«Уже выбрал одно место на кладбище вдоль дороги. Сказал вдоль дороги меня похоронить. Чтобы я контролировал — вдруг машины будут проскакивать бесплатно», — шутит основатель АО «СМП-Нефтегаз» Фоат Комаров. Сейчас строительство трассы между Алексеевским и Альметьевском — на финишной прямой, эту дорогу нефтяник начинал возводить в 2005 году и вложил, по его подсчетам, не менее 23 млрд рублей. О том, где на дороге «спрятана» взлетно-посадочная полоса, а где появится репликация старинного булгарского города, а также об отдушине в виде яблоневого сада и утиной охоты известный нефтяник и строитель рассказал в интервью «БИЗНЕС Online».
Чем удивит дорога до Альметьевска
В конце декабря официально откроется автобан Алексеевское – Альметьевск. Объект знаковый по нескольким причинам. Это первая в Татарстане местная платная автодорога. Кроме того, это первый в России пример дорожной концессии с частным инвестором. Почти 20 лет назад трассу вызвался строить основатель АО «СМП-Нефтегаз», экс-глава Альметьевска и экс-депутат Госсовета Татарстана Фоат Комаров. В преддверии открытия корреспонденты «БИЗНЕС Online» проехались по новенькой дороге на машине под управлением самого Комарова. Если не учитывать остановки, время в пути заняло около 1,5 часа. Летом раис РТ Рустам Минниханов преодолел дорогу в 145 км и вовсе за час. Для сравнения: по старым дорогам — в зависимости от выбранного маршрута и манеры езды — то же расстояние можно преодолеть за 2–2,5 часа.
Фоат Фагимович встретил нас в самой простой одежде: черная куртка и синие джинсы. Был он в хорошем расположении духа, хоть и сразу признался: на этой дороге в последнее время бывает редко — как правило, в компании Минниханова, который внимательно следит за ходом стройки. Исключение Комаров сделал и для нашей газеты. Доехав до Алексеевского на редакционном авто, пересаживаемся в Lexus нашего собеседника. Едем установленные 150 км/ч, но изредка (признаемся) скорость переваливала и за 180 км/ч, благо дорога идеальная — никаких кочек и ухабов. Несмотря на то что погода к нашему объезду успела испортиться (шел мокрый снег), поездка выдалась достаточно комфортной. Приятным бонусом стало отсутствие других легковушек и работников ГАИ.
На нулевом километре — рядом с Алексеевской развязкой — нам встретилось много спецтехники: рабочие наносили последние штрихи и исправляли мелкие недочеты. «Основное полотно уже сделано, остались побочные работы: знаки поставить, небольшие земляные работы доделать. Практически дорога готова. Я бы сказал, что готовность составляет 99,99 процента», — говорит наш спутник.
Несмотря на то что официально движение на дороге не открыто, уже год местные жители охотно ею пользуются. Не останавливают их даже периодические рейды гаишников. Комаров на это пожимает плечами — «держать рубежи насмерть» дорожники не могут. Больше его беспокоит то, что горе-водители лихачат и уже устраивали смертельные ДТП. Ведь безопасность была одной из причин, по которой он начал проект 20 лет назад. «Конечно, ни одна дорога не может быть безаварийной, но мы предусмотрели механизмы пассивной безопасности. Посмотрите: здесь стоят барьеры, ограждения, скаты, пологие откосы. Если возникнет ситуация, я сейчас напрямую съеду», — показывает нефтяник из окна своего автомобиля.
Четырехполосная автомагистраль имеет категорию IА — наивысший стандарт в России. В Татарстане таких дорог нет, да и в РФ их единицы. Даже М12 не соответствует этому стандарту, хвалится Комаров. Расчетная скорость — 150 км/ч. Отличительная особенность в том, что тут не допускаются пересечения дорог в одной плоскости, только двухуровневые развязки. Всего предусмотрено три развязки: на пересечении с региональными дорогами Новошешминск – Черемшан, Чистополь – Нурлат, Кузайкино – Нурлат. Первая из них находится на 40-м километре рядом с селом Татарская Багана. «Жители писали нам письма, чтобы сделать для них более комфортный въезд. Отрегулировали данный вопрос, но все равно им придется въезжать через эту развязку, до нее 1,5 километра ехать. Раньше они просто выезжали напрямую», — объясняет Комаров.
