ЦБ предупреждает, что и это повышение ставки может быть не последним ЦБ предупреждает, что и это повышение ставки может быть не последним Фото: «БИЗНЕС Online»

Идем выше

Перед сегодняшним заседанием совета директоров Центробанка у аналитиков не было единодушия. Часть экспертов ждала сохранения ключевой ставки на уровне 18%, другая — повышения до 19–20%. О снижении «ключа» российский рынок пока может только помечтать. Но некоторая надежда на сохранение была. В начале сентября Росстат впервые с февраля 2023 года зафиксировал недельную дефляцию — замедление роста цен. Годовая инфляция замедлилась с 9,1% в конце июля до 8,9% на 2 сентября. В недавнем обзоре Банк России говорил, что инфляция, вероятно, достигла своего пика, и видел предпосылки для дезинфляционного тренда. Впрочем, тут же оговаривался, что быстрого замедления роста цен ждать не стоит. Высокая ставка охладила рынок кредитования. По предварительной оценке Frank RG, в августе объем выданных кредитов физическим лицам снизился на 4,2% к июлю (минус 52,4 млрд рублей) и оказался на 33,4% ниже, чем в августе 2023 года.

Была вероятность, что ЦБ возьмет паузу и посмотрит на статистику в сентябре. Но факторы в пользу дальнейшего ужесточения денежно-кредитной политики (ДКП), очевидно, перевесили. Пик перегрева экономики пройден, но говорить, что мы прошли пик инфляции, «пока рановато», подчеркивал в начале сентября глава Сбера Герман Греф. В июле рост потребительских цен ускорился до 16,1% после 9,3% в июне, притом что цель по инфляции — 4%. Инфляционные ожидания россиян в августе выросли до максимума с начала года — 12,9% по сравнению с 12,4% в июле, следовало из опроса «инФОМ» по заказу Центробанка.

В сегодняшнем релизе ЦБ отмечает по-прежнему «высокое» инфляционное давление и прогнозирует, что по итогам года инфляция будет выше июльского прогноза 6,5–7,0%. «Рост внутреннего спроса все еще значительно опережает возможности расширения предложения товаров и услуг. Требуется дополнительное ужесточение денежно-кредитной политики, для того чтобы возобновить процесс дезинфляции, снизить инфляционные ожидания и обеспечить возвращение инфляции к цели в 2025 году», — поясняет регулятор.

Дальше ЦБ предупреждает, что и это повышение ставки может быть не последним. «Банк России допускает возможность повышения ключевой ставки на ближайшем заседании», — пишет Центробанк и прогнозирует, что с учетом ДКП годовая инфляция снизится до 4,0–4,5% в 2025 году и будет находиться вблизи 4% в дальнейшем. Впрочем, прежний прогноз ЦБ — инфляция в 4% до конца 2024-го — уже не сбудется, так что и к нынешнему стоит относиться осторожно.

Население так и делает и все еще готовится к дальнейшему росту цен. Инфляционные ожидания населения и бизнеса продолжают расти, увеличились краткосрочные инфляционные ожидания профессиональных аналитиков, замечает регулятор в релизе. Банк России признает, что рост российской экономики несколько замедлился, но связано это не с охлаждением внутреннего спроса (как хотелось бы ЦБ), а с «нарастанием ограничений на стороне предложения и снижением внешнего спроса». Говоря проще, спрос внутри страны не падает, предложение за ним все еще не поспевает, причем доходы граждан продолжают расти. Рынок труда все еще «жесткий», безработица на историческом минимуме, сохраняется значительный кадровый дефицит. Баланс рисков для инфляции, по оценке ЦБ, «существенно смещен в сторону проинфляционных». Говоря проще, пока стоит ожидать больше ускорения роста цен, чем замедления.

Выше, чем сейчас, ключевая ставка была только в феврале – марте 2022 года. Тогда она составляла 20%. Решение о резком подъеме было принято спустя несколько дней после начала специальной военной операции на Украине. Судя по риторике ЦБ, совсем не исключено, что ставка вновь дойдет до максимума. Следующее заседание состоится 25 октября.

Эльвира Набиуллина отметила, что ценовое давление остается высоким, и большинство показателей устойчивой инфляции на «неприемлемо высоком уровне» — 6-8% Эльвира Набиуллина отметила, что ценовое давление остается высоким и большинство показателей устойчивой инфляции на «неприемлемо высоком уровне» — 6–8% Фото: © Пресс-служба Банка России, РИА «Новости»

Набиуллина: «Мы уверены, что инфляция будет замедляться»

Совет директоров также рассматривал варианты сохранения ставки и ее повышения до 20%, рассказала на пресс-конференции председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. Она отметила, что ценовое давление остается высоким и большинство показателей устойчивой инфляции на «неприемлемо высоком уровне» — 6–8%.

