ОТ КАНДИДАТОВ ЖДУТ ПРОГРАММНЫХ ЗАЯВЛЕНИЙ

Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», 21 января на заседании ученого совета КНИТУ-КАИ были утверждены кандидатуры на пост ректора. Их три: нынешний и.о. ректора и бывший министр образования и науки РТ Альберт Гильмутдинов, директор нижнекамского филиала КНИТУ-КАИ Ильгиз Гафиятов и заведующий кафедрой конструкции и проектирования летательных аппаратов (КиПЛА) Владимир Гайнутдинов. Эту информацию нам подтвердили в пресс-службе университета.

Процедура выборов была запущена 20 декабря. По данным газеты «БИЗНЕС Online», Гильмутдинова выдвинули 8 подразделений главной структуры КАИ – института авиации, наземного транспорта и энергетики (ИАНТЭ): «за» проголосовали 19 человек, четверо воздержались, трое были «против». Кандидатуру Гафиятова выдвинул нижнекамский филиал. Гайнутдинов – самовыдвиженец, его поддержали подписями более 200 человек (минимум по процедуре - 100) из профессорско-преподавательского состава.

Далее – согласование кандидатур с властными структурами РТ, советом ректоров вузов РТ и в министерстве образования и науки РФ (с регламентами можно ознакомиться здесь). Примерно за 10 дней до выборов, которые назначены на конец февраля-начало марта, кандидаты опубликуют свои программные заявления. Итог будет подведен тайным голосованием трудового коллектива (ученый совет + представители подразделений) – около 120 человек.

Можно уверенно сказать, что после сентябрьских потрясений, в результате которых в КНИТУ-КАИ сменился и.о. ректора, за этими выборами будут следить с повышенным вниманием.

КАИ ПРОТИВ

«Бунт в КАИ» с итоговым письмом 48 профессоров президенту РТ Рустаму Минниханову освещался газетой «БИЗНЕС Online» достаточно подробно. Напомним лишь несколько важных для понимания нынешней ситуации моментов.

Коллектив вуза выступил против и.о.ректора (полномочия ректора Юрия Гортышова были прекращены в связи с предельным для этой должности возрастом) Николая Абрукова. До и.о. он был проректором по инновационному развитию, а еще раньше возглавлял представительство ОАО «КАМАЗ» в Казани, был заместителем генерального директора по спецтехнике ОАО «Торгово-финансовая компания «КАМАЗ».

По мнению профессуры, Абруков вместо того, чтобы организовать выборы нового ректора, решил по-рейдерски «захватить» вуз – других вариантов возглавить университет у него не было. Минниханова коллектив просил именно помочь организовать выборы и назначить на этот срок нового и.о. Профессора подчеркивали, что выступают не против Абрукова, а за выборы: есть устав КНИТУ-КАИ, который подразумевает выборы, «и мы хотим жить по нему, по закону, а не по понятиям». При этом авторы письма отметили: татарстанским властям волноваться нет резона – за 85-летнюю историю КАИ его никогда не возглавлял не устраивавший местные власти человек. Фильтр действует колоссальный, констатировали ученые.

По следам «бунта» обсуждали пять кандидатур: завкафедрой двигателей внутреннего сгорания, вице-президента академии наук РТ Айрата Абдуллина, завкафедрой конструкции и проектирования летательных аппаратов Владимира Гайнутдинова, директора елабужского филиала КНИТУ-КАИ Махмута Ганиева, завкафедрой аэрогидродинамики, бывшего проректора по науке Сергея Михайлова, директора ИАНТЭ Станислава Тарасевича. Но вскоре к ним добавился Гильмутдинов, которого Минниханов 20 сентября представил ученому совету КНИТУ-КАИ как нового и.о. ректора.

Беспрецедентный характер событий подчеркивало то, что ранее к президенту РТ никогда не приглашали почти полный состав руководства КАИ. Также все отметили, что Минниханов извинился за «непозитивные» кадровые решения, которые и привели к конфликту.

