Исмагил Хуснутдинов
Исмагил Хуснутдинов (фото из личного архива)

Вынужден публично высказать свою позицию в отношении сложившейся ситуации вокруг статьи «Дело профессоров».

О научной карьере. Александр Копылов появился в моей лаборатории, когда он был еще студентом. Причем он появился только потому, что мой отец похлопотал за сына своего однокурсника. Копылову-младшему был передан значительный объем ранее наработанных научных материалов, на основе которых он подготовил кандидатскую диссертацию менее чем за год после окончания вуза. На его месте мог оказаться любой студент, но я в тот момент активно работал над докторской диссертацией, мне нужно было готовить кандидатов наук.

Работа над докторской диссертацией Копылова прошла по тому же сценарию, что и работа над его кандидатской диссертацией. Из моей лаборатории Саше были переданы в готовом виде материалы двух защищенных и одной незащищенной кандидатских диссертаций, в работе над которыми он не принимал участия. Аспиранты по моей просьбе выносили благодарность Копылову, чтобы их диссертации шли в зачет Саше. Копылов увидел ровно половину своей докторской диссертации в виде готовых статей, патентов, монографии. При этом он ни сделал ни одного эксперимента, не написал ни одной статьи. Тем более по теме природных битумов не было сделано ни одного эксперимента во ВНИИУСе.

Насколько я знаю, так же Саше были переданы материалы профессором Азатом Фаридовичем Вильдановым для оформления второй половины его докторской диссертации. Все это происходило на глазах моих аспирантов и сотрудников ВНИИУС.

"Ахмет Мазгарович для меня в какой-то мере жизненный пример", - говорит оказавшися с ним по разную сторону баррикад Хуснутдинов

Учителя и ученик. Очень жаль, что ограниченный объем статьи «Дело профессоров» не позволил привести мои слова признательности по отношению к учителям.

Благодарю редакцию за возможность опубликовать их cейчас . В конце 1990 - начале 1991 года я начал работу, связанную с переработкой природных битумов. Огромную поддержку в этом мне оказал мой учитель — Виктор Георгиевич Козин, он поверил в идеи молодого еще человека и дал мне полный карт-бланш на самостоятельную работу в области природных битумов.

Ахмет Мазгарович Мазгаров для меня в какой-то мере жизненный пример. Это человек, который многого добился в жизни благодаря своей энергии и способностям. Скажу прямо: я стал член-корреспондентом академии наук РТ при его полной поддержке, за что очень благодарен. И то, что мы с ним сейчас оказались по разные стороны баррикад, не меняет моего отношения к этому человеку.

Неприлично тревожить память умерших в своих корыстных интересах, что, к сожалению, произошло в комментариях Копылова, который не постеснялся апеллировать к памяти Козина, забыв при этом вынести ему простенькую благодарность в своей докторской. Совершенно логично с уже выработанной жизненной позиции Александра, ведь не момент защиты его докторской Козин уже умер и ничем не мог ему помочь. С авторефератом докторской диссертации Копылова и со списком вынесенных им благодарностей можно ознакомиться на официальном сайте ВАК.

Публикация Копылова четко определяет его жизненную позицию циничного, потребительского отношения к людям, которые искренне помогали ему сделать карьеру, стать кандидатом и доктором наук. Как говорится, мавр сделал свое дело, мавр может уйти.

Любой другой человек с таким послужным списком, когда практически ничего не было сделано самостоятельно, а получено в подарок, был бы до конца своих дней благодарен людям, которые его вытащили «из грязи в князи». И уж тем более не старался умышленно нанести максимальный вред. Кто угодно, но только не Копылов.

Выборы в АН РТ. Вдвойне жаль, что такие люди становятся членами академии наук Татарстана, при этом занимая место достойных ученых. Вполне реальная ситуация: на одно место претендуют два молодых ученых. Один (Копылов) честно признается, что лично подготовил только одного кандидата наук и не может назвать ни одной докторской, которая будет подготовлена под его руководством в ближайшие десять лет. Второй (Руслан Сафин) уже лично подготовил 9 кандидатов наук, в ближайшие пять лет под его руководством будут защищены три докторские диссертации, является главным редактором Европейского научного журнала и т.д.

Кажется, выбор очевиден, по крайней мере, для меня. К сожалению, мой голос в этой ситуации оказался в меньшинстве. Саша стал член-корром АН РТ, и этим академии был нанесен непоправимый морально-нравственный урон. Голосуя за Копылова, члены академии дали сигнал: «Не надо работать и доказывать свою научную состоятельность, надо быть ближе к «телу».

О «научном голоде». Уже сейчас Саша открыто пытается присвоить себе чужие научные разработки. Думаю Вильданов и Хуснутдинов — это только первые фамилии в этом списке. Есть еще много хорошо разработанных научных тем, инициаторов которых можно «технично» отодвинуть и самому «рулить» процессом.

