«Когда такую инициативу озвучивает раис Татарстана — что должен быть музыкальный театр, как за это не схватиться, за эту идею?.. Тут просто должно кипеть все! А у нас начинаются какие-то пораженческие настроения: а справимся ли мы, а зачем нам второй музыкальный театр в городе?..» — негодует заслуженный артист РФ Рамиль Тухватуллин, говоря о ранее озвученной властями идее создания нового музыкального театра в Казани в нынешнем здании родного для актера ТГАТ им. Камала. Между тем официальных новостей о будущем проекта по-прежнему нет, а в негласную борьбу за «здание-парус» включились и другие претенденты. О том, почему республике нужен еще один музыкальный театр и как он должен быть устроен, Тухватуллин рассказал в интервью «БИЗНЕС Online».
В августе 2023 года министр культуры РТ Ирада Аюпова рассказала журналистам, что Рустам Минниханов одобрил идею нового музыкального театра на нынешней площадке ТГАТ им. Камала
Молчание на заданную тему
Еще в августе 2023 года министр культуры РТ Ирада Аюпова рассказала журналистам, что Рустам Минниханов одобрил идею нового музыкального театра на нынешней площадке ТГАТ им. Камала, собирающегося справить новоселье. «Рустам Нургалиевич согласился, что нам нужен музыкальный театр и сейчас накоплено достаточно материала, чтобы его транслировать на профессиональной сцене, — поделилась она подробностями встречи раиса РТ с татарстанскими студентами ГИТИСа в Москве. — Он сказал: „Обсудите с национальной общественностью, жителями республики и экспертами перспективу создания на площадке нынешнего здания театра имени Галиаскара Камала музыкального драматического театра“. Я очень надеюсь, что нас поддержат».
С тех пор прошло больше года, а конкретики в вопросе создания музыкального театра так и не появилось. Уже этим летом Аюпова на пресс-конференции ответила на вопрос «БИЗНЕС Online» «Можно ли с уверенностью говорить, что в здании нынешнего Камаловского театра откроется театр музыкальный?» «Нет», — сказала глава ведомства, добавив, что сначала перед первым лицом республики нужно защитить проект по новому зданию театра им. Камала, а уже потом в минкульте займутся музыкальным театром.
С тех пор никаких новостей не было. Более того, стало известно, что на «здание-парус» по адресу ул. Татарстан, 1 претендуют и другие организации, например всемирный конгресс татар. Глава исполкома ВКТ Данис Шакиров подтвердил нашей газете, что хотел бы видеть в сегодняшнем доме театра им. Камала «культурно-просветительский центр татар».
А уже этим летом Аюпова ответила на вопрос «БИЗНЕС Online» «Можно ли с уверенностью говорить, что в здании нынешнего Камаловского театра откроется театр музыкальный?» «Нет», — сказала глава ведомства
Все эти телодвижения, недомолвки, слухи и отсутствие официальной информации смущают многих представителей культурной общественности. Вопрос создания нового музыкального театра в Казани давно перезрел, театр оперы и балета им. Джалиля с его политикой небольшого числа спектаклей и приглашенных солистов не дает возможности всерьез раскрыться местным кадрам и национальному репертуару. Доходит до того, что в постановках Большого театра в Москве порой можно увидеть больше татарстанцев (зачастую не пригодившихся в родной республике), чем на казанской сцене.
Один из тех, у кого вызывает вопросы отсутствие новостей о будущем музыкальном театре, — заслуженный артист РФ, народный артист РТ, депутат Госсовета VI созыва Рамиль Тухватуллин. У знаменитого актера театра им. Камала есть свое видение того, какой должна быть новая институция, о чем он и рассказал «БИЗНЕС Online». Наша газета готова начать дискуссию на заданную тему и предоставить площадку другим деятелям культуры, имеющим свое мнение о будущем национального музыкального искусства.
Рамиль Тухватуллин: «Не знаю, можно верить в духов театра и так далее, но это все присутствует»
«Смущает это молчание, я бы даже сказал, зловещая тишина»
— Рамиль Чингизович, миновал саммит БРИКС, к которому планировалось открыть новое здание театра имени Камала. Однако ваш коллектив пока не начал работу на новой площадке, причем немало слухов, что камаловцы будут делить «ледяную глыбу» с другими организациями. Непонятна и судьба нынешнего дома театра по адресу улица Татарстан, 1. Вы верите, что здесь откроется музыкальный театр?
— Меня тоже смущает это молчание, я бы даже сказал, зловещая тишина. Меня это пугает. Хотя саму идею создания нового музыкального театра я бы назвал гениальной.
— Не слишком сильное определение?
— Смотрите, сегодня в России примерно 3 миллиона активных потребителей музыкального жанра, если мы говорим о татарском искусстве. А самих участников процесса, прежде всего профессиональных и не очень певцов, около тысячи. Речь в основном, конечно, об эстраде. Где-то качество хромает, где-то есть хорошее и талантливое. Но большинство не вкладывается, просто идет такое, скажем, потребление. Люди зарабатывают деньги, вроде народ хавает, и все это продолжается.
Тухватуллин Рамиль Чингизович — актер ТГАТ им. Камала, депутат Госсовета РТ VI созыва.
Дата рождения: 2 октября 1966 года.
Место рождения: пгт. Аксубаево Татарской АССР.
Образование: Казанское театральное училище (1987), Казанский государственный университет (1999).
1986–2007 — артист Татарского государственного академического театра им. Камала.
2007–2010 — начальник отдела культуры и развития языков народов Республики Татарстан аппарата кабинета министров РТ.