Дорога АА — это часть проекта по строительству дороги Шали – Бавлы (ШБ), перемычки между трассами М7 и М5, и одновременно один из этапов коридора Европа – Западный Китай (ЕЗК). Но сначала, в ранних 1990-х, первый президент РТ Минтимер Шаймиев решил построить дорогу Шали – Сорочьи Горы (ШСГ). Она виделась обходящим столицу РТ дублером участка федеральной дороги Р239 Казань – Оренбург. Тогда же республика возобновила начавшиеся в 1989-м и остановленные в 1991-м работы по возведению там моста (вместо парома).
В итоге идея трансформировалась до трассы к Бавлам, т. е. к границе с Оренбургской областью. 299 км пути разделили на четыре участка: ШСГ (40 км), мостовой переход через Каму (14 км), АА (145 км), Альметьевск – Бавлы (100 км).
Строительство ШСГ начали в 1998 году и первую очередь завершили в 2010-м, вторая ожидалась к 2012-му, но планы так и не реализовались: дорога осталась двухполосной. Первую очередь мостового перехода запустили в 2002-м, вторую завершили в 2016-м.
За дорогу Алексеевское – Альметьевск Комаров принялся в 2005 году, строить он начал на свои деньги. На этот шаг бизнесмен пошел в расчете на то, что дорога в перспективе станет первой в стране платной автомагистралью.
Судьба участка Альметьевск – Бавлы на данный момент неизвестна. В дальнейшем планировалось, что дорога пройдет через Башкортостан (Кумертау), дойдет до Оренбурга. Далее через пропускной пункт Сагарчин зайдет на территорию Казахстана (Актобе, Алма-Ата) и завершится в Китае (Хоргос, Урумчи, Ланьчжоу, Чжэнчжоу и Ляньюнган).
Получается, что на южном конце коридора Европа – Западный Китай на территории России остается достроить «всего» порядка 566 км: Альметьевск – Бавлы (100 км), Бавлы – Кумертау (290 км), Кумертау – граница с Казахстаном (176 км).
Китай и Казахстан свои отрезки ЕЗК уже давно построили.
На первых 45 км пути Фоат Фагимович показывает на участок дороги, предназначенный для посадки… самолетов. Внешне асфальт как будто ничем не отличается от остального дорожного полотна. Единственное — на авиационном участке нет разделительного сооружения, просто ровная и широкая дорога длиной в несколько километров. Узнаем о наличии «шпионской» взлетно-посадочной полосы со слов нашего «экскурсовода». Зачем нужен такой участок прямо посреди дороги? Согласно практике времен Второй мировой войны, утверждает Комаров, на всех автодорогах должны быть предусмотрены участки для нужд авиации.
На первых 45 км пути Фоат Фагимович показывает на участок дороги, предназначенный для посадки… самолетов
«Мы, исходя из этой концепции, построили практически бесплатно, без средств министерства обороны, объект, укрепляющий обороноспособность страны», — говорит наш собеседник. Сейчас взлетно-посадочная полоса готова, чтобы ею пользоваться, нужно будет лишь убрать ограждающие конструкции — и можно организовывать взлет и посадку самолетов. «Разные же ситуации бывают… Кто ждал, что в Курск войдут войска? Вошли же. Где гарантия, что ракетами не накроет авиационные аэродромы? И куда в таком случае сажать самолеты? Вот, пожалуйста, готовый участок».
По обе стороны трассы компания «Татнефть» установит АЗС
Едем дальше — видим почти что достроенные заправки для автомобилей, две АЗС по обе стороны трассы поставит компания «Татнефть», так что у водителей будет возможность пополнить запасы топлива в машинах (и кофе в организме). Вдоль дороги уже полностью установлено освещение. Также на всем протяжении автобана будет обеспечена качественная сотовая связь.
У деревни Багряж в Альметьевском районе Комаров обращает наше внимание на высокие шумозащитные экраны, которые становятся неизменным атрибутом всех крупных трасс. Говорит, конечно, было бы лучше вместо них посадить деревья, потому что высокие экраны станут задерживать на дороге снег во время метели, но таким оказалось решение проектантов.
У деревни Багряж в Альметьевском районе Комаров обращает наше внимание на высокие шумозащитные экраны
Чуть дальше этого участка, как говорит Фоат Фагимович, было бы неплохо поставить экодук — переход для диких зверей. «Здесь интенсивное движение лосей и кабанов, поэтому нужен путепровод для животных», — считает строитель. Однако эту идею отмели в целях экономии.
