Обычная общеобразовательная школа часто отбивает у ребенка желание учиться, объясняют эксперты рост интереса к школьной альтернативе Обычная общеобразовательная школа часто отбивает у ребенка желание учиться, объясняют эксперты рост интереса к школьной альтернативе Фото: Артур Лебедев/ТАСС

Причины «расшколивания»: ЕГЭ, буллинг, ковид, шутинг

Еще 20 лет назад вопрос о том, куда же отдать ребенка, перед родителями не стоял: отпрыска отправляли либо в школу по прописке, либо в госшколы «получше», если связи или возможности позволяли. По прошествии лет возможности родителей и детей получать образование существенно расширились: появились частные  и онлайн-школы, варианты уйти на заочное или на семейное обучение. Обычная общеобразовательная школа часто отбивает у ребенка желание учиться, объясняют эксперты рост интереса к школьной альтернативе.

Что же отталкивает от общеобразовательных школ сначала родителей, а потом детей? Ответы «отказников» сводятся к семи пунктам.

Отрицательный кадровый отбор. «Престиж профессии учителя все еще ниже плинтуса. В школы приходят те, кто не прошел отбор в какие-то более перспективные направления, которые сначала никуда не поступили и попали в пед, а потом никуда не смогли устроиться и остались в школе. Да, есть педагоги, которые приходят в школу по зову сердца, по призванию, но для большинства это ремесло. Именно поэтому ждать позитивных изменений в общеобразовательных школах не приходится», — поделился один из экспертов «БИЗНЕС Online» на правах анонимности.

Гигантские классы. 40 учеников в одном кабинете уже не дикость. Учитель в таком классе физически не может уделить внимание каждому ребенку. 

Натаскивание на ЕГЭ. Переполненные классы сказываются на качестве образования, и родители вынуждены прибегать к усилиям репетиторов для подготовки детей не только по ключевым предметам, таким как русский язык или математика. Подтягивать приходится и другие дисциплины, которые в угоду ЕГЭ остаются за бортом внимания школьных педагогов.  

Прицел на отчетность, а не развитие. «Директора в школах избираются на срок в пять лет. И основной задачей для продления с ними контракта становится укрепление позиции школы в рейтинге, то есть участие детей в олимпиадах, хорошие баллы по ЕГЭ. Если школа чуть-чуть двигается вверх по этим показателям, контакт с директором сохраняют. Получается, ЕГЭ и олимпиады — главное, на что обращается внимание, остальное второстепенно», — делится основатель семейной альтернативной школы путешествий «ТриНити» Лейсан Газизова.

Буллинг. Согласно федеральной статистике, озвученной детским омбудсменом Анной Кузнецовой осенью 2021 года, с травлей сталкиваются 55% детей в стране. Важность темы чуть позже отметил и президент России Владимир Путин: на встрече с советом по правам человека член СПЧ Кирилл Кабанов сообщил, что свыше 40% школьников подвергались какой-либо из форм издевательств. «Это очень чувствительная сфера, которая беспокоит все общество, — согласился Путин. — Буллинг, продвижение в наш социум западной культуры… Хотя к культуре это не имеет никакого отношения». В эту же «рубрику» можно занести и АУЕ*, и прочий школьный криминал — неслучайно чуть ли не с главным докладом на недавнем республиканском педсовете выступал глава МВД по РТ Артем Хохорин, который бил тревогу по поводу подростковой преступности и отчитывал директоров школ, заметающих проблему под ковер.

«Укрывательство поставлено на поток!»: за что Хохорин разнес директоров школ?

Шутинг. Родители еще долгие годы будут помнить стрельбу в гимназии №175, а перед глазами у них будут всплывать кадры, на которых дети выпрыгивают с третьего этажа в попытке спастись. Почти ежедневно в России появляются сообщения если не о стрельбе или поножовщине, то об угрозах взрыва школ. Ильназ Галявиев показал, что общеобразовательные школы совершенно не готовы к шутингу, и некоторые родители теперь считают, что обучать ребенка дома безопаснее.

Опыт «дистанта». Поворотным моментом для родителей стал «ковидный» 2020-й, когда дети засели дома на дистанционном обучении. Родители в тот год поняли, что традиционные школы оказались к такому переходу совершенно не готовы. «Учителя, казалось, просто забыли о нас: в удобном только им формате отправляли задания, файлы не всегда открывались. Это вообще мог быть какой-то видеоурок, скачанный просто из интернета, хотя что мешало учителю потрудиться самому, записать урок и разослать его ученикам? — оценила качество образования в беседе с нашим корреспондентом одна из матерей. — Задания могли быть отправлены на почту ученику или родителю, в группу WhatsApp (опять же, одну из множества) или их могли прикрепить в виде файла на Edu.tatar, учителя могли просто речевкой наговорить, что делать, или отправить детей решать примеры на платформах типа „Учи.ру“. Хотелось выть, потому что детям вообще было неинтересно сидеть дома и решать скучные примеры». Желая хоть как-то учить своего ребенка, некоторые родители, что называется, втянулись.

В 2019 году на коммерческой основе учились 2 тыс. детей, в 2022-м — уже 2,7 тысячи (доля детей, обучающихся в платных школах, увеличилась с 0,5 до 0,6% от общего числа учеников) В 2019 году на коммерческой основе учились 2 тыс. детей, в 2022-м — уже 2,7 тыс. (доля детей, обучающихся в платных школах, увеличилась с 0,5 до 0,6% от общего числа учеников) Фото: Александр Рюмин/ТАСС

За год из школ Татарстана «убежали» тысяча детей

Только в Казани примерно 1,5 десятка частных школ, и число желающих попасть в них растет: если в 2019 году на коммерческой основе учились 2 тыс. детей, то в 2022-м — уже 2,7 тыс. (доля детей, обучающихся в платных школах, увеличилась с 0,5 до 0,6% от общего числа учеников).

