До выборов в Госсовет РТ седьмого созыва остается чуть больше двух недель, и агитационная кампания перед голосованием в самом разгаре До выборов в Госсовет РТ VII созыва остается чуть больше двух недель, и агитационная кампания перед голосованием в самом разгаре Фото: ЦИК РТ

Выборы продвигают «Человеком-пауком» и мемом про мальчика и мужчину

До выборов в Госсовет РТ VII созыва остается чуть больше двух недель, и агитационная кампания перед голосованием в самом разгаре. На телевидении проходят дебаты, а партии и кандидаты «продают» себя в социальных сетях и офлайне — через печатную продукцию, баннеры и встречи с избирателями. Само голосование продвигает в том числе Центральная избирательная комиссия (ЦИК) Татарстана, которая в начале августа устроила форум «Мой голос». Его трансляция завершалась заготовленным видео, на котором показаны эпизоды выступлений казанских спортивных клубов. Пока баскетболисты УНИКСа и волейболистки «Динамо-Казани» радуются победам, диктор за кадром убеждает прийти на выборы: «Одна цель. Одна команда. Чтобы доказать, на что мы способны. Наш голос слышат. Наш голос важен».

Есть и другой предвыборный креатив. Например, конкуренцию на выборах — четыре человека на место — в сообществе «Мой голос» во «ВКонтакте» иллюстрируют, казалось бы, «недружественным», американским героем комиксов — «Человеком-пауком». В другой публикации здесь же говорится, что если мальчик ждет новую часть Grand Theft Auto (известная серия видеоигр, опять же американская), то мужчина — выборы в парламент республики.

Мем к выборам Мем к выборам Фото: соцсети

В еще одном посте мужчина, закутанный в одеяло с головой, лежит на кровати и под грустную музыку думает, за кого голосовать на предстоящих выборах. В описании к видео — ссылка на страницу портала ЦИК РФ, но, если по ней перейти, обещанной информации о зарегистрированных кандидатах нет, просто пустая страница. Подействует ли креатив на молодежную аудиторию, сказать сложно, но нельзя не заметить, что у сообщества «Мой голос» в соцсети «ВКонтакте» всего чуть более 500 подписчиков. Для тех, кто постарше, избирательная комиссия проводит в городах Дни избирателя.

По традиции перед голосованием в Татарстане проводят стимулирующие акции. К примеру, на мартовские выборы избирателя «манили» первым розыгрышем автомобилей LADA Vesta и скидками на билеты в цирк, в Казани по традиции раздавали браслеты с правом бесплатного проезда, а вот в этот раз «аттракциона невиданной щедрости» пока не обещали. Хотя, например, в Москве уже вовсю рекламируют свою акцию «Миллион призов», можно своим голосом получить в том числе скидку на технику или спортивные товары у компаний-партнеров.

Так или иначе, пока о грядущих выборах рядовой избиратель скорее узнает с помощью рекламных баннеров и агитационной печатной продукции, которую раздают в общественных местах и расклеивают в подъездах. «БИЗНЕС Online», не претендуя на доскональный охват всех партий, решил посмотреть, как они зазывают избирателей на выборах, что обещают и какие ходы используют политтехнологи, чтобы «раскачать» кампанию.

Партия «Единая Россия» Партия «Единая Россия» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Единая Россия»: Мухаметшин без галстука, Хуснутдинов любит книги и рыбалку, а Емельянов помог скандальной матери из Челнов

Начинаем с «Единой России». Очевидно, сдавать свои крепкие позиции в республике партия не намерена, хоть спикер Госсовета РТ VI созыва Фарид Мухаметшин и допускал, что единороссам придется несколько «потесниться». Если изучить списки кандидатов на сайте ЦИК РФ, можно обнаружить, что в некоторых округах партия власти своих кандидатов и вовсе не выдвигала, хотя предварительное голосование по ним проводила. На выборах в Татарстане у единороссов несколько главных слоганов. Надписи «„Единая Россия“ помогает» и «„Единая Россия“ объединяет» можно заметить на уличных билбордах, где в качестве одного из главных действующих лиц выступает Марат Ахметов. Вице-спикер Госсовета РТ скромно улыбается и держится за краешек пиджака, а на фоне, помимо традиционного для партии белого цвета, есть и зеленый, видимо, призванный вызвать ассоциации с республикой.