За 145-м километром трассы следует резкий обрыв, сам Комаров называет это место «краешком Земли»
Немного не доезжая до Альметьевска, дорога заканчивается… эпичным тупиком — чтобы попасть в саму нефтяную столицу, нужно свернуть на временный въезд в Альметьевск. За 145-м километром трассы следует резкий обрыв, сам Комаров называет это место «краешком Земли». Временный съезд обустроен на 143-м километре. Кто будет строить следующий участок дорог — от Альметьевска до Бавлов и далее до Китая, на данный момент неизвестно.
В беседе с нами нефтяник вспоминал, как ввязался в эту дорожную «авантюру», и рассказал, чем занимается на пенсии, пока передает бизнес детям.
Фоат Комаров: «Я коренной альметьевец, родился, вырос и живу в этом городе. Потому в первую очередь данная дорога построена для Альметьевска»
Минниханов — главам: «Кто будет мешать Комарову, тот мой личный враг!»
— Фоат Фагимович, вы помните, как начинали проект строительства дороги Алексеевское – Альметьевск почти 20 лет назад? Как эта идея возникла?
— В России создавалась стратегия развития транспорта до 2030 года. В проекте все магистральные дороги и транспортные коридоры шли мимо Татарстана. Я взял эту карту, пришел к Минтимеру Шариповичу [Шаймиеву, первому президенту РТ], и сказал: «Если мы сами не проявим инициативу, российские федеральные трассы пройдут мимо нас». Приведу пример из истории. В свое время омские купцы собрали деньги и в Москве пролоббировали прохождение железной дороги через Омск, хотя фактически она должна была идти через Томск. В итоге железная дорога прошла через Омск, город стал развиваться, а Томск остался захолустным городишкой. Поэтому Рустам Нургалиевич [Минниханов] не зря все силы вкладывает в то, чтобы магистрали проходили через Татарстан.
У меня было условие: я не просил денег, но просил права на землю. Чтобы мы были собственниками земли и нам не могли вставлять палки в колеса. Будучи премьер-министром, Рустам Минниханов подписал землеотводы под нашу дорогу. Помню, что юрист правительства был против, мол, это не соответствует нормам и правилам законодательства. Но Минниханов настоял на своем и сказал приготовить постановление. Когда мы оформляли отвод земель, он предупредил глав администраций: «Кто будет мешать Комарову, тот мой личный враг!» Земельный вопрос был решен. В 2005 году начали оформлять документы, в 2006-м провели конкурс и начали работы.
Почему еще скорость принятия решений была такая быстрая в 2005 году? У нас на чистопольской трассе случилось столкновение нескольких транспортных средств. В ДТП попал наш вахтовый уазик с бригадой электриков — они все погибли. Очень много смертельных аварий на трассе Казань – Оренбург. Грубо говоря, это была дорога смерти, поэтому оказалась нужна новая безопасная дорога. Я коренной альметьевец, родился, вырос и живу в этому городе. Потому в первую очередь данная дорога построена для Альметьевска.
— Кто-то из чиновников все-таки пытался помешать вам построить дорогу?
— Конечно! Когда я начинал, все говорили: «О, давай, давай». Но когда дело дошло до оформления земель, главы утверждали: мол, это фермерская земля, я там не могу, начинали личные интересы вталкивать. Но мы выдерживали жесткую позицию. Если где-то что-то тормозилось, я говорил: «Пойду к Рустаму Нургалиевичу и скажу, что ты не управляешь районом». Сразу все вопросы снимались. Это были единичные случаи.
«Федеральный бюджет выделил одну треть, одну треть — республика, одну треть должен был внести частный инвестор (то есть мы)»
«С моей стороны это была такая расчетливая авантюра»
— Что насчет коммерческой составляющей? Вы изначально планировали заработать на дороге?
