Российский власти предприняли попытку купировать молочный кризис. По мнению производителей, на восстановление баланса на рынке уйдет 3-4 месяца, а минсельхоз РТ обещает: роста цен на полке не будет Российские власти предприняли попытку купировать молочный кризис. По мнению производителей, на восстановление баланса на рынке уйдет три-четыре месяца, а минсельхоз РТ обещает: роста цен на полке не будет

МОЛОЧКЕ ИЗ БЕЛАРУСИ ОБЪЯВИЛИ БЛОКАДУ

Российские власти предприняли попытку купировать молочный кризис. Еще в минувший четверг, 22 февраля, Россельхознадзор объявил о том, что в РФ поступает небезопасная молочная продукция из Беларуси и, чтобы остановить этот поток, вводятся временные ограничения на поставки молока, сливок пастеризованных, стерилизованных и ультрапастеризованных, сухого молока и сливок концентрированных, консервированных и сгущенных, сыворотки молочной наливной, концентрированной, сухой, а также концентрата сывороточного и молочного белка.

«По результатам проведенного заместителем руководителя Россельхознадзора Николаем Власовым совещания и обсуждения необходимости принятия мер в связи с продолжающимся поступлением небезопасной молочной продукции из Республики Беларусь в Российскую Федерацию Россельхознадзор до проведения соответствующих переговоров с ветеринарной службой Республики Беларусь и урегулирования ситуации с обеспечением безопасности белорусской продукции с 26 февраля 2018 года вынужден ввести временные ограничения на поставки в Россию продукции», — объявлено в пресс-релизе ведомства.

Глаза на продукцию соседей у Россельхознадзора открылись меньше чем через неделю после того, как президент РТ Рустам Минниханов на форуме в Сочи попросил премьера Дмитрия Медведева помочь молочному рынку бороться с ввозимым из-за рубежа «порошком». Премьер-министр пообещал разобраться.

«Мне трудно возразить против тех аргументов, которые привел руководитель Татарстана. Мы должны развивать молочную промышленность. Да, у нас общий рынок с друзьями, партнерами из Евразийского союза, более того, мы не можем его ограничивать в силу подписанного соглашения, но должны думать о наших гражданах. Если мы блокируем поставки нормального молока и открываем рынок для сухого молока только ради соблюдения экономических принципов, то на фиг нам такие принципы нужны? Надо только подумать, как из этого выйти», — сказал тогда Медведев, намекая, конечно, в первую очередь на Беларусь. И вот результат.

Таким образом, Минниханов выполнил обещание, данное главам районов на коллегии минсельхозпрода РТ, а также поддержал свое реноме сильного лоббиста.


«У РОССЕЛЬХОЗНАДЗОРА НЕТ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ВВЕДЕНИЯ ОГРАНИЧЕНИЙ НА ВВОЗ ПРОДУКЦИИ С ТЕРРИТОРИИ ВСЕЙ СТРАНЫ»

Между тем в правительстве Беларуси не понимают, по какой причине был выдвинут запрет даже на те предприятия, к которым ранее никогда не было никаких претензий. Как заявил первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Леонид Маринич, причины такого решения Россельхознадзора ему неизвестны. «Мы готовы в любой момент выехать на переговоры, чтобы выяснить, что побудило российскую сторону принять такое решение», — цитирует Маринича ТАСС.

«А вот в департаменте ветеринарного надзора минсельхозпрода Беларуси рассказали, что было получено официальное оповещение со стороны Россельхознадзора о том, что данные ограничения были запланированы и в ближайшее время поступят объяснения, по каким причинам», — пишет издание «Дни24».

При этом уже зазвучали и воинственные ноты. Введение ограничений на поставки белорусского молока в Россию грубо нарушает положение, утвержденное Советом Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Об этом заявил член коллегии (министр) по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК Сергей Сидорский, чье заявление опубликовано на сайте посольства Республики Беларусь в РФ. По его словам, введенные ограничения нарушают пункт 175 положения о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 9 октября 2014 года №94. «Никто не имеет права игнорировать решение Совета комиссии», — заявил Сидорский. Министр ЕЭК пояснил, что, в соответствии с утвержденным Советом комиссии положением, допускается ограничение поставок продукции со всей территории Беларуси исключительно при ухудшении эпизоотической ситуации по особо опасным и карантинным болезням, общим для человека и животных. «В настоящее время таких оснований не имеется. Поэтому у Россельхознадзора нет оснований для введения ограничений на ввоз продукции с территории всей страны», — отметил он.