Надписи «Единая Россия» помогает» и «Единая Россия» объединяет» можно заметить на уличных билбордах, где в качестве одного из главных действующих лиц выступает Марат Ахметов Надписи «Единая Россия» помогает» и «Единая Россия» объединяет» можно заметить на уличных билбордах, где в качестве одного из главных действующих лиц выступает Марат Ахметов Фото: «БИЗНЕС Online»

Те же слоганы используются и на брендированном автобусе «Единой России», который сейчас колесит по районам Татарстана. Например, в начале августа «автобусный марафон» партии побывал в Нижнекамске, причем «рулил» там сам Мухаметшин. На встречу с избирателями, модератором которой выступил кандидат (и еще один герой казанских билбордов) Ильшат Аминов, собрали гендиректоров «Нижнекамскнефтехима», ТАНЕКО и АО «ТГК-16», которые тоже планируют трудиться в Госсовете республики VII созыва.

Ездят по районам и другие автобусы «Единой России» — с мобильными «агитбригадами», которые раздают избирателям печатную продукцию. Заодно представители партии собирают наказы от местных жителей. Ко Дню любителей чтения партия решила запустить свой марафон «Книголюб». Открыл его самый богатый (согласно декларациям за прошлый год) кандидат в депутаты Госсовета РТ, гендиректор ООО «Группа компаний „ЖИК города Казани“», депутат Госсовета республики VI созыва Эмиль Хуснутдинов, который выдвинулся в Дербышкинском округе в Казани. «Чтение — это ключ к успеху и развитию», — отмечает Хуснутдинов в релизе на сайте ЕР, а на фото держит в том числе книгу американского писателя Марка Твена. В своем телеграм-канале Хуснутдинов регулярно публикует фото с рыбалки: «Даже если ничего не поймаю, просто наслаждаюсь моментом».

Сегодня второй в списке главных «богачей»-кандидатов — генеральный директор АО «Холдинговая компания „Ак барс“» Иван Егоров — приедет с автобусным марафоном в Апастово. В программе — встреча с избирателями, модератор — Аминов.

В марафоне «книголюбов» принял участие и еще один кандидат в депутаты от «Единой России», руководитель «Деловой России» в РТ, основатель и директор ПО «Зарница» Артур Абдульзянов. На уличном баннере, который корреспондент «БИЗНЕС Online» обнаружил на улице Восстания, Абдульзянов призывает избирателя: «Верь только делам!» На собственной странице в соцсети «ВКонтакте» кандидат активно рассказывает о своей работе: недавно, например, посетил три школы, где идет ремонт. А в середине июля он показал подписчикам себя с другой стороны, выложил видео с дачного участка и поведал о «пополнении в семье» — три птенца. На фото Абдульзянов обнимает домашнего кота, показывает закат и фотографируется в цветах.

Кандидат, гендиректор УК «ПЖКХ» Евгений Чекашов рассказывает о состоявшейся накануне встрече с жителями нескольких домов по улице Заря в Советском районе Казани Кандидат, гендиректор УК «ПЖКХ» Евгений Чекашов рассказывает о состоявшейся накануне встрече с жителями нескольких домов на улице Заря в Советском районе Казани Фото: vk.com

Активно ведет соцсети и другой кандидат, гендиректор УК «ПЖКХ» Евгений Чекашов. Забегая вперед, отметим, что он в промежуточном списке лидеров по объему поступивших средств на избирательную кампанию. Сегодня, например, Чекашов рассказывает о состоявшейся накануне встрече с жителями нескольких домов на улице Заря в Советском районе Казани. «Прислушиваться к мнению жителей — это важнейшая составляющая в деятельности депутата. Решение вопросов начинается с коммуникации с людьми», — пишет Чекашов. Он уточняет, что запросы и проблемы «были учтены» и «переданы для дальнейшей работы». Будут ли решены проблемы, не сказано.

Агитация партии «Единая Россия» Агитация партии «Единая Россия» Фото: «БИЗНЕС Online»

Еще избирательная кампания показала, что директор УК «ПЖКХ» увлекается… киберспортом. Ведь это, по словам кандидата, «не просто развлечение, а неотъемлемая часть современной культуры, которую невозможно игнорировать».