В том, что у Саши нет собственных плодотворных научных идей, я вижу и свою вину: когда молодой человек все получает в готовом виде, у него не развивается творческий потенциал, а для ученого это приговор.

О проекте «Битумэкс». Верх цинизма писать в инвестиционно-венчурный фонд РТ письма с надуманными замечаниями к проекту и команде, которая его осуществляет, приложить максимум усилий, чтобы остановить проект и потом обвинить исполнителей и разработчиков в некомпетентности. И все ради чего? Чтобы оторвать свой кусочек пирога за надуманные консультационные услуги? Я понимаю, что Копылов просто исполнитель в этом деле, но уж очень активный исполнитель.

Исмагил Хуснутдинов,
член-корреспондент академии наук РТ, доктор технических наук,
профессор кафедры технологии основного органического и нефтехимического синтеза КНИТУ

Не могу удержаться, чтобы не дать свой комментарий к комментариям Александра Юрьевича Копылова на статью «Дело профессоров». Оправдывая свое некорректное поведение по отношению к профессору Хуснутдинову, Копылов уводит читателей в сторону, обходя тот очевидный факт, что он, Копылов, из-за научного голода пытается присвоить тему по переработке битумных нефтей себе. А научный голод Копылова нам, сотрудникам ОАО «ВНИИУС», вполне очевиден.

ВНИИУС
ВНИИУС (фото: vniius.com)

Оказавшись два года назад на должности заведующего лабораторией этого института, Александр Юрьевич и его лаборатория все это время сидят на шее у других лабораторий. Возглавляемая им лаборатория не способна самостоятельно обеспечить зарплатой даже свой небольшой коллектив из пяти человек и имеет солидный финансовый долг перед институтом.

Научное направление по подготовке и использованию попутного нефтяного газа, о котором громко заявляет Копылов, это не что иное, как щелочная очистка газа от сероводорода, научные основы которой были разработаны во ВНИИУС еще 20 лет назад. Это очень небольшая ниша в большой теме сероочистки, которой уже 40 лет занимается лаборатория сероочистки углеводородного сырья ВНИИУС. И ничего нового в это «направление» Александр Юрьевич не внес. И нет у Копылова большого опыта по внедрению процессов нефтегазопереработки в России и за рубежом! ОАО «ВНИИУС» имеет такой опыт, а Копылов — нет! Я заявляю это как заведующий лабораторией сероочистки углеводородного сырья, где некоторое время работал Копылов. А в лабораторию он пришел в то время, когда все основные разработки по сероочистке и демеркаптанизации уже были сделаны и внедрены в промышленность, и ему оставалось только собрать материал и оформить его в докторскую диссертацию. Мы помогали ему в этом, искренне надеясь, что он будет развивать это направление. Но ошиблись.

С Исмагилом Шакировичем Хуснутдиновым я знаком лет 10, был официальным оппонентом его докторской диссертации, работаю с ним в диссертационном совете в ИОФХ им. Арбузова и достаточно хорошо его знаю — как грамотного специалиста и порядочного человека. Его ученики работают в моей лаборатории и это хорошо подготовленные специалисты.

IMG_1316-Вильданов-3.jpg
Азат Вильданов

Быть назначенным на должность легко, но нелегко стать достойным руководителем даже небольшой лаборатории. Для этого надо иметь опыт, знания, авторитет в своем коллективе и у заказчиков. А у Копылова этого пока нет.

Азат Фаридович Вильданов
заведующий лабораторией сероочистки углеводородного сырья ОАО «ВНИИУС»,
доктор технических наук

С Исмагилом Шакировичем Хуснутдиновым я знаком более 20 лет — с 1990 года. Уже в то время ставилась перспективная задача переработки природных битумов, однако практической ее реализацией не занимались. Как перерабатывать, каким образом? Возникало множество трудно решаемых технических задач. У нас в КНИТУ (КХТИ) решением этой проблемы первым занялся Хуснутдинов, тогда еще ассистент кафедры химической технологии переработки нефти и газа (ХТПНГ). Он начал с разработки научных основ. Именно тогда им была сформирована идея переработки и методология дальнейших исследований. Его идею как перспективную поддержал наш общий учитель, ныне покойный профессор Виктор Георгиевич Козин. В технической науке важна не только идея, но и практическая ее реализация. Поэтому Хуснутдинов стал заниматься разработкой технологии переработки, позже названной им сольвентной.

Приоритет в формировании направлений исследований и разработки технических аспектов сольвентной технологии, несомненно, принадлежит Хуснутдинову. Я помню как долго и кропотливо работал Исмагил Шакирович со своими учениками, формируя из разрозненных фрагментов их исследований научные и практические результаты, в дальнейшем положенные в основу успешно защищенных диссертационных работ.

Андрей Шарифуллин,
профессор кафедры химической технологии переработки нефти и газа КНИТУ