При поступлении на военную службу по контракту в Татарстане любой новобранец (в том числе и из других регионов) может рассчитывать на получение единовременной выплаты в размере 900 тыс. рублей При поступлении на военную службу по контракту в Татарстане любой новобранец (в том числе и из других регионов) может рассчитывать на получение единовременной выплаты в размере 900 тыс. рублей Фото: Сергей Елагин

1. Деньги: заработать можно до 1,5 млн и без всяких звездочек в договоре

Единовременные выплаты при заключении контракта в Татарстане, по всей видимости, достигли своего пика. Если раньше в республике бонус новобранцам составлял сначала 305 тыс. рублей, потом 505 тыс. рублей, то буквально с этого понедельника раис РТ Рустам Минниханов повысил его размер еще на 500 тыс. до беспрецедентной суммы в размере чуть больше 1 млн рублей. И это только то, что Татарстан через республиканский ДОСААФ из внебюджетных источников выплачивает «от себя».

Помимо этой чисто республиканской доплаты, действуют в РТ и муниципальные выплаты, сформированные также из внебюджетных источников (от предприятий и организаций города или района). Размер этой доплаты разнится в зависимости от уровня благосостояния муниципалитета. Одна из самых крупных единовременных выплат при заключении контракта — в Казани: здесь новобранцам к татарстанскому миллиону добавляют еще 200 тыс. рублей от муниципалитета. Т. е. уже набирается 1 млн 205 тыс. рублей. К этой сумме прибавляется неизменная выплата от минобороны РФ — 195 тыс. рублей.

Итого получается, что при поступлении на военную службу по контракту в РТ любой новобранец (в том числе и из других регионов) получает единовременную выплату в размере 1,4 млн рублей. Плюс ряд республиканских предприятий по отдельной квоте трудоустраивают контрактников к себе и выплачивают им дополнительно до 100 тыс. рублей подъемных. Таким образом, получается, что уходящие на СВО через Татарстан разово могут набрать выплат до 1,5 млн рублей. Прямо сейчас это самая большая единовременная выплата в стране.

Инфографика: «БИЗНЕС Online»

Есть еще и другая выплата, о которой почему-то никто не вспоминает и не говорит. Еще с 2022 года, когда формировались именные батальоны «Алга» и «Тимер», заключающим контракт выплачивают 360 тыс. рублей в качестве подъемных. В первом наборе эти выплаты действительно имели место, но при последующих наборах об этом как-то подзабыли. О мере поддержки напомнил в мае Минниханов, он подписал указ о выплате 360 тыс. рублей, дополнив список получателей новобранцами именного батальона «Батыр». Правда, при записи в именные батальоны сверх обещанного эти 360 тыс. рублей доплачивать не будут — они уже заложены в выплату от Татарстана в 1,05 млн рублей. Разница — только в источниках финансирования: для обычных контрактников эта часть станет покрываться из внебюджетных источников, для именных батальонов — из бюджета.

«Подъемные – это лишь один бонус из нескольких»: что дает Татарстан за заключение контракта на СВО

Откуда такая математика? От новобранцев, с которыми пообщались наши корреспонденты. Они рассказывают о том, как еще до их отъезда в зону СВО после заключения контракта им на банковскую карту переводится до 1,5 млн рублей несколькими траншами. Т. е. каждая доплата (будь то республиканская, муниципальная или минобороновская) окрашена. Если произошел какой-то технический сбой в начислениях, то сразу можно установить его причины. «Деньги приходят в течение месяца-полутора», — рассказывает нам рекрутер центра «Батыр» Тимур Сафин.

Есть и еще один неочевидный момент: подъемные в Татарстане — «живые деньги», которые выдаются на руки в течение первых недель после заключения контракта. При этом есть российские регионы, где новоиспеченным контрактникам тоже обещают разово выплатить от 1,5 млн рублей и выше. Так сказано в красочных плакатах и буклетах, но это, что называется, условия со звездочкой. Часть денег поступает не единовременно, а в течение года. Часть выплачивается после службы в течение нескольких месяцев, часть обещают выплатить и вовсе по окончании контракта. Читай — после СВО, сроки которой никто не знает. Т. е. реальная единовременная выплата в других регионах по факту бывает меньше заявленного.

2. Выдают дорогое снаряжение и поддерживают через развитую гуманитарную сеть

От республики каждому новобранцу выдается дополнительное снаряжение. В его состав входят: тактические перчатки, комплект наколенников и налокотников, полностью снаряженная современная тактическая аптечка, два эвакуационных карабина с 10 м веревки, комплект летней военной формы ВКПО 2.0, летняя балаклава, три камуфлированные футболки, несколько комплектов нижнего белья, носков, ремень, дождевик, зимний спальный мешок, туристический коврик, утепленные резиновые сапоги из ЭВА (сверхпрочный и легкий вид резины). Все это снаряжение укладывается в специальный баул с гермомешком, которые выдаются всем новобранцам в республиканском центре «Патриот».

