«ПОПЫТКА ЗАГЛУШИТЬ ГОЛОС РУССКИХ»

Юрий Крупнов — председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития:

— С моей точки зрения, «Русский марш» нужен в новой индустриализации, в геополитике и, соответственно, в подъеме жизни регионов и строительстве Евразийского союза — это и есть подлинный «Русский марш». А сведение русских к этничности и якобы борьба за статус русского народа на самом деле являются, по сути, борьбой против русских и будущего русских, поскольку превращают русских в один из многочисленных этносов на территории России, это недопустимо.

Другое дело, что позиция республик в этом плане ничуть не лучше так называемых русских националистов, а во многом и хуже, так как они также исходят в основных своих решениях из этнизма и национализма, которые также подрывают государственность Российской Федерации. Почему федеральная власть не дает этому принципиальной оценки, мне непонятно. Я не вижу смысла в «Русских маршах».

В целом в стране кризис национальной политики, бессмысленность государственной национальной стратегии, которая была принята в декабре прошлого года, которая как раз работает на усиление этнизма и национализма, а не на превращение консолидированного общества в двигатель развития страны. Поэтому это все ошибка за ошибкой, последствия будут горькими, а расхлебывать их будет вся страна, без разницы какой национальности. Поэтому пора все это менять, трансформировать саму национальную политику, а это напрямую связано с задачами, которые я обозначил: новая индустриализация, строительство Евразийского союза, а не разговоры о надстроечных структурах типа Таможенного союза, подъем регионов, четкая геополитическая позиция на мировой арене — без этого русские как государствообразующий народ будут сведены к одному из этносов, что, в конечном счете, приведет к деградации страны в целом.

Азамат Сабиров — генеральный директор AVT:

— Я считаю, что в многонациональной стране подобный марш сродни маршу эсесовцев. С таким же успехом по улицам города могут гулять и фашисты, поэтому правильно, что власти города запрещают проведение подобных мероприятий. Властям нужно еще тщательнее работать над национальным вопросом, ведь нет такого понятия, как русская нация. После татаро-монгольского ига татары настолько перемешались с русскими, что многие русские, по большому счету, могут оказаться татарами. Проведение таких маршей — это разжигание национальной розни.

Мне кажется, что праздник День народного единства, напротив, разъединяет народы. В целом это достаточно непонятный праздник, и он лишь будоражит националистические идеи.

Мы работаем каждый день, поэтому и в праздник, 4 ноября, будем работать для наших путешественников.

Александр Салагаев — президент центра аналитических исследований и разработок:

— «Русский марш» проводится уже в 80 городах России и с каждым годом приобретает все более широкий размах. Все дело в том, что здесь русские находятся в особом положении, фактически относятся к этническим меньшинствам в Татарстане в отличие от других регионов страны. Естественно, у русских есть свои проблемы: кадровая политика, преподавание русского языка в школах. Русским есть о чем заявить. Мне кажется, то, что сейчас попытки провести «Русский марш» сознательно гасятся, — это просто попытка заглушить голос русских.

Это не провокация, это политическое мероприятие, чтобы заявить о своих правах, что русские дети, например, имеют право на полноценное изучение русского языка, что не предоставляется правительством республики. Почему, например, мой ребенок вместо положенных 8 часов должен довольствоваться 4 - 5 часами?

День народного единства — это попытка объединить все силы, примирить их, потому что сейчас есть и коммунисты, и антикоммунисты, есть православные и язычники. Этот праздник — попытка найти согласие между всеми силами.

Я в этот день, наверное, пойду на Крестный ход.

Юрий Петрушин — гендиректор ТПП Набережных Челнов и региона «Закамье»:

— Я ко всем этим движениям отношусь негативно, потому что мы живем в едином государстве, Россия — страна многонациональная, и создавать какие-то прецеденты национального толка не нужно. Я бы понял, если бы это было землячество, но тут ведь речь о чем-то другом. Что маршем под таким названием хотят доказать? Насколько я знаю, общество занимается созданием русского национального движения в республике, где-то по районам оно уже создается. Я не понимаю, зачем в России, где население больше чем на 70 процентов русскоязычное, создавать русское движение.

