ИТОГИ-2017: КАЧЕСТВО ТАТАРСТАНСКИХ ГОСЗАКУПОК УШЛО ПОД ПЛИНТУС

Итоги 2017 года в сфере госзакупок для Татарстана стали неутешительными. Сегодня проверить, насколько экономно (по формальным признакам) расходовались в этом плане бюджетные средства, не составляет труда. Тот же официальный сайт госзакупок давно отладил сервис, который предоставляет наглядную статистику с разбивкой по периодам и регионам.

Увы, Татарстан остается самым «щедрым» субъектом Поволжского федерального округа. Раздав подрядчикам 127,6 млрд рублей, республика сэкономила по результатам конкурентных процедур только 3,2 млрд, или 5,02%. А теперь сравните: соседний Башкортостан, потратив почти вдвое меньше — 70,1 млрд рублей, сберег на конкурсах 5,8 млрд, или 10,54%. В Нижегородской области экономия средств составила 5,6%, в Самарской — 4,78%, в Удмуртии — 10,27%, Мордовии — 5,02% и т. д.

После этого не стоит удивляться, что в рейтинге эффективности закупок, который составляют аналитический центр при правительстве РФ и портал «Закупки 360», Татарстан околачивается где-то на задворках. Если быть точным, на 73-м месте из 85 регионов (по итогам первого полугодия 2017-го, годовой рейтинг еще не готов), причем могло быть и хуже, если бы не закупки на муниципальном уровне. С этим в республике дела обстоят не столь плачевно, татарстанские муниципалы котируются на 56-й позиции. Откуда взялась такая разница, можно понять, снова вернувшись на сайт госзакупок. Вот очередная порция статистики оттуда: в прошлом году исполком, например, Нижнекамского района добился снижения стартовых сумм вдвое в общей сложности, а Альметьевского — более чем в 3,5 раза. Такая экономия, впрочем, тоже выглядит подозрительно — получается, раньше по аналогичным закупкам со стартовой ценой промахивались в разы?

Тем временем татарстанские закупщики регионального уровня обосновались на самом дне таблицы — 76-е место. Хуже дела обстоят только в весьма специфических субъектах РФ: в шести кавказских республиках, Калмыкии, Магаданской области и на Чукотке. А ведь еще год назад даже региональные закупки обеспечили Татарстану место не в красной зоне, а в желтой (36-е место). Что уж говорить о 2015 годе, когда в этом рейтинге республика занимала 8-е место наряду с другими «зелеными» субъектами.

Госзакупки чаще всего лишь фиксируют уже принятые решения. И маскировать это обстоятельство в республике, похоже, уже просто не считают нужным Госзакупки чаще всего лишь фиксируют уже принятые решения. И маскировать это обстоятельство в республике, похоже, уже просто не считают нужным Фото: metshin.ru

В остальных «зачетах» Татарстан также не блещет. В рейтинге конкурентоспособности ему отвели 68-е место из-за того, что лишь две трети закупок проводилось на конкурентной основе (в деньгах — 89%). В рейтинге экономности республика заняла 53-ю строку. По эффективности планирования (учитывает объем закупок в конце года, число изменений, вносимых в документацию, число закупок с падением цены более чем на четверть) Татарстан — 68-й в России.

И только по конфликтности республика оказалась в золотой середине — на 44-м месте. Впрочем, этот показатель говорит лишь о количестве выявленных нарушений, то есть эффективности УФАС. Чем больше обоснованных претензий, тем ниже рейтинг.

Зато Татарстан очутился на унизительном 79-м месте по параметру «Подозрительные закупки». Здесь сказываются тендеры с заведомо нереальными сроками исполнения (высчитывается средняя «стоимость дня» исполнения контракта) и выигрыша по минимальной (или максимальной) предложенной цене. Хуже дела только у трех кавказских республик, Ненецкого и Чукотского автономного округа, а также Тюменской области.

Дело тут, конечно, не столько в том, что в Татарстане деньги разбазариваются, просто система определения цены и отбора подрядчиков работает совершенно по другой схеме. А госзакупки чаще всего лишь фиксируют уже принятые решения. И маскировать это обстоятельство в республике, похоже, уже просто не считают нужным.

Абсолютным чемпионом года среди всех исполнителей госконтрактов в 2017 году снова стало АО «Татавтодор» с 8,5 млрд рублей. Захватив лидерство по итогам второго квартала, дорожники Айрата Шаймиева (на фото справа) его уже не упустили Абсолютным чемпионом года среди всех исполнителей госконтрактов в 2017 году снова стало АО «Татавтодор» с 8,5 млрд рублей. Захватив лидерство по итогам второго квартала, дорожники Айрата Шаймиева (на фото справа) его уже не упустили Фото: prav.tatarstan.ru

АЙРАТ ШАЙМИЕВ ПРЕВЗОШЕЛ ВСЕХ

Но перейдем к конкретике. Для крупнейших получателей бюджетных денег в Татарстане кризис — понятие относительное. По крайней мере, кусок пирога, доставшийся нашим «королям» из первой десятки, резко увеличился в размерах. Недосчитались «калорий» только замыкающие топ-10 государственные управление капитального строительства и Госжилфонд, остальные тузы нарастили портфель по сравнению с предыдущим годом: кто — наполовину, кто — в 2,5 раза, а самый мощный рывок из лидеров совершил «Каздорстрой» — сумма его подрядов выросла в 3,5 раза.

