«Когда Киев возьмем, тогда закончится беспредел с беспилотниками»

Атака дронов на объекты в Нижнекамске и Елабуге вызвала широкий резонанс.

«Киевский режим продолжает свою террористическую активность. Мы и наши военные прежде всего работаем, чтобы эту угрозу минимизировать, а впоследствии полностью исключить», — так сегодня днем прокомментировал налет на Татарстан пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. От уточнения деталей он воздержался, сославшись на то, что это компетенция минобороны РФ и спецслужб. Военные и силовые ведомства произошедшее пока не комментировали.

Зато активно отреагировали на инцидент депутаты Госдумы. К примеру, лидер КПРФ Геннадий Зюганов указал, что принимаемых мер для предотвращения подобных атак недостаточно. «На войне действуют свои законы, и если ты не упредил события, то обязательно будут неприятности. Нам надо вести войну настоящим образом», — отметил коммунист, комментируя события в Татарстане.

Атаки беспилотников ВСУ на мирные объекты России — это удары «исподтишка», которые закончатся, когда ВС РФ «возьмут Киев», сказал председатель комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов. «Мы имеем дело с очень подлым противником, который не воюет традиционными методами, а привык бить исподтишка, ведь атака по Елабуге — это удар не по какому-то военному или промышленному объекту, а по общежитию, где живут обычные люди», — отметил парламентарий. «Нацисты показывают свое лицо!» — написал в своем телеграм-канале депутат Госдумы от Татарстана Максим Топилин.

Еще один депутат, генерал Андрей Гурулев, задался вопросом, откуда беспилотники прилетели в Татарстан. По его мнению, далеко не факт, что место запуска — Украина. «Есть у нас республики Средней Азии, которые вполне возможны, особенно те районы, которые находятся в северо-западной стороне. Они практически безлюдны и не контролируются ни с воздуха, ни РЛС (радиолокационными системамиприм. ред.). Провезти туда можно все что угодно», — указал парламентарий.

Обсуждают атаку и военкоры. Специальный корреспондент ВГТРК Александр Сладков задается вопросом, как БПЛА, атаковавший «Алабугу», пролетел такое серьезное расстояние. «Я грешным делом давно размышлял, хорошо ли эта наша научно-производственная территория защищена с воздуха. Оказывается, прилетай и бей, небо чистое. Критиковать не буду никого, скажу так: система ПВО в большом напряжении работает, но это же неординарный и важный объект, как его рекламируют, он наверняка неординарных средств защиты требует», — отметил Сладков в своем телеграм-канале.

«Почему дроны не были сбиты? Тоже очень хороший вопрос. Систем противодействия низколетящим целям предостаточно. Те же украинские формирования эффективно используют мобильные стрелковые отряды и зенитные установки для сбития „Гераней“», — пишет телеграм-канал «Рыбарь».

Приходится констатировать, что у Киева появились тяжелые ударные дроны, способные беспрепятственно летать как минимум на 1,2 тыс. км, рассуждает военный корреспондент «Комсомольской правды» Александр Коц. «Все укладывается в террористическую линию поведения Киева. Что не отменяет вопросов по беспрепятственному пролету вражеского дрона на огромное расстояние в течение нескольких часов», — написал он в своем телеграм-канале. В другой публикации он заметил, что удар произошел в годовщину убийства военкора Владлена Татарского: «Конечно, они бы устроили эту атаку и без привязок к дате. Но сегодняшний день, уверен, был выбран неслучайно. Значит, Макс и после смерти не дает покоя хохлу. И это хорошо».

«БИЗНЕС Online» опросил ряд экспертов, которые попытались оценить версии, откуда запускались БПЛА и какие выводы напрашиваются из случившегося. Мнения разошлись.

