В ИК-2 пришла следственно-оперативная группа. В кабинете Сайфутдинова прошел обыск, был изъят рабочий компьютер, параллельно выемки прошли в его казанской квартире В ИК-2 пришла следственно-оперативная группа. В кабинете Сайфутдинова прошел обыск, изъят рабочий компьютер, параллельно выемки проведены в его казанской квартире Фото: «БИЗНЕС Online»

В понедельник не вышел на работу

Неделя для начальника казанской исправительной колонии №2 Марата Сайфутдинова началась в наручниках — на работу он не вышел. Зато в ИК-2 пришла следственно-оперативная группа. В кабинете Сайфутдинова прошел обыск, изъят рабочий компьютер, параллельно выемки проведены в его казанской квартире.

По данным источников «БИЗНЕС Online», расследованием уголовного дела Сайфутдинова занимаются сотрудники следственного отдела СКР по Приволжскому району, который в прошлом году возглавил опытный Эдуард Закиров, до этого 8 лет руководивший арским межрайонным отделом СКР. Кроме того, в разработке также принимали участие сотрудники управления собственной безопасности УФСИН по РТ.

Как оказалось, еще на прошлой неделе работники приволжского следкома задержали бывшего сидельца ИК-2 Зияхидина Садыкова. В субботу его поместили под домашний арест. По словам собеседников нашего издания, Садыков дал показания, что во время отсидки неоднократно передавал деньги сотрудникам колонии за разные услуги.

Запротоколирован как минимум один эпизод. По версии СКР, осенью 2022-го Садыков через «Сбербанк Онлайн» перевел 21 тыс. рублей на карту младшего инспектора группы надзора отдела безопасности колонии за передачу ему сотового телефона. Важная деталь: дело по этому эпизоду возбудили почти год назад. Претензий к Сайфутдинову по нему пока не нашлось, но следователи начали «копать» других сидельцев и вышли на след полковника.

Показания на Сайфутдинова в итоге дал заключенный из Кирова, известный в криминальных кругах как Кекс. Его фамилию наши собеседники пока не раскрывают. По версии СКР, полковник обещал Кексу помощь в условно-досрочном освобождении. Данный вопрос — в юрисдикции суда, но решение во многом зависит и от характеристики, которую предоставит ФСИН.

Следователи считают, что полковник оценил свободу Кекса в 210 тыс. рублей. Деньги, по версии СКР, были переданы в кабинете начальника «двойки». Еще в 30 тыс. рублей следователи оценили продукты, которыми сверх денежной взятки заключенный одарил администрацию своей колонии. Получил ли Кекс УДО — пока неизвестно.

Этот эпизод следователи квалифицировали по ст. 290 УК РФ («Получение взятки»). Сайфутдинову грозит до 12 лет лишения свободы. Остальные эпизоды, по которым проверяют полковника, в настоящее время не раскрываются источниками. Претензии по ним мужчине пока не предъявляются. Сейчас он находится в изоляторе временного содержания, мера пресечения ему еще не избрана.

Пресс-службы СК по РТ и республиканского управления ФСИН задержание пока не комментируют.

Сайфутдинов — один из старожилов системы уголовно-исполнительной системы Татарстана Сайфутдинов — один из старожилов уголовно-исполнительной системы Татарстана Фото: vk.com/ufsin.tatarstan

Who is mr. Марат Сайфутдинов

Сайфутдинов — один из старожилов уголовно-исполнительной системы Татарстана. Он родился и вырос в Казани, а потом переехал в Красноярск, где в 1992 году окончил Красноярское высшее командное училище радиоэлектроники противовоздушной обороны.

После окончания обучения вернулся в родной Татарстан. Свою карьеру, согласно информации из открытых источников, начал с поста начальника отряда отдела по воспитательной работе с осужденными ИК-2 в Казани. В следующие несколько лет в рамках деятельности в колонии №2 он сменил несколько должностей: был начальником организационно-аналитического отдела, начальником отдела по воспитательной работе с осужденными, а также замначальника по безопасности и оперативной работе. Источники «БИЗНЕС Online» рассказывают, что в тот период Сайфутдинов работал под руководством небезызвестного Фархата Галлямова.