==table1858==

Абсолютным чемпионом года среди всех исполнителей госконтрактов в 2017 году, как мы и прогнозировали (впрочем, это было нетрудно), снова стало АО «Татавтодор» с 8,5 млрд рублей. Захватив лидерство по итогам второго квартала, дорожники Айрата Шаймиева его уже не упустили. В четвертом квартале компания также не знала равных, за три месяца собрав почти 4,3 млрд рублей — половину годового портфеля.

Кормильцем «Татавтодора» в октябре – декабре столь же ожидаемо стало ГКУ «Главтатдортранс». От него дорожники Шаймиева получили целую серию подрядов суммами от 50 до 320 млн рублей, причем самые увесистые контракты, ценой около 300 млн, компании достались уже под занавес года. Предметом их стали ремонт дорожно-уличной сети, региональных дорог и весовых площадок в различных районах РТ — от Мензелинского на востоке до Кайбицкого на западе.

Кормильцем «Татавтодора» в октябре-декабре столь же ожидаемо стало ГКУ «Главтатдортранс» Эдуарда Данилова (на фото) Кормильцем «Татавтодора» в октябре – декабре столь же ожидаемо стало ГКУ «Главтатдортранс» Эдуарда Данилова Фото: «БИЗНЕС Online»

Спарринг-партнерами «Татавтодора» на аукционах выступали столь же проверенные бойцы — ООО «СК „Казаньдорстрой“» Олега Петрова, казанское ООО «Волгадорстрой» Олега Иванова и Айрата Миннулина, ОАО «Алексеевскдорстрой» (входит в сферу влияния бывшего министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Владимира Швецова и депутата Госсовета РТ Фоата Валиева) и ООО «Татнефтедор», входящее в «ТаграС-Холдинг» Шафагата Тахаутдинова. Результат такого соперничества был несколько предсказуем: как правило, скидка от стартовой цены составляла символические 0,5%, а иногда в документах закупки она и вовсе не упоминалась.

По традиции заглянем в список субподрядчиков самого «Татавтодора». Среди них отметим ранее не попадавшее в сферу нашего внимания ООО «Промстрой» (выручка в 2016 году — 106 млн рублей, чистая прибыль — 3,8 млн рублей), единственным учредителем которого выступает Саид Гайнутдинов.

В частности, на условиях единственного поставщика «Татавтодор» передал компании работы по устройству бортового камня из монолитного бетона на автодороге Аксубаево – Федоровка. Сумма контракта невелика — всего 1,7 млн рублей, но интересно другое. Годом ранее в ходе аналогичного конкурса на 2,4 млн рублей, где также участвовал «Промстрой», размещение заказа признали несостоявшимся по причине подачи лишь одной заявки.

Любопытно, что в 2016 году «Промстрой» пробовал свои силы и в открытой схватке за контракт «Главтатдортранса» с «Татнефтедором» и ООО «Стройтехника». В итоге по данному контакту, подразумевающему благоустройство подъездов к фермерским хозяйствам и диагностику мостовых сооружений, скидка составила 56,8% при итоговой цене 9,4 млн рублей — впечатляющая экономия бюджета, особенно если вспомнить уже набившие оскомину «минус полпроцента». Однако после этой эпической скидки «Промстрой» уже не создавал такого давления на цены. Может быть, Гайнутдинову подсказали, что вовсе не обязательно так напрягаться?

В перечне единственных поставщиков «Татавтодора» в октябре – декабре оказалось и уже знакомое нам чебоксарское ООО «ДорСтройСервис» Альберта и Рузили Софьиных (121 млн рублей выручки и 2,2 млн рублей прибыли в 2016 году).

Ранее в 2017 году «ДорСтройСервис» уже получил серию заказов от «Татавтодора», сформировав портфель на 170 миллионов. Четвертый квартал чебоксарцев тоже не разочаровал. Им выделили 8,5 млн на обустройство земляного полотна дороги Набережные Челны — Заинск — Альметьевск, еще 37 млн рублей — на аналогичные работы по направлению Арск — Большая Атня.

Устройство водопропускных труб суммой 24,5 млн рублей на последнем объекте доверили недавно родившемуся (в марте 2017-го) ООО «ПСО „Ремстрой“» Азата Гарипова. Впрочем, другая компания бизнесмена — учрежденное в 2012 году ООО «Ремстрой» — ранее также плотно работала с «Татавтодором». Заметим, что такого рода «близнецы», связанные общими учредителями, не редкость в строительной отрасли, о чем мы не раз писали наших обзорах. Самый крупный контракт — суммой 90 млн — «старый» «Ремстрой» получил от «Главтатдортранса» в 2014 году, вырвав его у ОАО «Мосты РТ». Остальные 65 млн рублей из итоговых 155 млн рублей фирме обеспечили тендеры Айрата Шаймиева.

Татарстанские подрядчики последние годы достаточно вольготно чувствуют себя в столице России. «Миграция» в обратную сторону тоже встречается, пусть и гораздо реже. На сей раз «Татавтодор» передал ремонт подъездной автодороги от кольцевой развязки до аэропорта «Казань» московскому ООО с говорящим названием «Аэродорстрой». Впрочем, цена этого «одолжения» невелика — всего 5,5 млн рублей.