«Мы уверены, что инфляция будет замедляться, но набранной к настоящему моменту жесткости денежно-кредитной политики недостаточно для возвращения к цели в следующем году», — заявила Набиуллина. Динамика спроса не соответствует возможностям предложения товаров и услуг, экономический рост не сбалансирован, подчеркнула она.

«Финансовый рынок отреагировал на июльский пересмотр траектории ключевой ставки. Кредитный рынок также отреагировал на наше предыдущее решение. При этом замедление кредита проявилось прежде всего в розничном сегменте. <…> Корпоративное кредитование пока продолжает расти высокими темпами», — указала глава ЦБ.

И, пожалуй, ключевая фраза пресс-конференции. «Мы готовы сохранять денежно-кредитные условия жесткими столько, сколько потребуется. Мы также готовы продолжить повышение ключевой ставки», — заверила Набиуллина. А еще решила объяснить, почему Банк России не хочет «мириться» с инфляцией 6–8%. Во-первых, нужно «гарантированно» защитить сбережения и доходы граждан от обесценивания. Во-вторых, только при низкой инфляции долгосрочные кредиты будут доступными. В-третьих, когда инфляция значительно выше, чем в странах – торговых партнерах, рубль постоянно ослабляется. В-четвертых, высокая инфляция означает бо́льшую волатильность цен.

«Если мы согласимся с темпами роста цен в 6,0–8,0 процента, то риски перехода инфляции в двузначную область значительно возрастут. Тогда вернуть ее под контроль будет гораздо сложнее и дороже для общества», — заключила глава ЦБ.

Автор канала Spydell_finance Павел Рябов обращает внимание на рост цен на услуги втрое выше нормы и на продовольствие в 1,6 раза Автор канала Spydell_finance Павел Рябов обращает внимание на рост цен на услуги втрое выше нормы и на продовольствие в 1,6 раза Фото: «БИЗНЕС Online»

«Ставку снова поднимут в октябре. Будут выбирать шаг повышения: хватит ли до 20 процентов или надо больше»

«Компромисс», — емко комментирует сегодняшнее решение ЦБ по ставке главный экономист по России Bloomberg Economics Александр Исаков в своем телеграм-канале «Холодный расчет». С ним согласен и старший вице-президент офиса рыночных исследований и стратегии Росбанка Юрий Тулинов. Ожидания большинства экспертов до заседания, указывает он, варьировались в диапазоне между «оставить ставку на 18 процентах» и «повысить до 20 процентов». Регулятор, по его словам, по-прежнему не находит удовлетворения в текущей динамике инфляции и корпоративного кредитования при сохранении рисков со стороны рынка труда, бюджета и внешнеторговых расчетов.

Не дожидаясь дополнительных данных о траектории инфляции и ВВП, Центробанк выбрал тактику постепенного ужесточения денежно-кредитной политики, пишет «ПСБ Аналитика». «Мы считаем, что в октябре, когда у ЦБ будут данные о бюджете на 2025 год, Банк России уточнит макроэкономический прогноз и, вероятно, еще раз повысит ключевую ставку, завершив растянутый процесс ее движения к 20 процентам», — добавляют там.

Несмотря на замедление деловой активности, ЦБ все же испугался ускорения инфляции, считает профессор НИУ ВШЭ, автор телеграм-канала bitkogan Евгений Коган. Он обращает внимание, что «многочисленные рассуждения» регулятора об охлаждении экономики и замедление инфляции «разбились» о новые данные — «цены как росли быстрыми темпами, так и растут». «Более того, уже сейчас регулятор признал, что прогноз по росту цен на этот год будет превышен, — добавляет он. — В результате ЦБ дал жесткий сигнал: допускает возможность. Напомню, что в истории за таким сигналом всегда следовало изменение ставки в этом направлении. То есть с очень высокой вероятностью ставку снова поднимут в октябре. Будут выбирать шаг повышения: хватит ли до 20 процентов или надо больше».

По мнению экономиста «Локо-Инвеста» Дмитрия Полевого, ЦБ реагирует на повышенную инфляцию, но оставляет пространство для оценки эффектов от продолжающего ужесточения денежно-кредитных условий и нового трехлетнего бюджета. «С учетом сигнала рынок будет держать 20 процентов в голове, основной риск — неизменность устойчивой инфляции и риски пересмотра прогнозов ставки в зону 20 процентов и выше. Не считаю его базовым, но инвесторов сейчас больше волнуют крайние сценарии. Поэтому время для разворота на рынке ОФЗ не пришло, хотя и какого-то резкого роста средних/длинных ставок сверх локальных максимумов не жду», — делится он в своем телеграм-канале.