— Я же бизнесмен, конечно, планировал зарабатывать. Но прекрасно понимал, что прямой выгоды здесь не будет. Сам по себе этот бизнес-проект не является окупаемым, но он имеет свою длительную функцию и косвенную выгоду. Во-первых, у СМП было много строительной техники, которую мы не могли использовать: бульдозеры, экскаваторы, самосвалы. В то время возникли сложности с заказами, я был вынужден закрыть два трубопроводных треста. Это 2,5 тысячи людей и 1,3 тысячи единиц строительной техники. Эти ресурсы надо было где-то задействовать. Во-вторых, у нас была прибыль от добычи нефти, которую нужно было куда-то реинвестировать. Владимир Владимирович [Путин] предупреждал в 2001 году, когда стал президентом: «Замучаетесь пыль глотать, бегая по судам и кабинетам западных чиновников, спасая свои деньги». Вот, пожалуйста, результат. Он об этом больше 20 лет назад сказал. Вот так ежегодно мы и вкладывались в данную дорогу. С моей стороны это была такая расчетливая авантюра. Надеялись, что рано или поздно наш проект окажется востребован и в него будут вливания бюджетных средств.
— Вы 17 лет строили дорогу на свои средства, кто в итоге повлиял на то, чтобы были выделены бюджетные финансы?
— Марат Шакирзянович [Хуснуллин, вице-премьер РФ], просто нашел аргументы для [премьер-министра РФ] Михаила Мишустина. Это действительно уникальное явление для России — государственно-частное партнерство в сфере дорожного строительства. В итоге федеральный бюджет выделил одну треть, одну треть — республика, одну треть должен был внести частный инвестор (то есть мы). Но у нас таких денег не имелось, мы не могли дополнительно внести порядка 10 миллиардов рублей. Я знал, что из-за этого возникнут ситуации… В истории со Сбербанком мы пострадали как раз из-за этого. Нам нужен был кредит, а такую сумму мог дать только Сбербанк. Мы шли навстречу всем их предложениям и условиям. В конце концов они нас ввели в заблуждение, мы с ними судились.
«У бюджета Татарстана недостаточно ресурсов, чтобы построить дорогу, поэтому федеральный бюджет вложился»
«Для федерального бюджета выгодно иметь такую дорогу за 30 миллиардов рублей»
— Сколько средств вы вложили в итоге в эту, как вы говорите, авантюру?
— Чисто бухгалтерски сумма небольшая получается. Мы же начинали с 2003 года вкладывать, некоторые затраты не фиксировали, они шли как косвенные. Если считать со всеми процентными ставками, кредитами, на начало концессии расчетная цифра составляла 23–25 миллиардов рублей.
— Вклад бюджета сколько составил?
— Федеральный бюджет остался при своих: как собирался вложить 30,6 миллиарда рублей, столько и вложил. А республике пришлось увеличить свой вклад на 15 миллиардов рублей до 44 миллиардов рублей. Рустам Нургалиевич прекрасно понимал, что нельзя тормозить строительство. Но я удивился, когда он согласился на такую цифру.
«Наша дорога стоила им 200 миллионов рублей за километр, то есть в 3–4 раза меньше»
— 30,6 миллиарда рублей из федерального бюджета — это грант, инвестиционный кредит или что? Их надо возвращать?
— Нет. Надо понимать, что республика в федеральный бюджет дает [в виде налогов] кратно больше денег (Татарстан перечислил федеральному центру налогов на 800 млрд рублей — прим. ред.). Так что эти 30 миллиардов — так, капелька отданного возврата. Это не кредит. Просто у бюджета РТ недостаточно ресурсов, чтобы построить дорогу, поэтому федеральный бюджет вложился. Для федерального бюджета выгодно иметь такую дорогу за 30 миллиардов рублей. На трассе М12 каждый километр обошелся федеральному бюджету в 700, почти 800 миллионов рублей. Наша дорога стоила им 200 миллионов рублей за километр, то есть в 3–4 раза меньше. Конечно, они с удовольствием восприняли это предложение.
«У нас нет заинтересованности в том, чтобы стоимость была высокая. Это станет отталкивать водителей»
Оплата за проезд будет перечисляться инвестору в течение 99 лет!
— Расскажите подробнее, что предполагает эксплуатация дороги.
— Есть ежегодный платеж, который разделяется по месяцам. Он зафиксирован в концессионном соглашении. Это гарантированный доход от дороги, которую мы построили. Как раз это одна из косвенных выгод, о которых я говорил: возможность иметь постоянный кусок хлеба. Первые годы около 600–700 миллионов рублей в год получалось бы. Это постоянный источник денег. На данные деньги можно содержать коллектив, продолжать хозяйственную деятельность. В зависимости от погодных условий и качества работ может этих средств и не хватить на содержание. Затрат будет больше, чем оплаты.
— Оператором сбора платежей станет госкомпания «Автодор»?