С большим отрывом от лидера второе место по итогам 4 квартала получает «Татнефтедор»  Шафагата Тахаутдинова, собравший 3,1 млрд рублей С большим отрывом от лидера второе место по итогам четвертого квартала получает «Татнефтедор» Шафагата Тахаутдинова, собравший 3,1 млрд рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

ШАФАГАТ ТАХАУТДИНОВ: ЧЕМПИОН СРЕДИ ЧАСТНИКОВ

С большим отрывом от лидера второе место по итогам четвертого квартала получает «Татнефтедор» Шафагата Тахаутдинова, собравший 3,1 млрд рублей. Компания показала лучший результат среди «частников» как в октябре – декабре, так и по итогам всего года (4,5 млрд рублей).

Что же приплыло в сети Тахаутдинова и Ко под закрытие года? Самая крупная рыба весом 428 млн рублей приплыла с федерального направления. ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» заказало капитальный ремонт 10-километрового участка автодороги Р-239 Казань — Оренбург — Акбулак (контракт разбит равными частями на 2018 и 2019 годы). Несмотря на конкурентный способ отбора в виде электронного аукциона, других желающих подать заявки не оказалось, победу присудили единственному игроку. Уточним, ранее на проведение работ по этому же направлению в 2017 году «Татнефтедор» получил 2,9 млрд. рублей.

Впрочем, татарстанский улов Тахаутдинова суммарно все же перевесил. «Главтатдортранс» оценил содержание 588 км дорог Азнакаевского района в 315 млн рублей, 636 км автодорог родного для «Татнефтедора» Альметьевского района — в 311 млн рублей, а на строительство объездной автодороги в Ютазинском районе компании выделили 180 млн рублей. Конкуренцию в тендерах с предсказуемым результатом изображали «Алексеевскдорстрой», «Волгадорстрой» и СК «Казаньдорстрой».

проблемы продолжают сгущаться над бизнесом, который принято связывать с бывшим вице-премьером РТ Владимиром Швецовым Проблемы продолжают сгущаться над бизнесом, который принято связывать с бывшим вице-премьером РТ Владимиром Швецовым Фото: «БИЗНЕС Online»

УСПЕХИ И НЕУДАЧИ СТРОИТЕЛЕЙ ШВЕЦОВА

Третье место среди частных компаний по итогам четвертого квартала с суммой 1,4 млрд рублей заняла фирма, которой доводилось и возглавлять наш рейтинг. Весь год для «Алексеевскдорстроя» оказался еще более успешным: собрав контрактов на 4,4 млрд рублей, фирма присвоила «серебро» среди частных организаций.

Разумеется, дорожников Валиева и Швецова просто не могли обделить заказами, связанными с их малой родиной. Самый крупный контракт компании в четвертом квартале на 322 млн рублей предусматривает содержание в 2018–2019 годах 347 км дорог Алексеевского района. Также закупка «Главтатдортранса» включает в себя 215 км Новошешминского и 86 км Нурлатского районов. Чуть меньше компании принес тендер, охватывающий дороги Алькеевского и Спасского районов, еще 191 млн рублей принес ремонт участка автодороги Азеево — Черемшан — Шентала — Беркет Ключ.

Весь год для «Алексеевскдорстроя» оказался еще более успешным: собрав контрактов на 4,4 млрд рублей, компания присвоил «серебро» среди частных компаний Весь год для «Алексеевскдорстроя» оказался еще более успешным: собрав контрактов на 4,4 млрд рублей, фирма присвоила «серебро» среди частных компаний Фото: alekseevskiy.tatarstan.ru

В Казани «Алексеевскдорстрою» достались более скромные заказы ценой 83 и 87 млн рублей. Здесь предметом сделки стали реконструкция участка улицы Братьев Батталовых и ремонт Кул Гали от Комиссара Габишева до Центральной. Видимость конкуренции на аукционах при этом создавали «Волгадорстрой», «Татнефтедор» и «Казаньдорстрой».

Не столь удачно шли дела у другого актива, связанного со Швецовым. ЗАО «Трест Камдострой» в четвертом квартале опустилось в нашем рейтинге на шесть позиций и финишировало на 19-м месте. Более того, в конце октября трест попал под внеплановую проверку УФАС по подозрению в картельном сговоре. Как сообщил «БИЗНЕС Online» начальник УФАС по РТ Александр Груничев, в службу поступило обращение с просьбой проверить наличие сговора на торгах. Главный антимонопольщик республики отметил, что центральным аппаратом ведомства подобная внеплановая проверка проводится в Татарстане впервые. По его словам, в «Камдорстрое» изымалась документация и производился съем информации с компьютеров и серверов. 

А уже в начале текущего года стало известно, что в отношении ЗАО «Трест Камдорстрой» и ПАО «Трансстроймеханизация» было возбуждено дело о картельном сговоре с суммой более 25 млрд рублей. Дело связано со служебным расследованием, которое в начале декабря вице-премьер Юрий Трутнев поручил провести после того, как на реконструкцию аэропортов Дальнего Востока «не дошла» часть бюджетных средств. Также по его поручению были уволены два заместителя главы Росавиации.

По итогам года «Каздорстрой» с 4,4 млрд рублей пропустил вперед «Татнефтедор» и «Алексеевскдорстрой», заняв в результате третье место среди «частников» Фото: «БИЗНЕС Online»

 «КАЗДОРСТРОЙ» ПОДРЯДИЛСЯ НА ТРАССУ М7, НО ПОСКОЛЬЗНУЛСЯ НА КАЗАНСКИХ ДОРОГАХ

Пропустим двух государственных игроков с очевидными моделями бизнеса. Как известно, АО «Татэнергосбыт» набивает свой портфель сотнями небольших контрактов на поставку электроэнергии, а ГУП «Таттехмедфарм» аккумулирует сотни заказов от лечебных учреждений на медпрепараты и медоборудование.