Растет и количество детей, которых родители забирают на семейное обучение (СО). Как пояснили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе министерства образования и науки региона, по данным на 5 октября прошлого года, в форме семейного образования и самообразования по РТ учился 2 061 человек, 806 из данного числа — в Казани. Меньше чем за год количество таких учеников выросло как минимум на треть: по состоянию на 31 мая текущего года в семейной форме обучается 3 071 школьник, в форме самообразования — 262 ребенка. В Казани общее количество детей, осваивающих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования в семейной форме, составляет 1 741 человек, в форме самообразования — 240 человек.

«В октябре 2021 года почти в 2 раза увеличилось количество детей, переходящих на семейную форму обучения по желанию родителей, 597 из которых — родители учеников начальных классов. Почти в 3 раза увеличилось количество детей, проживающих и обучающихся за границей, и в 4,5 раза возросло число детей-„семейников“, родители которых часто уезжают в длительные командировки, — рассказали в пресс-службе минобразования и науки РТ. — Нестабильная эпидемиологическая обстановка также влияет на выбор формы обучения родителей (законных представителей) для их несовершеннолетних детей. В школах республики почти в 2 раза увеличилось количество детей, кому нужен индивидуальный режим занятий, и в 1,4 раза возросло число детей, переходящих на семейную форму обучения по состоянию здоровья. Отмечается увеличение количества детей, занимающихся профессиональным спортом, а также детей и их родителей, предпочитающих не афишировать причины перехода на семейную форму обучения». В нашем материале мы намеренно не учитывали влияние частных школ на рынок гособразования. Но и в этом сегменте число желающих учиться не в средней школе растет. В 2019 году на коммерческой основе учились 2 тыс. детей, а в 2022-м — уже 2,7 тысячи.

С чего начинается «расшколивание»? С самой школы, которая предполагает несколько форм получения образования. Главный документ, определяющий, кто, как и каким образом может получить образование в России, — федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с ним, общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность как в очной, так и в очно-заочной и заочной формах. Также образование можно получить вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования или самообразования (ст. 17, 63 и 44 федерального закона). Рассмотрим варианты подробнее.

Очно-заочное обучение 

Для тех, кто провел в средней школе 10 или 11 лет, такая форма получения знаний покажется фантастичной. Она предполагает изучение предметов по желанию. По словам руководителя школы «СОлНЦе» Павла Шмакова, школа «скрывает от детей» такую форму обучения. «В школе есть такая форма обучения, как очно-заочная система. Это означает, что ребенок может не любить физику и не ходить на физику вообще, просто сдать зачет в конце четверти, полугодия или года. И это нормально! Ребенок может не ходить на половину предметов и сдавать по ним зачеты. И это легко, потому что минимальные требования по этим предметам всегда не очень высокие. Если ребенок любит, например, математику и не любит ОБЖ, пусть ходит на математику и самостоятельно изучит ОБЖ. Учебник несложный. Ребенок при этом остается при школе и ходит на то, что любит. Это мало где есть, хотя законом разрешено», — комментирует Шмаков.

Очно-заочную систему планируют внедрить в лицее «Унбер» (сейчас программа в разработке) Очно-заочную систему планируют внедрить в лицее «Унбер» (сейчас программа в разработке) Фото: kzn.ru

Учиться в школе в очно-заочном формате теоретически можно — законом такая возможность предусматривается. Однако, как говорят источники из сферы образования, на практике такой подход не пользуется популярностью ни у родителей, ни у самих педагогов. Первые опасаются, что их ребенок может проиграть в знаниях: одно дело, когда учитель прорабатывает с учеником каждую тему в классе, другое — когда это должен делать школьник, предоставленный самому себе. Школы тоже не рвутся, поскольку не готовы разрабатывать дополнительные программы для отдельных учеников, это нагрузка на учителей, а им и школьной программы хватает за глаза. Поэтому на всю Казань переходов на такую форму обучения единицы, да и то по особым случаям.

Увы, но статистики школ, в которых доступна очно-заочная форма обучения, нет. Насколько стало известно «БИЗНЕС Online», очно-заочную систему планируют внедрить в лицее «Унбер» (сейчас программа в разработке).

Для тех, кто пока не готов расстаться с общеобразовательной школой и ФГОСами, но хочет поменять распорядок дня ребенка, есть вариант «лайтового» «расшколивания» — заочная форма обучения, при которой ребенок числится за школой, обучается с ее педагогами, аттестуется, но делает это все дома Для тех, кто пока не готов расстаться с общеобразовательной школой и ФГОСами, но хочет поменять распорядок дня ребенка, есть вариант «лайтового» «расшколивания» — заочная форма обучения, при которой ребенок числится за школой, обучается с ее педагогами, аттестуется, но делает все дома Фото ИТАР-ТАСС/PHOTAS/DPA

Заочное обучение 

Для тех, кто пока не готов расстаться с общеобразовательной школой и ФГОСами, но хочет поменять распорядок дня ребенка, есть вариант «лайтового» «расшколивания» — заочная форма обучения, при которой ребенок числится за школой, обучается с ее педагогами, аттестуется, но делает все дома.

данная форма предусмотрена законом и доступна всем по желанию. Тем не менее возможность перевода на заочное обучение должна быть прописана в нормативных актах самой школы, так что сначала нужно уточнить, какие школы могут обеспечить такую форму обучения.

Так уже несколько лет учится 15-летняя дочка жительницы Казани. Свое имя женщина просила не публиковать. Она работает в сфере образования, в одном из казанских вузов, а потому привлекать внимание не хочет.

