Вчера на заседании комитета депутаты обсуждали пути популяризации татарского не только в школах, но и среди государственных служащих и чиновников Вчера на заседании комитета депутаты обсуждали пути популяризации татарского не только в школах, но и среди государственных служащих и чиновников Фото: gossov.tatarstan.ru

«К НАМ ЧАСТО ОБРАЩАЮТСЯ С ВОПРОСОМ, ПОЧЕМУ МЫ НАСИЛЬНО ОБУЧАЕМ ТАТАРСКОМУ ЯЗЫКУ»

«Очередное, но не рядовое» — под таким лозунгом накануне прошло заседание Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам. Тон встрече задал председатель комитета Разиль Валеев: «Мы не просто так пригласили вас сегодня в Госсовет, — обратился он к представителям муниципалитетов республики, сидящим в зале. — Национальное образование — очень важная тема, мы говорим о ней давно и много — и в Госсовете, и в министерстве образования, и в аппарате президента, общественность подключается. Однако без поддержки муниципалитетов решить эту проблему невозможно, т. к. именно вы находитесь ближе всего к народу, общаетесь с ним... Национальное образование — фундамент народа. Если мы в республике и в стране в целом не будем уделять должного внимания национальному образованию, будущее народов РФ весьма плачевное. Без национального образования ни одного народа нет будущего. По Конституции России и Татарстана есть возможность сохранения своего языка».

«Если мы не хотим исчезнуть как нация, как народ, мы должны развивать свое национальное образование, так как без него не будет ничего — не будет того, кто сможет читать татарские газеты, журналы, литературу, — эмоционально продолжил он. — Не будет того, кто все это напишет. Не будет артистов — исчезнет театр, не будет композиторов — не будет исполнителей. Ничего не будет! Мы это прекрасно понимаем. Однако это такая щепетильная тема: к нам часто обращаются с вопросом, почему мы насильно обучаем татарскому языку детей других национальностей. Мы никого насильно не обучаем, мы строим свои учебные программы, строго опираясь на федеральные законы и постановления министерства образования РФ».

При этом Валеев напомнил, что точка в споре обучения татарскому языку детей других национальностей в республике поставлена уже давно — еще в 2004 году, когда на обращение одного из родителей Конституционный суд РФ вынес постановление, согласно которому обучение татарскому и русскому языкам как государственных в школах Татарстана не противоречит российскому законодательству. «Это постановление Конституционного суда, — подчеркнул председатель комитета. — Выше этого инстанции в нашей стране нет. Поэтому давно пора поставить точку в обсуждении этого вопроса. Если бы мы опирались только на желание или нежелание родителей, дошло бы до того, что кто-то начал отказываться от обучения геометрии, кто-то — географии, физики, физкультуры».

Фандас Сафиуллин (справа): «Нужно провести съезд не формально — это должен быть не экскурсионно-развлекательный, банкетный съезд, а рабочий, который по-настоящему принял бы серьезные решения» Фандас Сафиуллин (справа): «Нужно провести съезд неформально — это должен быть не экскурсионно-развлекательный, банкетный съезд, а рабочий, который по-настоящему принял бы серьезные решения» Фото: gossov.tatarstan.ru

«В РЕЖИМЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ»

Валеев также рассказал об обращениях от жителей республики по поводу закрытия татарских школ в некоторых селах и деревнях: «Вызывают удивление такие необдуманные попытки местных властей. Только за последний месяц поступило три таких жалобы из Алькеевского, Высокогорского и Новошешминского районов. Это связано с тем, что наши жители, избиратели не знают своих законных прав. Ни одна школа не может быть открыта или закрыта, если родители против этого». Также председатель комитета пожурил местных депутатов: «Они отправляют эти письма напрямую к нам, в Госсовет, президенту, но вы же должны знать, что происходит у вас в районе, должны встретиться с родителями, изучить эту проблему».

«Особо нужно быть осторожными, если закрывается национальная школа — нет ничего более хрупкого, чем национальные чувства, — обратился он к народным избранникам. — Мы же живем в спокойной в этом отношении республике. Сами же видите, что творится в мире. На фоне обострения межнационального конфликта какое государство исчезло — Югославия! В Карабахе что произошло, на Украине что творится! Мы пока живем спокойно, и чтобы не возникло таких ситуаций, нужно очень внимательно относиться к национальным вопросам и национальному образованию».

В режиме чрезвычайной ситуации предложили провести и очередной съезд всемирного конгресса татар, который собирается один раз в пять лет и должен пройти в начале августа этого года. Так, член экспертного совета, экс-депутат Госдумы РФ Фандас Сафиуллин, обращаясь к председателю ВКТ Ринату Закирову, подчеркнул, что вопрос национального образования — это горящий вопрос. «Он должен быть поставлен во главу угла и во время проведения съезда ВКТ. Этот съезд должен пройти в режиме чрезвычайной ситуации! Потому что ситуация действительно чрезвычайная. Нужно провести съезд неформально — это должен быть не экскурсионно-развлекательный, банкетный съезд, а рабочий, который по-настоящему принял бы серьезные решения. Умирающего человека сначала нужно реанимировать и уже потом наносить макияж. Не наоборот!» — отметил он.

