41 заседание челнинского горсовета продлилось чуть более двух часов, половину из которых занял вниманием сити-менеджер Фарид Салахов 41-е заседание челнинского горсовета продлилось чуть более двух часов, половину из которых занял вниманием сити-менеджер Фарид Салахов

135 автобусов недостаточно для закрытия потребностей города

41-е заседание челнинского горсовета вышло продолжительным. Мероприятие продлилось чуть более двух часов, половину из которых занял вниманием сити-менеджер Фарид Салахов. Свой доклад глава исполкома посвятил предварительным (до отчетной сессии города еще полмесяца) итогам минувшего года. Озвученные цифры не стали откровением, их администрация многократно демонстрировала на минувших заседаниях горсовета и деловых понедельниках.

Но относительная вторичность доклада не помешала разгореться вокруг него жаркой дискуссии. Под конец практически часового выступления к Салахову обратился депутат Виталий Агапов. От народа, начал он, поступают сигналы — людей волнует, что будет с общественным транспортом в будущем, явно намекая на разгорающийся скандал с новой маршрутной сетью.

Салахов обозначил, что работа идет. Несмотря на закупленные 135 автобусов, городу требуется еще 70 единиц — под 200 «НЕФАЗов» и разрабатывалась маршрутная сеть.

Под конец практически часового выступления к Салахову обратился депутат Виталий Агапов (на фото). От народа, начал он, поступают сигналы — людей волнует, что будет с общественным транспортом в будущем, явно намекая на разгорающийся скандал с новой маршрутной сетью Под конец практически часового выступления к Салахову обратился депутат Виталий Агапов (на фото). От народа, начал он, поступают сигналы — людей волнует, что будет с общественным транспортом в будущем, явно намекая на разгорающийся скандал с новой маршрутной сетью

«Полнокровной сети с 135 автобусами достичь невозможно. Появятся новые автобусы — появятся новые маршруты. Жить надо по возможности, — вмешался в диалог мэр Челнов Наиль Магдеев. — Мы перешли на автобусы большой вместимости. Сделали то, что просили. Но в одночасье такой большой шаг сделать невозможно, когда один автобус стоит 17 миллионов рублей. А нужно купить еще 70 автобусов, посчитайте, какую сумму нам еще надо найти. Вы же сами за это голосовали. Если у кого-то есть дополнительные деньги, покажите, где они есть, мы завтра пойдем вместе с вами купим 70 автобусов».

«Невозможно охватить весь город!»: как челнинские власти ответили критикам новой маршрутной сети

Магдеев, пользуясь случаем, посетовал на разрушение базы ПАТП-1 на ЗЯБи. Под новые 135 автобусов городу пришлось развивать другую базу обслуживания техники с нуля.

«Это была ошибка. И сегодня ее нужно исправлять. Что толку говорить, что закрыли ПАТП? Ну закрыли. Дальше что? Сегодня нужно строить материально-техническую базу. Вот мы на базе „Горкоммунхоза“ сегодня думаем, как сделать так, чтобы, значит, материально-техническая база хотя бы соответствовала уровню средней автобазы для обслуживания автобуса», — добавил он.

Вторую тему поднял депутат Руслан Мустафин: а будет ли челнинский ТОР развиваться и дальше? Вторую тему поднял депутат Руслан Мустафин: а будет ли челнинский ТОР развиваться и дальше?

Кроме того, негодовал мэр и на непутевых челнинцев-вандалов, из-за которых 52 новых табло со временем прибытия автобусов пришлось спрятать в защищенные коробки.

«Это тоже говорит о нашей культуре. Игры в одни ворота быть не должно: вы давайте делайте, а мы будем ломать. Поэтому культуру, отношение к общегородскому имуществу тоже нужно повышать. Понятно, что это зависит от воспитания в семье, но мы тоже об этом не должны молчать, проглатывать то, что происходит. То автобусные остановки разносят в пух и прах — это затраты бюджета, это где-то что-то мы недофинансируем», — отметил он.

Челнам нужны новые территории

Вторую тему поднял депутат Руслан Мустафин: а будет ли челнинский ТОР развиваться и дальше? В 2024-м он закрыл год с 50 резидентами, 10 тыс. рабочих мест и 30 млрд налоговых доходов. Результаты впечатляющие.

Наиль Магдеев: «Нужно думать о том, чтобы минимум было реальных работников, роботизация, автоматизация, искусственный интеллект — это сегодня уже не только на слуху, это веление времени для новых производств, которые будут открываться в городе» Наиль Магдеев: «Нужно думать о том, чтобы минимум было реальных работников, роботизация, автоматизация, искусственный интеллект — это сегодня уже не только на слуху, но и веление времени для новых производств, которые будут открываться в городе»

Магдеев заверил, что планы на расширение есть. Так, уже четыре производства находятся на пути получения статуса резидента, еще пять компаний заявились на инвестиционный совет. Но уже сегодня город столкнулся с двумя камнями преткновения. Первый — вездесущий дефицит кадров, в частности рабочих рук. В Челнах безработица ниже 0,20% при норме в 4–5%. Для новых компаний это проблема номер один.