Во дворах работает и челнинский кандидат в депутаты, действующий парламентарий и председатель профсоюза КАМАЗа Ильдар Шамилов. Ролик он снимает сам, без посторонней помощи, на камеру мобильного телефона. Во вчерашнем видео Шамилов показывает подписчикам своей страницы праздник в преобразившемся дворе в 6-м комплексе Набережных Челнов и как бы невзначай напоминает, что скоро голосование. «Заодно, конечно, призываю всех поучаствовать в выборах в Государственный Совет», — говорит Шамилов. На заднем плане видны баннеры с логотипом голосования.

Во дворах работает и челнинский кандидат в депуаты, действующий парламентарий и председатель профсоюза «КАМАЗа» Ильдар Шамилов Во дворах работает и челнинский кандидат в депутаты, действующий парламентарий и председатель профсоюза КАМАЗа Ильдар Шамилов Фото: скриншот из видео

А вот сенатор Геннадий Емельянов, собравшийся покорить Мелекесский округ в Набережных Челнах, в соцсетях не столь активен, но регулярно появляется на публике. Так, накануне Емельянов встретился с будущими первоклассниками в автограде, а ранее в составе «партийного десанта» проверил ремонт челнинской школы. В середине августа кандидат помог детям скандально известной многодетной матери из автограда Агины Алтынбаевой, которую в июне приговорили к 2,5 года лишения свободы условно за угрозу убийством и мошенничество.

В телеграм-канале якобы секретаря Госсовета РТ Лилии Мавриной всего 29 подписчиков. В основном она постит из каналов «Единой России» и минтруда РФ, но программу ко Дню города и республики почему-то репостнула из канала «Жесть Казани». Впрочем, все равно позаботилась о подписчиках. Депутат Госсовета Татарстана VI созыва и гендиректор ОАО «Татэлектромонтаж» Дмитрий Солуянов «смотрит» на избирателей с баннеров в лифтах, но ничего не обещает, просто надписи «Вместе строим будущее» и «Вместе бережем настоящее». И не поспоришь. Интересно, что баннер выполнен не в традиционных цветах ЕР (белом и синем), а в зеленом и красном, причем сильно напоминающих «расцветку» другой партии — «Яблока». Впрочем, логотип «Единой России» в верхней правой части агитматериала имеется.

Буклет с гендиректором «Казаньоргсинтеза» (КОС) Айратом Сафиным Буклет с гендиректором «Казаньоргсинтеза» Айратом Сафиным Фото: «БИЗНЕС Online»

А вот буклет с гендиректором «Казаньоргсинтеза» Айратом Сафиным по понятным причинам выдержан в фирменном бирюзовом цвете СИБУРа. Айрат Фоатович в агитке не скрывает, что в политике «человек новый», но уверяет: «Мой подход принесет достойные результаты. Я уже внимательно изучаю возможности, которые могут помочь улучшить жизнь жителей нашего округа». На одной из страниц фото Сафина и краткая подпись: «Заинтересован. Собран. Понятен». Логотип ЕР в буклете есть, но, как и в случае с материалами Солуянова, не сильно бросается в глаза.

В рамках пикетной программы ЕР <a href="https://vk.com/er_kzn?w=wall-208198834_1701">развернула</a> 70 брендированных палаток в Татарстане, из которых 16 в Казани В рамках пикетной программы ЕР развернула 70 брендированных палаток в Татарстане, из которых 16 — в Казани Фото: vk.com

В рамках пикетной программы ЕР развернула 70 брендированных палаток в Татарстане, из которых 16 — в Казани. Агитаторы информируют население о проекте «Мой депутат», рассказывают, как подать обращение или наказ. В публикациях в соцсетях партия активно использует в том числе образ Героя России Расима Баксикова. Неделю назад на ресурсах федеральной ЕР появился почти 30-минутный ролик, где Баксиков, например, посещает родную школу и Казанское танковое училище, рассказывает, почему решил пойти в Госсовет, и красиво идет по полю в траве.