Энгель Фаттахов: «Научные труды на татарском языке почти не пишутся, в последнее время научные статьи печатаются, как правило, в переводе» Энгель Фаттахов: «Научные труды на татарском языке почти не пишутся, в последнее время научные статьи печатаются, как правило, в переводе» Фото: gossov.tatarstan.ru

«ПОЛУЧАЕТСЯ, НАПИСАТЬ ДИССЕРТАЦИЮ О ТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ МОЖНО ТОЛЬКО НА РУССКОМ»

Основным же докладчиком заседания выступил министр образования и науки Татарстана Энгель Фаттахов, который отметил, что в эпоху глобализации сохранение и развитие родных языков, национальных культур возможно только при поддержке и целенаправленной работе органов государственной власти всех уровней, общественных организаций, инициативных и неравнодушных граждан, и привел пример конструктивного взаимодействия с федеральным центром по совершенствованию нормативной правовой базы развития этнокультурного образования. Между тем до сих пор нет решения по написанию диссертаций на родных языках, несмотря на неоднократные обращения руководства республики в федеральное правительство. «Получается, что написать диссертацию о татарском языке можно только на русском. Это приводит к тому, что научные труды на татарском языке почти не пишутся, в последнее время научные статьи печатаются, как правило, в переводе», — сокрушался министр.

В ходе своего выступления министр внес еще много предложений по усовершенствованию системы образования: это и возрождение Института национальных школ, который бы координировал научно-методическую работу на федеральном уровне, «как это было в советскую эпоху», и создание совета по этнокультурному образованию при министерстве образования и науки РФ, и выделение сотрудников на уровне заместителей начальников районных управлений образования, в чьи обязанности будет входить вопрос сохранения и развития родных языков. По словам министра, мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев уже поддержал эту инициативу.

Также Фаттахов отметил необходимость повышения авторитета и статуса национальных школ: «Родители не идут в школы с плохой инфраструктурой, с бедным содержанием образования, со слабыми кадрами. Необходимо развеять миф, что национальная школа сейчас не нужна. Она востребована, если созданы условия и высокое качество образования, если она конкурентоспособна». По словам министра, работа в этом направлении ведется — были выявлены несколько детских садов, которые формально носили статус татарских, но таковыми не были. В результате они лишились этого статуса. Также в Менделеевске, в Приволжском районе Казани, в Мамадышском районе и Нурлате были выявлены педагоги татарских школ, не владеющие татарским языком. «Многое зависит от директора. Беспринципных директоров мы держать не будем, с такими мы будем прощаться», — грозно предупредил министр. К слову, несколько таких директоров уже лишились своих должностей. Начата работа по созданию учебников по татарскому языку нового поколения. Первые семинары уже прошли, к работе будут привлечены коллеги из Сингапурской компании Educare.

Фаттахов привел и рейтинг районов по развитию национального образования. Так, в черный список попали такие районы, как Верхнеуслонский (там образование на родном языке получают лишь 3,66% детей), Чистопольский, Азнакаевский, Нижнекамский и некоторые районы Казани. В лидерах же Атнинский район — 100% детей имеют возможность получать образование на родном языке, Актанышский, Муслюмовский, Сармановский, Кайбицкий, Арский и др.

Посетовал министр и на то, что сегодня прием на обучение по программам преподавания школьных предметов в билингвальной образовательной среде вузами РТ фактически не осуществляется. «Это связано с личной позицией ректоров», — подчеркнул он и при этом поблагодарил ректора КГАСУ Рашита Низамова, который на протяжении многих лет, не оглядываясь на федеральный центр, формирует группы, где ведется обучение на татарском языке.

По словам министра, актуально развитие электронного контента на татарском языке, так как дети сейчас активно пользуются мобильными устройствами и планшетами, буквально живут в сети. Для решения этой проблемы уже стартовал проект по созданию первой электронной энциклопедии для школьников «Татар иле», в которой будут размещены научно отрецензированные статьи по истории, географии Татарстана, культуре и традициям татарского народа. Кроме этого, в рамках госпрограммы разрабатываются мобильные приложения, переводятся на татарский язык популярные мультфильмы. По поручению президента Татарстана подготовлен проект детского телевизионного канала на татарском языке с учетом лучших мировых практик и современных тенденций.

