Пробки, нервные автомобилисты, пассажиры общественного транспорта и пешеходы — так нередко выглядит ситуация близ транспортно-пересадочного узла «Компрессорный». Пробки, нервные автомобилисты, пассажиры общественного транспорта и пешеходы — так нередко выглядит ситуация близ транспортно-пересадочного узла «Компрессорный». Фото: Андрей Титов

Главные болевые точки «Компрессорного»: букет ДТП, неудобство пешеходам и пассажирам автобусов

Пробки, нервные автомобилисты, пассажиры общественного транспорта и пешеходы — так нередко выглядит ситуация близ транспортно-пересадочного узла «Компрессорный». Это въездные ворота в город со стороны Высокогорского района. Сюда стекаются транспортные потоки Большого казанского кольца, железнодорожной ветки, трамвайных путей и междугородних автобусов. Со всех сторон узел принимает по 15 тыс. транспортных средств каждый час-пик.

По статистике «Яндекса», за 2023 год на этом болезненном участке произошли более 700 дорожных аварий, т. е. примерно дважды в день столкнувшиеся машины блокировали часть полос для движения.

Городской «затык» в этой части столицы РТ давно приковывает к себе внимание. Понимание необходимости изменений есть и у руководства города. Напомним, ранее градостроители, урбанисты и архитекторы уже обращались к данной теме. В частности, в 2016 году в рамках международной летней школы проектировщики из Германии, Италии, Сербии, Казахстана и ряда российских городов в течение нескольких дней прорабатывали идеи вокруг «Компрессорного».

Вот и в Институте развития города представили свое видение с учетом новых реалий и предложили ряд масштабных решений.

Инфографика: «БИЗНЕС Online»

Какие проблемы выявлены в этой части города?

  • Аварийные участки. Всего авторы концепции выделили четыре самые проблемные зоны — это места слияния потоков транспорта. Одна из них — разворот в сторону участка Сибирского тракта вдоль железной дороги. Сюда вклиниваются потоки со стороны Дербышек, улиц Николая Ершова, Академика Губкина, Космонавтов и массы небольших внутриквартальных проездов. Все автомобилисты собираются буквально в одну кучу, что образует затор и провоцирует аварии. Если не съезжать с этого маршрута и проехать по эстакаде, можно попасть во второй аварийный участок, где к потоку присоединяются водители с проспекта Ямашева. Часто попадают в ДТП и водители на разворотной петле проспекта — это третий «затык» узла. Последняя проблемная зона образуется уже на нижнем съезде, в сторону Третьей транспортной дамбы.
  • Отсутствие «островков безопасности». Все заторы, по словам экспертов, образуются из-за отсутствия переходно-скоростных полос. По-другому говоря, неких «островков безопасности» дорожного движения, которые бы грамотно разделили все многообразие потоков на «Компрессорном». Обычно на дорогах такие участки штрихуют белыми линиями. Кроме того, в местах слияния разное количество полос. Получается эффект «бутылочного горлышка» — поток с трехполосной магистрали заезжает на узкую эстакаду, и наоборот.
  • Низкая пешеходная связность. Проблемы ТПУ «Компрессорный» не обошли и участников движения без колес. Если охватить взглядом узел целиком, становится ясно — пешеходам здесь крайне некомфортно. Первые пешеходные переходы появляются рядом с остановкой «Халитова» и железнодорожной станцией. А следующие — только возле остановки «Национальный архив», что немного дальше Казанского химического НИИ. Получается, что мощное движение узла рождает пропасть между пешеходными переходами в 1,5 км, а это целых 20 минут пешком вдоль оживленной трассы, что провоцирует пешеходов перебегать дорогу где придется.
  • Инфраструктура общественного транспорта. Все вроде бы все по мелочи, но… Где-то нет павильона, где-то трудно подойти к остановке: летом приходится идти через газон, а зимой — пробираться через снег и слякоть. Но ведь именно с этими мелочами жителям приходится сталкиваться ежедневно.

Чтобы расширить места заторов, перестроить движение, необходимо учитывать массу факторов. Тут и сложность рельефа, и железная дорога — все это требует серьезных решений.

Со всех сторон компрессорный узел принимает по 15 тыс. транспортных средств каждый час-пик Со всех сторон компрессорный узел принимает по 15 тыс. транспортных средств каждый час-пик Фото: Андрей Титов

А что в генплане?

По генеральному плану Казани к «Компрессорному» относится сразу несколько градостроительных решений. Здесь «садится» станция метро второй ветки. Через узел, кроме того, будет проходить кольцевая железная дорога. Но наиболее близким к реализации в наши дни кажется проезд №15 — будущая вылетная магистраль в сторону Высокой Горы и Арска.

Консилиум в Ратуше: быть или не быть метро на «Компрессорном»?

Будущая трасса берет свое начало от станции Вахитово, пройдет вдоль кольцевой ж/д ветки, в том числе через узел «Компрессорный», и, обойдя Дербышки, выйдет на М7.