«Поэтому нужно думать об автоматизации, искусственном интеллекте. Никакое это не страшное слово. Нужно думать о том, чтобы минимум было реальных работников, роботизация, автоматизация, искусственный интеллект — это сегодня уже не только на слуху, но и веление времени для новых производств, которые будут открываться в городе», — обращался мэр к бизнесменам.

Вторая проблема — нехватка территорий. По его словам, еще одним вызовом в ближайшем будущем станет ограниченность земли. «Мы придем скоро к тому, что у нас не будет хватать территории для развития производств. Это время, к сожалению, наступит. Нам тоже нужно думать о том, чтобы увеличить территорию города Набережные Челны», — добавил градоначальник.

Тему поднимают уже не в первый раз. Еще ранее на утверждении генплана Челнов говорили о том, что Магдеев в союзе с Сергеем Когогиным хочет просить у республики земли Тукаевского района — городу некуда расти. «Не исключаем, что наступят те времена, что мы будем просить у руководства республики увеличить территорию города за счет наших соседей — Тукаевского муниципального района», — сказал тогда Магдеев. Видимо, пришло время.

«Нам нужно расширяться!»: как Челны дали зеленый свет генплану Дембича

Раиля Минегалиева интересовало дальнейшее развитие коммунальной инфраструктуры, которая сегодня переживает тотальный упадок по всему Татарстану Раиля Минегалиева интересовало дальнейшее развитие коммунальной инфраструктуры, которая сегодня переживает тотальный упадок по всему Татарстану

В 2025 году на замену труб потратят 1,8 млрд рублей

Третью тему, насущную, поднял депутат и гендиректор «Стройтраста» Раиль Минегалиев. Бизнесмена интересовало дальнейшее развитие коммунальной инфраструктуры, которая сегодня переживает тотальный упадок по всему Татарстану. Износ труб по автограду достиг 54%. Потому в 2025-м Челны потратят на ее модернизацию порядка 1,8 млрд рублей и такую же сумму на следующий год.

«Общий ремонт по этой программе в 2025 году составляет 62 километра. Мы на одном из заседаний городского совета рассматривали этот вопрос, где я говорил про недоремонт сетей нашей коммунальной инфраструктуры, в том числе и про недоремонт сетей водоснабжения и водоотведения — он составляет 211 километров. Если мы говорим, что в год мы должны ремонтировать 5 процентов при 20-летнем сроке эксплуатации между ремонтом и заменой, то за 10 последних лет этот недоремонт составил 211 километров, потому что мы ремонтировали фактически не 5 процентов, а где-то 2, где-то 1,5 процента», — признался Салахов. Аналогичная ситуация, отметил он, с сетью теплоснабжения: при общей протяженности в 740 км ежегодно чинится лишь 16–18 километров.

Магдеев отметил, что тема поднималась на федеральном уровне, идет работа над отправкой финансов в республиканские города. «Коммуникации построены в 1972 году. Вы можете представить: в прошлом веке их построили, а они до сих пор работают! Мы на ближайшие 50 лет замену сетей тепловых, водопроводных, канализационных закладываем в спокойное, нормальное будущее города. Настоящее будущее. Следующее поколение будет, наверное, другие задачи решать», — подытожил мэр.

Как заверил Айрат Ханбиков, рост преступности «контролируемый», «без всплесков» Как заверил Айрат Ханбиков, рост преступности «контролируемый», «без всплесков»

Преступность в Челнах подросла, как и некомплект УВД

Уровень уличной преступности удалось снизить на 14%, однако в целом показатель за год вырос на 5%, отметил в докладе начальник управления МВД России по городу Набережные Челны Айрат Ханбиков. Сейчас он составляет 156 преступлений на 10 тыс. населения. Это выше среднего значения по республике (140 преступлений), но ниже, чем в Казани (190 преступлений). Как заверил Ханбиков, рост преступности «контролируемый», «без всплесков».

Выросло и общее количество зарегистрированных преступлений — до 8,5 тысячи. Для сравнения: по итогам 2022-го было 7,6 тыс., а по итогам 2023-го — 8,1 тысячи. Такой рост дают прежде всего случаи дистанционного мошенничества, пояснил Ханбиков и уточнил, что жители Челнов за прошлый год отдали злоумышленникам 878 млн рублей. «Вот где деньги на автобусы-то!» — вставил один из депутатов и вызвал смех в зале. Правда, это вряд ли был тот случай, когда можно иронизировать.

Люди просто так отдали сбережения под психологическим воздействием и «это, конечно, печально», указал Магдеев. Мэр призвал проводить больше разъяснительной работы и собраться с банками на беседу, чтобы понять, что дальше делать. Жертвам мошенников «почему-то странным образом» оформляют займы всего за несколько минут, негодовал мэр. «Из города ушло мошенникам почти 900 миллионов рублей. Это наша беспечность, это беспечность и доверчивость наших граждан. Осуждать их нельзя, это их деньги. Но пожалеть, подсказать мы можем же», — обратился Магдеев к залу.

