Будущий облик первых трех станций второй линии казанского метро показали в «Татинвестгражданпроекте» (ТИГП) Будущий облик первых трех станций второй линии казанского метро показали в «Татинвестгражданпроекте» (ТИГП)

Готовы интерьеры первых трех станций второй линии

Будущий облик первых трех станций второй линии казанского метро показали в «Татинвестгражданпроекте» (ТИГП). Проходку второй линии «Казметрострой» начал в апреле 2020 года. Первая очередь включает в себя четыре станции с перегонными тоннелями протяженностью 5,8 км — для сбора идей интерьеров решено провести конкурс.

Напомним, конкурсов было два. Первый провели по старым рабочим названиям станций, второй — по новым. К работе над новыми названиями привлекались краеведы, архитекторы, культурологи и другие специалисты. Варианты выносились на открытое голосование среди жителей города. В феврале 2022 года общественности стали известны результаты:

  • станцию «Улица Юлиуса Фучика» в итоге назовут «100-летие ТАССР»;
  • рабочее название станции «10-й микрорайон» поменяли на «Академическую»;
  • первоначальная станция «100-летие ТАССР» стала называться «Зилант»;
  • станция «Улица Академика Сахарова» — «Тулпар».

Результаты работ конкурсантов оценивало жюри, в которое вошли мэр Казани Ильсур Метшин, главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина, гендиректор ТИГП Адель Хуснутдинов, почетный архитектор РФ Елена Валеева, гендиректор «Метроэлектротранса» Айдар Абдулхаков и др.

Вторая ветка Казанского метрополитена должна состоять из 12 станций протяженностью около 20 км, ее конечная станция предполагается на улице Восстания. Четыре станции первой очереди второй линии казанского метро должны открыться в 2027 году.

Первая линия метро, протяженностью 19 км, имеет 11 станций и связывает Авиастроительный район с Приволжским на юге Казани. Она была полностью открыта в 2018 году.

Пересадочными станут станции «Дубравная» и «Яшьлек».

Итоговые проекты трех станций выполняют специалисты ТИГП, «100-летие ТАССР» поручено Институту развития города.

Несмотря на то что творческих ограничений у конкурсантов не было, важно учитывать не только мечты авторов, но и нормативы, отметила в разговоре с «БИЗНЕС Online» главный архитектор ТИГП Валеева. Доработать предложенные идеи и создать что-то новое — таковы теперь одни из главных задач, стоящих перед ее командой. «Мы объединили визуальные особенности каждой концепции и адаптировали образы с учетом технических возможностей и нормативов метрополитена», — пояснила она.

Как в итоге будут выглядеть первые три станции?

В оформлении интерьеров станции «Академическая» отдали предпочтение тематике ядерного реактора В оформлении интерьеров станции «Академическая» отдали предпочтение тематике ядерного реактора

Для оформления «Академической» выбрали тему ядерного реактора

Начнем со станции «Академическая», которая к 2027 году появится на пересечении улиц Фучика и Завойского. В оформлении интерьеров станции отдали предпочтение тематике ядерного реактора.

Авторы ТИГП стилистически объединили потолок, стены, колонны, элементы декора и мебели Авторы ТИГП стилистически объединили потолок, стены, колонны, элементы декора и мебели

«Нам хотелось подчеркнуть, что станция находится на улице известного физика Евгения Завойского», — рассказывает автор проекта, архитектор ТИГП Никита Веденеев (выпускник КГАСУ, соавтор интерьеров перинатального центра на базе больницы №7).

Евгений Константинович Завойский (1907–1976) вошел в историю науки благодаря открытию электронного парамагнитного резонанса (ЭПР) и ряду работ по ядерной физике, управляемому термоядерному синтезу и физической электронике.

Кроме того, ученый в 1947–1951 годах принимал участие в работах по созданию атомной бомбы.

Известно, что Завойский большинство своих исследований проводил в Казани, заведовал кафедрой экспериментальной физики Казанского государственного университета и кафедрой общей физики Казанского авиационного института.

Авторы ТИГП стилистически объединили потолок, стены, колонны, элементы декора и мебели. Архитектурная форма потолка как ключевой элемент интерьера была унифицирована и дополнена медными элементами — составной частью деталей реактора.