УНИВЕРСИТЕТЫ КАНАДЫ, ПРЫЖКИ С ПАРАШЮТОМ, НЕЗАВИСИМЫЙ ПРОФСОЮЗ…

Гильмутдинова президент представил как человека, который может учесть интересы всех. Наверное, по идее, этому должно способствовать то, что он «человек со стороны», который до того дня не имел к авиационному вузу никакого отношения. Биография его известна. Закончил физфак КГУ, доктор физико-математических наук, член-корреспондент академии наук РТ, профессор кафедры общей физики КГУ. В 1991 - 1998 годах был приглашенным профессором университетов и исследовательских центров Канады, США и Европы. В 2007 - 2008 годах - заместитель министра образования и науки РТ, с марта 2009-го - министр.

В биографии Гафиятова указано, что он родился 9 февраля 1954 года в деревне Новое Демкино Аксубаевского района ТАССР. В 1984 закончил КХТИ по специальности «инженер-механик» (позже - Московский гуманитарно-экономический институт по специальности «экономист-финансист»). Работал слесарем-монтажником «Татнефтехиммонтажа», слесарем цеха металлоконструкций нижнекамского специализированного строительно-монтажного треста «Татспецмонтаж», последовательно - слесарем по ремонту, заместителем начальника цеха, начальником отдела сбыта ОАО «Нижнекамскнефтехим», заместителем директора по экономике и финансам нижнекамской фирмы «Антикор-хим». В августе 2003 года возглавил нижнекамский институт информационных технологий и телекоммуникаций ГОУ ВПО КГТУ им. Туполева. Доктор экономических наук. До директорства с авиацией Гафиятова, по всей видимости, связывала служба в армии, судя по всему, в ВДВ: он состоит в союзе десантников России, увлекается прыжками с парашютом.

Гайнутдинов родился 28 июня 1956 года в селе Кибья (Удмуртская АССР). В 1979 году с отличием закончил КАИ, в 1981-м защитил кандидатскую, работал инженером, старшим инженером, старшим научным сотрудником лаборатории №3 КАИ. В 1994 году защитил докторскую. С 1996-го - заведующий кафедрой КиПЛА. Доктор технических наук, профессор. У Гайнутдинова в КАИ репутация своего рода протестанта: в 2011 году он создал независимый профессорско-преподавательский профсоюз «Солидарность КАИ». Добавим, что газета «БИЗНЕС Online» писала о некоторых проектах КАИ с его участием.

«БУНТА НА КОРАБЛЕ НЕ БУДЕТ»

Как сложилась нынешняя комбинация кандидатов, вопрос неясный - профессорско-преподавательский состав не горит желанием публично комментировать что-либо, ссылаясь на возможные неприятности. Источники «БИЗНЕС Online» говорят если не о подковерной борьбе в институте, то о серьезном столкновении интересов на этом поле. Во всяком случае, такие, по всеобщему мнению, фавориты, как Михайлов и Тарасевич, передумали выдвигаться внезапно, без объяснения причин. И это не случайно.

Главным претендентом на пост называют, разумеется, Гильмутдинова, но главным образом благодаря административному ресурсу. «Есть задача провести его в кандидаты в любом случае», - считает источник нашего издания в КАИ. О Гафиятове не говорится почти ничего, но все уверены, что с руководителями филиалов будет вестись серьезная работа, тем более что их будущее сейчас на волоске. Напомним, что в ноябре прошлого года многие вузовские филиалы были названы минобрнауки РФ неэффективными. В перечне «образовательных учреждений, нуждающихся в оптимизации деятельности», оказались и 8 филиалов КНИТУ-КАИ, включая нижнекамский. Ранее, в октябре, новый министр образования и науки РТ Энгель Фаттахов назвал качество образования в филиалах крайне низким и пообещал, что их станет меньше на 30%.