Непосредственно «вылет» из города республиканские власти пока планируют сделать платным: данный участок будет дублировать Сибирский тракт и улицу Мира в Дербышках. Судя по всему, это может быть следующим проектом платных дорог в Казани. «Следующий у нас дублер — Оренбургский тракт (в сторону аэропорта рассматривается коридор) и направление Арска», — говорил мэр Казани Ильсур Метшин, оценивая перспективы платных трасс в столице РТ.

Один из съездов на платную вылетную дорогу до М7, по всей видимости, будет организован в ходе реконструкции движения на «Компрессорном».

Через узел будет проходить кольцевая железная дорога Через узел будет проходить кольцевая железная дорога Фото: Андрей Титов

Как изменится территория: разворотные петли, тоннель, расширение улиц и пешеходная эстакада

Концепция предлагает полностью перепахать данный узел. По ней одну часть «Компрессорного» расширят, а другую перестроят в полностью пешеходную. Таков мировой опыт — подобным образом поступили, допустим, в Сеуле. Футуристический подход к пешеходным связям применяют, кроме того, в Санкт-Петербурге и Москве. Железная дорога тоже не помеха — автомобильную трассу можно пустить прямо под ней. Детально пройдемся и по другим предложениям.

Новый проезд по Торфяной. Помните первый аварийный участок на въезде на «Компрессорный» со стороны Дербышек? Решение видится следующее: полностью отказаться от прямого проезда по Сибирскому тракту, заменив его движением по соседней улице Торфяной. Сейчас улицы никак не связаны: путь преграждает железная дорога, обойти которую поможет тоннель возле ж/д станции. Противоположный заезд могут обеспечить разворотной петлей. Ее можно организовать напротив производственных корпусов «Казанькомпрессормаш». А саму Торфяную разработчики предлагают расширить для того, чтобы улица могла принять весь поток направлений Дербышек и Высокой Горы.

Инфографика: «БИЗНЕС Online»

Разворотная петля под Третьей транспортной дамбой. По предложению Института развития города ее хотят организовать прямо под дамбой. Получится такая схема: поток улицы Торфяной пойдет в сторону проспекта Ямашева и, чтобы развернуться к Академика Арбузова или продолжить движение по Сибирскому тракту в сторону Ершова, заедет на новую петлю.

Кроме того, в концепции предполагается расширение проезжей части эстакады, лежащей на пересечении Арбузова с Сибирским трактом. Здесь же предусматривают новый правый поворот.

Пешеходная эстакада. Реализация этих планов приводит к освобождению одной из эстакад у «Компрессорного», которая и поможет, по мысли авторов концепции, решить вопрос с пешеходной доступностью. Получится некий общественный бульвар — он поможет пройти со стороны КНИТУ-КХТИ и ветеринарной академии на противоположную сторону от оживленного движения и с удобством воспользоваться планируемым в центре «Компрессорного» транспортно-пересадочным узлом.

«Думаю, что за подобными решениями будущее дорожной сети, — считает один из собеседников „БИЗНЕС Online“. — Автомобильное движение расширяется, и наземные пешеходные переходы, да еще и паркового типа, — это вполне рабочее решение».

Причем проекты пешеходных эстакад появляются все чаще. В этом году общественности представили такой мост над Шмитовским проездом в Москве. Причем строить его будет инвестор, который возводит на данном месте офисно-гостиничный комплекс.

Необходимость улучшения пропускной способности «Компрессорного» с каждым годом становится все более насущной Необходимость улучшения пропускной способности «Компрессорного» с каждым годом становится все более насущной Фото: Андрей Титов

Сроки реализации концепции не называются

Необходимость улучшения пропускной способности «Компрессорного» с каждым годом становится все более насущной. И не только из-за вероятного появления нового вылетного коридора на М7, но и по причине масштабной застройки. Здесь идет реновация бывших территорий АО «Холод», которые выкуплены двумя федеральными девелоперами у группы компаний ASG.

ГК «ПИК» уже строит там ЖК «Сиберово»: первый корпус на 28 этажей вмещает 940 квартир, сдается он осенью. Второй корпус на 535 квартир достроят в 2026 году. Но в перспективе еще несколько корпусов, так что и квартир, и машин там будет втрое больше. По соседству ГК «Самолет» приступил к строительству ЖК Manzara Towers — пока это три корпуса переменной этажности в 7–24 этажа, это лишь первый пусковой комплекс, который сдается в 2027 году. Да и за Дербышками, в Высокогорском районе, продолжается масштабная застройка — здесь «Унистрой» возводит ЖК «Атмосфера».

Окончательное представление о том, каким станем ТПУ «Компрессорный», должно появиться одновременно с проектом проезда №15 и платного выезда из города, чтобы синхронизировать развитие улично-дорожной сети в данной части Казани. Объем финансирования явно превышает несколько миллиардов рублей, так что сроков реализации планов нет.