О ПОРОХОВОМ АЖИОТАЖЕ

«Когда я после института пришел на завод, первое, что я услышал: порох надо носить на руках, — начал с художественных образов Александр Лившиц, проработавший на КГКПЗ 18 лет. — Это у меня в памяти сидит от старых работников. Прежде всего это говорит о том, что к пороху нужно относиться очень серьезно с точки зрения техники безопасности и вообще культуры производства. Порох не любит, когда вокруг ажиотаж, это консервативное производство, поэтому, когда вокруг него возникает ажиотаж, это будоражит наших работников. Некоторые из них по 30 - 40 и более лет работают, поэтому для них это тема душещипательная. Спрашивают о закрытии, переносе завода. Я им вчера разъяснил ситуацию и до вас хотел бы донести».

Лившиц напомнил, что впервые о выносе завода за пределы Казани заговорили в 2007 году — тогда его предложили построить в Менделеевске. «И все пороховщики, правительство России заинтересованы в строительстве нового современного завода, — гендиректор намекнул на изрядную изношенность всех подобных производств и необходимость создания примера предприятия совершенно иного уровня. — Мы сами мечтаем, что когда-нибудь будет создан современный, с безлюдными технологиями завод. И мы активно поддерживаем эти начинания». Но прежде чем создавать такое предприятие, необходимо точно, в деталях знать, каким оно будет — создать концепцию. Как можно было понять из речи гендиректора, сегодня такое представление только формируется.

Отсюда и слова министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова о возможности переноса казанского производства на суперсовременную площадку «Кизнер», которая до недавнего времени занималась уничтожением химического оружия. Но это, как можно понять, лишь прощупывание ситуации, что-то вроде осторожного осмотра взрывного устройства с хитроумным механизмом. Поэтому сегодня о переезде казанского производства речь «стопроцентно не идет». «Я вам точно говорю: завод останется, — эмоционально заверил Лившиц. — Здесь исторический центр пороходелия России. Здесь все настолько сконцентрировано — производство, наука, ГОСНИИХП, „Союзхимпроект“, КХТИ, техникумы, университет, — что перемещать все это в другую область было бы абсурдно!»

Денис Мантуров сказал о возможности переноса казанского производства на суперсовременную площадку «Кезнер», которая до недавнего времени занималась уничтожением химического оружия Денис Мантуров сказал о возможности переноса казанского производства на суперсовременную площадку «Кизнер», которая до недавнего времени занималась уничтожением химического оружия Фото: kremlin.ru

«БУДЕМ СПОРИТЬ, РУГАТЬСЯ»

Главное, о чем сегодня идет речь, — это безаварийная работа. «Это первая задача, которая была поставлена передо мной руководством минпромторга и вице-премьером Дмитрием Рогозиным», — подчеркнул руководитель КГКПЗ. Федеральные деньги вкладываются в модернизацию с 2002 года. Сколько? «Много, цифры не назову, потому что они закрытого характера, — ответил на вопрос Лившиц. — Нормальные, хорошие деньги вкладываются. Наверное, чтобы построить новый завод, их недостаточно, но тем не менее... Очень много оборудования мы уже поменяли, понятно, что этого недостаточно, но работа продолжается. Ключевые фазы на предприятии уже претерпели изменения с точки зрения улучшения технологии. К слову, с точки зрения качества к нашему заводу за последние 10 лет вообще не возникало ни одной претензии. Это о многом говорит».

Среди прочего, сегодня налаживается работа по авторскому сопровождению производства и обучению персонала с главным отраслевым институтом — ГосНИИ химической продукции (находится на территории Порохового завода). Идут консультации с Ростехнадзором, и уже намечены конкретные мероприятия. По поручению Рогозина создается рабочая группа.  «В принципе, ситуацию на предприятии я бы охарактеризовал как стабильную, — подчеркнул Лившиц. — Но над каждой проблемой нужно работать. Намечено провести научно-технические советы. Будем спорить, ругаться, искать истину».

Завод будет загружен в ближайшие два года. 2018-й уже законтрактован Завод будет загружен в ближайшие два года. 2018-й уже законтрактован / Фото: «БИЗНЕС Online»

Сегодня завод, по словам гендиректора, успешно заканчивает программу 2017 года — его предприятие закончит с ростом. Но конкретные данные Лившиц называть отказался — коммерческая тайна и секретность. Есть понимание того, как завод будет загружен в ближайшие два года. 2018-й уже законтрактован.

Подумывают на КГКПЗ и над увеличением доли гражданской продукции. «Понятно, что в свете последних указаний президента мы озадачены этим вопросом, — заверил Лившиц. — Но, хочу доложить, на нашем предприятии доля гражданской продукции подходит к 30 процентам, в то время как у многих оборонных заводов — 7 - 10 процентов. У нас есть рынок, есть компетенции, мы можем делать охотничьи пороха, можем делать нитроцеллюлозу, которая востребована на мировом рынке. Вот она — гражданская продукция. Вон баночки с порохом „Сунар“ стоят. У нас его казахи сегодня покупают, узбеки. На самом деле мы и им не можем обеспечить объемы — отстаем от спроса. Сегодня задача стоит потрудиться и увеличить эти направления. Вот вам и путь увеличения доли гражданской продукции до 50 процентов. В принципе, ничего невозможного не вижу».

Также в планах начать рекультивацию заводской территории, «очистку от загрязняющих факторов, которые накопились за столько лет».

Как можно понять, новая метла намерена ввести на заводе и новые порядки. «Когда я пришел на завод в Чебоксарах, то начал наводить порядок, организовал пятничники, — рассказал гендиректор. — Люди сначала ругались, не хотели идти, а через два года уже говорили, что на заводе стало лучше». Это и работа по привлечению молодежи. Сегодня средний возраст работников — 44 года. «Считаю, что для отрасли боеприпасов это очень хороший показатель, потому что в среднем по отрасли средний возраст — ближе к 50 - 52 годам. Но с молодежью надо заниматься», — обрисовал планы Лившиц и отметил, что уже пересмотрено положение о наставничестве.