«Когда в 90-е годы учебники химии, физики, математики, алгебры, биологии „похудели“ на 75 процентов, это было началом трагедии»Фото: © Владимир Акимов, РИА «Новости»

«Это трагедия для нас»

На Востоке не принято выносить сор из избы. Несмотря на это, в Узбекистане решили не замалчивать проблему, а объявить о ней публично. Видимо, действуя в соответствии с известным правилом, что сначала надо признать наличие болезни, а уже потом заняться ее лечением.

Досадная и неприятная правда обнаружилась совсем недавно, после завершения приемной кампании в высшие учебные заведения страны. Оказалось, что почти половина абитуриентов не смогли добраться даже до минимального проходного порога. В 2023 году тестовые экзамены в вузы сдали 888,5 тыс. абитуриентов, из них 439,3 тыс. (49,4%) не смогли набрать проходные 56,7 балла. Иначе говоря, почти половина претендентов на высшее образование оказались двоечниками. Вот тебе и подарок на 32-ю годовщину Независимости!

Видимо, эта новость стала настолько неожиданной для руководства страны, что ввела его в состояние легкого ступора. Ради справедливости надо сказать, что результаты прошлого года были еще плачевнее (51,2% не набравших проходной балл), да и сам порог в баллах был ниже. Но почему-то никто не бил в набат. Может, тогда правдивая информация не дошла до верхов?

Некоторое время царило молчание, и вот на этой неделе с осуждающим манифестом выступил верховный муфтий страны Нуриддин Халикназаров. Он начал за здравие. «Недавно индийские ученые отправили на Луну космический аппарат, — сообщил духовный лидер общеизвестную новость, — Индийцы создают технику, которая поражает весь мир. Самым популярным местом для лечения сейчас также является Индия». И закончил за упокой: «Пока они соревнуются за эти знания, мы все еще спорим, как бриться и как одеваться. Нашему народу будет трудно обрести счастье, если мы не прекратим споры и не займемся знаниями».

«Объявлены баллы выпускников школы, сдававших вступительные экзамены. Более 40 процентов не ответили даже на два балла, это трагедия для нас. Вместо обсуждения длины бород нам следует побеспокоиться об этом вопросе», — сказал муфтий.

Председатель управления мусульман Узбекистана фактически взял на себя роль громоотвода. Реакция не заставила себя ждать — религиозного лидера тут же начали «полоскать» в социальных сетях, фактически возложив всю вину на самого муфтия.

«Когда в 90-е годы учебники химии, физики, математики, алгебры, биологии „похудели“ на 75 процентов, это было началом трагедии. Когда уничтожались библиотеки и их фонды сжигались и сдавались на макулатуру, а из страниц из классики мировой литературы и научных трудов делались кульки для семечек и арахиса, это было продолжением трагедии. Когда вместо школ и вузов на каждом углу вырастали мечети, это было развитием трагедии. Когда по пятницам с ковриками наперевес, наперегонки народ бежит не в читальные залы, а на жума-намаз, это было утверждением трагедии», — пишет некий Шухрат Р. «И только вдруг когда выяснилось, что подавляющее большинство молодежи выросло дундуками, этот „поп“ вдруг проснулся и изрек очевидную вещь. Садись. Два!!!» — безапелляционно заявляет автор комментария.

Конечно, оскорблять духовного лидера страны не к лицу, тем более что муфтий занял свой пост совсем недавно, в 2021 году. И за проблемы в системе школьного образования он не несет ответственности. Но мнений такого рода достаточно много.

«Процент слабых выпускников школ и слабых педагогов коррелируется друг с другом»

На главной странице официального сайта министерства дошкольного и школьного образования Республики Узбекистан крупными буквами «выбиты» слова президента страны Шавката Мирзиёева: «Школа является фундаментом образования и воспитания, а учителя составляют его краеугольный камень».

Данная ситуация стала трагедией не только для муфтия, но и для самого лидера Узбекистана. Скоро исполнится пять лет, как он запустил реформу школьного образования: разработаны абсолютно правильные, многоступенчатые шаги, которые должны были дать результат. Указом президента Узбекистана от 29 апреля 2019 года утверждена «Концепция развития системы народного образования до 2030 года». В ней определены конкретные механизмы достижения 48 целевых показателей.

К примеру, поставлена цель вхождения Узбекистана к 2030 году в ряд 30 ведущих стран по рейтингу программы оценки учащихся международного уровня PISA (международная программа по оценке образовательных достижений учащихся). Были даны поручения повысить зарплаты учителей, обеспечить их жильем, доступными автокредитами. Позже президент Узбекистана заявил, что зарплаты педагогов к 2025 году достигнут $1 тыс. в эквиваленте. Это заявление вызвало большой ажиотаж.