Мы же перейдем к следующей частной компании. Вторым фаворитом татарстанских госзаказчиков среди частных структур в октябре – декабре стало ОАО «Каздорстрой». Компания, ключевыми акционерами которой являются Эльвира Ахунова и Равиль Гарипов, собрала контрактов почти на 1,8 млрд рублей. По итогам года «Каздорстрой» с 4,4 млрд рублей пропустил вперед «Татнефтедор» и «Алексеевскдорстрой», заняв в результате третье место среди «частников».

Сразу 745 млн рублей в копилку компании в четвертом квартале принес договор с ФКУ «Волго-Вятскуправатодор» на капремонт едва ли не главной кормилицы поволжских дорожников — автодороги М-7 «Волга» Сразу 745 млн рублей в копилку компании в четвертом квартале принес договор с ФКУ «Волго-Вятскуправатодор» на капремонт едва ли не главной кормилицы поволжских дорожников — автодороги М7 «Волга» Фото: «БИЗНЕС Online»

С тендерами в «Каздорстрое», похоже, мелочиться не привыкли. Сразу 745 млн рублей в копилку компании в четвертом квартале принес договор с ФКУ «Волго-Вятскуправатодор» на капремонт едва ли не главной кормилицы поволжских дорожников — автодороги М7 «Волга». Казанцам предоставили участок длиной 12,5 км, других претендентов на него не нашлось. Еще 586 млн рублей к основному блюду добавил безальтернативный контракт на другой, 11-километровый отрезок той же трассы. Выполнить взятые обязательства «Каздорстрой» должен до 31 октября 2019 года. На гарнир компании достался капремонт транспортной развязки на М7 ценой 149 млн рублей. В качестве десерта местный «Главтатдортранс» выделил 103 млн рублей на содержание 214 км дорог Зеленодольского района.

Увы, триумф «Каздорстроя» был подпорчен контрактом на 160 млн рублей, который компания должна был отработать с 12 октября по 15 ноября 2017 года. Согласно закупочной документации, ремонту подлежали участки пять улиц Казани: Бондаренко, Маршала Чуйкова, Академика Лаврентьева, Мусина и Тополевая. Однако на сайте госзакупок на 10 января контракт был размещен с отметкой «исполнение» (выполненные договоры обычно помечаются «исполнение завершено»), а затем статус сменился на «исполнение прекращено». В соглашении стороны ссылаются на пункт 8 статьи 95 №44-ФЗ, который гласит: «Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством». Суть дела это не проясняет, однако на момент расторжения договора сумма не использованных «Каздорстроем» средств составляла 1,8 млн рублей. Похоже, кто-то переоценил свои или, напротив, чужие силы? Добавим, что на этот подряд также с ленцой претендовал «Алексеевскдорстрой», в результате скидка от начальной цены составила 0,5%.

318 млн бюджетных рублей упали в копилку «Татлизинга» согласно контракту по ряду челнинских объектов Фото: «БИЗНЕС Online»

«ТАТЛИЗИНГ» ОТДАЕТ ПАРКИ И СКВЕРЫ БЕЗ КОНКУРЕНЦИИ

Шестое место по итогам четвертого квартала (1,7 млрд рублей) и года (4,4 млрд рублей) заняло ГУП «Татлизинг». Как и «Татавтодор», этот господрядчик кормит целый отряд «субчиков», среди которых встречаются известные лица.

Далеко ходить за примерами не будем. Так, 318 млн бюджетных рублей упали в копилку «Татлизинга» согласно контракту по ряду челнинских объектов — площади Азатлык, Шишкинскому бульвару и бульвару Тинчурина. Конкуренцию на торгах составило ООО СМП «Портал» Булата Ахметгараева, скидка от начальной цены — 0,5%. Интересно, что заключенный 23 октября договор подрядчик обязался выполнить весьма оперативно, уже к 15 декабря, однако затем срок исполнения был сдвинут на 15 января текущего года, причем в минувшую пятницу эта дата продолжала красоваться на сайте госзакупок.

Не миновал опытного Ильнара Ленаровича (на фото) и контракт ценой 83 млн рублей, призванный облагородить набережную им. Г. Тукая Не миновал опытного Ильнара Гайсина и контракт ценой 83 млн рублей, призванный облагородить набережную им. Габдуллы Тукая Фото: «БИЗНЕС Online»

Впрочем, любые возможные претензии надо адресовать уже не «Татлизингу», а его счастливому субподрядчику. В данном случае им стало небезызвестное ООО «Евростиль» Ильнара Гайсина, которому упомянутые 300 млн рублей с хвостиком перешли транзитом на условиях единого поставщика. Не миновал опытного Ильнара Ленаровича и контракт ценой 83 млн рублей, призванный облагородить набережную им. Габдуллы Тукая.

Другой пример: 220 млн рублей «Татлизингу» принес договор с ГИСУ РТ на строительство детсада вместимостью 260 детей в 47-м микрорайоне Нижнекамска. Составители документа уточняют, что, в соответствии с постановлением правительства РФ от 15 мая 2017 года №570, исполнитель обязан самостоятельно выполнить не менее 15% определенных строительных работ. Желающих принять участие и в этом электронном аукционе, кроме «Татлизинга», не нашлось.

