Сирийские джихадисты заявили о том, что они сбили некий беспилотник. В аппарате опознается Элерон-3СВ
Сирийские джихадисты заявили о том, что они сбили некий беспилотник. В аппарате опознается «Элерон-3СВ»

НЕ КОРАБЛЯМИ ЕДИНЫМИ

30 сентября российская авиационная группа, размещенная на сирийском аэродроме «Хмеймим», нанесла первые точечные удары по объектам террористической организации ИГИЛ (запрещена на территории ряда стран, в том числе в Россииприм. ред.). На сегодня известно, что в состав группы входят полсотни самолетов и вертолетов: Су-24М, Су-25СМ, Су-30СМ, Су-34, А-50, Ми-8, Ми-24. Военные говорят и об использовании беспилотных летательных аппаратов (БЛА). Но никаких названий типов БЛА не приводится, сообщается только, что они активно задействуются «для получения достоверной информации о местоположении террористов и результатах огневого поражения». Между тем есть основания полагать, что российские военные применяют и беспилотники казанского ЗАО «ЭНИКС». Таким образом Татарстан представлен в зоне конфликта не только военными кораблями, построенными в Зеленодольске.

Напомним, первые «подозрения» в том, что либо сирийские, либо российские военные используют в этой стране эниксовские БЛА, появились в июле, то есть еще до официального объявления о помощи Башару Асаду. Тогда в сети появились фото беспилотника «Элерон-3СВ», разбившегося на северо-западе Сирии. Джихадистская группировка «Джабхат ан-Нусра» заявила, что она сбила этот БЛА в районе населенного пункта Арафит в горном массиве Джабаль-Акрад. Директор, главный конструктор ЭНИКСа Валерий Побежимов тогда признал, что это аппарат, изготовленный его компанией, но выразил удивление тем, как он мог попасть за границу: «Мы не поставляем «Элероны» за рубеж — только по России».

Побежимов не исключил, что фото — «монтаж с каких-нибудь учений». Эксперты также не исключили, что публикация фото сбитого «Элерона» — подделка, элемент информационной войны, хотя и предположили, что были и контракты на поставку беспилотников Сирии, просто ЭНИКС эту информацию не разглашает. Сегодня необходимость в маскировке вроде отпала, но никаких данных о том, какие БЛА применяет в Сирии Россия, по-прежнему нет.

Военные - одни из главных заказчиков ЭНИКСа
Военные — одни из главных заказчиков ЭНИКСа

«ЗАКАЗОВ МНОГО, НО ГДЕ ПРИМЕНЯЮТСЯ НАШИ АППАРАТЫ, МЫ НЕ ЗНАЕМ»

«Думаю, среди прочего в Сирии используются беспилотники компаний СТЦ и ЭНИКС, — рассказал «БИЗНЕС Online» ведущий российский эксперт по беспилотным системам Денис Федутинов. — Некоторые сомнения были относительно возможностей применения в Сирии БЛА «Форпост» — мне казалось, что это вряд ли будет сделано главным образом по политическим мотивам («Форпост» — российская отверточная сборка израильских БЛАприм. авт.), однако качество «картинки» авиаударов в Сирии, а также некоторые другие ее особенности дают основания предполагать, что были использованы не только БЛА «Элерон» и «Орлан», но и аппараты более крупного класса... Возвращаясь к комплексам мини-БЛА, таким, какие производит ЭНИКС, необходимо отметить, что дальность их применения относительно невелика, это все же системы ближнего радиуса действия, что в сирийском случае означало бы необходимость переброски оснащенных ими разведподразделений в непосредственную близость к объектам, намеченным для поражения, что, очевидно, связано с определенными сложностями. Поэтому полагаю, что они там могут применяться главным образом в рамках системы охраны периметра авиабазы, а также для обеспечения безопасности конвоев».

Что такое «Элерон-3СВ»? На сайте компании сообщается, что это специальное разведывательное средство ближнего радиуса действия. БПЛА адаптирован для установки на гиростабилизированном подвесе сменной модульной полезной нагрузки: телевизионной, тепловизионной и фотокамер. Время подготовки аппарата к запуску из походного положения — 15 минут. Радиус действия — около 25 км, продолжительность полета — до 120 минут, высота полета — до 3 километров. При максимальной взлетной массе 3,5 кг «Элерон» может нести 0,5 кг полезной нагрузки, в том числе станции радиотехнической разведки и постановки помех. Размах крыла — 147 сантиметров. «Навигационно-пилотажная система собрана на новейшей элементной базе, что позволило радикально расширить ее возможности, — говорится в релизе. — Полностью обновлено программное обеспечение. Увеличена грузоподъемность и скороподъемность БЛА. Акустически незаметен».