«Не самые сильные кандидатуры, - оценил кандидатов другой источник «БИЗНЕС Online». - Не исключаю, что тройку сформировали для того, чтобы не один человек был на выборах. Другие профессора, скорее всего, сняли свои кандидатуры потому, что республика поставила на Гильмутдинова – зачем зря воздух сотрясать?.. Конечно, лучше, чтобы ректором был выходец из КАИ, это очевидно. Потому что он больше знает проблемы института. Но не думаю, что нам стоит ожидать честных выборов – кого надо, того и изберут… Промышленность лоббировать кого-либо вряд ли способна. Нет, может, она и лоббирует, но под контролем республики: сегодня же все руководители в одной команде. Словом, бунта на корабле не будет».

«На заседании ученого совета Гильмутдинов пообещал, что борьба будет бескопромиссной, - отметил еще один источник «БИЗНЕС Online». - Многое зависит от аппарата президента Татарстана - известно, что Гильмутдинова поддерживает его глава Юрий Камалтынов. Хотя Минниханов, кажется, обещал, что кого изберут, тот и будет… У Гайнутдинова есть определенная поддержка коллектива, и вычеркнуть его из списка вряд ли решатся: он единственный каист из претендентов, и выбросить его означало бы поставить КАИ в нелепое положение… Будет ли пытаться влиять ОАК? Сказать сложно, но наверняка что-то предпримет… И во всем этом деле есть нюанс – тайное голосование, небольшой элемент демократии, дающий фактор непредсказуемости».

«НЕ ПОДПУСКАТЬ К ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОМУ СТОЛУ СЛУЧАЙНЫХ ЛЮДЕЙ»

Газета «БИЗНЕС Online» поинтересовалась у экспертов, чем определяются шансы каждого из кандидатов стать ректором; должен ли это быть выходец из КАИ; будет ли власть продавливать свою креатуру; и, наконец, должна ли в таких случаях высказывать свое мнение авиационная промышленность.

Рафаэль Хакимов - директор института истории им. Марджани АН РТ:

- Понятно, что Гильмутдинов не просто так ушел с должности министра. Было много нареканий в системе образования, которые стали для него большим минусом. Хотя никто не спорит, что ученый он замечательный. Но не всякий замечательный ученый бывает хорошим организатором. Но, приобретя определенный опыт в вузе, он может из позиции исполняющего обязанности перейти в позицию ректора, есть все шансы. Хотя, конечно, тот, кто сам работает в КАИ, всегда имеет преимущества, потому что его знает коллектив и он знаком с проблемами вуза. И, на мой взгляд, ректором должен быть представитель КАИ.

Есть некоторые университетские традиции, и нежелательно их ломать. Традиционность - это неизменное преимущество любых университетов. Не зря хвастаются, сколько лет какому-либо вузу или какой древний плющ растет у Гарварда. Быстрые изменения и инновации нужны в экономике, а не в вузе. Без знания университетских традиций может быть тяжело работать в этой среде. Об этом можно судить на примере КФУ.

Не думаю, что ректор вуза как-то кардинально может влиять на промышленную ситуацию в республике. Разрушение всей авиационной промышленности не может компенсировать вуз. Влияние, конечно, есть, потому что вертолетный завод, например, конкурентоспособен во многом благодаря выпускникам нашего вуза.

Думаю, что выборы будут. Поскольку предыдущего ректора снимали несколько скандально. И спокойствие в самом университете - это немаловажный фактор. Если Гильмутдинов успел за это время понравиться коллективу, его выберут. В любом случае выборы всегда лучше, чем назначение. В университетской среде.

Виктор Ермоленко – генеральный директор ООО «Фирма «МВЕН», выпускник КАИ 1981 года:

- Если мы говорим о научной организации, то, конечно, ректором должен стать выходец из КАИ. Ведь необходима какая-то идеология, которая должна передаваться, транслироваться… Не берусь сказать, что тут будет делать власть… Нет, не думаю, что КБ и заводы должны лоббировать своих кандидатов. Если бы была между заводами и вузами сильная связь, это бы имело смысл делать, а сейчас между ними очень большой разрыв. И потом, наличие специалистов и работа науки зависят, к сожалению, не от КАИ, а от идеологии страны. Какие цели ставятся правительством перед школой, наукой, промышленностью, та область и развивается.

