1. Похоже, что самая острая проблема для жителей Набережных Челнов в 2020 году наконец-то решилась. 40 бело-зеленых «ЛИАЗов» пока разместилось на стоянке «Горкоммунхоза». Все машины еще недавно колесили по улицам Москвы, а уже через месяц появятся на городских маршрутах. Автобусы колоннами приехали прямиком из «Мосгортранса» после переговоров Наиля Магдеева с мэром столицы Сергеем Собяниным.

  2. Передача автобусов из Москвы в регионы — довольно распространенная практика. Как правило, все происходит по следующей схеме: администрации регионов направляют в Москву свои заявки на безвозмездное получение столичной техники. После предварительного согласия от москвичей делегации транспортных предприятий городов прибывают в столицу на осмотр предлагаемых к передаче машин и вагонов.

  3. После ГУП «Мосгортранс» готовит пакет документов для подачи в департамент городского имущества Москвы (ДГИ), так как подвижной состав находится в собственности столицы. В распоряжении «Мосгортранса» он находится на праве хозяйственного ведения. Для передачи техники в другие города необходимо издание распоряжения правительства Москвы, проект которого и готовит ДГИ. После выхода официального документа автобусы, троллейбусы и трамваи могут быть окончательно переданы в собственность новым хозяевам, которым остается за свой счет решить вопрос транспортировки обретенного движимого имущества.

  4. Техника из «Мосгортранса» не полностью выработала свой ресурс, но уже не соответствует современным московским требованиям к подвижному составу. До утилизации автобусам еще далеко, и они запросто в силах проработать в Челнах, где на дорогах наблюдается более спокойный режим.

  5. «Хорошие „ЛИАЗы“, — оценил подаренные автобусы Магдеев. — Они сняты с действующих маршрутов. Еще вчера они ездили в Москве, сегодня их перегнали в Челны. Сейчас мы проведем плановое обслуживание, и после Нового года эти машины возникнут на самых напряженных маршрутах. Второй вопрос — появятся ли пассажиры? В большей части люди выбирают скорость. Нерешаемых проблем с нашей стороны нет. Вы видите, что у нас стоит уже 40 автобусов, которые готовы к выходу на линии».

  6. По автобусам действительно видно, что они еще несколько дней назад работали на маршрутах. На некоторых после переезда в новый дом еще стояли столичные номера, которые рабочие откручивали прямо при нас.

  7. Для некоторых столичных водителей перегон их автобусов в другой город, судя по всему, был неожиданным. Кто-то оставил на панели свои очки, у кого-то напоминания с номером телефона, в другом салоне есть брелоки и магнитики. Хотя вполне возможно, что прежние хозяева осознанно отправили подарки подобного рода новым владельцам.

  8. На некоторых автобусах еще сохранились таблички с маршрутом. Этот, например, перевозил людей по проезду Карамзина.

  9. На месте водителя посидел и Магдеев. «Автобусы — результат нашей партнерской работы с руководством Москвы. Партнерские отношения — это очень важно. Они дорогого стоят. Не в плане денег, а в части взаимоотношений. Мир не без добрых людей», — отметил мэр.

  10. К салону вопросов почти нет. Да, здесь нет того специфического запаха новой машины. Но зато есть простор, сиденья и полы чистые, аккуратные. А большего для комфортного перемещения по городу и не надо.

  11. На стенах и окнах сохранились напоминания о социальной дистанции и необходимости носить средства индивидуальной защиты.

  12. Единственный минус, который обращает на себя внимание, — поручни. Точнее, те места, где раньше располагались картридеры, но перед отправкой в Челны «Мосгортранс» снял свое оборудование. Поэтому на данный момент части, где ранее были установлены аппараты, выглядят непрезентабельно. Однако нас успокоил гендиректор «Пассажирских перевозок» Николай Тятюшкин, заявив, что все придет в норму, когда на этих же местах появятся челнинские аппараты для оплаты проезда безналичным образом. «На данный момент у „Социальной карты“ нет нужных нам терминалов для автобусов без кондукторов. А Сберу они не дают пока интеграцию. Но вопрос, думаю, будет решен», — обещал Тятюшкин.

  13. Зато в автобусах осталось 8 встроенных видеокамер, которые показывают водителю картинку в салоне, вид сзади, ситуацию у дверей, а одна служит в качестве видеорегистратора. Напомним, в ноябре начальник управления ГИБДД МВД по РТ Ленар Габдурахманов провел в Челнах выездное совещание из-за резкого роста числа ДТП в городе с участием маршруток. Тогда одним из его требований как раз была установка камер, которые фиксировали бы происходящее в салоне общественного транспорта.

  14. Помимо прочего, в некоторых автобусах есть специальные места для инструкторов, которые могли бы контролировать работу стажера за рулем.

  15. На отдельных московских экземплярах уже красуются герб Челнов и надписи «Яр Чаллы» и «Набережные Челны».

  16. Магдеев поручил провести техобслуживание: «За праздничные дни, пока народ будет отдыхать, нам потребуется посмотреть все автобусы. Привести их в порядок и заняться оформлением документов. Сколько дней надо на оформление? 45? Нужно ускорить. Необходимо продолжать работу с правительством Москвы. Я думаю, что раз уж они в таком вопросе пошли нам навстречу, то и в оформлении документов тоже пойдут. Надо активнее поработать. Сейчас оформим документы, поставим их на учет. За это время необходимо подобрать водителей, тем более есть автобусы с возможностью обучения. Все подобные моменты нужно будет отработать».

  17. Попутно мэр осмотрел новый «МАЗ», который совсем недавно вышел на городской маршрут. Мэр уточнил у Тятюшкина, как обстоят дела с заполняемостью больших автобусов, которые уже вышли на улицы города. «Пока я бы не сказал, что наши большие автобусы ломятся от пассажиров, — описал ситуацию гендиректор „Пассажирских перевозок“. — Людей, которые писали, что у нас нет доступной среды, — их нет. Заполняемость больших автобусов у нас небольшая. Народ пока выбирает микроавтобусы. Это скорость, маневренность. На 22-м маршруте заполняемость еще более-менее».

  18. Градоначальник назвал ситуацию парадоксом: «Мы решим вопрос с поставкой больших автобусов. Другой вопрос — будут ли люди ездить на них. У нас есть опасения, что пассажиров на них не окажется. Жители продолжат передвигаться на привычных им микроавтобусах малой вместимости. Уже сейчас ожидаемой заполняемости нет. Возникает вопрос: а где пассажиры? Судя по количеству обращений, автобусы должны быть полными. Но этого пока нет».