Я не могу назвать себя жестким сторонником «анскуллинга», семейного обучения или чего-то такого. Моя задача — сделать так, чтобы школа не вызывала отвращения, поскольку это потом сказывается на любом процессе обучения. И чтобы дети понимали, для чего они это делают. Они сильно отличаются от нас, когда мы были детьми: у нас очень хорошо работал аргумент «надо», а для современных детей просто «надо»не работает, у них должен быть мотив, понимание, почему ему это надо.
жительница Казани мама девочки — заочницы
Жительница Казани мама девочки-заочницы

«На семейном обучении вы не прикрепляетесь ни к какой школе, обучаетесь сами. Прикрепляетесь только на момент итоговой аттестации. На заочном обучении вы числитесь в школе, в течение года выполняете задания, формируете портфолио, пишете работы и в конце года проходите аттестационные испытания, — поясняет наша собеседница. — На заочное обучение дочка перешла в середине четвертого класса по состоянию здоровья. Мы решили, что для ребенка будет лучше, если заочно обучаться. Нас этот подход полностью устраивает на протяжении нескольких лет».

Как устроено обучение? Дочка нашей героини прикреплена к школе в Новосибирске. В школу девочка не ходит: в начале учебного года семья подписывает индивидуальный график с перечнем дисциплин, сроками, в которые должны быть выполнены промежуточные задания (выступающие в роли допуска к экзамену), и датой экзамена.

«Нам это больше нравится, потому что математика и русский язык закрываются по полугодиям и задания выполняются весь год. А, предположим, такие дисциплины, как история, география, обществознание, изучаются блочно, погружением. Ребенок погружается в 2–3 дисциплины, и с ноября мы начинаем их закрывать — сдавать по ним экзамены или проверочные работы. Как правило, график ставят так, чтобы предметы, такие как МХК, ИЗО, те, что проще, закрывали в начале года, потому что там проще выполнить задания и сдать аттестацию. А на предметы посерьезнее оставляют больше времени», — рассказывает женщина.

Помимо школьного списка литературы и учебников, девочка занимается с репетиторами по русскому, математике, иностранному языку — они были и при очном обучении, семья от них не отказалась. Распорядок дня у девочки плавающий, во многом зависит от занятий с репетиторами. Что касается обучения остальным предметам, то здесь дочь нашей героини самостоятельно распределяет свою нагрузку согласно графику аттестаций.

«Дочь знает, в какие месяцы какие дисциплины она должна закрыть. Поскольку у нас 9-й класс и школа в Новосибирске, то те, кто не в Новосибирске, закрывают учебный год в конце календарного года, чтобы определиться со школой, куда они прикрепятся для сдачи экзаменов. Этот год у нас насыщенный: в октябре мы сдаем географию, экономику, обществознание, историю, родной язык и литературу. В ноябре стоит информатика, английский, второй иностранный, исследовательский проект, биология и химия. В декабре тоже напряженно: физика, русский, литература, алгебра и геометрия. Сдаем успешно — закрываем учебный год в этом году. Поскольку на каждую дисциплину есть перечень работ, которые необходимо выполнить, ученик определяет, с какой дисциплины он начнет», — рассказала женщина. По ее наблюдению, степень самостоятельности дочери за время обучения сильно выросла

Сколько стоит обучение? Они бесплатное, как в обычной общеобразовательной школе. Более того, расходы собственно на школу сократились, ушли затраты «на шторы», уборку и др.

Как проходят аттестации промежуточные и итоговые? На заочной форме обучения контрольные, самостоятельные, годовые аттестации (в отличие от семейной формы обучения) обязательны. По словам нашей героини, дочке при изучении школьного предмета надо выполнить несколько лабораторных, самостоятельных работ. Учителя присылают ей их содержание, снабжают учебниками в электронном виде. Ученик читает, изучает материал, поэтапно выполняет работы, выгружает их в Google-кабинет, получает обратную связь от учителя. «Итоговая работа пишется под камеру. Приходят задания, дочка садится перед камерой, пишет работу за ограниченный период времени. Потом мы сканируем работу и отправляем в школу вместе с записью», — поделилась женщина.

Как проходит подготовка к ОГЭ и ЕГЭ? «При подготовке к ОГЭ по русскому и математике дочка готовится как по материалам школы, так и с привлечением репетиторов. С предметом по выбору мы еще определяемся, но, скорее всего, это будет иностранный язык, она занимается с репетитором с пяти лет. Пока по ЕГЭ не думаем, поскольку дочь рассматривает вопрос ухода в среднее профессиональное образование», — рассказывает мама заочницы.

Плюсы и минусы перехода на заочку. «Плюсы: ребенок работает в режиме, который комфортен ему, мы не привязаны жестко к конкретной программе, можем учиться по любым учебникам, включая советские. Основная задача, чтобы на итоговой аттестации ребенок мог выполнить все задания, — говорит женщина. — Еще один плюс — больше свободного времени».

В число минусов наша собеседница занесла нехватку социализации. «Но для нас это было непринципиально, потому что у нас большая семья (детей четверо). Кроме того, дочка занималась в музыкальной школе и на спорт ходила, — заметила она. — Минус для родителей — ответственность гораздо выше: все проконтролировать, убедиться, что ребенок все сдал. При очном обучении львиная доля контроля все же ложится на педагогический состав. Понятно, что родители контролируют, что ребенок задания делает, в школу ходит и так далее. Если же вы не уверены, что ребенок готов к самостоятельной работе, к таким моделям не стоит обращаться».

Родители «семейников» тянут на себе ответственность за весь образовательный процесс Родители «семейников» тянут на себе ответственность за весь образовательный процесс Фото: dpa / picture-alliance / ТАСС

Семейное образование

Семейное обучение (или сокращенно СО) — уход из школы в чистом виде. В отличие от очной, очно-заочной и заочной форм обучения, родители «семейников» тянут на себе ответственность за весь образовательный процесс. 

Обучение на дому закон разрешает абсолютно любому ребенку. Для этого достаточно желания родителей в младшей и средней школе или желания самого ребенка, а также согласия родителей в старшей школе. Чтобы уйти на СО, родителям нужно оповестить об этом департамент или управление образования по месту жительства, затем необходимо отчислиться из текущей школы, выбрать заведение, в котором можно проходить аттестации (это можно сделать и в школе по прописке, и на онлайн-платформах). Но, как пояснили опрошенные «БИЗНЕС Online» мамы «семейников», проходить ежегодные аттестации необязательно, главное — сдать ОГЭ и ЕГЭ. В остальном полная свобода обучения.