— Да. Схема такая: каждая машина проехала — заплатила деньги. Сбор ведется централизованно «Автодором». Сумму, которая поступила в счет оплаты за проезд, должны перечислять инвестору в течение 99 лет!
— Конечно, наших читателей интересует, сколько будет стоить проезд. У вас есть инсайды?
— Нет. Цифры нам не озвучивали. У нас нет заинтересованности в том, чтобы стоимость была высокая. Это станет отталкивать водителей. У «Автодора» есть стратегия, они будут делать расчеты, исходя из своих стандартов. Конечно, мы свое слово скажем. Но наше предложение может быть не принято. Сегодня есть стандарт М12. Примерно такой же принцип будет сюда переноситься. Сегодня это шикарнейшая дорога! Все, кто по ней ездит, говорят, что дорого, но с удовольствием ездят. (Интервью мы брали в ноябре, а проект постановления кабмина РТ был опубликован 3 декабря. Стоимость проезда по платной дороге составит от 23 до 75 рублей за километр, для легкового автомобиля 145 км пути обойдутся в 3 335 рублей, для грузовых машин — в 6 815 или 10 875 рублей в зависимости от ТС. Сам Комаров дал по этому по поводу следующий комментарий: «Это запредельные цифры! Ни один здравомыслящий человек не поедет по дороге за такие деньги. Надо же знать разумный предел. То, что они говорят, — это вообще ни в какие рамки не лезет! Особенно когда есть другие способы добраться [из Альметьевска в Казань и обратно]. Когда мы обсуждали цены лет 10 назад, говорили про 1 рубль, 2 [рубля за километр]. Сегодня, я думаю, 5–7 рублей [оптимально]. Но 23 рубля за легковую машину — это ни в какие рамки не вписывается. Это дискредитация нас как инвестора». Впрочем, накануне пресс-служба раиса РТ выступила с заявлением о том, что речь идет лишь о проекте постановления, окончательное решение по стоимости проезда Миннихановым пока не принято.)
— Про вашу дорогу так же, [как про М12], будут говорить?
— Может быть. Насчет этого есть притча. Человек построил мост и стал брать за переход плату в рубль. Местные жители возмущались, проклинали, все такое. Перед смертью его сын приходит, спрашивает, что ему сделать. Мужчина говорит: «Сынок, мне сердце гложет, что я сделал доброе дело, построил мост для людей, но они все меня ругают, что я поставил такую цену. Если бы ты снял с меня эту тяжесть, было бы очень хорошо». Что сделал сын? Стал брать плату в 3 рубля. Теперь весь народ хвалит старика — тот-то был лучше, брал только рубль.
«Мы должны завершить строительные работы, их должны принять. Потом дорога передается в собственность государства. Это все в текущем году планируется»
Собственность на землю сохранит республика
— Кому сейчас принадлежит дорога?
— Эта дорога — собственность государства. Земли под дорогой безвозмездно переданы минземимуществу Татарстана. Это свыше 800 гектаров площади кадастровой стоимостью больше 6 миллиардов рублей. Из них около две трети у нас в собственности, остальное — в аренде.
— Почему безвозмездно передаете?
— Во-первых, когда мы покупали участки, они стоили сотни миллионов рублей, кадастровая стоимость другая сейчас. Нам, конечно, хочется иметь свою выгоду, но было время, когда Рустам Нургалиевич взял на себя ответственность за эту землю. Почему я должен перечить сейчас?
— То есть сейчас идет процесс передачи земли?
— Мы должны завершить строительные работы, их должны принять. Потом дорога передается в собственность государства. Это все в текущем году планируется.
— А кто должен принять?
— Принимает дорогу Главтатдортранс, я так понимаю. От лица концедента — министерство транспорта и дорожного хозяйства республики.
«Мы сами в 2025-м начнем инвестировать в придорожный сервис. Просто в этому году не успеваем, не все получается»
О «щепетильности» Минниханова: «Он и по М12 сам едет на мотоцикле»
— Что насчет инфраструктуры вдоль трассы? Кто и что будет строить?
— «Татнефть» строит две АЗС. Пока это экономически нецелесообразно для них, конечно, но Рустам Нургалиевич настоял, чтобы они построили. Тут движение транспорта будет не такое высокое, окупаемость медленная. Мы сами в 2025-м начнем инвестировать в придорожный сервис. Просто в этому году не успеваем, не все получается.