ЕЭК направила телеграмму руководителю Россельхознадзора Сергею Данкверту, министру сельского хозяйства России Александру Ткачеву, министру сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Леониду Зайцу с предложением не вводить ограничения на поставки с 26 февраля. Сидорский также пригласил заинтересованные стороны провести 26–27 февраля консультации на площадке Евразийской экономической комиссии в любое время. Как сообщил «Интерфаксу» замруководителя Россельхознадзора Николай Власов, достигнута договоренность, что встреча будет проведена 26 февраля в Москве, параметры и ее участники уточняются.

В 2016 году из выявленных 723 случаев нарушений белорусскими предприятиями ветеринарно-санитарных норм и требований ЕАЭС и РФ 386 случаев приходилось на молоко и молочную продукцию, сообщает «Интерфакс», причем в 10 случаях обнаружены остатки запрещенных и вредных веществ. В 2017 году было выявлено 596 нарушений, из которых 376 пришлось на молоко и молочную продукцию, причем в 201 случае обнаружены остатки запрещенных и вредных веществ. По данным на 20 февраля 2018 года, уже зафиксировано 32 нарушения в молоке и молочной продукции, из них в 21 случае обнаружены остатки запрещенных и вредных веществ. Обо всех случаях нарушений Россельхознадзор информировал белорусских коллег.

При этом Беларусь занимала львиную долю по поставкам в РФ сухого обезжиренного молока. По данным Союзмолока, в январе – ноябре 2017 года этот показатель составил 82% (95 тыс. т), сгущенного молока и сливок — 78% (172,4 тыс. т), несгущенных молока и сливок — 92% (269,2 тыс. т), молочной сыворотки и продуктов из натуральных компонентов молока — 90% (83,1 тыс. т).

В 2017 году Беларусь поставила в РФ 296,2 тыс. т молока и сливок против 239,4 тыс. т годом ранее (рост на 23,7%). В то же время поставки сгущенных и сухих молока и сливок снизились на 2,2% до 187,7 тыс. тонн с 191,9 тыс. тонн в 2016 году. Отметим, что, по данным информационного агентства Milknews, производство товарного молока в хозяйствах всех категорий РФ в 2017 году увеличилось на 3% и составило 21,2 млн тонн. При этом высокие темпы роста демонстрировало  производство сухого молока (+11,1% — для сухого обезжиренного молока, +15,5% — для сухого цельного молока и частично обезжиренного), сыра и сырных продуктов (+6,3%). Неудивительно, что рост поставок на фоне стабильного спроса привел к затовариванию и резкому снижению закупочных цен на молочное сырье.


«НЕ ДУМАЮ, ЧТО В РЕСПУБЛИКЕ ПОВЫСЯТСЯ ЦЕНЫ НА ГОТОВУЮ ПРОДУКЦИЮ»

В минувшую субботу министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Марат Ахметов оперативно прокомментировал введение временного запрета поставок продукции белорусской стороны. По его данным, молоко из Беларуси было под пристальным вниманием Россельхознадзора как минимум весь последний месяц — в первую очередь из-за низкого качества поставляемой продукции.

«Вся молочная продукция, поставляемая из Беларуси и других стран, никакими сопроводительными документами, ветеринарными справками не сопровождается. Практически тяжело обеспечить учет ввозимой продукции, не говоря о качестве этой продукции, когда Беларусь заявляет о скромном количестве продукции, которую завозят в Россию, а при этом завозят огромное количество», — отмечает Ахметов.

Он констатировал, что решение Россельхознадзора вызвало очень серьезный резонанс у белорусской стороны. «Наверняка идет серьезное давление на отмену этого решения. Но мы его принимаем для защиты наших российских товаропроизводителей. Тем более что Татарстан — субъект №1 в России по объемам товарного молока, и он был серьезно заинтересован в этом решении», — заявил Марат Готович.

«Мы помним обращение нашего президента [Минниханова] на имя председателя правительства РФ [Медведева] и надеемся, что это решение Россельхознадзора позволит нашим производителям более масштабно представлять ассортимент своей продукции на российских прилавках. Для Татарстана это положительное решение, в последние годы спрос на нашу продукцию на отечественном рынке уменьшился. Мы каждый день по тонне молока вывозим за пределы республики. Нам стали заявлять, что в вашей продукции не нуждаемся, у нас много сухого молока. Думаю, данное решение внесет изменения в баланс на молочном рынке России», — считает глава минсельхозпрода РТ.