Как устроено обучение? У Инны Карцевой из Казани четверо детей, трое из них на СО. Старшей дочке 15, она проучилась на домашнем обучении 3,5 года, после чего вернулась в  общеобразовательную школу. Средние дети, 8 и 10 лет, не ходили ни в сад, ни в школу — мальчиков учит дома мама. Младшей дочке три года, ее дошкольной подготовкой тоже занимается мама.

Инна Карцева: «Я адаптирую темп обучения под моих детей» Инна Карцева: «Я адаптирую темп обучения под моих детей» Фото предоставлено Инной Карцевой

«Свой путь семейного образования мы начали, когда старшая дочка училась в третьем классе. Мне несколько лет не нравилось, как проходит обучение в школе, но я не решалась перейти на семейное, хотя по профессии учитель иностранного языка. Потом познакомилась с методикой русской классической школы (РКШ) и забрала ребенка домой, — рассказывает Инна. — В начальной школе это достаточно легко и просто. В средней уже начинаются варианты, потому что РКШ только до пятого класса обеспечивает методичками и учебниками по всем предметам, а дальше уже больше похоже на обычные учебники. Получается, что я уже пять лет занимаюсь семейным образованием».

По словам Инны, дома у нее организован семейный класс, где учатся средние дети, у каждого отдельное рабочее место, ящики для учебников и принадлежностей. Процесс обучения интегрирован в семейную жизнь: по словам Инны, пока она, например, варит на кухне суп, сын читает ей вслух хрестоматию, отвечает маме на вопросы. Так, например, за 20 минут проходит урок литературы.

«Утро начинается с того, что после завтрака мы идем в наш семейный класс. Одному ребенку даю писать упражнения, а с другим занимаемся арифметикой. Если я вижу, что ребенок сходу понял тему, переходим к следующей. Так за один подход мы можем пройти 3–4 урока. Если где-то тяжело идет, притормозим. Я адаптирую темп обучения под моих детей. Тут же и младшая дочка занимается какими-нибудь развивающими играми, собирает пазлы, — рассказывает Инна. — Со старшей дочкой было так же, но, когда она пошла в пятый класс (а там были дроби по математике), мы на них зависали, вдвоем ходили к репетитору: я слушала объяснения репетитора, чтобы самой понять, потом уже вместе разбирали. В 6-м классе у нее уже был репетитор по математике два раза в неделю и репетитор по русскому и литературе с несколькими „семейниками“. В начальной школе же все очень легко, у нас занятие занимает часа три, до обеда мы все успеваем, а потом кружки и секции начинаются».

«Когда о них узнают, их просто «задушат»: четыре истории о семейном образовании в Татарстане

Сколько стоит обучение? Траты родителей при СО очень опциональны: одна семья (в силу возраста детей) может ограничиться покупкой учебников, другая — оплатой репетиторов. Тратятся некоторые «семейники» и на аттестации — их можно проходить в обычной школе бесплатно или, например, сдавать онлайн, прикрепившись к онлайн-школам. Последнее — платная услуга: по словам родителей-«семейников», в среднем аттестации на один учебный год обходятся в 15–20 тыс. рублей.

В целом родители детей на СО отмечают, что траты на обучение или такие же, как если бы ребенок ходил в обычную школу, или ниже. «СО экономит наш бюджет. Мы, например, форму не покупаем, не тратимся на школьные поборы. На что я расходую деньги? На учебники — на комплект учебников „РКШ“ тысяч 10 потратила, но это на всех моих детей. Однократное вложение средств. Еще „семейники“ покупают иногда образовательные курсы, программы, оплачивают подписки на сайты, чтобы с мамы снять какие-то обязанности. Но это опционально», — рассказала Инна.

Как проходят аттестации, промежуточные и итоговые? По закону, обязательными для «семейников» являются только государственные экзамены — ОГЭ и ЕГЭ. Однако допускаются до экзаменов лишь дети, которые не имеют академических задолженностей по остальным предметам. То есть оценки за промежуточную аттестацию должны быть, впрочем, как ребенок будет их сдавать — раз в четверть, раз в год, по мере изучения предмета — остается на усмотрение родителей.

Также на усмотрение родителей остается и то, куда прикрепить ребенка для аттестации. Основных вариантов два — прикрепиться к общеобразовательной школе и согласовать с администрацией порядок аттестации (они проводятся, как правило, очно) или прикрепиться к лицензированным онлайн-школам, в том числе в других городах. Дети Инны Карцевой, например, аттестации сдают онлайн.

«Можно сдавать с камерой и без камеры, ребенок сидит перед компьютером, решает демоверсии, одна из которых попадается на экзамене. Так экономится время, нервы и силы, потому что ходить в школу, чтобы сдать аттестацию, — это договариваться с каждым учителем индивидуально, сначала брать консультации, приходить на сдачу. Неизвестно, какие будут задания, как учитель отнесется к тому, что ребенок не ходит в школу, — многие это агрессивно воспринимают и занижают оценки или завышают требования», — рассказывает Инна.