Рядом с большой развязкой у села Татарская Багана будет огромная площадка для сервиса: кемпинги, заправки, гостиница, стоянка для транспорта, в том числе для автодомов. Может, торговые точки будут. Там же перекресток нескольких районов, сельских в том числе. Будем использовать этот перекресток. В принципе, участки вдоль дороги выставлены на тендер. Если желающие есть — пожалуйста.
Еще планируем вдоль дороги сделать репликацию старинного булгарского города на месте, где проходила граница Российской империи до 1680 года. С одной стороны была империя, с другой — древние татары, жившие на территории непокоренной степи.
— Заметила, что связь очень плохая на всем нашем пути. Иногда ее и вовсе нет…
— Рустам Нургалиевич уже поставил задачу перед коммуникационными структурами, чтобы связь здесь была качественная. Это будет сделано. Раис четко контролирует такие вопросы. Он и по М12 сам едет на мотоцикле. Летом он проехал несколько раз, посмотрел, как все работает, как заправляться, в каком состоянии дорога. Инкогнито, конечно. По нашей дороге он тоже неоднократно сам за рулем ехал.
— Почему на мотоцикле?
— Мотоцикл более чувствителен к дороге, ловит все изъяны. Поэтому Минниханов каждую кочку проверяет, такой вот щепетильный. Хотя мышление у него масштабное, но мелочи от него не ускользают.
«Мы начали сокращать сотрудников с прошлого года, потому что в этот сезон стали отходить от круглосуточной работы. Понимали, что заказов не будет, людей мы не сможем задействовать»
«К этому порту я теперь тоже двойственно отношусь»
— Во время строительства были сложности с газопроводами, которые проходили по трассе?
— Мы договаривались с ООО «Газпром трансгаз Казань». Был даже уникальный случай. На нулевом километре расположен транспортный коридор, там 21 нитка, трубопроводы, газопроводы. Самое сложное — этанопровод для «Казаньоргсинтеза». Когда мы попытались устроить этот переход, я приходил к Рафкату Кантюкову (гендиректор АО «Газпромтрансгаз Казань» в 2008–2019 годах — прим. ред.). Он сказал, что за его 9 лет работы в данной должности этанопровод никогда не останавливали. Обращались в «Казаньоргсинтез», они сказали, что за остановку нужно будет заплатить чуть ли не 180 миллионов рублей. У нас такой возможности, конечно, не было. Я расстроенный вышел от Рафката Абдулхаевича. Он сказал оставить бумаги. Это был понедельник. Во вторник он мне звонит и говорит: «Все, готовься, в среду врезаемся». Я был в ступоре. С утра в 6 часов рабочие начали и в 5 часов вечера завершили. За это время сделали переврезку, все это обошлось нам в 2–3 миллиона рублей. Это профессионализм Рафката Абдулхаевича. Он взял на себя ответственность. Инженерная мысль была такая уникальная: и завод не пострадал, и мы сразу этот коридор прошли. Это был один из самых сложных моментов на данном коридоре. Остальное мы согласовывали, медленно, но верно, переврезались.
— На пике строительства сколько человек здесь было задействовано?
— Ежедневно в столовой питались до 500 человек. Сейчас мы их вынуждены уволить. Мы начали сокращать сотрудников с прошлого года, потому что в этот сезон стали отходить от круглосуточной работы. Понимали, что заказов не будет, людей мы не сможем задействовать. В принципе, поэтому сейчас такое торможение и идет — если бы мы продолжили круглосуточно трудиться, то уже завершили бы работы. Но одномоментно большое число людей нельзя увольнять, поэтому начали постепенно сокращать.
— Их же можно привлечь к строительству порта в Алексеевском?
— Откуда мы деньги возьмем на порт? Дорогу закончили, надо долги отдавать. Долг Родине мы отдали…
— Что будет вашим главным проектом после дороги? Мы-то думали, что порт.
— К этому порту я теперь тоже двойственно отношусь. Нужны ресурсы. Будут ли они у нас? Там пока только разрешающие документы, согласования получаем, проекты. Когда окажется собрано определенное информационное поле, можно будет говорить о принятии решения. Строительство достаточно дорогостоящее. Пока у нас проба сил. Текущая работа там ведется. Моя задача — сдать дорогу.
«Мне дорога нужна была до Альметьевска, я ее сделал. Моя душа спокойна»
Появится ли у Татарстана дорога до Китая?
