Опрос: А для вас 12 июня — праздник?
12 июня в России — это официальный праздник и выходной. А вы его отмечаете? Как вы относитесь к событиям 12 июня 1990 года, когда ровно 30 лет назад была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР? «БИЗНЕС Online» отвечают Михаил Веллер, Александр Чубарьян, Камиль Исхаков, Евгений Минченко, Леонид Барышев и другие.
Михаил Веллер писатель— 12 июня — день независимости России от Советского Союза. Это сугубо бюрократическая дата. И документационное оформление независимости России дало ей такие же юридические права, как и любой другой республике СССР: Беларуси, Казахстану, Узбекистану. Так началось выдергивание коврика из-под ног президента Советского Союза.
12 июня явилось началом совершенно осознанного, целенаправленного распада Союза. Хотя, если мы возьмем весну 1991 года, тогда страна была уже вполне либеральной, экономика достаточно независимой, политическое пространство довольно свободным. И более двух третьих населения, кроме прибалтийских республик, выступало за то, чтобы Союз был сохранен. Так что этот день, повторяю, явился датой осмысленного развала СССР. Из чего не получилось ничего хорошего ни для одного государства на современном постсоветском пространстве. Опять же за исключением Прибалтики, с которой своя история.
Я предполагаю, что 12 июня не только нечего праздновать, но это еще и повод лишний раз недобрым словом помянуть тех, кто, прикрываясь очень красивыми словами о независимости России, на самом деле вверг ее в то очень тяжелое положение, в котором мы находимся сейчас. (Фото: By ru: Участник: Бережной Сергей, CC BY-SA 3.0, commons.wikimedia.org)
Евгений Минченкополиттехнолог, президент «Минченко консалтинг»— У меня к данному празднику очень противоречивое отношение, потому что это являлся один из этапов распада Советского Союза, который отнюдь не был бескровным. Нам рассказывают о бескровном распаде Советского Союза, но реально это все закончилось большим количеством гражданских войн и жертв. История, конечно, не знает сослагательного наклонения, но те решения, которые тогда были приняты, исполнены людьми, которые не просчитывали их последствия. Я данный праздник не отмечаю. Я считаю это не большим праздником, а одним из этапов того, что Владимир Путин назвал «величайшей геополитической катастрофой XX века». То есть для меня подобное — очень амбивалентное событие, и я не думаю, что это повод для празднования.
Александр Чубарьян академик РАН, научный руководитель Института всеобщей истории РАН— Я не хотел бы сегодня втягиваться в разговор о том, что было в 1990 году. Однако для меня 12 июня сейчас праздник, но подобное не оценка декларации, а то, что существует сегодня. Это День России, он должен быть в каждой стране. Во Франции один день, в другом государстве — другой. Причем символы эти довольно различны. Во Франции 14 июля празднуют. Я всегда удивлялся, ведь это день начала гражданской войны, взятие Бастилии. Но там национальный праздник, хотя здесь праздничного мало что есть. Но это уже некий символ. А для нас День России — 12 июня. Подобное совпало с декларацией, которая была принята, — значит, совпало. Но в принципе для меня это вполне нормальный праздник — День России, день российского суверенитета. (Фото: By The Council of the Federation of the Federal Assembly of the Russian Federation, CC BY 4.0, commons.wikimedia.org)
Андрей Зубов историк, экс-профессор МГИМО— Я к такой дате отношусь очень хорошо, потому что это был акт, не просто предваряющий распад Советского Союза, а объявляющий о том, что Россия начинает путь освобождения от коммунистического режима, который завершился в декабре 1991 года. Да, ценой этого освобождения был распад СССР. Ну что ж тут поделаешь… Россия встала на путь построения некоммунистического государства.
Другое дело, что она не смогла его построить. По той простой причине, что в отличие от стран социалистической Европы, где сразу же в 1990 году приняты системные принципы декоммунизации (институция прав собственности и так далее), у нас ничего этого не было сделано. Более того, никто даже и не знал, что надо осуществить, чтобы порвать с прошлым. Думали, что достаточно просто флаг изменить. Ничего подобного. На самом деле все это глубокие вопросы, экономические.
Из-за того мы вернулись к тому, от чего ушли. То есть декоммунизации не произошло, и фактически сейчас в нынешней России Путин — это улучшенный вариант СССР. Ну пусть чуть-чуть более свободной, чем СССР. Но, по сути говоря, то же самое. Потому я очень ценю события 1990–1991 годов как попытку освобождения, которую мы еще не осуществили. И должны это сделать так, чтобы не развалить все совсем. (Фото: By Foma - Own work, CC BY-SA 4.0, commons.wikimedia.org)
Хафиз Миргалимов первый секретарь отделения КПРФ по Татарстану— Это для меня траурный день, тяжелый. Россия после всего того в каком состоянии? До сих пор не может оправиться. Даже коронавирус не может победить. Посмотрите какие зарплаты, пенсии, стипендии мизерные. Люди не могут оплачивать ЖКХ, покупать нормальные лекарства, потому что денег не хватает. Это великая трагедия о том, как Михаил Горбачев и Борис Ельцин сделали то, что не смог Адольф Гитлер со своей командой. Они выполнили его план — разрушили нашу страну. Экономически, политически и так далее. Нет великого СССР, который победил германский фашизм. Россия мучится.