В итоге оказалось, что воз и ныне там. Или почти там. Это типичная проблема для посткаримовского Узбекистана: чиновники не готовы работать с полной отдачей, не желают выходить из зоны комфорта — спускают принятые сверху решения на тормозах. Сам Мирзиёев это прекрасно понимает. Как говорится, «других чиновников у меня для вас нет». Президент открыто говорит, что он делает ставку на молодежь, в первую очередь на вчерашних выпускников престижных высокорейтинговых вузов, людей нового мышления, которые вот-вот вступят на рынок труда.

С другой стороны, в тысячедолларовые зарплаты учителей (а также врачей) мало кто поверил в Узбекистане. Эти обещания были восприняты как часть предвыборной программы президента, такой резкий скачок люди считают нереальным. Чиновники самого высокого ранга открыто говорили, что при дефицитном бюджете реализовать это невозможно. Например, заместитель министра здравоохранения Абдулла Азизов отмечал, что сложно платить хорошие зарплаты, когда в бюджете нехватка средств, поскольку подоходный налог официально платят только 4,64 млн человек из 13 млн налогоплательщиков.

Позже выяснилось, что речь идет не обо всех педагогах, а только об учителях высшей категории, которые составляют менее 2,8% от общего числа. При этом, судя по многочисленным комментариям педработников, учителя высшей категории как получали свои 3 млн сумов (около  24 тыс. рублей) в месяц, так и продолжают получать.

На последнем августовском педсовете с участием президента страны были озвучены другие цифры. Оказывается, в Узбекистане число учителей, получающих зарплату от 6 млн до 10 млн сумов (от 48 до 80 тыс. рублей), достигло 23 тыс. — это 4,3% от общего числа учителей, выше 10 млн сумов — более 1 тыс. (0,18%).

Наряду с этим в прошлом году знания и навыки 86 тыс., или 37%, из 220 тыс. учителей были оценены как неудовлетворительные. Особенно тревожная ситуация среди учителей информатики, английского языка, физики, математики и химии — предметов, которые сейчас очень востребованы. Как видим, процент слабых выпускников школ и слабых педагогов коррелируется друг с другом.

Что решено сделать?

Проблема, о которой мало кто говорит, но она косвенно влияет на снижение качества образования, — это взрывной рост населения Узбекистана. Численность постоянного населения по состоянию на 1 января 2023 года составила 36 млн человек. 31,7% постоянного населения республики составили лица моложе трудоспособного возраста, 56,8% — трудоспособного возраста и 1,5% — старше трудоспособного возраста. Если при Исламе Каримове население страны ежегодно прирастало примерно по 500 тыс. человек, то теперь эта цифра приближается к миллиону. По прогнозам Института прогнозирования и макроэкономических исследований Узбекистана, с учетом высоких показателей рождаемости население страны к 2030 году превысит 41 млн человек.

Образовательная инфраструктура не поспевает за таким ростом численности населения. В скученных классах невозможно получить полноценное образование. В некотором приоритете находятся учащиеся специализированных и так называемых президентских школ, которые и завоевывают призовые места на международных олимпиадах. Это говорит о том, что при надлежащем подходе можно добиться хорошего результата.

Руководство Узбекистана, судя по всему, серьезно взялось за систему школьного образования. 28 августа президент провел совещание по приоритетным задачам повышения качества образования и увеличения количества ученических мест в школах, а также поддержки учителей. После случившегося абитуриентского конфуза, кажется, он решил сам разруливать эту проблему в ручном режиме.

За короткое время был разработан целый ряд пожарных мер. Предполагается, что в следующем году будет создано 250 тыс. ученических мест, что в 2 раза больше, чем в прошлом году.

Что еще решено сделать?

На строительство и реконструкцию школ решено выделить 3 трлн сумов ($250 млн). Это позволит создать еще 150 тыс. ученических мест. Школы будут строиться и реконструироваться. Кабинету министров и минобразования поручено привлечь еще $1 млрд от иностранных организаций и фондов для финансирования программ по реконструкции школ.

Количество предметов, преподаваемых в старших классах, сократят с 16 до 11. При этом учащимся 10–11-х классов будут углубленно преподаваться пары предметов «химия – биология», «математика – физика», «математика – иностранный язык», «родной язык и литература – иностранный язык» по их выбору.

Систему приема на работу учителей, повышения их квалификации и присвоения категорий полностью изменят. В частности, прием на работу учителей будет осуществляться на конкурсной основе. Кандидаты, принимаемые впервые, должны проработать учителем-стажером в течение года и получить профессиональный сертификат в конце этого срока. В дальнейшем подобную систему постепенно внедрят для всех учителей.

В текущем году из-за рубежа были приглашены преподавать в школах 500 носителей языка. В дальнейшем их количество вырастет. В связи с этим губернаторам поручено решить вопрос с жилищным обеспечением иностранных преподавателей.

Проблема повышения качества школьного образования существует во многих странах, включая высокоразвитые. Трудно сказать, дадут ли быстрый результат последние нововведения в Узбекистане. Хватит ли на это средств? В любом случае важно, что у руководства страны есть понимание важности этого вопроса.