Да, весь необходимый комплект снаряжения выдается и минобороны РФ в воинских частях по прибытии новобранцев к месту их дислокации, но, как известно, любые вещи в условиях окопной жизни имеют свойство быстро изнашиваться, поэтому дополнительные точно не будут лишними.


Помимо этого, Татарстан приобрел еще и несколько тысяч специальных отдельных элементов чисто военного снаряжения. Что в него входит? Бронежилеты 5-го класса защиты и шлемы отечественного производства, комплекты новых наколенников и налокотников, элементы защиты паха, шеи, плеч, разгрузочные системы, подсумки для магазинов, гранат, раций, дополнительная медсумка и комплект новой камуфлированной формы «Горка 2». Легкие летние вещи дублируются теплыми зимними комплектами.

По правде говоря, эти вещи никто пока из наших собеседников не видел вживую. По нашим данным, их еще только планируют выдавать новобранцам через ДОСААФ РТ. Не сразу после заключения контракта, а после ухода их «за ленточку», в качестве гуманитарной поддержки от республики. По аналогичной схеме военным снаряжением снабжаются бойцы татарстанских именных батальонов «Алга» и «Тимер».

Тут стоит добавить, что РТ отличается от ряда других регионов своей разветвленной сетью гуманитарных движений. О многих из этих волонтерских организаций «БИЗНЕС Online» неоднократно рассказывал, многие из них на слуху как внутри республики, так и на фронтах СВО.

Татарстан впереди планеты всей в поддержке наших парней. Начинаешь интересоваться волонтерскими движениями «там» — много татарстанцев. Помню, едем по Луганску, а нам навстречу постоянно выезжают машины с номером 16.
Александр Конюхов представитель гуманитарного движения «Все для наших»
Александр Конюхов представитель гуманитарного движения «Все для наших»

Сегодня фактически за каждым подразделением есть свои закрепленные гуманитарщики и волонтеры, которые не остаются равнодушны ни к одной заявке от бойцов: будь то снабжение специальными средствами (квадрокоптеры, тепловизоры, прицелы, машины и т. д.) или бытовыми вещами (продукты, стройматериалы, генераторы и т. д.) либо же поддержка военнослужащих вне зоны СВО. Местные гуманитарщики активно помогают и находящимся на лечении бойцам в госпиталях по всей стране, и вернувшимся домой ветеранам, и семьям участников СВО. Лозунг «Татарстан своих не бросает» для местных волонтеров уже давно стал куда больше, чем просто слова.

В центре «Батыр» проводят консультации: специальной подготовленный рекрутер с боевым опытом живым языком рассказывает об условиях службы, о гарантиях единовременных и регулярных выплат и льготах В центре «Батыр» проводят консультации: специально подготовленный рекрутер с боевым опытом живым языком рассказывает об условиях службы, о гарантиях единовременных и регулярных выплат и льготах Фото: Сергей Елагин

3. Есть специальный пункт «Батыр»: там оформляют документы в режиме одного окна — прямо как в МФЦ

Организационное ноу-хау Казани — специализированный центр оформления на военную службу по контракту «Батыр» на улице Воровского, 25. Сейчас все оформление организовали по принципу одного окна: без очередей и необходимости сбора справок из инстанций, раскиданных по всему городу.

В центре «Батыр» проводят консультации: специально подготовленный рекрутер с боевым опытом живым языком рассказывает об условиях службы, о гарантиях единовременных и регулярных выплат и льготах. Прямо на месте определяют воинскую специальность желающего заключить контракт, там же формируют его личное дело — от заявления и автобиографии до копий необходимых документов. При необходимости новобранцу помогут быстро восстановить нужные документы: военный билет, свидетельство о рождении, оформят справки о сверке данных, если нужно — подготовят обращения к судебным приставам о приостановлении исполнительных производств, снятии арестов со счетов (если такие, конечно, имеются) и многое другое.

На дежурной машине добровольца отвезут в «подшефную» поликлинику №16, где «за ручку» и без очередей проведут по врачам, помогут получить справки из диспансеров и сдать все необходимые для медкомиссии анализы. Даже ждать результатов уже не потребуется — они автоматически придут в «Батыр» и будут пришиты к личному делу новобранца. Если раньше походы по больницам за справками для контракта на военную службу занимали от нескольких дней до недель, то теперь это все делается за 1,5–2 часа, а все оформление укладывается в одни сутки, если, конечно, не тянуть и приходить прямо с утра.