Сама партия в комментарии для «БИЗНЕС Online» заявила, что главный слоган нынешней кампании — «За благополучие людей, успешный Татарстан и сильную Россию!». Он использован, например, на одном из печатных материалов. На нем команду единороссов ведет за собой Мухаметшин, которого непривычно видеть в расстегнутой на одну пуговицу рубашке и без галстука. В буклетах ЕР обозначает приоритеты работы на ближайшие пять лет, а еще раздает календари с белыми мишками и списком «достижений партии». Одним из таких достижений названа программа раиса республики «Наш двор».

На вопрос об объемах финансирования избирательной кампании в пресс-службе ЕР в Татарстане ответили так: «Избирательный фонд реготделения „Единой России“ согласно закону ограничен. Мы действуем в строгом соответствии с ограничениями. О фактически затраченных средствах можно будет говорить после окончания предвыборной кампании — эти данные будут опубликованы в соответствии с требованиями законодательства».

ЛДПР ведет агитацию «по самой простой и рабочей схеме» ЛДПР ведет агитацию «по самой простой и рабочей схеме» Фото предоставлено пресс-службой ЛДПР

ЛДПР пока не ходит на теледебаты, а с баннеров призывает «родной» Татарстан голосовать за «честный план»

А что конкуренты? ЛДПР ведет агитацию «по самой простой и рабочей схеме» (и, вероятно, наименее затратной) — встреча с жителями республики во дворах, рассказал «БИЗНЕС Online» лидер регионального объединения и первый замдиректора пассажирского транспортного предприятия «Байлык №3» Руслан Юсупов. «Это самое плодотворное и удобное, потому что, когда встречаешься с избирателем глаза в глаза, ты вынужден будешь отвечать на все вопросы, которые тебе задают», — объяснил он. В тур по республике также запустили брендированный автобус с агитаторами за «Честный план ЛДПР».

Помимо работы «в полях», партия активно распространяет рекламу. Постеры ЛДПР расклеены в автобусах и такси. Активисты на улицах раздают буклеты с биографией кандидатов и брендированные автовизитки. Агитационные материалы распространяют и по почтовым ящикам, вешают на ручки входных дверей. На такую предвыборную агитацию кандидатов-списочников предусмотрено около 5 млн рублей, указал Юсупов. А вот кампания по рекламным билбордам ЛДПР, которых, по словам первого замдиректора компании «Байлык №3», в РТ намного больше, чем у других партий, финансируется из Москвы. На одном из баннеров, расположенных на улице Декабристов, к избирателям обращаются так: «Родной Татарстан, голосуй за ЛДПР!»

Лидер регионального объединения и первый замдиректора пассажирского транспортного предприятия «Байлык № 3» Руслан Юсупов Лидер регионального объединения и первый замдиректора пассажирского транспортного предприятия «Байлык №3» Руслан Юсупов Фото предоставлено пресс-службой ЛДПР

Дизайн рекламной кампании, несмотря на некоторые ассоциации с флагом страны-соседа, выдержан в традиционных цветах партии — синем и желтом. Буклеты пестрят лозунгом «Порядок в доме, городе, республике. Только ЛДПР» и рассказывают подробнее про «честный план». Так, например, под лозунгом «Россия больше, чем Москва» партия предлагает проводить пропорциональное распределение бюджета и уравнять с московскими зарплаты бюджетников и пенсии в регионах. Кроме того, ЛДПР считает, что нужно списать долги регионам и направить эти деньги на их развитие. Коснулись и вопроса коррупции — так предлагается назначить взяточникам только уголовную ответственность. Делают упор и на те темы, о которых сейчас не говорит только ленивый, — миграционная политика и поддержка участников СВО и их семей.

Кроме программы партии, в буклетах приводится достаточно сухая биография кандидата в депутаты, а также номера некоторых городских служб. Вероятно, эта информация рассчитана на старшее поколение избирателей, поскольку вряд ли пригодится человеку, который активно пользуется интернетом.

ЛДПР не упускает возможности прорекламировать себя бесплатно. Например, активисты партии в брендированной одежде приняли участие в велопробеге, заявились на «Гонку героев» в Менделеевске ЛДПР не упускает возможности прорекламировать себя бесплатно. Например, активисты партии в брендированной одежде приняли участие в велопробеге, заявились на «Гонку героев» в Менделеевске Фото предоставлено пресс-службой ЛДПР

На автовизитках и агитках, которые развешиваются на двери, подробная информация не прописана, но предусмотрены QR-коды, которые ведут на телеграм-канал или на группу ЛДПР в соцсети «ВКонтакте», где партия отчитывается о своей деятельности и анонсирует мероприятия.