«Дроны-камикадзе были запущены с территории Украины. По крайней мере, так мы можем судить до официальных выводов, которые сделают правоохранительные органы и спецслужбы»Фото: снимок экрана

«Я не верю, что это могло быть запущено с нашей территории»

Игорь Коротченко — журналист, военный эксперт, главред журнала «Национальная оборона», директор центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО):

— Дроны-камикадзе были запущены с территории Украины. По крайней мере, так мы можем судить до официальных выводов, которые сделают правоохранительные органы и спецслужбы. По внешнему виду тех летательных аппаратов, которые попали на видео при атаке, это напоминает легкомоторный двухместный самолет, доработанный под беспилотную версию, снаряженный модулем спутниковой навигации, системой управления, и, разумеется, с зарядом взрывчатки. Они вполне могли преодолеть маршрут, который был проложен с учетом западных разведданных по курсам и высотам. Таким образом, чтобы не быть обнаруженными средствами ПВО, осуществили эту террористическую атаку. Если бы они выполняли полет на соответствующих высотах, где летает легкомоторная авиация, конечно, они были бы обнаружены. Поэтому маршрут был проложен с учетом минимальной высоты полета и обхода зон ПВО.

Что делать для предотвращения в будущем таких атак? Наносить удары по центрам принятия решений в Киеве. Это правительственный квартал, где потерявший легитимность человек по фамилии Зеленский отдает террористические приказы об атаках и ударах по России, штаб-квартира службы безопасности Украины, главное управление разведки, министерство обороны Украины. Во всяком случае это было бы эффективно и наглядно, имело бы, может быть, какой-то реальный эффект. Второе — надо увеличивать выпуск систем ПВО различного типа по всей номенклатуре, при стопроцентном авансировании гособоронзаказа. Это означает, что не только «Панцири», но и комплексы «Тор-М2», «Бук М-3» — их производство должно быть увеличено кратно.

Франц Клинцевич — политик, руководитель российского союза ветеранов Афганистана:

— С учетом того, что имеются кадры с легкомоторным самолетом, что это 1,5 тысячи километров от Украины, в моем понимании для таких самолетов подобная дальность немыслима. В такой комплектации просто не долетит. Это одна сторона медали. С другой стороны — возможно, там сделали какие-то баки, добавили какое-то количество взрывчатки… Это могло быть. Но самое главное здесь то, что осуществить такой перелет с учетом обхода систем ПВО без космической группировки стран НАТО, без корректировки американцев и Великобритании было бы невозможно.

Прозвучала также версия, что это могло быть запущено с нашей территории. Я в нее не особо верю. Это достаточно сложные вещи, потому что надо очень много чего сделать.

Могло ли это быть со стороны Казахстана — [порядка 700 километров от Татарстана]? Теоретически все возможно. А почему они не могут там с кем-то договориться и тихонько что-то переоборудовать? Там всякое может быть. Все это требует разбирательства. Ответственные лица разберутся и в траектории пролета, и в точке запуска, и во всем остальном. Идет расследование, не будем мешать. А то сейчас мы просто гадаем на кофейной гуще. Самое главное, что это все долетело до Татарстана, что это далеко, что это вызовет общественно-политический резонанс, что сейчас будут крутить фейки на разных электронных носителях с формированием разной конспирологии. Информационное обеспечение — один из ключевых моментов таких акций. Это надо понимать и разъяснять людям.

Все это действия террористического характера. То, как сейчас это освещают CNN и BBC, показывает, что они являются соучастниками террористов, как и американское государство вместе с английским. Сегодня их действия направлены на одно — дестабилизацию ситуации, создание деструктивных процессов в нашем обществе. Видите, межнациональными вещами по «Крокусу» у них ничего не получилось. Они сейчас делают это все по-другому. С одной целью — показать, что власть не способна защитить людей, защитить объекты. Это все одноразовые вещи. На фоне массированных ударов, что осуществляет Россия, это все их агония. Сейчас начнет формироваться хорошая погода, будет немного другая интенсивность работы Вооруженных сил в рамках всех этих действий. НАТО пока не раскрылось. Но, судя по всему, оно скоро раскроется. Украина уже на заклании, в чем у меня сомнений нет. Несмотря на то что у них еще много сил и средств и людей пока хватает (сейчас еще проведут мобилизацию), ситуация для нас становится понятной во всех отношениях. Действия России в ближайшее время будут совсем другими. Мне кажется, они пока что этого не понимают. А то, что они вот это все осуществили, — такая же демонстрация, как и «Крокус». Причем это нельзя было осуществить без поддержки космической и воздушной разведки США и Великобритании, которые и обеспечили такой разовый пролет.

