Экипаж самолета Embraer E190 авиакомпании Azerbaijan Airlines (AZAL) самостоятельно принял решение возвращаться в Баку, а затем — лететь в Актау. Об этом свидетельствует полная расшифровка переговоров пилотов, которую опубликовал телеграм-канал Baza. Диспетчеры предлагали несколько вариантов для посадки в России.

Кроме того, пилоты сами озвучили версии о столкновении с птицами и взрыве газового баллона в переговорах с диспетчерами. Несмотря на внешнее воздействие на самолет, командир не стал объявлять режим ЧС на борту.

Самолет AZAL, потерпевший крушение 25 декабря. Самолет AZAL, потерпевший крушение 25 декабря. Фото: © Isa Tazhenbayev / XinHua / www.globallookpress.com

Согласно расшифровке, в 7:53 экипаж AZAL запросил диспетчеров аэропорта в Грозном об уходе на второй круг, сообщив о потере сигнала обоих GPS. В 8:14 пилоты сказали: «В нас попала птица». Через две минуты экипаж оповестил об отказе управления и запросил информацию для посадки в аэропорту Минеральных Вод.

8:16:05 Экипаж (Э): Грозный, отказало управление. Удар птиц в кабине… Э, удар птицы и в кабине два кресла взорвались.

8:16:16 Диспетчер (Д): Азербайджан 82-43, вас понял. Какая помощь вам нужна?

8:16:40 Э: Какая в Мин. Водах погода, окажите, пожалуйста, помощь.

<…>

8:16:58 Д: Азербайджан 82-43, повторите ваше сообщение, вас плохо слышно.

8:17:15 Д: Азербайджан 82-43, борт порядок?

8:17:19 Э: Борт порядок. Следуем на Мин. Воды.

Пилоты попросили «вести» их в Мин. Воды, но через пару минут сказали, что не могут держать курс из-за повышенного давления в кабине — самолет продолжал терять управление. Экипаж предупредил, что уходит в Махачкалу.

8:20:32 Э: Влево 3-6-0 и я, у меня самолет теряет управление.

8:21:20 Э: Дайте Махачкалу.

8:21:23 Д: Азербайджан 82-43, а… решили следовать на Махачкалу?

8:21:29 Э: Да, так точно, на Махачкалу, дайте погоду.

<…>

8:22:56 Э: У нас гидравлика отказала.

<…>

8:23:11 Д: Азербайджан 82-43, понял, а можете выполнять курсы?

8:23:19 Э: Мы не можем выполнять, дайте конкретный курс, мы пойдем на Махачкалу.

8:23:24 Д: Азербайджан 82-43, влево курс 100, а поправка, вправо курс 100.

Диспетчер Грозного, предоставив данные по Махачкале, уточнил, объявил ли борт бедствие. Однако экипаж ответил отрицательно.

8:24:25 Д: Азербайджан 82-43, подтвердите, объявили бедствие?

8:24:32 Э: Не понял.

8:24:36 Э: Не понял, подтве…

8:24:42 Д: Азербайджан 82-43, повторите.

8:24:45 Д: Азербайджан 82-43, борт порядок?

8:24:49 Э: Борт порядок.

В 8:27 переговоры с экипажем рейса «Азербайджанских авиалиний» начали диспетчеры Ростова. Пилоты сообщили об отказе рулевого управления и решении следовать в Баку. При этом экипаж все еще говорит, что помощь не требуется.

8:27:47 Э: Азербайджан 82-43, высота — 80 эшелон, разрешите на Баку? Рулевое управление отказало, пользуемся секторами газа.

8:28:03 Д: Азербайджан 82-43, Ростов-Контроль, опознаны. Ваше решение, будете следовать на Баку?

8:28:09 Э: Да-да, следуем на Баку, на этой высоте.

<…>

8:28:41 Д: Азербайджан 82-43, курс пока нету, текущий до команды, и какая помощь вам нужна по прибытии.

8:28:53 Д: 82-43, Ростов-Контроль.

8:28:56 Э: А на приеме, пока никакая помощь не нужна, следую на Баку.

<…>

8:33:02 Э: Их успокой, все нормально, идем на Баку.

<…>

8:33:22 Д: Азербайджан 82-43, что-то передавали, повторите, все в порядке, идете на Баку?

8:33:27 Э: Нет, нет, мы идем на Баку. Значит, у нас отказ гидросистемы. Рулевое управление — управляем РУДами.

После этого диспетчер в Ростове проинформировал экипаж о погоде в Махачкале. Однако пилоты настаивали на возвращении в Баку. В 8:39 борт оповестил о неуправляемости руля высоты.

Вопрос об Актау впервые прозвучал от экипажа AZAL в 8:40. Пилоты запросили данные о погоде в казахстанском городе, которые ростовский диспетчер предоставил.

8:40:03 Э: В Актау как погода?

8:40:06 Д: ЗА 8-2-43, ожидайте.

8:40:08 Э: Ожидаю.

8:41:39 Д: Аза 8-2-43, фактическая погода Актау uniform (alpha tango echo) за 30 минут ветер 0–40 гр 6 м/с, видимость более 10 км, облачность значительная на 1080 м, температура 4, точка росы -1, QNH 1-0-2-7 гПа, без значительных изменений на два часа.

В 8:45 на очередной вопрос диспетчера о помощи экипаж запросил пожарных и врачей к месту посадки. В 8:51 от пилотов поступило сообщение о нехватке кислорода на борту, пассажиры начали терять сознание. Диспетчер уточнил, нужны ли данные по аэропорту в Актау.

8:52:25 Д: Азербайджан 82-43, данные по аэродрому Актау вам необходимы какие-то или у вас все есть?

8:52:41 Э: Нет, нам не нужно, у нас все есть.

8:52:44 Д: Азербайджан 82-43, понял.

8:52:46 Э: Так, у нас ситуация такая. Кислород заканчивается в кабине пассажирской. Значит, там взорвался кислородный, по-моему, баллон. А, значит, запах топлива идет. А, пассажирам некоторым… А, значит, теряют сознание. Разрешите, мы пойдем на меньшей высоте?

В 9:02 у экипажа рейса начались переговоры уже с вышкой в Казахстане. В 9:23 диспетчер из Актау разрешил посадку, а к 9:27 переговоры завершились окончательно.

Напомним, 25 декабря в Казахстане разбился пассажирский самолет Embraer 190AR авиакомпании AZAL, направлявшийся из Баку в Грозный. Он упал недалеко от Актау. На борту находились 67 человек, в том числе пять членов экипажа. В авиакатастрофе погибли 38 человек, из них 7 россиян. Черные ящики решили направить в Бразилию для расшифровки.

29 декабря президент России Владимир Путин и президент Азербайджана Ильхам Алиев по телефону обсудили обстоятельства крушения самолета авиакомпании Azerbaijan Airlines. Перед этим Алиев на местном телеканале заявил, что самолет получил повреждения «вследствие обстрела с земли», и подчеркнул, что Баку требует от Москвы «признания вины, наказания виновных и выплаты компенсаций».

Через неделю президент Азербайджана на встрече с родственниками погибших заявил, что Баку добивается наказания виновных в крушении самолета. Он снова возложил вину на представителей РФ за инцидент.