Министр предложил рассмотреть вопрос о необходимости владения государственными языками РТ отдельных категорий государственных и муниципальных служащих Фото: gossov.tatarstan.ru

«ПРОШЛО УЖЕ 25 ЛЕТ, А СПИСКА ДО СИХ ПОР НЕТ»

Завершая выступление, министр образования подчеркнул, что язык нельзя изучить только на уроках: «Для успешного развития национального образования усилий только министерства образования недостаточно. Дети, помимо школы, должны видеть использование государственных и родных языков на практике в своей жизни. Должна быть языковая среда. Следующим шагом предлагаем рассмотреть вопрос о необходимости владения государственными языками РТ отдельных категорий государственных и муниципальных служащих. Квалификационные испытания могут быть проведены в центре языковой сертификации, созданном при КФУ».

«Этот вопрос мы, наверное, вместе должны разрабатывать — с Госсоветом? Министерство образования одно не справится с этой задачей? У нас в плане стоит такая задача?» — комментируя данную инициативу, обратился к Валееву генеральный директор ТНВ Ильшат Аминов. На это председатель комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам с упреком ответил, что проблема поднимается давно: «В июле 1992 года мы приняли закон о национальных языках РТ, и там был этот пункт. На основании этого закона правительство республики должно было сформировать список должностей, которые обязаны знать татарский язык, и направить этот список для рассмотрения в Госсовет. Прошло уже 25 лет, списка до сих пор нет. Мы писали по этому поводу десятки обращений, но до сих пор ничего не можем добиться. На прошлой сессии Госсовета я выступал с этим заявлением, на основании Конституции и закона, в республике лишь один человек должен знать татарский язык — это президент. А почему премьер-министр не должен знать? Министры, депутаты, муниципальные служащие? Я выступил с этим предложением на сессии Госсовета, вот если бы после меня и вы выступили с таким предложением, нас было бы уже двое, и наш голос прозвучал бы убедительнее и громче». На что Аминов, рассмеявшись, ответил, что «мы не можем идти против законодательства, нужно искать другой путь».

«Несмотря на мой шуточный тон, это не шутка, все очень даже серьезно, — возразил Валеев. — Нам необходим такой закон. Если мы не сделаем татарский язык языком делового общения и языком работы, этот язык никто не будет учить. Это должен быть язык, необходимый для жизни и для трудовой деятельности. Мы же вынуждены учить русский язык, поскольку без него невозможно работать», — еще раз обратил внимание на эту проблему Валеев.

Индус Тагиров: «Национальное образование и государственность — это звенья одной цепи»Фото: gossov.tatarstan.ru

«МИНТИМЕР ШАЙМИЕВ УЧИЛСЯ В ТАТАРСКОЙ ШКОЛЕ, СТАЛ ПРЕЗИДЕНТОМ. НЕ ТАКАЯ ПЛОХАЯ ДОЛЖНОСТЬ»

Председатель совета муниципальных образований РТ Минсагит Шакиров привел пример Финляндии, где знание шведского языка — обязательное условие для продвижения по государственной линии: «Мы недавно вернулись из Финляндии, где шведы составляют 6 процентов населения, при этом шведский язык является государственным. Никому не мешает. Если не планируешь работать в государственных и муниципальных учреждениях, можешь не учить шведский, можешь прожить с одним языком. Если же планируешь строить карьеру государственного чиновника — будь добр, выучи язык».

«Нужно пропагандировать среди детей за обучение в татарской школе: зная татарский язык, можно стать президентом Татарстана. Не совсем же плохо? — продолжил эту мысль Валеев. — Минтимер Шаймиев учился в чисто татарской школе — стал президентом. Не такая плохая должность. Надо ставить пример детям — кем можно стать, изучая татарский язык и обучаясь в татарской школе. Рустам Минниханов тоже учился в сельской татарской школе. Министр образования, министр сельского хозяйства тоже обучались в татарской школе. Нужно приводить пример Америки — там каждый ребенок мечтает стать президентом. Если ребенок будет мечтать стать президентом, то ему придется учить татарский язык. Наши дети должны владеть минимум тремя языками — русским, татарским и одним иностранным».

«Я много думал, что нужно сделать для того, чтобы татарский язык стал государственным, — продолжил он. — Ответ прост: нужно, чтобы было свое государство. Если нет своего государства, сделать язык государственным оказывается весьма сложно. Поэтому мы должны вести работы параллельно — и по укреплению своей государственности, и по поднятия статуса татарского языка до государственного».

«Вопрос, который волнует всех нас сегодня: будет ли новый договор, продлят ли? — поддержал Валеева председатель экспертного совета Индус Тагиров. — Нужно поднимать этот вопрос на сессиях Госсовета, принимать соответствующие постановления и резолюции. Силы одного-двух человек здесь недостаточно, пары статей в СМИ также недостаточно. Чтобы сохранить свою государственность, необходимо, чтобы каждый депутат высказал свое слово за продление договора, а вслед за депутатами и народ, поскольку национальное образование и государственность — это звенья одной цепи».