— Нет желания строить следующий отрезок — Альметьевск – Бавлы?
— Пока на втором этапе мы не нашли поддержку «Татнефти». В этом месте мы входим в Ромашкинское месторождение, кругом скважины. Чтобы строить дорогу, нужно ряд скважин ликвидировать. «Татнефть» тормозит данный вопрос.
— Если не вы, то кто продолжит трассу Шали – Бавлы на участках после Альметьевска?
— Для ответа на этот вопрос есть министерство транспорта Татарстана. Я сделал все, что мог, — до миллиметра протрассировал дорогу от Санкт-Петербурга до границы Казахстана.
На данный момент я понимаю, что моих ресурсов и потенциала не хватает что-то делать дальше. Пусть они дальше думают. Мне дорога нужна была до Альметьевска, я ее сделал. Моя душа спокойна. Я знаю, что мои дети и внуки будут ездить в Казань по безопасной дороге.
Изначально дорога рассматривалась как транспортный коридор. Если полностью реализовать данный маршрут, то передвижение грузов из Юго-Восточной Азии и даже Индии и Ирана могло идти по этим транспортным коммуникациям. Все думали, что Китай будет это делать, но у него своих проблем достаточно. Россия должна делать эту дорогу для себя, а не надеяться на кого-то. Китай свой участок построил, Казахстан — тоже. Каждый сам за себя.
— Но нам до Китая надо…
— Ну раз надо, так стройте! Я не возражаю. (Смеется.)
«Чтобы дети уже полностью ответственность брали на себя, я постепенно самоустраняюсь от оперативной деятельности»
«Два раза Рустам Нургалиевич предлагал снова возглавить Альметьевск. От всего отказался»
— Вы говорили, что уже не принимаете участия в оперативном управлении бизнесом. Чем сейчас заняты?
— У меня есть яблоневый сад в Мензелинском районе, там больше тысячи деревьев. Из яблок делаем сидр, раздаем друзьям. Очень много времени провожу в саду, живу в свое удовольствие. Вообще это уникальное природное место, где сливаются реки Кама, Белая, Ик, Иж. Это просто бесподобная водно-болотистая территория! У нас там есть охотничье хозяйство на 63 тысячи гектара. Там ходят лоси, кабаны. Я люблю утиную охоту. В камышах можно часами сидеть. В это время в голове столько мыслей и планов. Определенная медитация.
Бизнесом занимается средний сын Рамиль, подключаются старший сын Рияз и дочь Резеда. Они втроем встречаются, совещаются. Я им максимально передаю полномочия. Младшая дочь Раина в Казани в АвтоКредитБанке работает. Младший сын Рауф служит в Росгвардии, сейчас он в Курске находится. Он работал в министерстве транспорта России, потом вернулся в Татарстан. Не женат. Я ему сказал: «Или женись, или иди служить». Он выбрал второе. У меня все сыновья — офицеры. Рамиль срочную службу проходил один год.
— Планируете весь бизнес оставить детям?
— Да. Я же создал личный фонд, это уникальный случай в России. Весь капитал, который принадлежит мне, передаю в фонд. Пока я, конечно, контролирую детей. Им это не нравится, они хотят уже свои решения принимать, поэтому не так активно проявляют себя. Чтобы они уже полностью ответственность брали на себя, я постепенно самоустраняюсь от оперативной деятельности.
— Не всем легко дается такое решение — терять власть, контроль.
— У меня подобного нет. Вы правильно говорите, есть такая проблема у руководителей, когда они теряют должность, кабинет, личного водителя, помощника. Для них это катастрофа. У меня наоборот. Я просил у Рустама Нургалиевича и Асгата Ахметовича (Асгат Сафаров — руководитель аппарата раиса РТ — прим. ред.): ради бога, меня никуда не приглашайте, никуда ходить не буду. Мне и депутатом предлагали стать еще раз. Два раза Рустам Нургалиевич предлагал снова возглавить Альметьевск. От всего отказался. Это просто не мое.
— Семейное гнездо у вас в Альметьевске?
— Да. Я и похоронен буду на альметьевской земле. Уже выбрал одно место на кладбище вдоль дороги. Сказал вдоль дороги меня похоронить. Чтобы я контролировал — вдруг машины будут проскакивать бесплатно. Иначе зачем мне концессия на 99 лет? (Смеется.)
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 124
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.