Наиль Валеев - экс-министр образования РТ, депутат Госсовета РТ:

- Я всегда считал, что ректором должен быть человек из вуза. Тот, кто долгое время работал в коллективе. Тем более КАИ - довольно специфический вуз, инженерный, он играет важную роль и в промышленности, и в научной жизни, в авиастроении России.

Если говорить о Гильмутдинове, то были материалы в «Звезде Поволжья», которые, возможно, несколько осложнили ему жизнь. Конечно, он захочет остаться на посту ректора, но посмотрим, как пройдут выборы.

Мне кажется, вуз не случайно называется научно-исследовательским. У них есть множество серьезных контрактов с авиационной промышленностью республики. В этом смысле идеальным ректором (и непонятно, почему его проводили) был Гортышов. На посту ректора он проработал всего три года, но долгие годы был проректором. Он вез огромные деньги из России и вкладывал их в университет. Благодаря Гортышову вуз стал таким, какой он есть сейчас. Он наладил очень хорошие связи с Москвой и Росавиацией. Большая ошибка, что он ушел. Нельзя так бесцеремонно обращаться с ректорами.

Думаю, раз Гильмутдинова выдвинули на пост и.о., все-таки постараются продавить и на пост ректора. Но в интересах вуза это должен быть выходец из КАИ.

Александр Салагаев - заведующий кафедрой конфликтологии факультета социальных и гуманитарных технологий КГТУ (КХТИ):

- На мой взгляд, самый достойный кандидат на пост ректора – Гайнутдинов. У него очень хорошая репутация. Он свой, каёвский. У филиалов же довольно сомнительная репутация. У многих не очень хорошее мнение о директоре нижнекамского филиала. А Гайнутдинов хорошо зарекомендовал себя и был бы хорошим ректором.

Гильмутдинов - все же чужой в вузе. Конечно, его поддерживают власти, но репутация не слишком хорошая. Об этом можно судить даже по публикации его бывшего коллеги в «Звезде Поволжья». Он очень узкий специалист по оптической физике, и опыта административной работы у него в университете не было. Министром, на мой взгляд, он стал случайно и никак особо себя не проявил. Ректором вуза не должен быть человек со стороны… Конечно, интересы Гильмутдинова лоббировали. Ему дали возможность проявить себя на посту и.о. Справился или не справился – решится на выборах. Он должен иметь опыт зама кафедры, преподавателя, знать историю и традиции вуза. В КАИ высокий корпоративный дух. Я думаю, выберут, скорее, ректором представителя из вуза.

Ректор КАИ может очень многое. Когда был Дегтярев, вуз очень поднялся. При Гортышове тоже было существенное развитие. Ректор может влиять на заказы со стороны авиационной промышленности. В КАИ всегда были сильные договорные работы с авиационной отраслью.

Валерий Побежимов – директор – главный конструктор ЗАО «ЭНИКС», выпускник КАИ 1975 года:

- Очень важное значение имеет преемственность. Потому что не прошедший эту школу человек ее и не поддержит никогда – он не будет знать, чем он ее может поддержать.

Выборы? В стране, которая живет по нечестным законам, никаких честных выборов не может быть. Все куплено, продано давным-давно. И в любом тайном голосовании люди, которые будут голосовать, определены. Это не случайные каисты, которых попросили, и они голосуют. Это вполне определенный круг людей, которые уже настроены четко и ясно. Мы же не маленькие…

В принципе, главные конструктора, директора производств (тем более те, которые заканчивали институт, знают профессоров) должны собраться и сказать, кто должен руководить такой кузницей кадров. Потому что если это случайно выбежавший из Набережных Челнов пацан, то у нас будет не Кембридж, а деревня. Случайные люди становятся ректорами не для того, чтобы возродить, поставить на ноги, а для того, чтобы из притащить своих родственников. А дальше – понятно… Я своим людям сам преподаю, и они становятся классными и единственными специалистами.

Могу пожелать новому ректору возродить дух КАИ, знать его историю, знать всех преподавателей. И этим традициям следовать. И не подпускать к преподавательскому столу случайных людей.