Далее мы видим, как среди подрядов самого «Татлизинга» появляется «детсадовский» ценой 187 млн рублей — как раз исходная сумма минус те 15%, что должен отработать генподрядчик. Причем этот контракт «Татлизинг» размещает без каких-либо торгов. Что характерно, в документации не указаны данные конечного получателя. Собственно, отсутствует и сам договор, есть только извещение о закупке на условиях единственного поставщика (и да, в нем указано, что «Татлизинг» «проводит неконкурентную закупочную процедуру»).

Случайность? Пожалуйста, похожий случай с отсутствием договора и неизвестным «субчиком» в заказе на 50 млн рублей.                     

Получило «парковый» субподряд от «Татлизинга» в итоге  ООО ЛСК «Гринстан» Зуфара Шамсутдинова Получило «парковый» субподряд от «Татлизинга» в итоге ООО ЛСК «Гринстан» Зуфара Шамсутдинова

БОЛЬШОЙ ПРАЗДНИК НА УЛИЦЕ МАЛЕНЬКИХ «СУБЧИКОВ»

«Евростиль» сыграл и другую роль в контрактах «Татлизинга». Гайсин поработал символическим конкурентом госкомпании (скидка составила 0,5%) в тендере по сборному договору ценой 205 млн рублей на ряду казанских объектов — сквер по улице Сыртлановой, парк «Крылья Советов», парк Победы и парк им. Урицкого. К слову, обычно «Евростилю» улыбается удача в конкурсах по объектам Набережных Челнов и Тукаевского района — в его родных пенатах, видеть его заявки на казанские объекты несколько непривычно. Впрочем, объяснение лежит на поверхности...

А получило «парковый» субподряд от «Татлизинга» в итоге ООО ЛСК «Гринстан» Зуфара Шамсутдинова. Это первый госконтракт за двухлетнию историю существования компании. Второй — на благоустройство прилегающих территорий автодорог Казани, ценой 2,7 млн рублей — «Гринстан» в декабре 2017 года получил от МУП «Горводзеленхоз». Добавим, что фирма Зуфара Рафаэльевича с похожим названием ЛК «Гринстан» работала с 2013 года и получала небольшие (в пределах 15 млн рублей) единичные заказы на озеленение от «Горводзеленхоза», «Таттелекома» и администрации Ново-Савиновского района Казани. Так что заказ от «Татлизинга» — большой праздник на улице «Гринстана» и, возможно, новая веха в истории фирмы.

Несмотря на участие в следующем тендере профильного ООО «Татмелиоводстрой» Анвара Залакова и Айрата Сафиуллина, победа в нем снова досталась «Татлизингу». Без малого в 150 млн рублей оценили строительно-монтажные работы на набережной озера Нижний Кабан. Контракт подписан 13 октября, с выполнением работ, согласно последней информации, следовало уложиться к 15 декабря, но на пятницу он по-прежнему находился на исполнении, да и забор вдоль озера никуда не исчез. Транзитом договор перекочевал к очередному единственному поставщику, которым в данном случае оказалось МУП «Городское благоустройство».

Особняком стоит контракт суммой 72 млн рублей на строительство многофункционального центра по оказанию госуслуг в Чистопольском районе. На этот лот кроме «Татлизинга» претендовали два подрядчика: упоминавшийся «ПромГрадСтрой» и ООО «Альфа-Строй» (город Киров) Татьяны Головенкиной. На фоне прочих эта закупка выделяется тем, что скидка от начальной цены здесь составила аж 1,5%. Произошло это, похоже, лишь потому, что в привычный междусобойчик вмешался варяг. Судя по последним госконтрактам «Альфа-Строя», это серьезный подрядчик, цену в высококонкурентной борьбе он часто снижал заметно больше пресловутых полпроцента. Однако последний заказ ценой 378 млн рублей на многоквартирный жилой дом в Кирове (где «Альфа-Строй» сбил цену на 7,8%, оттеснив сразу шесть претендентов) пришелся на декабрь 2015 года. Все выглядит так, будто разгрузившиеся кировские строители пустились в поиск заказов по соседним регионам.

Также можно отметить заказ на пристрой к зданию поликлиники в Республиканском клиническом противотуберкулезном диспансере (82 млн рублей), за который боролось ООО «БарсЭлитСтрой» Ильхама Хусаенова. Далее от «Татлизинга» этот подряд достался ООО «Фарад» Рафаила Бадретдинова. Ранее такого улова компания Бадретдинова не видела, довольствуясь мелкими, в пределах 1 млн рублей, контрактами от МВД по РТ на ремонт зданий. Предыдущий договор с бюджетным учреждением компания получила в августе 2014 года от Теньковской средней школы Камско-Устьинского района, сделав скидку от начальной цены аж на 44,6%! Добавим, что выручка ООО «Фарад» за 2016 год составила 10 млн рублей, а чистый убыток — 2,2 млн рублей, так что заказ от «Татлизинга» должен стать для него манной небесной.

Далее 67 млн рублей республика выделила на Горкинский и Ометьевский лесопарки Казани, где «Татлизинг» вновь обязан своими силами выполнить 15% строительных работ. Конкуренцию на аукционе ему составило ООО «РСС Инжиниринг», у которого сменился контролирующий собственник. С 21 ноября 2017 года 99% компании получил не имеющий долей в других бизнесах Шамиль Кулеев, а 1% остался за Александром Тауновым. При этом свой небольшой субподряд от «Татлизинга» на 61 млн рублей «РСС Инжиниринг» тоже получил.