«Семейники» должны «закрыть» свои промежуточные аттестации раньше, до конца календарного года, чтобы уже с оценками прикрепиться к выбранной школе для сдачи ОГЭ или ЕГЭ — в отличие от промежуточных аттестаций, госэкзамены «семейники» сдают, как и все школьники, только очно «Семейники» должны закрыть свои промежуточные аттестации раньше, до конца календарного года, чтобы уже с оценками прикрепиться к выбранной школе для сдачи ОГЭ или ЕГЭ — в отличие от промежуточных аттестаций, госэкзамены «семейники» сдают так же, как и все школьники, только очно Фото: © Александр Гальперин, РИА «Новости»

Как проходит подготовка к ЕГЭ и ОГЭ? Подготовка «семейников» к ОГЭ и ЕГЭ практически ничем не отличается от подготовки ребят, которые ходят в обычную общеобразовательную школу: уроки по школьным учебникам, занятия с репетиторами. Отличие в том, что «семейники» должны закрыть свои промежуточные аттестации раньше, до конца календарного года, чтобы уже с оценками прикрепиться к выбранной школе для сдачи ОГЭ или ЕГЭ — в отличие от промежуточных аттестаций, госэкзамены «семейники» сдают так же, как и все школьники, только очно. 

«До Нового года нам пришлось пройти все предметы и сдать аттестацию, поскольку справку с итоговыми оценками за год в школу нужно было предоставить в феврале. Мы не сразу об этом узнали, пришлось быстро все проходить. А после Нового года мы начали готовиться конкретно по тем предметам, что сдавали на ОГЭ. По математике и информатике помогла я, так как заканчивала ВМК, моих знаний для подготовки дочери к ОГЭ вполне хватило. По русскому языку у нас весь год был репетитор. Что касается английского, то дочь с третьего класса также занимается с репетитором. Прикрепились к нашей школе, получили допуск на ОГЭ. Но случился ковид, так что в итоге мы не сдавали ОГЭ, нам просто выдали аттестат», — рассказала о своем опыте мама двух «семейников» Мария Мухаметшина.

Плюсы — минусы перехода на СО. Помимо экономии семейного бюджета и более «лайтового» расписания занятий, при котором можно подстроиться под темп ребенка, родители «семейников» называют среди плюсов и более гибкий распорядок дня, при котором остается время на репетиторов, кружки и секции.

«Когда мы ходили в школу, с учетом кружков мы с трудом успевали выполнять домашнюю работу. Это была катастрофа! С утра развез детей в школу и садик, до обеда успел прибраться, приготовить поесть, а потом начинаешь работать личным водителем, забирать детей из школы и садика и развозить по кружкам. Вечером все ужинали, садились за уроки в 8–9 часов вечера и до ночи! Мне проще выделить в день 2–3 часа и плотно позаниматься с детьми не ради отчета перед кем-то, а чтобы ребенок прошел и закрепил материал. 2–3 часов в день нам достаточно, чтобы за учебный год пройти школьную программу», — рассказывает Наталья Пахомова, мама четверых детей.

Часто упоминаемый минус СО — вопросы к социализации ребенка. Да, «семейники» посещают кружки и секции, но хватает этого не всем: старшая дочь Карцевой, например, после 3,5 года обучения дома захотела вернуться в обычную школу для «общения с ровесниками».

Второй недостаток семейного образования — в слабой дисциплине. «Есть такой момент, как отсутствие собранности у детей на семейном образовании. Они привыкли, что на какую-то операцию можно потратить полдня. В школе с учителем такое не пройдет: там надо портфель собирать, вещи не забыть, нужна организованность в пространстве и голове», — рассказывает Инна.

Учебную программу альтернативные «школы» выбирают самостоятельно Учебную программу «альтернативные» школы выбирают самостоятельно Фото: © Виталий Белоусов, РИА «Новости»

«Даркскул»: школы, в которых учат, но не числятся

«Даркскул» (от англ. dark school — «темная / теневая школа») — неофициальное понятие. Тем не менее оно наиболее точно обозначает описываемое явление. Руководство называет эти школы «семейными», «альтернативными» или вовсе старается уйти от понятия «школа», используя осторожное определение «образовательный клуб» или «репетиционный центр». Кажется, что детей там учат зачастую качественнее, чем в обычной общеобразовательной школе. Однако технически это не школа — у таких заведений нет аккредитации, получать ее они не намерены.

Корреспонденты «БИЗНЕС Online» пообщались с руководителями трех «даркскул», в некоторых даже побывали, но официально поговорить с нами согласилась только руководитель альтернативной школы путешествий «ТриНити» Лейсан Газизова. Остальные руководители просили сохранить анонимность и даже не указывать названия их организаций. В таких заведениях избегают излишней публичности: по их мнению, она приведет к проверкам со стороны образовательной госмашины. В рекламе нет необходимости — желающих попасть туда более чем достаточно.

Сколько таких школ и как устроено обучение? Точного количества «альтернативных» никто не знает. У таких заведений нет аккредитации, они не числятся в ведомостях минобрнауки региона и управления образования. Наши источники знают о существовании как минимум четырех таких школ в Казани: «Мечта», «Арт Харт», «Комета» и «ТриНити». Скорее всего, их больше.

Чаще такие школы сосредоточены на обучении учеников младших и средних классов. Есть и школы, где в одном классе могут учиться разновозрастные дети — учитель объясняет каждому ребенку тему персонально. В других школах, с бо́льшим количеством учеников, организация похожа на обычную школу: учеников объединяют в небольшие классы по 5–7 человек по возрасту.

«Даркскул» учат всем основным дисциплинам, предусмотренным ФГОСами. Могут различаться формы обучения: например, физкультуру сдают в виде теоретических вопросов, а не прыгая через козла и подтягиваясь.

Учебную программу «альтернативные» школы выбирают самостоятельно. Например, одна из школ в Приволжском районе идет по общепринятому учебно-методическому комплексу «Школа России». Если же ученик успевает усвоить программу быстрее прочих, ему распечатают что-то поинтереснее. В другой школе с ребятами работают репетиторы по индивидуальной программе, а в «ТриНити», например, комбинируют школьные программы.