День народного единства пришел на смену празднику 7 ноября. Не думаю, что нужно глубоко вдаваться в историю, праздник следует просто воспринимать как символ единения всех граждан России, да и тех россиян, которые уехали за рубеж. Я считаю, что эту идеологию надо развивать и укреплять. Хотя отдыхать в этот день не обязательно — наоборот, можно активнее потрудиться.

«ВСЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКИ ЗАПУТАЛИСЬ»

Рафаэль Хакимов — директор Института истории академии наук РТ:

— Государство существует, русский язык существует, в школах преподавание — на русском языке. Марш никогда не бывает культурной акцией. Культурное мероприятие — это фестиваль, заседания и тому подобное. А марши — Гитлерюгенд начинал с маршей, а потом — на фронт. Лучше этим не заниматься ни русским, ни татарам.

День народного единства — это очень странный праздник. Непонятно, о каком единстве идет речь. Это конец времен Смуты, его связывают с окончанием польского нашествия. Но этого нашествия просто не было, поскольку Владислава самого звали на царство в Москву, его короновали, целовали крест. Когда сказали: «Вы не нужны», — они ушли. А Смута была связана не с польскими делами, в исторической трактовке есть большая путаница. По-моему, все идеологически запутались.

Несколько лет назад праздником хотели сделать Куликовскую битву, но мы воспротивились. Поскольку татары были против, то праздника единства не получилось, и решили придумать другой праздник, чтобы перебить праздник Октябрьской революции. Думаю, это был неудачный, пиаровский ход. Я в этот день буду писать очередную статью для «БИЗНЕС Online».

Ирек Арсланов — начальник отдела по развитию языков и взаимодействию с общественными организациями исполкома Казани:

— «Русский марш» никто не запрещал. Но организаторы не подали уведомление в соответствии с законом. Дело в том, что заявители, имеющие три административных наказания, не имеют права в соответствии с законом быть организаторами публичных мероприятий. Организаторам прекрасно известно об этом, однако заявку они тем не менее подали. Скажите, для чего нужны такие игры?..

Заявленные цели, безусловно, правильные и поддерживаемые, это единение народа. В беседах все хорошо, но посмотрите, что делается в соцсетях — какая агитация и какая тематика! Какая может быть реакция? С теми, с кем разговариваем, вроде бы все нормально, но вот то, что уведомления подаются не соответствующие закону... Видимо, они делают это умышленно, по-другому такие действия оценить сложно. Намерения говорят одно, в интернет-сетях мы видим другое.

Как можно оценить «Русский марш»? Думаю, что оценку несостоявшемуся мероприятию дать нельзя, и к тому же это все-таки дело экспертов.

Что же до праздника Дня народного единства — это государственный праздник, появившийся благодаря Казанской иконе, движению Минина и Пожарского, освобождению Москвы от захватчиков в 1612 году. Этот праздник установлен в память событий, объединивших Россию вокруг общей идеи. В период возвращения к вере населения лично я праздник поддерживаю — самое главное не в празднике, не в дате, главное — помнить свою историю.

Что буду делать в этот день? Работать, конечно! Надо соорганизовывать и помогать в проведении Крестного хода епархиальному управлению, чтобы праздник прошел спокойно и организованно.

Геннадий Сальников — учредитель и президент региональной организации «Бородино-2012», председатель попечительского совета Страстного монастыря:

— Слово «марш» как-то не очень ложится на сердце. Вот если Крестный ход, то это другое дело, когда присутствуют иконы, хоругви — это обращение к Господу, Царице Небесной с молитвой, просьбой, например, чтобы были мир, любовь и согласие. А слово «марш» несет в себе возбужденное состояние.

Вот я, организатор всех крестных ходов по Бульварному кольцу с 2006 года, считаю оправданным, когда мы идем в течение 4 - 5 часов с молитвой: «Богородице Дево, ра­дуй­cя, Благодатная Ма­рие, Господь с Тобою: благословенна Ты в же­нах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших». Это дает плоды умиротворения, любви, спокойствия. А чем вызван «Русский марш», я не знаю. У нас там много возбуждения, когда люди собираются на этом возбуждении, то я затрудняюсь сказать, есть ли от этого положительное влияние на общественное пространство, сознание. У меня нет положительного видения на этот счет.