67 млн рублей республика выделила на Горькинский и Ометьевский лесопарки Казани, где «Татлизинг» вновь обязан своими силами выполнить 15% строительных работ 67 млн рублей республика выделила на Горкинский и Ометьевский лесопарки Казани, где «Татлизинг» вновь обязан своими силами выполнить 15% строительных работ Фото: «БИЗНЕС Online»

Тем временем лесопарковый заказ ушел к ООО «Строительная компания Прогресс» Андрея Закамского. Четвертый квартал 2017 года вообще оказался очень удачным для этой организации: только от «Татлизинга» фирма получила подрядов на 190 млн рублей. Для сравнения: за весь предыдущий год сумма госконтрактов составила 4,5 млн рублей.

Ранее на Закамского было оформлено ООО «Прогресс», которое с попеременным успехом выигрывало контракты от Генерирующей компании, однако для побед ему приходилось двигаться по цене вплоть до 20%. Но тот «Прогресс» почил в бозе в августе 2017-го. Также у Закамского в 2013–2016 годах была фирма «СК Прогресс», собиравшая редкие небольшие (до 5 млн рублей) контракты, но она приказала долго жить еще раньше, в мае 2016 года.

Жителям Казани, возможно, будет интересно, кому достался субподряд и на очередной этап работ в парке «Черное озеро». «Татлизинг» поручил провести строительно-монтажные и ремонтно-реставрационные работы почти на 70 млн рублей ООО «СУ Радиант» Дамира Амирова и Юрия Федянина. При выручке 154 млн рублей компания в 2016 году умудрилась получить 3 тыс. рублей убытка. Впрочем, это стандартная картина для «СУ Радиант»: в 2013 фирма отчиталась об убытках на 264 тыс., в 2015 году — на 292 тыс., только в 2014-м она смогла заработать баснословные 12 тыс. рублей.

Согласно базе «Контур.Фокус», в 2010 году Амиров вместе с директором «Казань Арены» Радиком Миннахметовым и Исламом Гильмановым учредили компанию «Нерудресурс», профилем которой значилась разработка гравийных и песчаных карьеров, добыча глины и каолина. Впрочем, с тех пор утекло много воды: сегодня эта фирма оформлена в равных долях на другие четыре физлица — братьев Тагира и Шамиля Минвалеевых, Дениса Николаева и Алию Архипову.

Субподряд суммой 89 млн рублей на реконструкцию Центрального стадиона Казани достался очередному завсегдатаю наших рейтингов – ООО «Восток-С» Олега Новосельского Субподряд суммой 89 млн рублей на реконструкцию Центрального стадиона Казани достался очередному завсегдатаю наших рейтингов — ООО «Восток-С» Олега Новосельского Фото: «БИЗНЕС Online»

Также у Амирова и Федянина есть ООО «ИС Радиант», участвовавшее в тендерах на 1,2 млрд рублей, но сумевшее получить заказов только на 197 млн рублей, последний — в 2016 году. Из примечательных подрядов компании — строительство участка производства и операторной для ОАО «КЗСК-Силикон» за 33 млн рублей в 2015 году. «ИС Радиант» даже зарабатывал в 2014–2015 годах по 300–500 тыс. рублей, но уже в 2016 году у него во всех статьях, включая выручку, стоят нули, хотя компания, согласно базе «Контур.Фокус», считается действующей.

Наконец, субподряд суммой 89 млн рублей на реконструкцию Центрального стадиона Казани достался очередному завсегдатаю наших рейтингов — ООО «Восток-С» Олега Новосельского. Свои обязательства «субчик» должен исполнить до июня 2018 года.

ЧАСТНЫЕ ИНТЕРЕСЫ ДИРЕКТОРА ГОСУДАРСТВЕННОГО УКС

Без малого 100 млн рублей выделили «Татлизингу» на то, чтобы облагородить каскад прудов в Альметьевске. Конкуренцию госструктуре на торгах составляло казанское ООО «СМ-СтройИнвест» Магдута Гатауллина, который более известен как генеральный директор государственного АО «УКС». Кроме того, у Магдута Махмутовича имеются «СМ-СтройСервис» с пропиской на Высокой Горе, строительное ИГС, а также ООО «Байлык» и ООО «Сатурн-Органика», занятые производством удобрений. О том, как распределяет свои подряды само УКС, мы поговорим ниже.

На 95 млн рублей потянул договор по «развитию общественных пространств» в Нижнекамске, а конкретнее сквера Лемаева и Школьного бульвара. Уже от «Татлизинга» на условиях, как читатели уже наверняка догадались, единственного поставщика контракт по цепочке перешел к нижнекамскому ООО «Азимут» Андрея Соболева. Все свои госконтракты на 185 млн рублей эта фирма получила именно от «Татлизинга» в октябре – ноябре 2017 года. Сам бизнесмен, кроме того, владеет 40% в учрежденной в ноябре 2017 года строительной компании «Вымпел», где 60% контролирует Азамат Хайбуллин. Также на паритетных условиях Соболев вместе с Николаем Мартазовым владеют клининговой компанией «Мир чистоты».

На Соболева до мая прошлого года была оформлено ООО «Малахит», которое отошло весной того же года Илфату Гималтдинову. Последний оказался едва ли не миллиардером, ведь на него оформлены «Старый Амбар-5», «Старый Амбар-13», «Старый Амбар-14», «Старый Амбар-Новокосино», «Трапеза-10» —  юрлица одноименной сети заведений общепита «Старый Амбар». По большинству компаний, несмотря на то что они зарегистрированы в 2012 году, информация о более ранних учредителях недоступна, на Гималтдинова же их оформили буквально в 2017 году.