«ТВЭЛы являются одним из символов ядерного реактора — под ними находятся топливные элементы. Мы взяли их форму и пропорции, адаптировав под общую стилистику станции» «ТВЭЛы являются одним из символов ядерного реактора — под ними находятся топливные элементы. Мы взяли их форму и пропорции, адаптировав под общую стилистику станции»

«ТВЭЛы являются одним из символов ядерного реактора — под ними находятся топливные элементы. Мы взяли их форму и пропорции, адаптировав под общую стилистику станции. Также мы использовали цветовую палитру ТВЭЛов для металлических вставок, но только в более спокойном варианте», — дополняет Веденеев.

Кроме того, команда решила усилить образ и интегрировала на пол мозаичное панно в форме ТВЭЛов.

Идею использовать в оформлении интерьера станции «Тулпар» детские рисунки в соответствующей, восточной тематике сказки о Тулпаре — крылатом коне из тюркской мифологии предложила команда Валеевой Идею использовать в оформлении интерьера станции «Тулпар» детские рисунки в соответствующей, восточной тематике сказки о Тулпаре — крылатом коне из тюркской мифологии — предложила команда Валеевой

Сказки о Тулпаре в оформлении одноименной станции: метро возле «МЕГИ» украсят детскими рисунками

Идею использовать в оформлении интерьера станции «Тулпар» детские рисунки в соответствующей, восточной тематике сказки о Тулпаре — крылатом коне из тюркской мифологии — предложила команда Валеевой. Отобрали 50 рисунков, которые стали основой концепции интерьера.

Колонны также участвуют в создании общей атмосферы станции Колонны также участвуют в создании общей атмосферы станции

«Выбор, конечно, был достаточно непростым, все рисунки уникальные, дети рисовали от души, вкладывали весь свой талант», — комментирует автор дизайна интерьеров, архитектор ТИГП Роберт Хабиров (выпускник КГАСУ, соавтор дизайна интерьеров IT-парка).

Команда ТИГП дополнила интерьер станции динамическую подсветку Команда ТИГП дополнила интерьер станции динамической подсветкой

Колонны также участвуют в создании общей атмосферы станции. Команда ТИГП дополнила интерьер станции динамической подсветкой. В будни перфорированные панели на колоннах и стенах будут озаряться теплым белым светом. А в праздничные дни игра разноцветных огней добавит сказочного эффекта.

В оформлении станции «Зилант» объяснимо оттолкнулись от ее названия. Пространство решено оформить элементами, стилизующими станцию, так, чтобы складывалось ощущение присутствия мифического существа В оформлении станции «Зилант» объяснимо оттолкнулись от ее названия. Пространство решено оформить элементами, стилизующими станцию, так, чтобы складывалось ощущение присутствия мифического существа

Пещера Зиланта: «чешуя» на колоннах станции, имитация подземной реки и светящиеся «самоцветы»

В оформлении станции «Зилант» объяснимо оттолкнулись от ее названия. Пространство решено оформить элементами, стилизующими станцию, так, чтобы складывалось ощущение присутствия мифического существа. К примеру, нижнюю часть колонн планируют покрыть металлом, напоминающим чешую.

«Мы добавили по всей станции зеленую подсветку и интегрировали металлическую „чешую“ прямо в колонны — ее можно потрогать. А самые внимательные пассажиры смогут увидеть даже „след“ хвоста Зиланта на платформе» «Мы добавили по всей станции зеленую подсветку и интегрировали металлическую «чешую» прямо в колонны — ее можно потрогать. А самые внимательные пассажиры смогут увидеть даже «след» хвоста Зиланта на платформе»

Еще одна изюминка проекта этой станции — металлические панели, имитирующие текстуру воды. Такое архитектурное решение работает на ощущение присутствия в той самой пещере дракона. В описании концепции, кроме того, упоминаются светящиеся «самоцветы», которые будут встречать посетителей станции на входе.

Воплощение своих идей так или иначе нашли победители обоих конкурсов.

Идеи победителей Максима Белова и Дениса Хохлова нашли свое отражение в концепции станции «Тулпар». Работы конкурсантов Алексея Матвеева и Ильи Готлиба  учтены в дизайне станции «Зилант». В концепцию станции «Академическая» легли идеи Александры Орловой и Алисы Силантьевой.

«Мы добавили по всей станции зеленую подсветку и интегрировали металлическую „чешую“ прямо в колонны — ее можно потрогать. А самые внимательные пассажиры смогут увидеть даже „след“ хвоста Зиланта на платформе» — рассказывает архитектор ТИГП, разработчик проекта Альфия Сайфутдинова (выпускница КГАСУ и соавтор дизайна интерьеров театра «Мастеровые»).

Оформление колонн, к слову, на этом не заканчивается. Так, на них появятся традиционные национальные узоры, а центральное место в оформлении станции займет герб Казани с изображением Зиланта.