ЛДПР не упускает возможности прорекламировать себя бесплатно. Например, активисты партии в брендированной одежде приняли участие в велопробеге, заявились на «Гонку героев» в Менделеевске. Заявилась ЛДПР и на участие в дебатах в рамках бесплатного эфирного времени, но до сих пор не воспользовалась этой возможностью. Все дело в том, что список короткий, объяснил лидер реготделения партии. Но далее представлять ЛДПР на дебатах планируется, и, вероятно, сделает это сам Юсупов. «Возможно, я сам буду участвовать в дебатах. Графики плотные, предвыборная кампания, еще и полно рабочих моментов», — рассказал он.

КПРФ выходит на выборы с призывом «Голосуй отлично — голосуй за № 5!» КПРФ выходит на выборы с призывом «Голосуй отлично — голосуй за №5!» Фото: «БИЗНЕС Online»

КПРФ предлагает программу, которая «устойчива» и «традиционна»

КПРФ выходит на выборы с призывом «Голосуй отлично — голосуй за №5!» — под этим номером партия расположилась в избирательном бюллетене. Такой лозунг красуется на традиционно красных календарях и брошюрах, которые раздают на улицах города и при поквартирном обходе. Никуда не исчезла и всем знакомая символика партии — скрещенный серп и молот с надписью «Россия. Труд. Народовластие. Социализм».

Также потенциальным избирателям вручают партийные газеты. Региональный выпуск демонстрирует портреты первого секретаря татарстанского регионального отделения КПРФ Хафиза Миргалимова и рассказывает о проделанной работе. Здесь же публикуется и предвыборная программа, которая, по словам Миргалимова, «устойчива» и «традиционна».

Потенциальным избирателям вручают партийные газеты Потенциальным избирателям вручают партийные газеты Фото: Vladimir Baranov/Globallook Press / www.globallookpress.com

Например, партия предлагает вернуть бесплатную медицину и образование, а также внедрить программу социального или арендного жилья. Особый упор делается на социальную сферу — возврат прежнего пенсионного возраста, увеличение пенсий, повышение минимального размера оплаты труда и поддержку молодых семей. Также коммунисты ратуют за традиционные коммунистические ценности — 8-часовой рабочий день, возвращение в госсобственность стратегических отраслей экономики, введение запрета на приватизацию государственных предприятий и национализацию иностранных активов. Очевидно, что упор в предвыборной кампании сделан на пожилого избирателя, который хранит память о светлом времени правления КПРФ.

Кроме того, изготовлены информационно-рекламные «кубы», которые планируется поставить в Казани, Нижнекамске, Челнах, Бугульме, рассказал кандидат от партии Фадбир Сафин корреспонденту «БИЗНЕС Online».

Также в КПРФ признались, что больших ресурсов для предвыборной кампании у партии нет, поэтому там отказались от платных выступлений на телевидении и радио и пользуются только отведенным бесплатным эфирным временем, участвуют в дебатах. «По вопросу финансирования — у нас скромные средства абсолютно. Если бы деньги у нас были, мы бы торчали в телевизоре, в газетах. Не поверите, если скажу, даже не считайте, очень скромные. Не как в других партиях», — прокомментировал Сафин.

Агитация избирательного фонда — «Новые люди»Фото: «БИЗНЕС Online»

«Новые люди» предлагают налоговую реформу и «сырнички»

Татарстанское отделение партии «Новые люди» в раздаточных материалах продвигает свою программу «10 шагов к новой лучшей жизни». Первый шаг называется «Сильные регионы — сильная Россия». «Сейчас 75 процентов налогов передаются в федеральный бюджет и только 25 процентов остаются в регионе, а должно быть наоборот», — сказано в этом пункте. В 7-м пункте «Поддержка многодетных семей» партия замечает, что «тысячи многодетных семей в Казани и Набережных Челнах годами стоят в очереди за бесплатным земельным участком», который положен по закону, но «земель нет». В качестве решения «Новые люди» предлагают разрешить в Татарстане альтернативу участку — денежную компенсацию, как это сделано более чем в 20 регионах России. Меры конкретные, но финансово затратные. 