После заключения с добровольцем контракта в центре «Батыр» также помогают ему собраться на военную службу. Например, консультируют о том, что нужно с собой взять, а что в зоне СВО не потребуется. Откуда это известно? Опять же от самих бойцов, прошедших через «Батыр», которые продолжают оставаться на связи с рекрутерами. Если возникают какие-то проблемы или трудности по месту службы — здесь реагируют.

Несение военной службы плечом к плечу с земляками — влияет на общую эффективность подразделения Несение военной службы плечом к плечу с земляками влияет на общую эффективность подразделения Фото: Алексей Белкин

4. Можно выбрать место службы, в том числе уйти в подшефные Татарстану части

Ушла в прошлое практика «хаотичного» распределения контрактников по воинским частям, разбросанным по всей стране. Каждому записывающемуся на СВО добровольцу в центре «Батыр» помогают подобрать желаемое место службы.

«В начале года отправил человека на СВО, у него до сих пор учебка. Получает по 200 тысяч в месяц»

Все начинается еще на стадии беседы с кандидатом. Учитываются его пожелания по выбору как воинской части, так и воинской специальности, на которую хотел бы быть зачислен будущий новобранец. Например, если человек всю жизнь мечтал попасть в военную разведку, то с ним сначала беседуют, объясняют все требования, плюсы и минусы службы в элитном подразделении. Если желание совпадает с физическими возможностями, ему подбирают соответствующее его запросам и потребностям самой воинской части нужное место службы или помогут оформить необходимые отношения (направления). Если у кандидата есть готовый документ — еще лучше.

Есть оба варианта. Либо так, либо мы подбираем часть по запросу от кандидата. К примеру, к нам приходит человек, который говорит, что хочет в разведку. Он подготовлен, имеет боевой опыт в ДРГ. Мы предлагаем ему ту или иную часть, и человек идет именно туда, куда считает нужным.
Тимур Сафин рекрутер центра «Батыр»
Тимур Сафин рекрутер центра «Батыр»

Помимо этого, у Татарстана есть подшефные именные подразделения — «Алга» и «Тимер», батальоны имени Дамира Исламова, Бориса Кузнецова, а также формирующийся «Батыр». Все они отдельно поддерживаются республикой: начиная с дополнительных выплат при заключении контракта и направления в данные подразделения, заканчивая отправкой гуманитарных грузов (бронежилеты, вещевое имущество, машины и т. д.). Несение военной службы плечом к плечу с земляками влияет на общую эффективность подразделения.

Да, действительно, к нам многие ребята из Татарстана так пришли, служат вместе. Все проходили через «Батыр». Они к нам обращаются — мы выписываем им отношения. Служить же с земляками всегда лучше, а я как командир могу сказать, что это еще и эффективнее в бою. Ребята горой стоят друг за друга.
Сава командир роты 10-го танкового полка имени Кузьмы Минина
Сава командир роты 10-го танкового полка им. Кузьмы Минина

Если у новобранца есть желание попасть в полки мобилизованных из числа татарстанцев, где уже служат, может быть, его родственники, друзья или знакомые, возможность устроиться туда также имеется. Все они периодически пополняются новыми контрактниками.

Новоприбывшие в воинские части проходят курс общей подготовки, а также конкретно по их воинской специальности Новоприбывшие в воинские части проходят курс общей подготовки, а также конкретно по их воинской специальности Фото: © Станислав Красильников, РИА «Новости»

5. До заключения контракта можно получить редкую военную специальность

Каждый подписавший контракт для службы в зоне СВО не отправляется сиюминутно же в самую горячую точку. По крайней мере, среди наших собеседников никто еще с подобной практикой не встречался. Новоприбывшие в воинские части проходят курс общей подготовки, а также конкретно по их воинской специальности.

Необстрелянных бойцов на «передок» не отправляют. Если человек ни разу в жизни не видел танк, ему все объясняют. Сколько времени на это уходит? В начале текущего года я отправил туда человека, у него до сих пор идет учебка, причем в зоне СВО, где он получает те же обещанные минобороны 200 тысяч рублей в месяц.
Тимур Сафин рекрутер центра «Батыр»
Тимур Сафин рекрутер центра «Батыр»

Некоторым воинским специальностям будущие контрактники могут обучиться и в Татарстане, причем еще до отправки в зону СВО. Во-первых, в республике работает ДОСААФ, который готовит военных водителей и механиков БТР. Во-вторых, в РТ есть сообщества из числа ветеранов и лиц с боевым опытом, которые на общественных началах проводят с желающими курсы по начальной военной подготовке. Там человека научат обращению с автоматом, тактической медицине, подтянут по «физухе» и бесплатно поделятся всеми премудростями выживания на современном поле боя. Среди наиболее известных объединений, занимающихся таким военным просвещением, — гражданский полигон «Дулкын-16» и «Рокот». Оба движения появились еще в период мобилизации, но по-прежнему существуют, хоть, надо признаться, и с угасающим потоком обучающихся. Приходится констатировать, что число увлеченных «военной тематикой» уменьшается прямо пропорционально количеству ушедших на фронт.