Вот есть Россия — многонациональное государство. Есть уважение к мусульманским праздникам, к православным праздникам, но когда все это имеет положительное значение, то есть ничего не громят, не выкрикивают злобные лозунги, то идет на благо страны.

Сайдаш Тухватуллин — генеральный директор сети ресторанов и магазинов «Катык»:

— Почему бы и не провести такой марш? Я не против. Если кому-то этот день дорог, пусть проводят. Единственное — могут возникнуть неудобства с перекрытием дорог для водителей, для пешеходов. Если марш не политизированный, не содержит голословных лозунгов вроде «Долой того и этого», то почему бы и нет. Людям ведь нужно чем-то заниматься.

Раньше были марши, правда, назывались демонстрациями. 7 ноября, 1 Мая люди выходили с плакатами, лозунгами, готовились. Сегодня другая форма выражения. Если все это проходит без агрессии, то это нормально.

Честно говоря, я даже не знаю, что это за праздник такой — День народного единства. Понятно, что он придуман в честь освобождения страны от польских оккупантов, но это произошло давно, и общество об это практически ничего не знает. 7 ноября мы праздновали с удовольствием, это была идеология, люди ждали праздника. Что же касается 4 ноября, то 9 из 10 человек не ответят вам, что это за праздник. Надо вести разъяснительную работу для населения. Это не праздник, это просто событие давно минувших дней, о котором никто не знает.

В этот день я бы лучше работал, но из-за того, что праздники растянуты на четыре дня, я улетаю на Красное море заниматься дайвингом. Бездельничать в Казани не хочется, я лучше поныряю, посмотрю на рыбок.

Сергей Саначин — градостроитель и архитектор:

— Я считаю, что здоровый национализм нужен — татарский, еврейский или русский — в хорошем смысле этого слова.

Я отношусь к старшему поколению и не люблю новые праздники, если говорить о Дне народного единства. Я признаю только старые, традиционные праздники. Думаю, что единства надо достигать не праздниками, а добрым отношением друг к другу. Праздники — это все фикция, и нужны они только для тех, кто их организует. Народу нужно другое — нормальное, хорошее единство, и на самом деле оно существует. Я 4 ноября буду гулять с детишками.

«ЕСЛИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ МИРНОЕ, ЭТО УХОДИТ В ПОДПОЛЬЕ»

Владимир Беляев — профессор КНИТУ (КАИ), доктор политических наук, академик Российской академии политнаук:

— У нас на «Русский марш» собираются не фашисты, а очень скромные, культурные люди — общество русской культуры, молодежь, обеспокоенная проблемами межэтнических отношений, в частности миграцией и уровнем преподавания татарского языка и количеством преподавания русского языка. Эти проблемы все больше усугубляются стараниями властей, совершенно, видимо, не разбирающихся в национальном вопросе. Поэтому лучше в цивилизованных формах до властей достучаться, разрешать такие действия, как «Русский марш». Никакой провокации в «Русском марше» нет, я знаю, кто его проводит, под какими лозунгами.

А вот к празднику День народного единства у меня отрицательное отношение. Это не праздник. Нельзя выдумать его из пальца и сделать так, чтобы он был всенародным. Он был придуман, чтобы заменить праздник Великой октябрьской социалистической революции, которая весь мир продвинула вперед, в нашей стране была самая продвинутая социальная политика в мире. Были очень хорошие социальные лифты, а также социальная защита для слабых слоев, таких как женщины, дети, старики и отсталые народности.

4 ноября я буду редактировать диссертации, у меня их очень много.

Айрат Тагиров — владелец пляжа Sundale:

— Это явная провокация, я не думаю, что такой марш стоит допускать. Мне кажется, проводить в Татарстане «Русский марш» — это все равно что провести его, например, в Германии. Или если бы немцы к нам приехали и провели «Немецкий марш». Мне кажется, это ненормально. Я не националист, но считаю, что такая акция создаст лишнее напряжение. Пусть лучше они свою энергию направят в Москву — там русского населения осталась уже только половина, если не меньше. Вот где их работа нужна. А в Татарстане мы живем спокойно, не нужно это спокойствие нарушать.