Камиль Исхаков помощник президента РТ, экс-мэр Казани— 12 июня? Отмечаю, наверное, как и все праздники. Ничего сверхъестественного. В то время я уже работал на руководящих должностях, помню те события. Я считаю, что они сегодня обществом не осуждаются. Что ж, был объявлен праздник, люди отдыхают. И замечательно.
Мидхат Фарукшин профессор КФУ— Как гражданин я к этому празднику отношусь безразлично. А если обсуждать его с политической точки зрения, то как раз Россия и начала парад суверенитетов с того времени, хотя сторонники этого дня ссылаются на республики, что именно этнические республики открыли парад суверенитетов… А он начался с того периода, когда Россия объявила о своем суверенитете, находясь в составе Советского Союза.
Все это было связано с политической борьбой между российским центром власти, который олицетворял Ельцин, и союзным (Горбачев). И именно с данной борьбой связано желание России отделиться от Советского Союза, захватить и передать всю власть в российский центр, конкретно в руки Ельцина и его окружения. Потому я отношусь к этому отрицательно.
Леонид Барышев генеральный директор АО «Эссен Продакшн АГ», депутат Госсовета РТ— Я 12 июня выезжаю на реку с ребятами на рыбалку. А у нас на предприятии в этот день мы регулярно отправлялись на сплав. В 2020 году мы такого не делаем по понятным причинам. Как я в то время относился к принятию Декларации о суверенитете РСФСР? Тогда мне было 15 лет, я ничего в этом не понимал.
Владимир Беляев доктор политических наук, профессор, завкафедрой социологии, политологии и менеджмента КНИТУ им. Туполева— Отмечаю ли я День России? Естественно, нет, потому что не бывает в мире каких-то нормативных актов части страны, которые выше союзной конституции, федеральных законов. Это было шагом к развалу. В декларации о госсуверенитете написано, что законы России стоят выше законов Советского Союза. Так не бывает. Это все равно, как если бы штат Калифорния принял решение, что его законы выше всех законов и Конституции США. То же самое в ФРГ и других федеративных государствах. Так не бывает. Стало быть, российские обезумевшие депутаты решили разрушить Советский Союз. Если они не понимали, что делали, то тем более не надо было им там находиться.
Ким Миннуллин директор Института языка, литературы и искусства им. Ибрагимова АН РТ— Отмечаем, если это связано с работой и проходят какие-то официальные мероприятия, дома, естественно, не празднуем. Много вопросов возникает, от кого Россия получила независимость. В те годы мы о том не думали, нас все это не волновало, больше беспокоили события, происходящие в Татарстане. Что касается принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР, то она стала толчком для других республик России принять такую же декларацию.
Рауфаль Мухаметзянов директор театра оперы и балета им. Джалиля, депутат Госсовета РТ— У людей искусства каждый праздник ассоциируется с торжеством. Уже в подкорке откладывается, что это особенный день. Ты настроен на то, что он должен быть проведен по-другому. А дальше уже каждый отмечает в пределах своего собственного развития. Как я тогда воспринял суверенитет РСФСР… В то время я был далек от политики, но с годами, скажем так, человек от ощущения переходит к осмыслению. Сейчас можно говорить о таких вещах, а 30 лет назад еще немножко «летишь».
Рамиль Хайрутдинов директор Института международных отношений КФУ— Историк может относиться к истории страны, любому этапу не иначе как к закономерности. Случилось то, что должно было. Потому оценка может быть лишь по итогам случившегося. То есть что это дало, укрепился ли суверенитет России, ее позиции. Ни в истории, ни в политике нет отрицательного, есть позитивные движения. Другое дело, если эти события касаются конкретных людей. То есть, если государство поступает по отношению к людям неправильно, ухудшает их права, ограничивает, тогда можно считать, что путь развития был отрицательным.
Что касается сегодняшнего пути России, я думаю, что перемены произошли огромные. Мы знаем, что преодолеть советскую ментальность было очень тяжело. И до сих пор происходят процессы, которые говорят о том, насколько тяжек груз прошлых лет. Поэтому, надеюсь, с каждым десятилетием Россия станет очищаться от груза прошлого, и наступит наконец-то само общество, в котором будут все равны.
Мирфатых Закиев академик АН РТ, экс-председатель Верховного совета Татарской АССР— Отметим, наверное, праздник, но не знаю, будут ли у меня на работе проводить что-то. А дома не отмечаю. Про историю 30-летней давности могу сказать, что это довольно странное событие, Россия всегда стояла выше других республик Советского Союза и непонятно, от кого получила суверенитет, ведь она не была зависима от узбеков, армян или казахов. Это неправильно.
Фото на анонсе: Алексей Белкин
Фото:
«БИЗНЕС Online»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 172
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.