В-третьих, в республике работают специализированные школы по подготовке отдельным военным специальностям. Например, в Казани и Набережных Челнах есть курсы по обучению оператора БПЛА. Прямо с фронта в столицу Татарстана приезжают ребята, имеющие способности к управлению FPV-дронами. Здесь они проходят что-то вроде курсов повышения квалификации. При этом можно пройти обучение и с нуля. Записаться на курсы может каждый, опять же было бы желание.

По статистике из всех лечащихся после ранений в Казани, число татарстанцев составляет порядка 20-30%, что в 5 раз превышает примерное общее количество участников СВО из республики По статистике, из всех лечащихся после ранений в Казани число татарстанцев составляет порядка 20–30%, что в 5 раз превышает примерное общее количество участников СВО из республики Фото: Нияз Галиев

6. В случае ранения большие шансы пройти лечение в высококвалифицированном казанском госпитале

В Казани работает новый военный госпиталь, где проходят лечение и реабилитацию раненые бойцы. Всем им оказывают одни из самых квалифицированных медицинских услуг в стране. И это не столько реклама врачей, сколько сухая констатация факта. Периодически на сложные операции в военный госпиталь привлекаются в том числе местные врачи — например, из РКБ, где для военных выделено отдельное крыло. Здесь работают одни из лучших травматологов страны, хирурги, нейрохирурги, способные и осколок из сердца вытащить, и восстановить лицо после страшного ранения.

«Под микроскопом восстанавливают сухожилия и нервы!»: репортаж «БИЗНЕС Online» из военного госпиталя РКБ

Армейская бюрократия тяготеет к тому, чтобы раненые бойцы проходили лечение и реабилитацию по месту «прописки» их воинской части. Это одна из причин, по которой некоторые участники СВО оказываются в военных госпиталях на другом конце страны. По статистике, из всех лечащихся после ранений в Казани число татарстанцев составляет порядка 20–30%, что во много раз превышает долю участников СВО из республики. Т. е. шансы получить лучшую медицинскую помощь, уйдя на фронт через Татарстан, намного выше.

Вопросы «заботы о своих» всегда стояли и стоят в приоритете у республиканских, не говоря о муниципальных властях Вопросы «заботы о своих» всегда стояли и стоят в приоритете у республиканских властей, не говоря о муниципальных Фото: © Константин Михальчевский, РИА «Новости»

7. Поддержат семьи. Есть даже специальная льготная карта «Батыр»

На добровольцев, мобилизованных, контрактников от РТ, а также членов их семей распространяются широкие меры дополнительной социальной поддержки. Вопросы «заботы о своих» всегда стояли и стоят в приоритете у республиканских властей, не говоря о муниципальных. Яркий пример — Казань, где функционирует отдельный штаб по поддержке участников СВО, или Набережные Челны, где за семьями военнослужащих закреплены конкретные чиновники (что скорее хорошо, чем плохо).

Дети военнослужащих обеспечиваются бесплатным двухразовым горячим питанием в школах (а также студенты, но одноразовым питанием), для них бесплатен проезд в общественном транспорте, они могут свободно посещать все музеи, театры, зоопарк, кинотеатры во дворцах культуры, концерты в государственных концертных залах и филармонии. Также дети участников СВО могут бесплатно пользоваться бассейнами, манежами, тренажерными залами, кружками и подростковыми клубами. Члены семей также освобождаются от абонентской платы в детских садах. Все эти вопросы регулируются специальной муниципальной картой «Батыр».

Всегда поддерживали и будем поддерживать наших ребят. Мы никогда не сможем отплатить им в полной мере за все то, что они делают для нашей страны, но будем максимально помогать.
Рустам Минниханов раис Татарстана
Рустам Минниханов раис Татарстана

А еще в республике функционирует один из активнейших филиалов фонда «Защитники Отечества», который следит за соблюдением обязательств перед участниками СВО из Татарстана. И главное, делает это без бюрократии и утомительного сбора бумажек. Несколько бойцов, с которыми общаются журналисты нашего издания, отмечали: пока фонд работает в системе одного окна и довольно быстро решает бюрократические проблемы. Не исключено, что в будущем он будет наполнен и «рублем», собственным бюджетом, что, по идее, сулит новые меры поддержки.