В сфере экономики количество выявленных преступлений выросло на 21%, к ответственности привлекли 65 преступников. Коррупционных преступлений стало вдвое больше, а число должностных преступлений выросло вчетверо.

Зато подростковая преступность, по словам начальника УВД, снизилась почти вдвое (89 преступлений), но эта статистика «подвижная, статичной не назовешь». В 2024 году УВД удавалось быстро реагировать на размещение негативной информации в сети. «Школы в целом повернулись, понимают, что мы ждем, и обмен информацией приносит плоды», — подчеркнул Ханбиков. Речь, видимо, была о том, что учебные заведения перестали скрывать факты правонарушений со стороны учеников. За распространение экстремистских материалов составлено пять протоколов, четыре из них — в отношении родителей, также вынесено 21 предостережение о правонарушениях.

На дорогах Челнов за год погибли 10 человек, это на три меньше, чем за 2023-й. «Тоже много [жертв], есть к чему стремиться», — признал спикер. Но заметил, что город выполнил требуемые показатели по нацпроекту «Безопасные качественные дороги», притом что в целом Татарстан «не уложился» и «находится в зоне критики и внимания».

На миграционный учет в Челнах поставлены более 24 тыс. иностранцев, в основном из ближнего зарубежья и Средней Азии. За год были выдворены 308 иностранцев. Приезжие совершили 75 преступлений, причем «существенно увеличилось» число тяжких и особо тяжких.

Депутат от «Коммунистов России» Татьяна Гурьева вспомнила заявление главы МВД России о некомплекте личного состава и поинтересовалась, какая ситуация в Челнах. «В некоторых районах, насколько я знаю, нет участковых. Какая работа ведется и в чем причина такого положения?» — спросила она. К слову, совсем недавно жертвой некомплекта стал начальник ОМВД по Елабужскому району.

На конец 2023 года некомплект составлял 17%, теперь это почти 25%, не обрадовал Ханбиков. «У нас самые незащищенные — это сержантские составы. Зарплаты маленькие, неоднократно были выступления. Основная причина — неконкурентная зарплата. <…> В городе очень много предприятий, которые платят заметно больше», — пояснил начальник УВД Челнов. Проблема кадров в УВД острая, но она характерна не только для Челнов, отреагировал Магдеев и уточнил, что вопрос зарплат прежде всего федеральный. Муниципалитет на своем уровне делает что может.

В этот раз Татьяна Гурьева добавила в повестку дня строительство «мегасвалки» в Тукаевском районе В этот раз Татьяна Гурьева добавила в повестку дня строительство «мегасвалки» в Тукаевском районе

Магдеева предупредили об опасности «мегасвалки» в Тукаевском районе

Завершали горсовет уже обыденно выступлением «неудобного» депутата Гурьевой. В этот раз коммунистка добавила в повестку дня строительство «мегасвалки» в Тукаевском районе. Перерабатывающий полигон обещают построить в течение двух лет. 1 июня завершились общественные интернет-обсуждения проекта. Комплекс займет 60 га земли в Тукаевском районе, неподалеку от горевшей в 2013 году тогаевской свалки. Заказчик проекта — ООО «Региональный экологический оператор». Он же в последующем будет заниматься его обслуживанием. Строительство объекта запланировано на 2024–2025 годы, ввод в эксплуатацию намечен на 2025–2026-е, добавили в компании.

На недавних публичных слушаниях в Тукаевском районе местные жители встретили проект в штыки. Теперь волна негодования докатилась и до челнинского депутата. Но при чем здесь «тукаевский проект» и Челны? Депутат отмечала, что стройка «мегасвалки» непременно окажет пагубное влияние и на автоград — все-таки соседи, да и рядом садовые общества горожан…

Как в Тукаевском районе встречали «мегасвалку»: «Почему не в сторону Шильны? А там «крутые» живут!»

«Место размещения комплекса приведет к серьезному негативному воздействию на окружающую среду, а значит, и на жизни и здоровье граждан, — говорила Гурьева. — Строительство рядом с полумиллионным городом создаст угрозу экологической безопасности посредством загрязнения окружающей атмосферы, рек, почвы и грунтовых вод по следующим основаниям».

Комплекс будет возвышаться над поверхностью реки Ордиушки более чем на 30 м, сказала депутат. Приток реки Ордиушки будет протекать через территорию комплекса. По ее словам, в реку начнут стекать талые снеговые воды с загрязнением от отходов, на которые приходится 62% годового стока. Ордиушка впадает в реку Шильну, которая в свою очередь впадает в Каму.

Гурьева рассказала, что к ней обратился экс-депутат горсовета Ильдус Камалов, который призвал провести независимую экспертизу. «Он обстоятельно изложил свои выводы о недопустимости строительства данного комплекса, поскольку также считает, что это приведет к экологической катастрофе. Он отмечает, что город уже сегодня значительно окружен опасными экологическими зонами, а данная мегасвалка завершит это опасное окружение», — резюмировала она.

Магдеев отказался комментировать или давать какие-либо решения по проекту другого муниципалитета. Тем не менее он обратился к присутствующим на заседании депутатам Госсовета РТ с просьбой поднять вопрос «мегасвалки» на республиканском уровне.