«Всем госшколам спускают какую-то госпрограмму: кто-то „Школу России“ берет, кто-то „Школу XXI века“. Мы же можем позволить себе комбинировать программы, брать лучшее, мы в этом свободны. И можем обеспечить индивидуальный подход к ребенку, если он проявляет склонность к какому-либо предмету. Мы, например, идем по арифметике РКШ („Русская классическая школа“ — прим. ред.). Если видим, что в классе 2–3 ребенка, которые щелкают темы и задачи как орешки, забираем их к другому педагогу в класс из 5–7 человек, где детям дают математику в усиленном формате и что-то большее, например что-то из Петерсона. На другой урок дети возвращаются к своему классу и продолжают занятия», — рассказывает основатель «ТриНити» Газизова.

Еще один плюс альтернативной школы в том, что определенные предметы, такие как окружающий мир, география, история, мы сдаем экстерном. Например, окружающий мир в госшколе растянут на 9 месяцев обучения, урок проходит раз в неделю. Ребенок к этому времени все забывает, теряется межпредметная связь. Мы же его проходим за три месяца и сдаем экстерном, не дожидаясь конца учебного года. Так у нас, например, высвобождается время на путешествия с классом.
Лейсан Газизова основатель альтернативной школы путешествий «ТриНити»
Лейсан Газизова основатель альтернативной школы путешествий «ТриНити»

Жесткого расписания в «альтернативных» школах зачастую нет. В образовательном центре на Сафиуллина детям в начальной школе предлагают выбрать предмет, с которого они хотят начать учебный день. В «ТриНити» нет звонков, расписание «плавающее»: урок номинально идет 45 минут, но он будет закончен, когда учитель убедится, что все ребята поняли тему, и потому может спокойно быть увеличен до 1 часа – 1 часа 15 минут. Если дети усваивают материал за 40 минут, то в оставшееся время могут пойти попить чай с педагогом.

Еще одно правило опрошенных нами альтернативных школ — там почти нет домашней работы. Ученики выполняют задания в течение урока или занимаются на продленках. «Если мы и даем домашнее задание, то это либо математика, либо русский, и то только если учитель чувствует, что ученик еще не уверен в чем-то, только если надо что-то доработать, ученик не успел или были пропуски по болезни», — рассказали в образовательном центре у Энергоуниверситета.

• не нужно таскать тяжелые портфели: в одних учреждениях все учебники и рабочие тетради хранятся прямо в школе, в других учебников просто нет, дети занимаются на распечатках;

• в этих школах, как правило, не ставят оценки. Чтобы родители понимали, как учатся их дети, в «ТриНити» устраивают «образовательные батлы» учеников с родителями, а в «даркскул» в Приволжском районе есть внутришкольная валюта: ученики зарабатывают ее правильными ответами на уроках, поведением, валюту можно обменять на полезные мелочи;

• как правило, в «даркскул» из-за более свободного расписания есть бонусы: в центре у Энергоуниверситета развивают правополушарное рисование, с детьми работает педагог — психолог, а в «ТриНити» ученики занимаются ушу, китайским языком и программированием;

• несмотря на то, что в «даркскул» не мучают «домашкой» и контрольными, ученики таких школ проходят ежегодную аттестацию по всем школьным предметам, онлайн или по прописке.

Кто учит? Нередко педагогами в «даркскул» выступают родители детей, разочаровавшиеся в традиционном образовании. Анонимные источники «БИЗНЕС Online» хвалили учителей репетиционного центра на Сафиуллина, хороший костяк педагогов и в «ТриНити» — математику там, к примеру, преподает учитель из «СОлНЦа». «У нас одна родительница преподает рисование, она член союза художников РТ, у нее своя художественная студия. У нее урок — это не просто ИЗО, когда все сидят и рисуют яблоко, у нее это и теория, и практика, и история искусства», — рассказали в «ТриНити». В «даркскул» в Приволжском районе музыку преподает музыкант, у которого своя группа. «К нам много талантливых учителей пришло. И из госшкол, и из частных школ. Дело даже не в финансовой составляющей, можно и в частных школах заработать. Им интересно в „альтернативе“, они более свободны здесь, не загружены отчетностями, могут сконцентрироваться на том, что по-настоящему любят, — обучении детей», — рассказали в одной из «альтернативных» школ.

«С детьми занимаются профессиональные репетиторы. Они педагоги по образованию. Индивидуальное репетиторство этих специалистов стоит от 1,5–2 тысяч рублей за занятие. Организуя малые группы, родители делят расходы на репетитора. Дети занимаются в группах по 3–5 человек. Они работают более качественно, чем в школе, где в классе 25–35 человек, учеба проходит весело, интересно», — рассказали в центре на Сафиуллина.

Сколько стоит обучение? Цена зависит от времени пребывания ребенка. Выделяют два варианта: только урочная часть или уроки плюс продленка. На стоимость влияет также наличие в расписании обеда, кружков и т. д. Только уроки за месяц могут потянуть на 15–20 тыс. рублей. Стоимость полного дня местами переваливает за 30 тыс. в месяц. Бывают в «даркскул» и допопционы, за отдельную плату. «У нас раз или два в месяц школьники ездят в поездки по республике или России, они оплачиваются отдельно. В сентябре дети, например, едут на целый день на экскурсию в Кукмор. В октябре мы знакомим их с творчеством Пушкина и едем в Болдино. Путешествия развивают ребенка куда больше, чем знания, полученные за партой. Кроме того, это отличный способ узнать свой родной край, свою страну, проникнуться любовью к Родине», — рассказали в «ТриНити».

Как проходят аттестации, промежуточные и итоговые? У «даркскул» официально нет аккредитации, и их ученики числятся как «семейники». Аттестуются они так же, как «семейники», — прикрепляются к казанской школе или онлайн-платформе и сдают аттестации по всем школьным предметам.

«Пишут аттестации хорошо, у всех отличные оценки. Сдают и онлайн, и очно. Часть детей у нас, например, сдавали аттестацию в „Адымнар“: они по прописке относятся к ним, но не хотят туда идти, потому что это обычная государственная школа по 40–45 учеников в классах. Каким-то детям там комфортно, но кому-то не нравится», — рассказала Газизова.

