил мнение Гильманов и запросил подсудимому срок 5 лет колонии общего режима. Помимо этого, гособвинитель потребовал изъять в доход государства айфон Баязитова*.

Адвокат подсудимого Наиль Хусаинов заявил, что предъявленным обвинением сторона защиты не согласна и считает его необоснованным Адвокат подсудимого Наиль Хусаинов сказал, что с предъявленным обвинением сторона защиты не согласна и считает его необоснованным

Баязитов: «Хочу сказать: идите вы…»

Выступление подсудимого в прениях уложилось в 36 секунд. «Человеку в форме прокурора, человеку в мантии в частности и в общем всем причастным, всем троллям, всем поклонникам таланта Moscow Calling хочу сказать: идите вы… — эмоционально произнес подсудимый и добавил нецензурное направление, после чего вставил еще один нецензурный эпитет: — *** клоуны. Прошу прощения у слабого пола, других слов у меня нет». Громкое высказывание в адрес участников процесса, а именно гособвинителя и судьи, реакции не вызвало, светит ли наказание за громкое высказывание Баязитову* — покажет лишь время.

К слову, во время предварительного следствия он выражался цензурно. Например, во время ареста в августе 2023 года Баязитов* в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» пояснял, что разговор, за который его привлекают, был личным, «для частного пользования», а его аудио- и видеозапись сделаны «несанкционированно». «Я не отрицаю, что это аудио связано со мной, — заявил он. — Но кто-то эту личную беседу записал и слил».

Затем слово передали адвокату подсудимого Наилю Хусаинову. Он сказал, что с предъявленным обвинением сторона защиты не согласна и считает его необоснованным. По мнению адвоката, обвинение делает необоснованные выводы — в частности, о том, что у Баязитова* сформировалось негативное отношение к представителям русской национальности. «Данное утверждение является выдумкой, мой подзащитный никогда не заявлял об этом», — уточнил Хусаинов.

По поводу публичного выступления Баязитова* в чате адвокат пояснил, что голосовые сообщения в чате Moscow Calling после их произношения прослушать невозможно, т. к. они не сохраняются, а обратиться к широкой аудитории с помощью чата невозможно.

Защитник уточнил, что фразы подсудимого были произнесены «сгоряча» в споре и вырваны из общего контекста беседы. «В них не было умысла на призыв к насильственным действиям, лишь выражение собственного мнения. Не было умысла на размещение данного разговора в открытый доступ для широкой аудитории. Кто мог записать и опубликовать данные аудиозаписи в интернете — неизвестно, Баязитов* запись не вел и публикацию не размещал», — отметил Хусаинов. Он объяснил, что это была личная беседа, а подсудимый высказывал лишь личное мнение. При этом защитник добавил, что высказывания Баязитова* спровоцированы собеседником и оказались записаны на видео без его согласия.

Хусаинов просил признать своего подзащитного невиновным, а смягчающими обстоятельствами при вынесении обвинительного приговора считать, что Баязитов* является добропорядочным гражданином, имеющим двух детей, ранее он не судим и имеет благодарность за гуманитарную и финансовую помощь участнику СВО. Кому и когда — неизвестно.

Судебное заседание на этом завершилось, с последним словом Баязитов* выступит 17 февраля.