«Мы принимаем это решение для защиты наших российских товаропроизводителей. Тем более, что Татарстан субъект № 1 в России по объемам товарного молока» «Татарстан — субъект №1 в России по объемам товарного молока»

Несмотря на то что в Россию было завезено очень дешевое молочное сырье в большом количестве, цены на молочку на прилавках магазинов сильно не снизились. «От того, что закупочные цены на сырое молоко пошли вниз, ни население, ни производители сырого молока не выиграли. Это доля доходов осела у оптовиков и у сетевых компаний», — отмечает министр.

В то же время он не считает, что ведения антибелорусского запрета сильно повлияет на стоимость молочной продукции.

«Не думаю, что с введением во всей стране запрета на белорусскую продукцию в республике повысятся цены на готовую продукцию. Вообще, нам надо удержаться на этих ценах. Тем более мы идем к весне, к лету, когда производство сырого молока традиционно увеличивается (а закупочные цены, соответственно, снижаются прим. ред.). Населению бояться того, что после ограничения белорусского сырья вдруг на прилавках повысятся цены потребительские, не надо. Этого не случится», — уверен Ахметов.

Более того, он уверен, что если надзорные органы «поработают с торговыми сетями и оптовыми поставщиками в части их отпускных цен и в части наценок», то есть шансы даже снизить потребительские цены на молочку.

«По нашей информации, торговые наценки по отдельным видам продукции, особенно на сыры, на масло, доходят до 60 процентов — это же огромная наценка! Просто так иметь на прилавке, да еще столько накручивать? Я порой даже задумываюсь, не специально ли они делают, чтобы собственных товаропроизводителей ставить в неудобное положение. Резерв, конечно, есть в сторону снижения потребительских цен», — уверен Ахметов.

В качестве позитивного момента он также отмечает, что на прилавках магазинов появится больше качественной российской продукции. В то же время в министерстве отдают себе отчет, что, если белорусы исправят свои недостатки, запрет на их продукцию может быть снят.

Айрат Хайруллин Айрат Хайруллин: «Анализ показал, что через Беларусь в Россию попадает очень много санкционных товаров, в том числе и молочной продукции»

«ЕС НАЧАЛ СБРАСЫВАТЬ ЗАПАСЫ ПО БРОСОВЫМ ЦЕНАМ, И ВЕСЬ ЭТОТ ТОВАР ПЕРЕУПАКОВЫВАЛСЯ НА БЕЛОРУССКИХ ЗАВОДАХ»

Депутат Госдумы РФ Айрат Хайруллин в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» напомнил, что Беларусь, Россия, Казахстан и частично Киргизия имеют общее экономическое пространство, а значит, любые ограничения перемещения товаров должны вводиться очень осторожно.

«Решение о приостановке отгрузки молочных товаров из Беларуси принималось непросто, — отметил депутат Госдумы. — Но вы все и сами знаете, что эта страна все-таки не всегда себя ведет корректно и, по сути, является транзитной. Анализ показал, что через Беларусь в Россию попадает очень много санкционных товаров, в том числе и молочной продукции: прибалтийской, польской, германской, украинской... То есть из тех стран, с которыми у нас сейчас непростые экономические, политические отношения. И вся эта продукция поступает на российский рынок благодаря тому, что белорусские поставки практически никак не регламентируются и не ограничиваются».

Хайруллин указывает на то, что значительная часть молокосодержащей продукции, поступающей из Беларуси, была произведена в других странах Евросоюза, а российское сухое молоко не может конкурировать с европейским.

«Множество молочных товаров, особенно сухого молока, поступило из Европейского сообщества через Польшу. Уже обсуждалось, что ЕС начал сбрасывать свои стратегические запасы по бросовым, по сути, ценам, весь этот товар переупаковывался на некоторых белорусских заводах и отправлялся в Россию под видом „произведено в Беларуси“, — пояснил собеседник издания. — Там соотношение примерно такое: при закупочной цене сырого молока в 24–25 рублей килограмм сухого обойдется в среднем 170–180 рублей. На Украине его можно было купить за 25 рублей. Понятно, что здесь и речи не может идти о добросовестной конкуренции».

Вторая проблема — в погоне союзного государства за прибылью у российской стороны оказалось очень много замечаний к качеству. К примеру, в продукции были обнаружены антибиотики.