Чистки в УФСИН: в хозяйстве Дауфита Хамадишина повязали третьего замначальника колонии за полгода

С 2010 по 2013 год Сайфутдинов возглавлял казанскую колонию ИК-18, а с 2013-го по 2016-й трудился начальником единственного в Татарстане лечебного исправительного учреждения ФКУ ЛИУ-1 УФСИН РФ по РТ, где отбывали наказание осужденные с открытой формой туберкулеза. Уже в январе он стал врио начальника ИК-4, где, к слову, также надолго не задержался. В марте 2018-го занял кресло начальника казанской колонии ИК-2.

Согласно последней опубликованной декларации, за 2020 год Сайфутдинов заработал более 1 млн 250 тыс. рублей.

За свою долгую историю исправительная колония неоднократно омрачалась скандалами и ЧП В исправительной колонии за ее долгую историю существования неоднократно происходили скандалы и ЧП
Фото: 16.fsin.gov.ru

Чем известна ИК-2

ИК-2 — одна из старейших колоний в Татарстане. Она появилась на месте арестантской роты гражданского ведомства, основанной в 1837 году по распоряжению посетившего Казань императора Николая I. Сейчас учреждение функционирует как колония строгого режима для людей, повторно преступивших закон. Ее лимит — до 1,6 тыс. заключенных.

В исправительной колонии за ее долгую историю существования неоднократно происходили скандалы и ЧП. Одно из самых громких случилось в январе 2016 года, когда покончил жизнь самоубийством начальник ИК-2 Азфар Кадиров. Он был найден мертвым в своем рабочем кабинете.

Незадолго до инцидента по подозрению в превышении должностных полномочий был арестован заместитель Кадирова — Игорь Леонидов. По версии следствия, в период с 2013 по 2015 год он брал с заключенных деньги для ремонта тюрьмы. Также ему вменяли в вину получение взятки в виде телефона. К слову, на допросе в суде Леонидов указал на начальника Кадирова — якобы они вместе получили 1 млн рублей от осужденных. В 2017-м суд приговорил Леонидова к 4 годам реального срока.

В том же 2016-м в ИК-2 произошел пожар, из-за которого пришлось эвакуировать всех заключенных, а спустя год, в 2017-м, за несколько недель до проведения в Казани матчей футбольного Кубка конфедераций, в колонии поднялся бунт. По словам источников, на тюремные баррикады вышли порядка 400 осужденных.

В 2020 году под суд отправился замначальника ИК-2 Игорь Гинтер. По версии следствия, он организовал фиктивную поставку оборудования в колонию на 2 млн рублей. Приволжский суд Казани приговорил его к 4 годам условно.

А еще ИК известна своими сидельцами, например вором в законе Романом Сычевым (по прозвищу Сыч), когда-то задержанным с паспортом на чужое имя и почти 4 г наркотического вещества и приговоренным к реальному сроку. По оперативным данным, Сыч распространяет свое влияние на Татарстан. Сейчас он находится на свободе, по слухам, живет в Подмосковье.

24 часа, чтобы покинуть Татарстан: кто такой Рома Сыч и что его ждет на воле

Там же, в «двойке», отбывал срок Артур Якупов, более известный в криминальном мире по прозвищу Акула. Это правая рука лидера ОПС «Жилка» Хайдара Закирова, которому СМИ приписывали причастность к убийству Галины Старовойтовой. Из колонии Якупов так и не вышел, месяц не дожив до возможного условно-досрочного освобождения.

Здесь отбывал наказание и бывший президент ассоциации МСБ РТ Хайдар Халиуллин, осужденный за мошенничество с программой минэкономики Татарстана «Лизинг-грант».