«Судя по видео, которое все распространили, там самолет большой. Похож на аэропракт А-22. Это полноценный легкомоторный двухместный самолет»Фото: снимок экрана

«Самый простой способ засекать такие атаки — на крыше наблюдателя поставить»

Позывной «Ахатыч» — сооснователь ООО «Дулкын-Аэро»:

— Принимаю и ту и другую версию. Судя по видео, которое все распространили, там самолет большой. Похож на аэропракт А-22. Это полноценный легкомоторный двухместный самолет. Откуда он мог взлететь у нас здесь, в России? Чтобы еще и незамеченным? По своим ТТХ этот аэропракт идет на 90 литров топлива, то есть может пролететь около 580 километров. Если он в беспилотном варианте, вычитаем 150 килограммов — это дополнительное топливо. То есть в принципе 1,5 тысячи километров он вполне может пролететь. Тот факт, что он пролетел мимо всех, — ну вот такая у нас система ПВО дырявая. Вполне возможно. Они же и на Москву летают, и на Ярославль недавно прилетали, причем там была своя схема полета — они облетают московскую и тульскую зоны ПВО по дуге, а потом заходят севернее на Ярославль.

Наши предприятия не защищены — факт. Никто не хотел в это вкладываться. Весь прошлый год у меня друзья из Ростова (они как раз занимаются системами антидроновой защиты, особенно на таких крупных и важных объектах) стучали во все двери — никому не было нужно. И только в конце года «Ростех» вроде как очнулся и вышел на них, «Лукойл» тоже заинтересовался разработкой. Сейчас начнется. Есть у нас специалисты, которые делают нормальные вещи. Не так, чтобы по «Панцирю» установить в каждом дворе, а чтобы значительно дешевле было. Тут два варианта. Допускается даже, что там сидел пилот-самоубийца, который управлял самолетом. В этом варианте его точно никакая РЭБ не возьмет, потому что у пилота есть глаза, он управляет руками. Если он летает на автомате по полетному заданию, по координатам, у нас GPS не глушится здесь, в глубине России, поэтому он абсолютно точно может прилететь туда, куда его послали. Что может сделать РЭБ? Во-первых, есть системы, которые посылают электромагнитные импульсы, выжигают электронику. То есть это такое физическое уничтожение.

Самый простой способ засекать такие атаки — на крыше наблюдателя поставить, чем сейчас военно-морской флот занимается, они же тоже глазами смотрят. Есть электронные «приблуды» — то, что ростовчане делают, надо их привлекать. Мощность наших предприятий, насколько я понимаю, позволяет нам все что угодно сделать.

Гражданским лицам нужно быть бдительнее, ничего больше не сделаешь. Сегодня мне тоже с утра начали звонить: «Как бы нам свой дом защитить, что поставить?» Но надо понимать, что беспилотники могут лететь по GPS. И как вы заглушите эти спутники? Такой самолет, как аэропракт, металлический радар может засечь, а если будут игрушечные самолеты летать типа нашего пенопластового, то радар его не увидит.

Об этом надо было думать много лет назад, но, как всегда, пока петух не клюнет… Год нас уже бомбят таким образом. Они сейчас просто переключились на конкретные объекты, бьют по нефтеперерабатывающим заводам. Полетают на НПЗ, начнут потом на другие заводы летать. Они понимают, что НПЗ — это чисто гражданские предприятия и никто там никаких защит не устанавливает. Я надеюсь, что у нас на авиационном заводе, на пороховом есть такие системы. Недели две назад была информация, что к нам летят три беспилотника, типа диспетчер их засек. Оказалось, что учения. А если бы не учения?

Фото: t.me/mchstatarstan

«Вспомните пандемию — все соблюдали меры предосторожности. А что сейчас? Такая же опасность…»

Сергей Толстых — руководитель группы охранных организаций «Застава»:

— Те беспилотники, которые прилетели на территорию Нижнекамского, Елабужского районов, имеют самолетный тип. Самолетного типа беспилотники, такие как Bayraktar или «Герань», направляются посредством спутникового наведения и имеют скорость полета от 70 до 100 километров в час, а при некоторых усовершенствованиях — и более. Они имеют низкую высоту полета, не обнаруживаются средствами радиолокационного обнаружения, подчеркиваю, радиолокационного обнаружения. Это большая проблема на сегодняшний момент для средств ПВО, потому что даже если вы ее на радаре обнаружили, то взять ее на мушку средством ПВО и своевременно принять меры к сбитию очень проблематично, у них высота полета может достигать 12–15 метров. Чем ниже самолет летит, чем ниже он опускается, тем труднее его обнаружить. У меня есть опыт общения с военными, я знаю, что с этой проблемой сейчас боремся на уровне федеральном, целый научный институт работает по усовершенствованию системы обнаружения и борьбы с БПЛА самолетного типа.