Наконец, предлагается принять в республике «программу ускоренного ремонта старейших домов с участием бюджетных средств», ведь в Татарстане «немало домов, не попадающих под ветхое жилье, но доставляющих массу проблем». В своей газете «Новые люди» предлагают избирателям составить «фамильное дерево», для школьников заготовлено расписание занятий (правда, на нем в роли школьника с рюкзаком изображен некий зверек). 

Пожалуй, главным креативом партии в РТ стала небольшая книга рецептов. Так, лидер регионального отделения, депутат Госсовета республики VI созыва генеральный директор компании «Далини» Руслан Нигматулин предлагает приготовить рыбу на гриле из стейка семги, лосося или форели. А более доступное блюдо — «сырнички» — предлагает другой кандидат от партии, Роза Гайнутдинова. Еще в книге есть рецепты маринованной капусты, консервированных кабачков. И даже чеснок, квашенный с базиликом, партия предлагает «закрутить по-новому». «Проходит Год семьи, и приготовление еды по семейным рецептам — одна из семейных традиций, которая сплачивает. Лидеры списка партии умеют готовить, делают это с любовью для своих семей, а рецепты на ура разлетаются», — объяснили в партии «БИЗНЕС Online» смыслы агитационной кампании.

«Справедливая Россия» запустила в Казани «Газель» с богатырем

В крупных городах Татарстана можно встретить желтые баннеры «Справедливой России». Красными буквами на них пестрят лозунги «Сила в правде и справедливости», «Справедливая Россия. За правду и за тебя», «Вместе за правду и справедливость». По республике были установлены желто-красные «агитационные кубы», возле которых агитаторы в футболках и кепках партийных цветов раздают газеты и буклеты с биографией кандидатов. Также свои агитационные плакаты справедливороссы разместили в лифтах, автобусах, метро и на медиаэкранах в отделениях «Почты России», рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online» юрист избирательного штаба, уполномоченный представитель избирательного объединения Елена Сбитнева

Кроме того, по столице курсирует брендированная «газель» — мобильная приемная, куда граждане могут обратиться за помощью. На автомобиле изображен богатырь, достающий меч из ножен, а надписи заверяют: «В трудное время рядом с тобой!» Здесь же приведен примерный перечень тех проблем, с решением которых могут помочь: исправить ошибки в расчетах соцфонда при начислении пенсии, проверить, верно ли начислена плата за коммунальные услуги, оспорить отказы в пособиях и субсидиях, помочь с получением льгот участникам СВО и их семьям. Правда, до других городов и районов республики мобильная приемная пока не добралась. 

Партийная программа «Справедливой России» кажется очень знакомой и напоминает программу КПРФ. В агитационных роликах дикторский голос обещает каждому жителю России ежемесячную выплату от государства в размере 10 тыс. рублей, возврат пенсионного возраста, бесплатное социальное жилье и доступную медицину.

По данным на конец июля, которые опубликованы на сайте ЦИК РТ, в избирательные фонды партий поступило почти 75 млн рублей, из них потратили 27,7 миллионов По данным на конец июля, которые опубликованы на сайте ЦИК РТ, в избирательные фонды партий поступило почти 75 млн рублей, из них потратили 27,7 миллиона Фото: www.globallookpress.com

Альберт Хуснуллин и Муслима Латыпова «скинулись» на кампанию ЕР, а самый большой фонд у директора ГК «Профит»

По данным на конец июля, которые опубликованы на сайте ЦИК РТ, в избирательные фонды партий поступило почти 75 млн рублей, из них потратили 27,7 миллиона. Ожидаемо самый большой кусок у «Единой России» — в фонде партии почти 50 млн рублей. Причем интересно, из чего он сложился. По 2 млн рублей пожертвовали фонд народных проектов, фонд поддержки будущих поколений и фонды поддержки регионального сотрудничества и развития — башкортостанский, пермский, КФПР (вероятно, кировский), НФПР (вероятно, нижегородский), ПФ (пензенский) и УФПРП (удмуртский). Стоит отметить, что эти фонды уже не первый год вкладывают деньги в избирательные кампании партии власти, а в этом году они как минимум финансово поддержали кандидатов на выборах депутатов Заксобрания Севастополя и дополнительных выборах депутатов Госдумы от Хакасии.