В свою очередь автор канала Spydell_finance Павел Рябов обращает внимание на рост цен на услуги втрое выше нормы и на продовольствие в 1,6 раза. «Причина роста цен на услуги втрое выше нормы очень проста — отсутствие масштабирования и возможности автоматизации в условиях дефицита кадров при высоком внутреннем спросе (особенно в группе низкообеспеченных, доходы которых растут значительно выше тренда из-за фактора СВО), — рассуждает эксперт. — До нормализации инфляции еще далеко, но агрессивный инфляционный импульс пока сошел на нет».

«Инфляция, по данным Росстата, 6,5–7 процентов. Инфляция, по косвенным намекам из ЦБ, 19 процентов», — не без иронии пишет политолог Михаил Виноградов.

Индекс Мосбиржи снизился сразу после решения ЦБ. В моменте он опускался до 2,6 тыс. пунктов, много бумаг торгуется в минусе, анализируют реакцию рынка в «Альфа-Инвестициях». «Плохо» сейчас акциям компаний, у которых проблемы с долгами, еще хуже рынка могут выглядеть строители — «Самолет», «Эталон», ПИК и др. А вот «хорошо» компаниям «с хорошей кубышкой или доходами от комиссий». «После публикации решения ЦБ инвесторы стали активнее продавать длинные бумаги. Аналитики „Альфа-Инвестиций“ считают, что распродажи не станут массовыми — многие ждали повышения ставки. Максимальные доходности длинных облигаций в краткосрочной перспективе не будут выше 16,4–16,5 процента», — пишет телеграм-канал. А вот валютный рынок практически не отреагировал на решение ЦБ.

«Повышенная ставка прежде всего выгодна вкладчикам. Соответственно, ставки по вкладам в госбанках уже повысили несколько дней назад» «Повышенная ставка прежде всего выгодна вкладчикам. Соответственно, ставки по вкладам в госбанках уже повысили несколько дней назад» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Скорее всего, до конца года мы останемся приблизительно в этих значениях, 19−18 процентов»

В беседе с «БИЗНЕС Online» эксперты оценили сегодняшнее решение ЦБ и порассуждали, закончил ли регулятор с повышением и почему инфляция в России сохраняется, несмотря на длительный период высоких ставок.

Андрей Кочетков — частный инвестиционный консультант:

— Основное оправдание ЦБ состоит в том, что инфляционные риски остаются высокими. Наш регулятор пока не замечает существенного замедления кредитования. И на этих основаниях, соответственно, продолжает повышать ставку. Хотя, скажем так, веских причин для этого сейчас не наблюдается, потому что инфляция у нас все равно более чем в 2 раза ниже, чем ключевая ставка. И в целом тенденция на замедление кредитования уже есть, многие банки о подобном говорят. Это видно и по потребительскому кредитованию, и по ипотечному.

Некоторые на рынке ожидали 2-процентного повышения, но то, что Центральный банк повысил ставку всего лишь на 1 процент, наверное, говорит о том, что все-таки есть осторожные надежды, что наш регулятор видит некое замедление инфляции в ближайшие месяцы. В последнее время ЦБ все-таки старается сигнализировать о том, что будут рассматриваться разные варианты — не только повышение ставки и сохранение ее. Но пока еще нет речи о том, что вариант на снижение ставки становится актуальным. Вполне вероятна стабилизация, если тенденция, которая у нас наблюдается в августе и начале сентября, продолжится. То есть у нас все-таки есть небольшое замедление роста цен в годовом выражении. Если эта тенденция продолжится, то, наверное, риторика смягчится и повышения ставки на следующем заседании не будет.

До конца года осталось не так много заседаний, и вряд ли за этот период существенно изменится тенденция в динамике цен. Поэтому, скорее всего, мы останемся приблизительно в этих значениях, 19−18 процентов. Большего снижения пока не ожидается. Наверное, все основные события по снижению ставки более прогнозируемы на 2025 год.

Банки достаточно активно реагируют на динамику ставки — повышают доходность депозитов. Это мы видели в июне и июле. Возможно, будут новые улучшения условий. Для них нет никаких загадок. Единственное, чего можно ожидать, — это неких изменений в динамике ставок по коротким и долгим депозитам. То, что мы наблюдали в начале лета: ставки по краткосрочным депозитам были выше, чем по долгосрочным. Возможно, такая же ситуация будет прослеживаться ближе к концу года. То есть краткосрочные депозиты вновь окажутся более доходными, чем долгосрочные. Это связано с тем, что банки начнут ожидать замедления роста цен и, соответственно, возможного снижения ставки в будущем.

Что касается акций, еще в начале лета я многократно говорил о том, что высокая ставка ЦБ, которая выше инфляции в 2 раза, будет неким тормозом инвестиций в ценные бумаги, станет отвлекать внимание инвесторов на депозиты, облигации и, например, денежные фонды.