Чтобы посмотреть, как организовано обучение и быт детей в «даркскул», корреспондент «БИЗНЕС Online» под видом родительницы с дочкой-третьеклассницей побывала в одной из семейных школ города (в конце встречи мы раскрыли инкогнито, но для чистоты эксперимента сначала решили пообщаться «под прикрытием»). Семейный центр «Комета» разместился на первом этаже одной из многоэтажек в Кировском районе Казани. Он представляет собой две или три объединенные в одно пространство квартиры.

Визит проходил за неделю до начала учебного года, кое-где еще не был завершен косметический ремонт, но в целом учебное заведение было готово к приему детишек. Внутри несколько уютных классов, рассчитанных на 8 учеников, актовый зал, небольшой уголок для релаксации (во время переменок там можно поваляться на подушках) и живой уголок, представленный крольчихой и парой хомяков. Бытовые вопросы здесь решены по-домашнему: есть раздевалка и туалет. Кормят детей на небольшой кухне, еду готовит приходящая нянечка: на завтрак каша, на обед либо первое, либо второе.

Как и многие другие семейные образовательные организации, эта началась с недовольства родителей системой общего образования. Руководительница «Кометы» встретила нас вместе с дочкой, которая в этом году идет в первый класс (старший сын учится здесь же).

Создательницы центра сами же преподаватели. Александра (так зовут нашу собеседницу) сразу говорит нам, что у них нет «школьной» лицензии, поэтому все ее ученики официально на семейном обучении. Для сдачи аттестации родители могут по желанию прикрепиться к школе по прописке или к любой подходящей онлайн-школе. Но нам настойчиво рекомендуют прикрепиться к одной из европейских онлайн-школ, мол, по соотношению цены и качества это самый подходящий вариант. В ответ на мои сомнения о том, не будет ли проблем с аттестацией в связи с санкциями, Александра заверяет нас, что школа имеет российскую лицензию и все документы без проблем принимаются в минобразования.

Дети обычно приходят на занятия к 9 часам утра, после чего их ждет завтрак. Далее три урока, перемена на обед и еще один урок. Во второй половине дня дети гуляют и выполняют разные интересные задания. Например, в качестве дополнительных дисциплин, входящих в стоимость, здесь преподают ментальную арифметику, скорочтение, каллиграфию, робототехнику и даже правополушарное рисование.

«Комета» растет вместе с учениками, пока здесь обучаются детки с первого по пятый класс. Причем в одном классе могут сидеть дети разных возрастов. Детей здесь стараются максимально оградить от стресса, например, они могут даже не знать, что пишут итоговую работу. Как обычно, они получили тесты, выполнили задания — и все. Все листочки с решениями остаются в стенах центра, в конце дня родители могут ознакомиться с успехами своих детей.

Стоимость обучения составляет от 16 тыс. (с утра до 14:00) до 20 тыс. рублей (до 17:00). Помимо этого, еще 6,5 тыс. рублей раз в год нужно будет отдать за подключение к онлайн-школе.

Как проходит подготовка к ЕГЭ и ОГЭ? Большинство «даркскул» слишком молоды — принятые туда дети не доросли до ОГЭ и ЕГЭ. Основатели открывают такие заведения для своих собственных детей, поэтому, школа «растет» вместе с учениками. В школе в Приволжском районе, например, старший класс пятый, в «ТриНити» — 6-й. Другие заведения не занимаются со старшеклассниками. В репетиционном центре рассказали, что их воспитанники успешно сдавали и ОГЭ, и ЕГЭ, а подготовка их воспитанников не сильно отличается от подготовки ребят из обычной средней школы — и те и другие работают с репетиторами.

«Массовая школа не дает гарантии того, что ребенок будет готов сдавать ОГЭ или ЕГЭ. Очень часто дети, учась в школе, все равно прибегают к помощи репетитора. Получается, у ребенка не остается времени на музыкальную, спортивную школы, на отдых, общение с друзьями», — рассказали в центре на правах анонимности.

«Плюсы» и «минусы» ухода в «даркскул». Среди однозначных «плюсов» наши эксперты называют гибкий образовательный трек, гибкое расписание (что особенно интересно, например, для детей-спортсменов, которые пропадают на соревнованиях и тренировках, они составляют приличное число учеников «даркскул»), «плюшки» в виде кружков, продленок, небольшие классы и, как следствие, бо́льшее внимание к каждому ученику.

Среди минусов финансовая составляющая: чем школа интереснее, тем она дороже. Еще один минус вытекает из отсутствия аккредитации: поскольку такие школы никем не контролируются, вся ответственность за образование ребенка ложится на плечи родителей. Любителям «альтернативного» образования придется тщательно погрузиться в изучение вопроса, познакомиться с методиками и преподавателями.

С виду «даркскул» — квинтэссенция плюсов образовательного процесса. Почему же школы, которые готовы дать ребенку индивидуальный подход, мощных педагогов и востребованные знания, не выйдут из тени? Они не хотят навязывания стандарта обучения.

«Аттестацию, как школа, мы делать не будем, чтобы нам не навязывали стандарты, чтобы мы не стали обычной школой», — рассказали в «ТриНити».

«Почему нельзя оформиться как частная школа? Во-первых, у семейных школ нет такой потребности, родители решают образовательные задачи с помощью репетиторов, а потребности в социализации детей решаются за счет работы в малых группах, посещения художественных, спортивных школ, досуговых центров. Организация частной школы — это отдельный вид профессиональной деятельности, у родителей нет задачи открывать образовательную организацию с лицензией. Во-вторых, лицензируя образовательную деятельность, мы привяжемся к определенным учебным программам и стандартам, тогда как репетиторы имеют возможность составлять гибкую учебную программу под каждого ребенка в зависимости от его образовательного маршрута и планов на поступление в вуз, часто опережая школьную программу. В-третьих, лицензирование сильно повысит расходную часть и, как следствие, увеличит родительскую плату. Это нецелесообразно», — пояснили в одном из «даркскул».