Что касается Дня народного единства — по-моему, это лишний выходной, не более того. Праздник ни о чем, никто его не празднует. Может быть, идеология и правильная, но толку мало. Видимо, когда его утвердили, цель была в сплочении народа, в подавлении мыслей об отсоединении республики. Чтобы от таких мыслей отвлечь, праздник придумали.

Владимир Иванов — гендиректор ООО «Бизнес-Центр» (ТЦ «Апельсин»):

— Учитывая то, что все нации имеют одинаковые права на территории всей России, что татары проходят по городу, думаю, что «Русский марш» может пройти по городу. Цели могут быть разные. Я считаю, что нельзя запрещать что-то мирное. Если запрещаем эти «Русские марши», то они уходят в подполье, это радикализм и так далее. Если же на виду, то и управляемость движениями будет лучше. Опасность русского радикализма, шовинизма есть, и никто этого не отрицает. При запрете чего-либо создается радикальный элемент рекламы. А если бы прошли марш, то прошли, и ничего бы не случилось. Но марш может быть и провокацией. Если присутствуют какие-то лозунги, выкрики, то это будет нарушением порядка.

Праздник 4 ноября я считаю искусственно созданным праздником для того, чтобы отвлечь народные массы. Этим праздником заполняется место, освобожденное праздником 7 ноября. 4 числа я буду работать. Праздники разбивают рабочую неделю, и останавливать работу из-за этого не хочется. Вообще, я считаю, что длинные и чередующиеся праздники приносят только вред и экономике, и обществу, когда падают доходы населения. Праздники можно делать раз в месяц — три дня подряд, как в Америке.

Фарид Мифтахов — депутат Госсовета РТ, директор ООО «Булгар Синтез»:

— Как житель республики и как татарин я бы сказал, что националистические движения ни с татарской стороны, ни от других наций не нужны. Надо понимать, что мы дружно живем. Думаю, что именно с националистическим настроем этот «Русский марш» в Казани не нужен.

Этот марш — скорее всего, провокация. Мы сегодня принимаем программу межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Татарстан и городе Казани. Эта работа ведется городом, мэрией для укрепления отношений, для того, чтобы не было в том числе таких провоцирующих событий.

Праздник День народного единства — объединяющий праздник, показывающий, что народ един независимо от нации, религиозных воззрений. Этот день надеюсь провести с семьей.

«ПРАЗДНИК — ПОПЫТКА ОТХОДА ОТ ИДЕОЛОГИИ»

Айрат Гиззатуллин — генеральный директор ОАО «УК «Идея Капитал»:

— Я считаю, что любые шествия националистических организаций надо ограничивать, потому что это очень деликатная тема, и она в масштабах митингов и массовых сходок не решается. Поэтому я поддерживаю ограничение на проведение этого марша в Казани.

Любая культурная акция, которая начинается как культурная, может стать провокацией, и совсем не обязательно, что так задумывают организаторы. Почти все негативные варианты развития событий в местах массовых скоплений людей спровоцированы обычно маленькой группой людей. Поэтому я считаю, что надо в целом стараться избегать такого рода мероприятий и решать вопросы, скажем, национального развития и другие в установленном законом порядке. То есть не через массовые сходки людей, а принятием законодательных инициатив.

К Дню народного единства отношусь спокойно. Считаю, что праздник 7 ноября был не менее достоин являться выходным днем, чем 4 ноября. Я в этот день займусь домашними делами.

Артем Прокофьев — депутат Госсовета РТ (фракция КПРФ):

— Если инициатором проведения мероприятия выступает общество русской культуры и речь идет о продвижении русской культуры, то ничего страшного в проведении марша я не вижу. Надо внимательно посмотреть, что стоит за этим: если речь идет о защите русской культуры, продвижении русского языка, то это одна история, и просто по умолчанию запрещать марш, наверное, неправильно. В нашем обществе есть разные группы интересов, и каждая из них позиционирует свою точку зрения: проводят публичные мероприятия, озвучивают свои позиции. Если это не противоречит закону, а у нас все довольно подробно прописано в законодательстве по публичным мероприятиям и на федеральном, и на региональном уровне, то каждая группа может заявить о своей позиции.