Другую часть суммы пожертвовали компании, в большинстве своем связанные с кандидатами от ЕР. Например, 1,6 млн рублей перевело АО «Казанский жировой комбинат» — председатель совета директоров Дмитрий Самаренкин избирается в этом году в Госсовет. По миллиону вложили АО «СМП-Нефтегаз» Рияза Комарова (сын предпринимателя Фоата Комарова), ОАО «Алексеевскдорстрой» Фоата Валиева, ООО «Бахэтле-1» Муслимы Латыповой и «ТСИ-Риэлт» Альберта Хуснуллина, еще 700 тыс. рублей поступило от ГК «Профит» Марселя Мингалимова. От 50 тыс. до 500 тыс. рублей перевели ООО «ВолгоПромСтрой», ООО «Горхозслужба», ООО ТК «Союз-регион», торговый дом «Цеолиты Поволжья», ООО «Авангард» и ООО «Татэм».

Следующая партия по размеру избирательного фонда — «Новые люди». На их счету в конце июля было 10,7 млн рублей, из них 2 млн пожертвовали ООО «Макскам» и ООО «Нико». На предвыборную агитацию потрачено уже 10,6 миллиона. ЛДПР собрала почти 8,5 млн рублей (потратила 6,3 млн), СРЗП получила 4,3 миллиона (2,8 млн). Меньше всего у КПРФ — 1,1 млн рублей, коммунисты пока ничего не потратили.

Агитация партии «Справедливая Россия» Агитация партии «Справедливая Россия» Фото предоставлено пресс-службой партии «Справедливая Россия»

Что касается избирательных фондов самих кандидатов, то тут опубликованы данные по состоянию на 12 августа. Также стоит отметить, что в списке есть не все кандидаты. Например, нет того же Хуснуллина, гендиректора ОЭЗ «Алабуга» Тимура Шагивалеева или спикера Госсовета Мухаметшина.

Тем не менее, по этим последним данным, лидирует избирательный фонд гендиректора ГК «Профит» Мингалимова, размер которого — 5 млн рублей. 2 млн пожертвовало ООО «Свит Хоум», по 1,5 млн рублей — ООО Специализированный застройщик «Инвестор» и ООО «Эстейт Менеджмент». На агитацию и другие работы уже потрачено 1,2 миллиона.

Далее идет Рияз Комаров. В его избирательном фонде 4,5 млн рублей, 2 млн из которых пожертвовала все та же компания «СМП-Нефтегаз». На предвыборную агитацию Комаров пока израсходовал чуть больше полумиллиона рублей. Тройку лидеров закрывает кандидат от «Новых людей» Роза Гайнутдинова, в «копилке» которой 3,2 млн рублей, потратила она почти 2,5 миллиона.

У председателя совета директоров ГК «Ядран» Ирека Салихова в фонде 2,5 миллиона (израсходовано 828 тыс. рублей). Далее идет гендиректор АО «ТГК-16» Эдуард Галеев с 1,8 млн — всю эту сумму пожертвовала компания «ТАИФ-НК», а потратил он 370 тысяч. Гендиректор УК «ПЖКХ» Евгений Чекашов имеет в фонде 1,6 млн рублей (израсходовал 1,3 млн).

По 1,2 млн рублей в фондах:

  • гендиректора АО «ТАНЕКО» Илшата Салахова (от ООО «УК Татнефть-ТрансСервис»);
  • начальника НГДУ «Азнакаевскнефть» Алмаза Фаритова (от ООО «Таграс-РС»);
  • начальника управления в нефтегазоперерабатывающем управлении «Елховнефть» ПАО «Татнефть» Вадима Гилязова (от ООО «УК Система-Сервис»);
  • начальника НГДУ «Альметьевнефть» Ильфата Нурсаетова (от ООО «Татнефтедор»);
  • заместителя руководителя центра сопровождения социальных программ «Татнефти» по Лениногорском району Ирека Ханипова (от УК ООО «ТМС Групп»).

Следом идут фонды директора казанского МУП «Водоканал» Рустама Абдулхакова (1,1 млн рублей), гендиректора ООО «Газпром трансгаз Казань» Рустема Усманова и директора производственного объединения «Зарница» Артура Абдульзянова (по 1 млн рублей).