Власти РТ построят дорогу, которая свяжет точки массовой жилой застройки Новой Туры, Осиново с трассой М7 и Казанью Власти РТ построят дорогу, которая свяжет точки массовой жилой застройки Новой Туры, Осиново с трассой М7 и Казанью Фото: «БИЗНЕС Online»

Город-спутник между Казанью и Зеленодольском получит новую дорогу

Запрет на выдачу новых разрешений для строительства жилья в Казанской агломерации власти РТ начали применять с пользой для территории в целом и для «Большого Зеленодольска» в частности. К точке роста между столицей РТ и Зеленодольским районом построят новую дорогу длиной 6,6 км за 5,4 млрд рублей, сообщили «БИЗНЕС Online» в ГКУ «Главтатдортранс». Начать строительство намерены до конца года и завершить в 2025-м.

«Да, Горьковское шоссе расширяют. Но при застройке „Большого Зеленодольска“ эффект от этой реконструкции будет быстро съеден», — выражал в сентябре беспокойство директор Института пространственного планирования РТ Олег Григорьев. Напомним, до конца года эта структура минстроя РТ во главе с Маратом Айзатуллиным планирует подготовить генплан Казанской агломерации.

Вето Минниханова на «вратах ада»: как «Большому Зеленодольску» не стать новыми Куюками

Поля между Казанью и Зеленодольском намереваются застраивать с 2005 года. Тогда главным идеологом выступал нынешний федеральный вице-премьер Марат Хуснуллин, под чьим патронажем в 2005-м разработали концепцию «Зеленый Дол».

Воплощать проект начало АО «Ипотечное агентство РТ» со строительства коттеджного поселка «Загородный клуб». Председателем совета директоров тогда еще наполовину государственной компании был Хуснуллин, а гендиректором — ближайший сподвижник Андрей Симаков. В 2007 году территория приглянулась компании «Унистрой», девелопер построил коттеджный поселок «Ореховка». В это же время строительная компания «ТСИ» («Татстройинвест»), которую связывают с окружением Хуснуллина, начала в селе Осиново возведение ЖК «Радужный», построив к 2011 году за счет минобороны первые три дома для военнослужащих, а затем взялась за коммерческие дома.

Тема неконтролируемой застройки бывших сельхозугодий в соседних с Казанью районах республики обострилась в 2019 году, на этапе обсуждения проекта генплана города до 2040-го. Тогда мэр столицы Татарстана Ильсур Метшин на примере застройки села Куюки Пестречинского района выразил опасения по поводу высоких темпов строительства жилья без социальной инфраструктуры вокруг Казани и невозможности решить транспортный вопрос.

«Жилье чуть ли не вполовину дешевле, чем в столице РТ, но там никогда не будет решен транспортный вопрос. И об этом нужно говорить жителям, — сказал Метшин, заявив, что из-за малой ширины дорог ГИБДД не согласует автобусные маршруты. — Об этих вещах надо заранее сообщать. Данные вопросы не будут решены, и жизнь людей превратится в ад. Я обращаюсь к жителям, которые идут за якобы дешевым квадратным метром: он встанет втридорога».

Так за хаотичной застройкой Казанской агломерации закрепилось емкое название «адово кольцо».

В 2010 году «Зеленый Дол» как-то подзабыли. Хуснуллин стал вице-мэром Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства. Но 10 лет спустя, когда главный идеолог стал вице-премьером РФ, пыль с папки сдули. Проект разморозили в конце 2020 года под новым брендом — «Большой Зеленодольск». Но содержание осталось тем же. В основу положили концепцию, подготовленную ГУП «Татинвестгражданпроект».

Теперь в «Большом Зеленодольске» до 2030 года планируют построить 5,7 млн кв. м жилья, что на 40% больше, чем по планам 2020-го. Доля многоквартирных домов — 60%, индивидуального жилищного строительства — 40%. Увеличился план по числу жителей — на 21% с 150 тыс. до 182,6 тыс. человек.