По итогам всего года Госжилфонд, которым управляет Талгат Абдуллин, собрал контрактов на 2,6 млрд рублей и занял 10-е место в общем зачете По итогам всего года Госжилфонд, которым управляет Талгат Абдуллин, собрал контрактов на 2,6 млрд рублей и занял 10-е место в общем зачете Фото: prav.tatarstan.ru

ГОСЖИЛФОНД ПОПОЛНИЛ РЕСПУБЛИКАНСКУЮ КОПИЛКУ ЗА СЧЕТ ФЕДЕРАЛОВ

Бегло отметим достижения Госжилфонда при президенте РТ, которым управляет Талгат Абдуллин. Традиционно «копилка» заказов ГЖФ представлена жильем, точнее, квартирами, которые выкупают муниципальные образования республики. Однако на этот раз средства пришли от федералов. Портфель четвертого квартала стоимостью 1,57 млрд рублей был практически полностью сформирован за счет продажи здания для Арбитражного суда Поволжского округа. Оно расположено в Казани по адресу ул. Красносельская, 20. Стоимость помпезного здания, которое хорошо видно с улицы Декабристов, составила 1,56 млрд рублей — 109,3 тыс. за квадратный метр, что с учетом всего оснащения и недешевой отделки выглядит адекватно. Сделка закрыта буквально на днях — 27 декабря 2017 года, хотя обитель правосудия считается сданной в 2015 году, а официальное открытие состоялось в июне 2016 года.

По итогам всего года Госжилфонд собрал контрактов на 2,6 млрд рублей и занял 10-е место в общем зачете.

Сезон раздачи заказов на капитальное строительство только на подходе, так что АО «УКС» в четвертом квартале набрало заявок только на 605 млн рублейФото: kzn.ru

УКС НЕ ХОЧЕТ БРАТЬ НА СЕБЯ ПОЛОЖЕННЫЕ 15% РАБОТ?

Сезон раздачи заказов на капитальное строительство только на подходе, так что АО «УКС» в четвертом квартале набрало заявок только на 605 млн рублей (13-е место). В основном портфель представлен профильными для компании договорами на строительство или ремонт инженерных сетей, а снижение от стартовой цены на торгах не превышало 1%. За год УКС аккумулировало заказов на 2,7 млрд рублей, финишировав на 9-й позиции.

К слову, на торгах с участием УКС мы заметили ту же схему, что была отыграна «Татлизингом» и фирмой «РСС Инжиниринг». Одним из конкурентов АО «Управление капитального строительства» выступало ООО «АСТП Линда» братьев Евгения и Артема Ефимовых. Выполнив эту миссию, в четвертом квартале компания получила уже из рук УКС заказов на 62 млн рублей. В частности, в открытом конкурсе на инженерные изыскания и разработку документации ценой 22 млн рублей компания «АСТП Линда» оказалась единственным участником. Аналогично закончились истории с контрактами на 23,8 млн и 16,4 млн рублей. Что это означает: больше не нашлось желающих разрабатывать проектную документацию или ни у кого, кроме братьев Ефимовых, не хватает компетенций для участия в конкурсе? К слову, с мая 2013 года по декабрь 2017 года «АСТП Линда» выиграла заказов на 300 млн рублей, все они от УКС.

И вновь показателен пример, который демонстрирует благотворное влияние «посторонних» подрядчиков на конечную цену. Далеко ходить снова не придется: в марте 2017 года на аукционе по контракту УКС сошлись саранское ООО «Теплогазпроект», чебоксарское ООО «ВИАЛ Строй» и наш герой «АСТП Линда». Что вы думаете — скидка от максимальной цены составила 11,5%.

Или более свежий пример с контрактом (31705701371-01 от 12 декабря 2017 года), где за право разработать документацию для реконструкции очистных сооружения Альметьевска схватились кировское ООО «Гражданпроект», костромское ЗАО «Проектинвест», казанское ООО «Втс Проект», а победителем стало московское АО «Май Проект». Как следствие, снижение стартовой цены составило 19,7%.

Сумма несостоявшихся закупок, которые УКС отменило в четвертом квартале превысила 1,2 млрд рублей Сумма несостоявшихся закупок, которые УКС отменило в четвертом квартале, превысила 1,2 млрд рублей / Фото: «БИЗНЕС Online»

Идем дальше. В предыдущем обзоре мы подробно рассказали о том, какие контракты от АО «УКС» уходили «теневому коммунальному князю» из Богатых Сабов. В подобном ключе развивалась ситуация и в четвертом квартале 2017 года, ООО «Газаквастрой» Салавата Сафиуллина продолжило набивать свой портфель с легкой руки Магдута Гатауллина.

При этом некоторые моменты вызывают откровенное недоумение. Так, само УКС заполучило контракт суммой 72 млн рублей от ГКУ «Фонд газификации, энергосберегающих технологий и развития инженерных сетей РТ». Согласно пункту 4.1.29 договора, генподрядчик обязан выполнить 15% определенных видов работ. Однако в договоре субподряда (31705729499-01 от 18 декабря 2017 года) с «Газаквастроем» исполнителю обещаны все те же 72 млн рублей. А как же взять на себя положенную нагрузку в 15%? Если предположить, что речь идет о всем объеме работ, УКС должен был передать «субчику» объем работ лишь на 61,2 млн рублей.