2008–2010 — заведующий кафедрой кино- и видеотворчества Казанского государственного института культуры.
С 2005 года — генеральный продюсер студии «Рамай», президент фонда «Татарстан Синема», кинорежиссер.
2015–2017 — артист Казанского академического русского большого драматического театра им. Качалова.
С 2017 года — артист Татарского государственного академического театра им. Камала.
2019–2024 — депутат Государственного совета РТ VI созыва.
Народный артист РТ (2003).
Награжден государственной премией РТ им. Тукая (2010).
Заслуженный артист РФ (2023).
И вдруг появляется гениальная идея, что нужен музыкальный театр, ведь это же мостик к событиям 100-летней давности. Позволю себе напомнить о событиях вековой давности. В 1924 году работала республиканская комиссия по созданию оперного театра. Ровно 100 лет назад, так символично! Одновременно происходили важные события. Антон Эйхенвальд дал концерт из народных песен с симфонической обработкой. Потом по заданию государства Султан Габяши, Азиз Альмухаметов и Василий Виноградов создали первую татарскую оперу «Сания», потом они же написали оперу «Эшче» на либретто Мажита Гафури… Так что сейчас самое время спустя столетие усилия такого количества великих предшественников реализовать в виде полноценного театра.
И когда такую инициативу озвучивает раис Татарстана — что должен быть музыкальный театр, как за это не схватиться, за эту идею? Это же новая институция, новая возможность, новый жанр, новые люди, новое творчество, тут просто должно кипеть все! А у нас начинаются какие-то пораженческие настроения: а справимся ли мы, а зачем нам второй музыкальный театр в городе и так далее.
Дайте людям развиваться, молодым, красивым! У нас же в таком случае будет выстроена вся вертикаль касательно музыкального искусства. Есть музыкальные школы, колледж и консерватория, а на вершине будет театр, где станут работать выпускники наших учебных заведений.
— А наши мэтры музыкального искусства и музыкального образования ратуют за новый театр?
— Я много общался с нашей профессурой и как депутат Госсовета РТ, и сейчас продолжаю это делать. И заведующая кафедрой музыкального театра консерватории Альфия Заппарова, и глава союза композиторов Рашид Калимуллин, и наш ведущий композитор Резеда Ахиярова, и все остальные в один голос говорят, что нам нужен такой театр. Иначе зачем же мы растим свои кадры в консерватории?
Тот же Калимуллин мне говорил, что у нас сейчас необыкновенно благоприятная ситуация с композиторами, которой не было несколько десятилетий. Все лучшие кадры сегодня в Татарстане и готовы работать! Эльмир Низамов, Миляуша Хайруллина, Эльмира Галимова, Радик Салимов, Ильяс Камал, Ильдар Камалов, конечно, Ахиярова. Это сразу же ответ на вопрос о том, что мы не наберем репертуар для такого театра, — это неправда.
«Альфия Заппарова, Рашид Калимуллин (на фото), и Резеда Ахиярова, и все остальные в один голос говорят, что нам нужен такой театр»
«Алтынчеч» Назиба Жиганова появилась в 1941-м. Подчеркиваю, 1941 год!»
— Понятно, что вопрос рождается сам собой: почему все это нельзя сделать на базе Татарского театра оперы и балета имени Джалиля?
— Мы знаем, по каким причинам. Уже не хочется повторяться, но, к сожалению, факт есть факт. Я много говорил, если бы организовать в театре имени Джалиля молодежную труппу, то возможно было совершить прорыв, но там принята другая модель администрирования. То есть тамошний руководитель решил делать все иначе. И попробуй что сказать — бесполезно.
Поэтому музыкальный театр — это важно и с точки зрения трудоустройства. Артур и Эльза Исламовы, прекрасная пара, но и им уже не 20 лет. А Эльзу так и не приняли в труппу театра оперы и балета. И это частный пример, каких много. А то, что у нас почти нет современной хореографии? О чем ваша газета много пишет. Хотя есть и хореографическое училище, и талантищ много. Они вынуждены уезжать или менять профессию.
Смотрю на это с болью, и многие со мной солидарны.
— Еще один аргумент против создания нового театра — сейчас трудные времена и дополнительные расходы на культуру нецелесообразны.
— Я, сколько живу, всегда слышу: «Вот трудные времена. Ой, трудные времена». Но «Алтынчеч» Назиба Жиганова появилась в 1941-м. Подчеркиваю, 1941 год! В 1945-м у нас на сцене появился балет «Шурале». Поэтому говорить о том, что трудные времена и нет репертуара, поэтому не будем работать, неправильно. Новое здание театра имени Камала построили, несмотря на все трудности. Просто необходимо политическое решение.
Но вместе с тем я уверен, что к созданию музыкального театра, к дискуссии об этом необходимо привлекать профессионалов, ту же нашу профессуру. Не могут все это только чиновники в кулуарах решать. Еще к вопросу о мостиках в историю. До начала Великой Отечественной войны в Москве существовал Государственный институт музыкальной науки (ГИМН), где с научной точки зрения подходили к музыке, поэтому и такие гении рождались. Поэтому нужно привлекать к разработке концепции музыкального театра нашу профессуру.
«Новое здание театра имени Камала построили, несмотря на все трудности»
— И какой вы видите концепцию нового музыкального театра?
— Это может быть такой cross culture, пересечение культур. То есть под одной крышей могут быть и инновации, и наши истоки, и аутентичность, и эксперимент. Думаю, что должно развиваться три направления в новом театре: вокальные жанры (опера, оперетты, мюзиклы), хореография (как традиционная, так и современная), детские спектакли (таких музыкальных постановок в том же