374 тыс. человек — именно столько зрителей в России посмотрели в 2022 году фильм «Все везде и сразу», который получил сегодня ранним утром сразу 7 «Оскаров», причем взяв большинство самых престижных наград 374 тыс. человек — именно столько зрителей в России посмотрели в 2022 году фильм «Все везде и сразу», который получил сегодня ранним утром сразу 7 «Оскаров», причем взяв большинство самых престижных наград Фото: Chris Pizzello / AP / TASS

Как спасти мультивселенную

Удивительно, но главным триумфатором нынешнего «Оскара» стала американская картина, которую совершенно легально можно было увидеть в российских кинотеатрах. 374 тыс. человек — именно столько зрителей в России посмотрели в 2022 году фильм «Все везде и сразу», который получил сегодня ранним утром сразу 7 «Оскаров», причем взяв большинство самых престижных наград. Не только «Лучший фильм», но и, к примеру, три из четырех актерских номинаций. Несмотря на бойкот, который нашей стране объявили сразу после начала СВО на Украине американские киногиганты Disney, Sony Pictures и Warner Bros., прекратив прокат своих картин в РФ, «Все везде и сразу» благополучно вышел на отечественные экраны в апреле 2022-го. Согласно «Бюллетеню кинопрокатчика», кассовые сборы фильма в России составили 131 млн рублей, по этому показателю новоиспеченный «оскароносец» не попал даже в топ-30 по итогам прошлого года.

Прокатом фильма в мире занималась американская независимая развлекательная компания A24, кинопрокатчиком в России выступила «Вольга».

Лучший фильм — «Все везде и сразу».

Лучший анимационный фильм — «Пиноккио Гильермо дель Торо».

Лучший режиссер (ы) — Дэн Кван и Дэниэл Шайнерт («Все везде и сразу»).

Лучший актер — Брендан Фрейзер («Кит»).

Лучшая актриса — Мишель Йео («Все везде и сразу»).

Лучшая женская роль второго плана — Джейми Ли Кёртис («Все везде и сразу»).

Лучшая мужская роль второго плана — Ке Хюи Куан («Все везде и сразу»).

Лучший оригинальный сценарий — «Все везде и сразу» (Дэн Кван, Дэниэл Шайнерт).

Лучший адаптированный сценарий — «Говорят женщины» (Сара Полли).

Лучшая операторская работа — «На Западном фронте без перемен» (Джеймс Френд).

Лучшие визуальные эффекты — «Аватар: Путь воды».

Лучший звук — «Топ Ган: Мэверик».

Лучший оригинальный саундтрек — «На Западном фронте без перемен».

Лучшая песня — Naatu Naatu («RRR: Рядом ревет революция»).

Лучший монтаж — «Все везде и сразу».

Лучший грим и прически — «Кит».

Лучшие костюмы — «Черная пантера: Ваканда навеки».

Лучшая работа художника-постановщика — «На Западном фронте без перемен».

Лучший фильм на иностранном языке — «На Западном фронте без перемен» (Германия).

Лучший документальный фильм — «Навальный».

Лучший игровой короткометражный фильм — «Прощание по-ирландски».

Лучший анимационный короткометражный фильм — «Мальчик, крот, лис и лошадь».

Лучший документальный короткометражный фильм — «Заклинатели слонов».

Всего же в мировом прокате «Все везде и сразу» режиссеров Дэниела Шайнерта и Дэна Квана собрал больше $100 млн, значительно перекрыв бюджет ленты, который, по разным оценкам, составляет от $15–25 миллионов. Одновременно он стал и фаворитом критиков, которым пришлась по душе история о том, как мать американского семейства, иммигрантка китайского происхождения (Мишель Йео — еще одна из лауреаток сегодняшнего «Оскара»), пытается соединиться с версиями себя из параллельных миров, чтобы спасти мультивселенную. В картине причудливо смешаны различные жанры — от научной фантастики и фэнтези до комедии и семейной драмы. Интересно, что сами авторы признавались, что вдохновлялись такими разными проектами, как кинофраншиза «Матрица» и фильмы знаменитого режиссера из Гонконга Вонга Карвая.

Также должны быть рады итогам «Оскара» авторы фильма «На Западном фронте без перемен» по культовому для советской интеллигенции роману Эриха Марии Ремарка. Новую экранизацию истории немецкого юноши Пауля Боймера, попавшего в мясорубку Первой мировой войны, осуществил немецкий же режиссер Эдвард Бергер. «На Западном фронте без перемен» взял четыре «Оскара», включая «Лучший фильм на иностранном языке».

В мировом прокате «Все везде и сразу» режиссеров Дэниела Шайнерта и Дэна Квана собрал больше $100 млн, значительно перекрыв бюджет ленты, который, по разным оценкам, составляет от $15–25 миллионовФото: Jordan Strauss / AP / TASS

«Все уходит в Азию»

Эксперты «БИЗНЕС Online» оценивают итоги нынешнего «Оскара».

«„Все везде и сразу“ — коммерческое кино, профессионально сделанное, его успех подвластен моде на азиатских актеров и режиссуру, — констатирует кинокритик Давид Шнейдеров. — Очевидно, что Голливуд после фильма „Паразиты“ стал присматриваться к азиатскому кинематографу. К сожалению, этого не произошло, когда Чжан Имоу снимал фильм „Герой“. Сейчас неожиданно южно-азиатский менталитет оказался им ближе».

По словам собеседника «БИЗНЕС Online», на вопрос о том, не мельчает ли «Оскар», сможет ответить только время и судьба его нынешних фильмов-победителей.