Наконец, отметим целую серию закупок, которые УКС отменило в четвертом квартале. Такая судьба постигла заявку на установку оборудования индивидуальных тепловых пунктов (ИТП) и — при наличии — повысительных насосных установок для многоквартирных домов в Советском районе Казани суммой 365 млн рублей. На аналогичные мероприятия в Московском и Авиастроительном районах предполагалось потратить 295 млн рублей. Та же история с ИТП для домов Ново-Савиновского района суммой 293 млн рублей и Приволжского района на 263 млн рублей. В итоге сумма несостоявшихся закупок превысила 1,2 млрд рублей.

МОСКВИЧИ УСТРАНЯТ НЕПРИЯТНЫЕ ЗАПАХИ В КАЗАНИ, КОЛЕСОВЫ СНАБЖАЮТ ГОССЛУЖБЫ АВТОМОБИЛЯМИ

Не зацикливаясь на успехах пары десятков татарстанских королей госзаказа, мы каждый раз по возможности отмечаем достижения новичков или нечасто мелькающих в наших обзорах компаний, а также просто интересные закупки. Оба критерия можно применить к московскому ООО «Агма», которое одним контрактом заполучило 448 млн рублей на реконструкцию очистных сооружений Казани. Ее следствием должно стать исчезновение неприятных запахов, то и дело отравляющих жизнь горожанам. Единственным учредителем фирмы с момента основания в июне 2016 года является Мария Ситникова, она же с октября 2017 года занимает пост генерального директора, на котором сменила Елену Трапезникову.

Из прочих контрактов компании: в декабре 2016 года череповецкий «Водоканал» заказал ей насосов на 8 млн рублей, а в июне 2017 года «Агма» получила подряд «Мосводоканала» суммой 301 млн рублей на реконструкцию очистных сооружений в поселке Рогово. Будет уместно вспомнить, что несколько лет по дорогам Казани колесят автомобили московской компании «Параметр», специализирующейся на очистке и ремонте ливневок. Будем надеяться, что приобретенный на подмосковных очистных сооружениях опыт поможет нашему дебютанту избавить казанцев от канализационных миазмов.

ООО «Авто Трейд», оформленное на Айрата Сибгатуллина, получило за четвертый квартал госзаказов на 186 млн рублей. Но, открыв первый же контракт на 10 млн рублей от управления федеральной налоговой службы РТ, мы увидим реквизиты поставщика — расчетный счет в Татсоцбанке Анастасии Колесовой и контактная почта s.gor@kanavto группы компаний «КАН Авто» Александра Колесова. В данном конкретном случае речь идет о поставке 10 автомобилей Ford Focus (модификация С4) в кузове седан с механической коробкой передач. Цены на такие машины стартуют от 981 тыс. рублей за единицу.

На 20 млн рублей закупилось ГБУ «Безопасность дорожного движения», возглавляемое Рифкатом Миннихановым На 20 млн рублей закупилось ГБУ «Безопасность дорожного движения», возглавляемое Рифкатом Миннихановым Фото: «БИЗНЕС Online»

Самый большой заказ — на 97,7 млн рублей — пришел «Авто Трейду» от главного управления ветеринарии кабмина РТ, которому понадобилось 48 передвижных ветеринарных лабораторий на базе «УАЗ». На 20 млн рублей закупилось ГБУ «Безопасность дорожного движения», возглавляемое Рифкатом Миннихановым. Речь идет о 41 автомобиле LADA Priora, и с учетом мощности 106 лошадиных сил его выбор, похоже, пал на комплектацию Norma (по 488 тыс. рублей за единицу), самый доступный вариант Standard с 86 «лошадками» обойдется заметно дешевле.

Региональное отделение фонда социального страхования РФ, возглавляемое Рамилем  Гайзатуллиным, заказало перед Новым годом 7 автомобилей LADA Granta с механической коробкой передач по 423 тыс. рублей за единицу, а также еще три авто с «автоматом» по 508 тыс. рублей (в оригинале договора присутствует опечатка: ценники авто с «механикой» и «автоматом» явно перепутаны).

Хозуправление при кабмине РТ потратило 1,6 млн рублей на покупку автомобиля Ford Mondeo. Похоже, базовая версия ценой от 1,35 млн рублей, у которой под капотом разместилось 149 «лошадок», с коробкой «автомат» оказалась недостаточно хороша для правительственных завхозов.

Напомним, что «КАН Авто» выступает официальным дилером марок Ford, «УАЗ» и одним из крупнейших дилеров АвтоВАЗа.

Закрывает наш обзор еще один новичок, ООО СК «Форсдорсвет», получивший в четвертом квартале 180 млн рублей одним контрактом на содержание искусственного освещения автодорог. Договор обязывает подрядчика заботиться в течение 2018–2019 годов о 42 участках дорог РТ. В частности, речь идет об искусственном освещении дороги Казань — Боровое Матюшино; мостового перехода через Каму у Сорочьих Гор на автодороге Казань — Оренбург; участка дороги Чистополь — Нижнекамск в селе Красный Яр и других.

Соучредителями СК «Форсдорсвет» на паритетных началах выступают Ленар Вафин и Ринат Мухьянов. Последний также возглавляет АО «Мосты РТ», где ключевым учредителем выступает неоднократно упомянутый нами Швецов. Сами «Мосты РТ» в прошлом году оказались отлучены от бюджетной кормушки, не получив госзаказов, хотя в 2016 году собрали подрядов на 705 млн рублей.

==table1857==

==table1856==