Только за 2021 и 2022 годы в Зеленодольском районе сдали 236 тыс. кв. м жилья. В планах на этот год еще 120 тыс. «квадратов». В итоге пробки на въезде в Казань и выезде из нее по Горьковскому шоссе лишь выросли. Возможно, этот момент отчасти подтолкнул не только к началу реконструкции вылетной магистрали в 2022-м, но и к другим переменам.

В «Большом Зеленодольске» до 2030 года планируют построить 5,7 млн кв. м жилья, что на 40% больше, чем по планам 2020-го В «Большом Зеленодольске» до 2030 года планируют построить 5,7 млн кв. м жилья, что на 40% больше, чем по планам 2020-го Фото: «БИЗНЕС Online»

Как пройдет новая дорога: от «Салават Купере» через Осиново, мост над трассой М7 и 7 разворотных петель

Путь начинается на перекрестке улицы Нурихана Фаттаха и проспекта Заречье в казанском микрорайоне «Салават Купере», затем продолжается на улице Садовой в селе Осиново и упирается в тупик. Этот отрезок реконструируют за 485,5 млн рублей.

Новая дорога стартует от тупика на улице Садовой, проходит над М7, огибает село Новая Тура и выходит к трассе Зеленодольск – Казань. К дороге примыкают еще два ответвления к точкам новой застройки: первое — со стороны Осиново, второе — со стороны Туры. В стройку данных участков вложат 4,9 млрд рублей. Итого — 5,4 млрд рублей.

Так получится магистральная улица общегородского значения со светофорами длиной 6,6 километра. Перечислим другие параметры трассы:

  • число полос — 4, ширина проезжей части — 14,5 м;
  • наземные разворотные петли — 7;
  • развязка с М7. Включает путепровод над дорогой, два наземных заезда и два съезда на автотрассу;
  • наземные пешеходные переходы со светофорами;
  • ширина тротуаров — 1,5−3 м;
  • велодорожка двусторонняя шириной 2 метра.

«Объект запроектирован с учетом всех существующих направлений, а также всех возможных перспектив развития», — сообщили «БИЗНЕС Online» в ГКУ «Главтатдортранс», которое выступает заказчиком дороги.

Профинансируют новую дорогу с использованием облигаций АО «Дом.РФ», которые республика оформит на 20 лет под 4,5% годовых Профинансируют новую дорогу с использованием облигаций АО «Дом.РФ», которые республика оформит на 20 лет под 4,5% годовых Фото: «БИЗНЕС Online»

Дорога петляет и при изрядной доле фантазии смахивает на форму автомобильного шноркеля — устройства для работы двигателя под водой. Конфигурация трассы выстроена с учетом ряда параметров. Например, направление в районе выезда на трассу Казань – Зеленодольск объясняют близостью к границе особо охраняемой природной территории федерального значения — Раифского участка Волжско-Камского заповедника. Трасса под углом 90 градусов пересечет магистральный газопровод, который в месте проходки планируют капитально отремонтировать. Переустроят и мешающую дороге высоковольтную линию электропередачи. Рядом проходит зона аварийной посадки вертодрома Казанского вертолетного завода, но автодорога не задевает ее границы.

«При проектировании выполняется запрос исходных данных на предмет каких-либо ограничений», — подчеркнули в «Главтатдортрансе».


Профинансируют новую дорогу с использованием облигаций АО «Дом.РФ», которые республика оформит на 20 лет под 4,5% годовых. Для получения денег регион 10 августа создал бюджетного оператора АО «ТатДорТрансИнвест» — это часть требований по выдаче облигационного займа. Генеральным директором АО стал Айрат Гайфутдинов, ранее занимавший аналогичную должность в государственном АО «Проекты Татарстана». Так республика попробует новое «блюдо» «инфраструктурного меню», которое с 2021 года курирует Хуснуллин.

В 2021 году Центробанк разрешил АО «Дом.РФ» выпустить ценные бумаги номиналом в 1 трлн рублей. До 2024-го АО разместит облигации на 150 млрд рублей. На Московской бирже госкомпания продает инвесторам ценные бумаги под рыночные 8−9% годовых, а проекты кредитует на срок до 30 лет по льготной ставке 4−4,5% годовых. Разницу компенсирует бюджет РФ — в 2022 году на эти цели потратили 1,9 млрд рублей.