Второе, дальность полета этих БПЛА может достигать 1 тысячи километров. Для того чтобы запустить данный беспилотник, необязательна летная полоса, достаточно специальной установки запуска самолета, допустим, небольшой площадки для разгона. Возможно, и ДРГ работали. Для этого сейчас наверняка целая комиссия создана, национальный антитеррористический комитет работает, ФСБ и так далее. Проблема будет, я думаю, детальным образом изучена, и выяснят, откуда и как запустили.

Единого решения борьбы сейчас с этими беспилотными летательными аппаратами нет. Как сотрудник охранного предприятия могу вам сказать, что если ЧОП стоят на объекте и видят, как летит этот беспилотник, то у них какое есть вооружение? Никакого, от слова «совсем», даже если использовать гладкоствольное отечественное вооружение, которое разрешено использовать в ЧОПах, то максимальная техническая заявленная дальность их убойной силы — 300 метров, а по факту, если брать откровенно и честно, то 50–70 метров. Притом что по закону частным охранным организациям только пулевые патроны разрешают использовать. Представьте, пуля «ушатает» с 20 метров, беспилотник летит со скоростью 70 километров в час — вы думаете, она попадет по нему? Нет. Проблема состоит в том, что если брать, допустим, Нижнекамский район, связанный у нас с нефтехимией, Елабужский район с ОЭЗ, то вопрос в том, что рядом находится аэропорт Бегишево. Систему радиоэлектронной борьбы там сейчас не установишь, это будут очень большие помехи для самолетов, гражданской авиации. Купольного типа на предприятие тоже не поставишь — они также будут создавать помехи. Зенитки — это из области фантастики, потому что сейчас нет законной, нормативной базы для установки зенитных противовоздушных комплексов на предприятия нефтехимического комплекса, хотя в правительстве об этом и говорят, но решения ведь нет никакого, никто их не установил. Опять-таки если установишь, то нужно закрывать небо, чистое небо создавать…

Здесь вопросов очень много, и решение, наверное, надо находить из того, что нужно менять сознание. Сегодня сообщают о пострадавших в Елабуге, и чудом не пострадали люди на «Нижнекамскнефтехиме». Это в любом случае трагедия, им скорейшего выздоровления. Я не хотел бы быть каким-то каркушей, скажем так, но ведь никто не застрахован от дальнейшего налета.

Гражданам нужно проявлять бдительность, надо все-таки понять, что у нас идет специальная военная операция, что наши войска наносят удары по энергоструктуре и скоплению живой силы и техники противника. Соответственно, они будут нам наносить удары ответные. Идет СВО, гибнут люди, наши сограждане гибнут в Белгороде, в Курске, Орле уже раненые есть. Надо проснуться и быть бдительными, а то мы все еще фейерверки запускаем, стреляем. Понимаю, что жизнь идет, но нужна просто бдительность, ситуация должна в корне измениться у населения. Я об этом говорил, говорю и буду говорить. Если идет специальная военная операция, то нам надо всем консолидироваться, стать одним монолитным обществом и выявлять этот дрон. Если он был запущен с территории РФ, значит, кто-то его запустил, не только ДРГ, сотрудники СБУ и так далее, а есть еще люди, которые явно им симпатизировали.

Как людям реагировать на БПЛА? Нужно знать, куда бежать. Для этого бомбоубежища должны быть приведены в порядок. На крупных предприятиях они сейчас восстанавливаются и приводятся в соответствие. Система оповещения. Благо после первого удара, который произошел в Елабуге, видно, что люди выбежали, находились на улице, то есть уже какая-то система оповещения была отработана. Нужно, наверное, работать с людьми, проводить занятия, эвакуационные мероприятия, чтобы отрабатывать эти действия. Есть такая поговорка, она всегда используется среди военных: «Тяжело в учении — легко в бою». Значит, нам нужно учиться, учиться на ошибках.