Предположительно, комплекс с беспилотниками «Элерон-3СВ» — самый востребованный беспилотник ЭНИКСа. Эти аппараты поставляются в МЧС, ФСБ, МВД, ракетным войскам стратегического назначения, арктическим экспедициям. Сухопутные войска в дополнение к 17 заказанным ими в 2013 году (и уже поставленным) комплексам БПЛА в 2014-м заказали еще 40.

«Понятия не имею, — ответил на вопрос «БИЗНЕС Online» о применении в Сирии «Элеронов» Побежимов. — Мы только делаем, а не распределяем. Заказов много, а где наши аппараты применяют, не знаем».

БЕСПИЛОТНИКИ СТАРТУЮТ С НЕБА

Отметим, что вместе с СТЦ (Санкт-Петербург) и ZALA (Ижевск) ЭНИКС входит в тройку российских лидеров в области малых БЛА. И есть основания ждать от компании новых продуктов. Например, на авиасалоне МАКС-2015 ЭНИКС показал прототип перспективного БЛА с воздушным стартом. Носителями такого аппарата могут быть и самолеты, и вертолеты. После отделения от носителя БЛА может до четырех часов собирать информацию и передавать ее на командный пункт или на «родной» летательный аппарат.

ЭНИКС вообще один из пионеров беспилотной темы «воздушный старт». Еще в середине 90-х казанцы создали БЛА «Типчак-РН», доставляемый в зону разведки снарядом реактивной системы залпового огня «Смерч». Любопытно, что в минувшем сентябре о работе над аналогичной системой рассказало руководство концерна «Техмаш» (входит в «Ростех»). «БИЗНЕС Online» поинтересовался у Побежимова, патентовал ли ЭНИКС свою разработку. «Мы были первыми, — рассказал он. — Но ничего не патентовали: в те времена кончилась патентная система, попросту негде было патентовать — это же были 90-е!»

Отметим, что ЭНИКС — не единственная казанская фирма, разрабатывающая тему воздушного старта, предположительно, аналогичную работу ведет и ОАО «НПО «ОКБ им. Симонова». В мае руководство обороны рассказало журналистам о двух беспилотных новинках: тяжелом БЛА «Альтиус» от ОКБ им. Симонова и беспилотнике воздушного старта «Зеница». А в отчетности ОАО «Московский вертолетный завод им. Миля» за 2014 год говорится о выполнении составной части опытно-конструкторской работы «Изделие 860», в рамках которой произведено дооборудование двух вертолетов аппаратурой управления БЛА, проведены наземные и летные испытания. Акцентировавший внимание на этой информации известный ВПК-блогер alexeyvvo предположил, что речь идет о «симбиозе» вертолета Ми-8 и БЛА от ОКБ им. Симонова. «БИЗНЕС Online» предложил ОКБ прокомментировать эту информацию, но ответа не получил.

Один из БЛА воздушного старта от ЭНИКСа
Один из БЛА воздушного старта от ЭНИКСа

РАЗВЕДКА В БЫСТРО МЕНЯЮЩЕЙСЯ ОБСТАНОВКЕ

«Эффективность действия армейской авиации в немалой степени зависит от оперативности выполнения разведки или доразведки в условиях быстро меняющейся обстановки при одновременном снижении риска для собственных сил, — прокомментировал «БИЗНЕС Online» интерес разработчиков к теме воздушного старта Федутинов. — Решить эту задачу можно различными способами. Один из них — улучшение интеграции с другими средствами разведки, в том числе беспилотными. Иллюстрация данного подхода — американский вертолет Apache, который некоторое время назад получил опциональную возможность управления беспилотниками. Очевидное ограничение данного подхода — необходимость наличия БЛА в воздухе в районе проведения операции. Второй способ заключается в оснащении беспилотниками собственно самого пилотируемого летательного аппарата. Этот способ повышает оперативность разведки, однако может несколько снижать возможности аппарата-носителя. Здесь также уже имеются примеры реализации подобных систем. Причем не только в мире в целом, но и в России».

«Тема популярна потому, что и концепция актуальна, и соответствующие технические средства появились, — рассказал «БИЗНЕС Online» главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. — Беспилотники — это передовой отряд: они вскрывают системы ПВО, радиоэлектронной борьбы и одновременно выполняют задачи подавления радиолокационных и радиоэлектронных средств. Предполагается, что такие БЛА действуют на достаточном удалении от пилотируемого аппарата-носителя, чтобы он своевременно мог выполнить маневр или подавление ПВО. И сейчас появились технические возможности для воплощения этой концепции — цифровые средства связи нового поколения, программные алгоритмы работы БЛА в таких режимах. Сейчас это все отрабатывается и у нас, и за рубежом, пока на уровне концепции применения таких аппаратов и создания опытных образцов. Темой занимаются американцы, израильтяне, подключился Китай. Мы вполне вовремя занялись этим вопросом и сейчас находимся примерно на одном уровне с конкурентами (конечно, с учетом того, что по БЛА мы от Израиля и США пока существенно отстаем с технологической точки зрения) и по созданию концепции, и по техническим наработкам».