Первые два выпуска облигаций на 20 млрд рублей провели в сентябре и декабре 2021-го. Среди покупателей — розничные, российские и международные институциональные инвесторы. Ценные бумаги не размещают под конкретный инфраструктурный проект, а выпускают исходя из потребности в финансировании, набора критической массы. Финансирование с использованием инфраструктурных облигаций одобряет правительственная комиссия по региональному развитию.

Облигационные займы не раздают направо-налево. Регионы доказывают в Москве не только необходимость строительства дорог и других инфраструктурных объектов, но и способность вернуть деньги.

За М7 рядом с Новой Турой планируют застроить 5 территорий. Это свыше 1 млн кв. м жилья для 36,8 тыс. человек За М7 рядом с Новой Турой планируют застроить пять территорий. Это свыше 1 млн кв. м жилья для 36,8 тыс. человек Фото: «БИЗНЕС Online»

Кто поживится на новой «точке роста» агломерации

Жилая застройка вдоль новой дороги сконцентрирована в двух точках: со стороны села Осиново и села Новая Тура, входящего в Осиновское сельское поселение. Если ехать по М7, то по правую и левую стороны от трассы.

Со стороны Осиново уже работают:

  • ТСИ — компания, которая, по словам участников рынка, близка семье Хуснуллина. В 18 домах ЖК «Радужный» сегодня живут свыше 15 тыс. человек. В 2019 году компания начала вторую очередь проекта из пяти 10-этажек.
  • Структура «Ак Барс Холдинга» строит ЖК «Зимний сад» на 80 тыс. кв. м жилья.
  • Компания «Новастрой», которую связывают с семьями предпринимателя Джаудата Миннахметова и главы татарстанского Росреестра Азата Зяббарова. Она возводит неподалеку от М7 ЖК «Достояние».

За М7 рядом с Новой Турой планируют застроить пять территорий. Это свыше 1 млн кв. м жилья для 36,8 тыс. человек. Для сравнения: сегодня в Новой Туре живут 637 человек — в 57 раз меньше, чем по плану заселения бывших сельхозугодий. В селе Осиново уже живут 18 тыс. человек. Глава Зеленодольского района Михаил Афанасьев еще в 2021 году не исключал, что Осиново может получить статус города, как и поселок городского типа Васильево.

Осваивать земельные массивы вокруг Новой Туры планируют так:

  • Многоквартирная застройка высотой от 10 до 16 этажей для 30 тыс. человек со стоянкой на 12,2 тыс. автомобилей.
  • Многоквартирная застройка высотой 5 этажей для 6,3 тыс. человек со стоянкой на 1,8 тыс. машин.
  • Индивидуальное жилищное строительство — 172 участка для 516 человек. Эта малоэтажная застройка ближе других к Новой Туре.

Актуальность градостроительного потенциала территории не подтвердили, но и не опровергли как в минстрое РТ, так и в Институте пространственного планирования РТ. Там же предложили дождаться мастер-плана Казанской агломерации.

«При разработке уточняются параметры ввода жилья и, соответственно, перспективная численность проживающих на указанной территории, а также параметры ее обеспеченности объектами социальной инфраструктуры», — заявили в профильном министерстве.

Вокруг Новой Туры планируется также индивидуальное жилищное строительство Вокруг Новой Туры планируется также индивидуальное жилищное строительство Фото: «БИЗНЕС Online»

Со стороны Новой Туры к застройке уже присматриваются ТСИ, «Ак Барс Дом», «Новастрой». Последний в 2023 году начнет строить вторую очередь ЖК «Тура-Нова» площадью 15 тыс. кв. м — компания успела получить добро до введенного моратория.

«Предусматриваем размещение социальных объектов, необходимых по расчету на количество проживающих, чтобы создать комфортную среду», — говорит о застройке жилых комплексов в Осиново и Новой Туре коммерческий директор ГК «Новастрой» Антонина Дарчинова.

Готовится и крупнейший землевладелец — группа компаний ASG миллиардера Алексея Семина. В Новой Туре компания еще в 2021 году предлагала инвесторам и застройщикам 160 га под жилье и 174 га в деловой и коммунально-складской зоне.