«Сегодня из Беларуси поступает сухое молоко, которое в пересчете на литр сырого молока соответствует 11 рублям, то есть это в два раза ниже, чем все производство. Так не бывает, — предупреждает Хайруллин. — Сейчас Россия на 7–8 миллионов тонн остается импортозависимой по молоку. Поэтому мы не против, чтобы белорусская молочная продукция присутствовала на нашем рынке, но все это должно носить цивилизованный характер. Кстати, вся Беларусь, по статистике, производит всего 6 миллионов молока, то есть меньше, чем дефицит России».

Александр Габдрахимов Александр Габдрахимов: «Принятое Россельхознадзором решение правильное, но оно направлено скорее не на то, чтобы восстановить закупочные цены на сырое молоко, а на то, чтобы остановить их дальнейшее падение» 

«БАЛАНС НА РЫНКЕ НАСТУПИТ ЧЕРЕЗ ТРИ-ЧЕТЫРЕ МЕСЯЦА»

Гендиректор Казанского молочного комбината (АО «Комос Групп») Александр Габдрахимов в беседе с «БИЗНЕС Online» заявил, что нужно будет порядка трех-четырех месяцев запрета, чтобы восстановить баланс, ранее существовавший на рынке. Это с учетом того, того в страну уже завезены огромные партии дешевого сырья, а отечественные молочные комбинаты накопили на своих складах большие объемы нераспроданной продукции.

«Принятое Россельхознадзором решение правильное, но оно направлено скорее не на то, чтобы восстановить закупочные цены на сырое молоко, а на то, чтобы остановить их дальнейшее падение», — считает Габдрахимов.

Он объясняет это рядом факторов. Во-первых, сухое молоко закупили в большом количестве впрок кондитерские предприятия, хлебокомбинаты, а значит, пока спрос на этот продукт восстановится, должно пройти определенное время. Во-вторых, ближе к летнему периоду сыграет фактор обильного «летнего молока», которое по законам рынка обычно дешевеет. Наконец, третий момент — это введение с июля 2018 года системы «Меркурий». Глава молкомбината не исключает, что первое время после ее запуска у молочных хозяйств могут возникать проблемы с подключением, что также может отразиться на стоимости молока.

«Это решение по запрету белорусского сырья позволило сдержать то стремительное падение закупочных цен на сырое молоко, которое началось в декабре – январе. Падение цен могло бы стать еще более значимым. Не исключаю, что цена могла бы упасть даже ниже 15 рублей за литр», — считает он.

Артур Егоров уверен, что решение Россельхознадзора окажет положительное влияние на сложившуюся в данный момент ситуацию на молочном рынке страны Артур Егоров уверен, что решение Россельхознадзора окажет положительное влияние на сложившуюся в данный момент ситуацию на молочном рынке страны

«Могу предположить, что цены и дальше будут немного снижаться, так как много продукции уже было произведено и у производителей еще сохраняются большие остатки на складах. Пока баланс не наступит, рано говорить о росте цен», — считает Габдрахимов.

Директор Казанского молкомбината считает, что зимний молочный кризис заставит молокопереработчиков извлечь уроки. «Почему произошло затоваривание? Все посмотрели опыт 2016 года, когда цены на масло и сыры взлетели вверх, и начиная с апреля – мая – июня 2017 года много работали „на склад“. Но ведь то, что положено на склад, нужно еще сохранить. Плюс получилось так, что цены на готовую продукцию не выросли, как ожидалось. Так что, думаю, в текущем году все будут с опаской делать запасы на складах, это также будет сдерживать рост закупочных цен на сырье», — отмечает он.

Генеральный директор УК «ЗМК» Артур Егоров уверен, что решение Россельхознадзора окажет положительное влияние на сложившуюся в данный момент ситуацию на молочном рынке страны. «Что касается сроков, то конкретных дат никто не назовет. Все зависит от того, за какое время накопленные объемы будут реализованы. Повышать или понижать закупочные цены на молоко — это не желание или прихоть какого-то конкретного завода, это рынок: есть спрос — цена растет; предложение превышает спрос — цена падает. Поэтому все будет происходит в соответствии с законами экономики: как только предприятия начнут ощущать нехватку сырья, цена на него начнет расти», — ответил Егоров нашему изданию.

«Мне кажется, что эта история поучительна не только для татарстанских производителей, но и для всей страны в целом. Мы убедились, что отсутствие контроля за ввозимым сырьем может поставить под угрозу собственных производителей. По сути, это удар по продовольственной безопасности. Принятые на уровне правительства РФ протекционистские меры абсолютно адекватны сложившемуся моменту и, повторю, должны выправить ситуацию с обвалом закупочных цен на молоко», — считает глава ЗМК.