Что сейчас делать рядовому гражданину? Самое безопасное — это действительно заниматься открытием депозитов. Сейчас неплохие условия по накопительным счетам, которые не требуют долгосрочного хранения. И деньги можно забрать или пополнить депозиты. Единственное, что нужно: читать очень внимательно разные условия, какие требования предъявляются по наиболее высокодоходным накопительным депозитам. Требует ли это открытие премиального статуса или определенных сумм и так далее. Нужно быть достаточно аккуратным. Но, в принципе, сейчас банки являются наиболее простым и наиболее безопасным способом увеличения своих накоплений. Ставка по некоторым депозитам доходит до 19−21 процента, что, согласитесь, довольно неплохой доход.


Александр Виноградов — ведущий экономист автономной некоммерческой организации «Научно-исследовательский центр Олега Григорьева „Неокономика“»:

— Почему предыдущие повышения ставки не срабатывают и приходится повышать снова? Потому что российская экономика сейчас являет собой, скажем так, систему, где, если брать аналогию с автомобилем, ноги управляющего жмут одновременно на газ и на тормоз. Тормоз — это высокая ставка, а газ — это большие бюджетные вливания в сектор, необходимые для решения основной задачи. Эти деньги усиливают инфляцию очевидным образом, а ЦБ пытается это тормозить.

Единственный инструмент, который у него есть, из таких существенных, значимых — это повышение ключевой ставки. Чтобы деньги в большей степени концентрировались в банках на депозитах, чтобы они не вваливались в экономику и не разгоняли инфляцию. Но помогает это действительно не сильно. Потому как те, кому надо, так или иначе получат деньги по какой угодно пониженной ставке, по нулевой ставке и так далее. Вот, собственно, и все. То есть это просто разбалансировка.

Разумеется, сложности с доступом к критичному импорту тоже влияют на инфляцию повышающим образом. Это становится дольше, дороже, это оплачивается через третьи и пятые руки. Речь уже о бартере, например, пошла. Это доставка через разнообразных посредников. Это все деньги, это все стоимость, это все удорожание.

Почему повысили только на 1 процент? У меня есть гипотеза, что это связано с тем, что на повышение намекнули еще в августе, и банковская система достаточно оперативно это отыграла. Депозитные ставки уже перевалили за 20 процентов, у кого-то 21 процент есть.

Можно ли надеяться, что в следующий раз угроза повышения сработает подобным образом? Надежда всегда есть. С одной стороны, официальная инфляция — вот она 7 [процентов], вот она [8], вот она 9 процентов. В 2 раза меньше. С другой — инфляция по товарам повседневного спроса, которая считается холдингом «Ромир» по чекам, за год составила около 21 процентп по итогам данных, которые были выпущены в августе.


Михаил Хазин — экономист, публицист:

— Если вас интересует мое личное мнение, то повышение — это вредительство. Я никаких аргументов к этому не вижу: в стране экономический спад, депрессивное состояние. И по таким причинам повышение ставки — это какой-то идиотизм. Экономических оснований для повышения ставки нет. Ее надо, наоборот, сильно снижать. Если они повышают, то, значит, руководствуются какими-то другими соображениями. Мне они неизвестны. Чем они руководствуются? Может быть, они работают на каких-то врагов России, которые решили уничтожить нашу страну. Кто знает?

Напомню: когда [премьер-министр России] Михаил Мишустин в конце 2022 года резко увеличил объем бюджетных инвестиций, то к началу 2023-го не только начался экономический рост, но и упала инфляция. Так как в условиях недостаточной денежной массы предложение инвестиций реальному сектору экономики уменьшает инфляцию. Именно вот так и нужно действовать. Вместо этого у нас увеличивают инфляцию издержек. Так вот, инфляция издержек от ставки не зависит. И по данной причине это не способ борьбы с инфляцией издержек, которую организовал сам же Центральный банк через девальвацию рубля.


Александр Разуваев — экономист, член наблюдательного совета гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров:

— Повышенная ставка прежде всего выгодна вкладчикам. Соответственно, ставки по вкладам в госбанках уже повысили несколько дней назад. Я думаю, они знали, что повысят. Сейчас лучше размещать деньги на длительный срок под максимальный процент. Доходность очень хорошая. Вообще, надо учиться копить, а не жить в долг.

Они (Центробанк РФприм. ред.) не пугают [очередным повышением ставки в октябре]. Вкладчики ждут, радуются. Посмотрим, какая будет макроэкономика, а также геополитика со всеми вытекающими. Рынок ждет поднятия до 20 процентов на конец года. Еще одна главная задача — это защитить сбережения граждан от инфляции. Соответственно, ЦБ этим неплохо занимается.