«Спрос высокий, есть лист ожидания по готовности земельных участков к освоению из местных и федеральных застройщиков. Этими локациями интересуются и крупные федеральные операторы складских комплексов», — рассказал изданию директор по развитию территорий ГК ASG invest Ринат Аисов, добавив, что компания провела дополнительное транспортное моделирование и уточнила градостроительный потенциал развиваемых территорий. Проекты планировок ASG готовит вместе с Институтом пространственного планирования РТ, параллельно меняют и генеральный план поселения.

Риски коллапса остаются — нужна реализация и других решений

До сегодняшнего дня застройка Осиново и Новой Туры «садилась» на дорогу Зеленодольск – Казань и Горьковское шоссе, реконструкцию которого планируют завершить в 2024 году. Очевидно, что при текущих темпах застройки окраин Казани, Осиново и Новой Туры без новой транспортной связи эффекта от миллиардных вложений хватило бы на три-пять лет.

Власти снимают напряженность, но для гармоничного развития дорожного каркаса «Большого Зеленодольска» также необходимо:

  • Продолжить дорогу Ш1 от проспекта Заречье в сторону улицы Тэцевской и далее до улицы Миля. Так получится сформировать северный дублер Горьковского шоссе, и эта связь заложена в генплан Казани.
  • Достроить дорогу – дублер Горьковского шоссе от Храма всех религий до трассы М7. Эта трасса длиной 9 км тоже заложена в генеральный план Казани. Проект готов, но не решен вопрос с финансированием.

«Такая дорога нужна, потому что разгрузит Горьковское шоссе», — подчеркивал на интернет-конференции «БИЗНЕС Online» министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Ханифов, говоря о новой дороге Ш1.

«Одна дорога — это всегда провал. Как бы эту связь ни расширяли, нужна сеть дорог», — отмечал ранее Григорьев.

Напряжение на дорогах намерены снижать и запуском новых производств. В дополнение к промышленной площадке «Зеленодольск» выше точек жилой застройки в Новой Туре возведут новый промпарк площадью 300 гектаров. Туда уже готовится «высадка» КАМАЗа, «Мегастроя» и индустриального девелопера PNK group, а «Нэфис Косметикс» может построить склад. К 2030 году там планируют создать 5 тыс. рабочих мест.

«Тура 2.0»: 25 миллиардов инвестиций, 5 тысяч рабочих мест, КАМАЗ и «Нэфис»

«Осиново и Новая Тура сейчас стремительно развиваются — и прежде всего за счет создания новых мест приложения труда, а развитие транспортной инфраструктуры даст району еще больший толчок для роста», — говорит Дарчинова.

Близость к реализуемым инвестпроектам отмечают и в исполкоме Зеленодольского района. «Это поможет жителям работать в близости от места проживания, что в целом снизит уровень маятниковой миграции», — говорится в ответе на запрос «БИЗНЕС Online».

В «Большом Зеленодольске» видят как развитие автотранспорта, так и запуск городской электрички между Казанью и Новой Турой с двумя остановками в казанском «Салават Купере» В «Большом Зеленодольске» видят как развитие автотранспорта, так и запуск городской электрички между Казанью и Новой Турой с двумя остановками в казанском «Салават Купере» Фото: «БИЗНЕС Online»

Сложнее с общественным транспортом. В «Большом Зеленодольске» видят как развитие автотранспорта, так и запуск городской электрички между Казанью и Новой Турой с двумя остановками в казанском «Салават Купере». Проект уже получил положительное заключение экспертизы, хотя столица РТ против такого варианта и настаивает на «трамвайном» плане до «Салават Купере», если речь идет об электрическом виде транспорта. Жива идея пустить туда и скоростные автобусы — метробусы.

Разработка проекта строительства жилья ведется параллельно с обеспечением территории инженерными сетями и социальной инфраструктурой, заявляют в Зеленодольском районе. «Это два неотделимых друг от друга пути развития нашего района», — подчеркивают районные власти. Что ж, поживем — увидим.