«Нынешняя премия, к сожалению, стопроцентно была предсказуема, — продолжает Шнейдеров. — Не было ни одной сенсации. Как было понятно, что Мишель Йео получит „Оскар“ за лучшую женскую роль, так и получила. Так и с Бренданом Фрейзером за роль в фильме „Кит“ было предсказуемо. Ситуация с полнометражным документальным фильмом — было тоже понятно, что он получит награду. В „Оскар“ вносят политические веяния все время его существования».

Также его не удивляет, что продолжение знаменитого фильма Джеймса Кэмерона «Аватар: Путь воды» скромно ограничилось наградой за визуальные эффекты, поскольку в одну реку нельзя войти дважды.

«Мы же не показываем, а только смотрим»: как «Аватар-2» проник в центр Казани

А кинокритик «БИЗНЕС Online» Адиля Хайбуллина обращает внимание на множество номинаций фильма «Топ Ган: Мэверик» (он в итоге получил приз за лучший звук). «Как фильм „Топ Ган: Мэверик“ с Томом Крузом может попасть в номинанты? Это коммерческий мейнстримовый продукт», — задается вопросом она.

«Последние лет 10 я не эмоционирую и не включаюсь в то, что происходит  на „Оскаре“. Для меня эта премия теряет свою значимость как кинособытие, так и по качеству фильмов, которые там представлены, — продолжает Хайбуллина. — Мне бы хотелось, чтобы люди больше следили за тем, кто получил „Золотую пальмовую ветвь“ в Каннах или „Золотого медведя“ Берлинского кинофестиваля».

Нынешние итоги «Оскара» наша собеседница называет печальными. «Несмотря на то что фильм „Все везде и сразу“ — занятный и любопытный, он не выдающийся, — уверена наш автор. — В прошлом году номинацию „Лучший фильм“ получил „CODA: ребенок глухих родителей“. Вы потом что-то слышали об этом фильме? „Все везде и сразу“ получает огромное количество наград, на мой взгляд, незаслуженно. Например, роль Кейт Бланшетт в „Таре“ посильнее. Победитель этого года берет своими эффектами и интересным монтажом, но о мультивселенных много уже снято и будут продолжать, потому что это тренд». Также Хайбуллина считает, что «Оскар» перестает быть американской национальной премией: «Все уходит в Азию».

В целом отношение сегодня к «Оскару» показывает и комментарий критика Лидии Масловой. «Я ничего сказать не могу, потому что большинство фильмов не видела и не знаю. Правда, нечего сказать. К счастью, уже давно не интересуюсь „Оскаром“. Мне никуда писать об этом не надо, вот и не слежу за церемонией», — сказала она нашему корреспонденту.

Еще одним знаковым и ожидаемым решением на «Оскаре» стало награждение в номинации «Лучший документальный фильм» картины канадского режиссера Дэниэла Роера «Навальный», посвященной российскому оппозиционеру Алексею НавальномуФото: Chris Pizzello / AP / TASS

«Навальный» — это абсолютно одномерная пропаганда»

Еще одним знаковым и ожидаемым решением на «Оскаре» стало награждение в номинации «Лучший документальный фильм» картины канадского режиссера Дэниэла Роера «Навальный», посвященной российскому оппозиционеру Алексею Навальному, отбывающему срок в российской колонии по уголовной статье. На сцену вышли жена, дочь и сын героя фильма, первая даже произнесла трогательную речь в поддержку мужа, а также Мария Певчих, ныне главное лицо ФБК*, которая числится среди исполнительных продюсеров ленты.

«Венедиктов* одной левой ликвидировал ФБК***»: как «навальнисты» защищают олигархов

Одновременно оппозиционные медиа обратили внимание на то, что российские госСМИ часто в своих новостях либо вообще игнорировали церемонию вручения «Оскара», либо ни слова не говорили о победившем здесь документальном фильме.

Политолог Алексей Чеснаков включил награждение «Навального» в политическую повестку этой недели, в число событий, на которые «стоит обратить внимание». «Закрытие сезона. Вручение „Оскара“ фильму „Навальный“ и фиксация новых треков для работы оппозиционеров», — написал он в своем телеграм-канале.

«Это, конечно, пример деградации „Оскара“, — пишет канал „Логика Маркова“. — Ведь документальный фильм должен показывать правду жизни во всем ее противоречии. А фильм „Навальный“ — это абсолютно одномерная пропаганда. Антироссийская пропаганда. Фильм пытается не показать правду жизни, а скрыть правду». Автор канала, политолог Сергей Марков, обозначил четыре момента, отсутствующие в картине, описывающей перипетии жизни оппозиционера последних лет:

1. В фильме нет главного — тесной работы Навального со спецслужбами США и Британии.

2. Нет и коррупции Навального, который воровал деньги, когда был советником губернатора, который тоже сел за воровство.

3. Нет и соучастия Навального в коррупции, когда Навальный работал на миллиардера Браудера, который тоже украл миллионы.

4.  США сейчас вынуждены делать ставку именно на воров, потому что честные люди не хотят работать с теми, кто хочет разрушить Россию. И этого тоже в фильме нет.

Журналистка Екатерина Винокурова, до недавнего времени член совета по правам человека при президенте РФ, также считает, что в этой истории сплошная политика. «Ну а что касается „Оскара“ за фильм „Навальный“, это все, конечно, медиавойны, но не имеет по большому счету никакого значения», — написала она в своем телеграм-канале.

А вот мысли политолога Константина Калачева, услышавшего слова Юлии Навальной на «Оскаре». «„Империя зла“ вернулась. На чьей стороне симпатии западной аудитории — очевидно, — указал он в канале „Калачев-пост“. — „История циклична“, — скажут одни. „Дурная бесконечность“, — ответят другие».