Ильсура Хадиуллин: «Я в своем докладе привел пример — пять человек, которые были на семейном обучении, не явились на экзамен. У нас есть информация, что они просто испугались, год потеряли… Почему не явились, чем они думают? Если бы они были в школе, проходили промежуточную аттестацию, тогда бы никаких проблем не возникло» Ильсура Хадиуллин: «В своем докладе я привел пример: пятеро человек, которые были на семейном обучении, не явились на экзамен. У нас есть информация, что они просто испугались, год потеряли… Почему не явились, чем они думают? Если бы они были в школе, проходили промежуточную аттестацию, тогда бы никаких проблем не возникло» Фото: «БИЗНЕС Online»

Позиция государства: «У нас дисциплина, порядок и контроль!»

Не все варианты «расшколивания» одинаково приветствуются образовательной госмашиной. Частные общеобразовательные школы двигают республику вперед — готовят олимпиадников, стобалльников ЕГЭ, они подконтрольны и «чисты», на месте все лицензии и аккредитации. «Семейники» на их фоне выглядят гораздо менее презентабельно: власти на протяжении нескольких лет с неудовольствием поглядывает в их сторону. В феврале 2020 года на «семейников» обратил внимание президент республики Рустам Минниханов. «881 ребенок (вероятно, речь шла о статистике по Казани — прим. ред.) получает семейное образование. Это не очень хорошо. Я понимаю, что могут быть моменты, когда допускается обучение на дому, но мне кажется, что ребенок, который начнет обучаться на дому, не получит должного уровня образования и [возникнет] вопрос социализации, каким он станет дальше — приспособленным или неприспособленным», — высказал тогда озабоченность президент РТ.

На заседании Госсовета РТ Ирина Волынец с тревогой указала на увеличение числа детей, которых родители забирают из школ: «Рост данного показателя — 65 процентов» На заседании Госсовета РТ Ирина Волынец с тревогой указала на увеличение числа детей, которых родители забирают из школ: «Рост данного показателя — 65 процентов» Фото: «БИЗНЕС Online»

В марте этого года на «семейников» обрушилась детский омбудсмен РТ Ирина Волынец. На заседании Госсовета она с тревогой указала на увеличение числа детей, которых родители забирают из школ. «Рост данного показателя — 65 процентов», — сообщила она и пояснила, что одна из причин заключается в транспортных проблемах — родители просто не хотят возить детей в школу и обратно по бесконечным пробкам. В июле этого года критика прозвучала и из уст министра образования и науки РТ Ильсура Хадиуллина

«Я в своем докладе привел пример — пять человек, которые были на семейном обучении, не явились на экзамен. У нас есть информация, что они просто испугались, год потеряли… Почему не явились, чем они думают? Если бы они были в школе, проходили промежуточную аттестацию, тогда бы никаких проблем не возникло», — высказался глава ведомства.

Хадиуллин отметил, что школа — хорошая площадка для творчества. «В школах с вами ваши соратники, ваши учителя, горячее питание. У нас дисциплина, порядок и контроль. Вот тогда результаты ЕГЭ и ОГЭ будут намного лучше. И ученики не боятся приходить на экзамены!» — считает министр.


Обостряет ситуацию и недавний скандал с New School на Меридианной: поступившие должны были учиться по классической для «даркскул» схеме — ученики официально учатся на семейном, прикрепляются к аккредитованной «Школе будущего». Но по факту дети остались неаттестованными.

«Я жила в полиции, чтобы забрать личное дело ребенка!»: история одной из нелегальных школ Казани

Значит ли это, что семейная форма образования под угрозой? Наши источники из сферы образования РТ считают, что до пересмотра закона об образовании дело не дойдет: причины ухода на СО могут быть различными, лишать детей и родителей такой возможности не станут.

Не меньшую угрозу ощущают создатели «альтернативных» школ. «Почему к нам привлечено внимание контролирующих органов? Дома не проводится воспитательной работы, а к ней сейчас власти страны относятся наиболее серьезно из-за того, что происходит в России и мире. Вместо выстраивания ориентиров, соответствующих современной политике руководства страны, в семейном образовании видят подрыв системы, связанный с риском потерять молодое поколение, которое вырастет с неправильным восприятием политики государства, как это случилось на Украине. И „эффекта Галявиева“ никто не отменял! До сих пор непонятно, откуда он такой взялся. И это порождает тревогу. Все это вызывает у системы образования желание не столько заботиться о детях, сколько свести на нет подобные риски», — объясняет один из экспертов в сфере образования РТ.

Лейсан Газизова:  «Чем больше будет «прозрачности», понимания того, чему учатся наши дети, как мы воспитываем в них чувство патриотизма и любви к Родине, тем меньше переживаний будет» Лейсан Газизова:  «Чем больше будет прозрачности, понимания того, чему учатся наши дети, как мы воспитываем в них чувство патриотизма и любви к Родине, тем меньше переживаний» Фото предоставлено Лейсан Газизовой

Основатель «ТриНити» Газизова считает, что вопрос решаемый: большинство альтернативных школ готовы к проверкам со стороны департамента надзора и контроля в сфере образования РТ. «Но не совсем понятно, как альтернативные школы проверять. Если будет выработан какой-то механизм, мы не против. Родители тоже должны подключаться», — говорит Газизова.

По ее словам, способствовать «прозрачности» альтернативы будет и созданная в Татарстане республиканская ассоциация семейного образования, которая должна объединить семьи, чьи дети обучаются вне школы. «В Москве есть ассоциация, объединяющая руководителей альтернативных школ для „семейников“. Мы же объединим родителей „семейников“, — рассказывает Газизова. — Действительно, бывают разные ситуации — неблагополучные семьи, секты какие-то… Чем больше будет прозрачности, понимания того, чему учатся наши дети, как мы воспитываем в них чувство патриотизма и любви к Родине, тем меньше переживаний».