Татарский общественный центр, например, декларирует собственную позицию, общество русской культуры — свою. Каждый может провести публичное мероприятие. Общество у нас многогранное, и просто запрет сам по себе не решает проблему, а только ее усугубляет. Неужели получается, что загоняем какие-то группы интересов в подполье? Это неправильно.

Что касается праздника День народного единства, то это все игра по поводу 7 ноября. Сначала 7 ноября переименовали, и он стал днем примирения и согласия, потом его лишили статуса праздничного дня. Но так как люди все равно помнят 7-е число, проводят в этот день мероприятия, то власть придумала 4 ноября. Нашли какую-то дату, назвали ее праздником. Сам праздник всегда идет из традиций. А тут разыскали событие, произошедшее 400 лет назад, и вдруг начинают отмечать. Все это делается для того, чтобы дата 7 ноября была забыта. Но это бесполезно, потому что события, которые произошли в 1917 году, никак нельзя стереть из памяти общества. Эта дата была поворотом курса нашей истории. И этот день уже вписан в историю рождением нового государства.

В праздник я поеду в Альметьевск на партийное собрание. Мы будем обсуждать с товарищами подготовку к проведению 7 ноября, подготовку предвыборной кампании. День пройдет за работой.

Рамиль Хайрутдинов — директор Института истории КФУ:

— Я считаю, что в обществе должен присутствовать плюрализм — представители любых общественных организаций имеют право на высказывание своего личного мнения. Другое дело — есть соответствующее законодательство в нашем государстве, которое достаточно жестко ограничивает виды организаций, которые отстаивают политические интересы. Поэтому очень важно, чтобы организаторы любых маршей отстаивали идеи толерантности, а не высказывали узкое мнение на различные аспекты политической ситуации, общественной жизни. Мне кажется, что организаторы этого марша должны четко осознавать свои цели и задачи, высказать свои аргументы перед руководством города и республики, потому что должны нести полную ответственность за результаты.

Это касается не только общественной деятельности. Такая же проблема возникает и со спортивными фанатами, когда это выливается в некие выходки, как, например, от болельщиков «Спартака», которые развернули на трибунах флаги со свастикой. Все это переходит в другую плоскость. Есть возможность высказать свое мнение с любой трибуны, но я бы, честно говоря, 10 раз подумал, прежде чем призывать людей, если преследуются непонятно какие цели.

Праздник День народного единства — избитый сюжет, обсуждавшийся неоднократно. Уже появилась определенная традиция этого праздника. Это поиск отхода от коммунистической идеологии. Теперь это превращается в некий невнятный день отдыха, и подавляющее большинство жителей не только нашей республики, но и всей страны в целом не осознают той основы или того смысла, который вкладывался в этот праздник. Этот праздник вызывает больше вопросов, я имею в виду его обоснование. Если провозглашена идея единства, то надо тогда находить такие формы и возможности, чтобы большее количество людей относилось к этому празднику с таким же уважением, как, например, 9 Мая.

В этот день я буду засучив рукава работать с документами. Буду готовить очередной вариант номинации для того, чтобы город Болгар на следующий год вошел в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Это моя большая задача как руководителя рабочей группы, поэтому все дни рабочие без исключения.

Расул Садриев — генеральный директор ХороShow:

— Я считаю все подобные национальные марши профанацией либо идеей параноика, который верит в эту идею. Я очень толерантен и не поддерживаю никаких националистических движений.

А День народного единства — праздник, утвержденный в современной России для того, чтобы забыть исторический праздник, который отмечали уже десятки лет. Я против коверкания истории и переноса или переименования праздников — была история, и ее нужно уважать! Поэтому для меня это просто выходной день, который я проведу со своей любимой семьей. А вообще, в России слишком много выходных — я за сокращение праздничных дней.