ТПУ «Компрессорный» — давно и прочно одна из причин головной боли водителей Казани. Здесь сходятся потоки на Дербышки и Высокогорский район и ежегодно происходят сотни ДТП. Как стало известно «БИЗНЕС Online», Институт развития города предложил свое видение того, как развязать эту проблему. Это еще один вариант возможного развития событий: ранее в Казани показывали и другие проекты. Как известно, минтранс РТ готовится к проекту платного дублера улицы Мира в Дербышках, да и жилая застройка в перспективе увеличивает нагрузку на дорожную сеть, поэтому градостроители должны думать о том, как развязать узлы вокруг «Компрессорного». Подробности — в нашем материале.
Пробки, нервные автомобилисты, пассажиры общественного транспорта и пешеходы — так нередко выглядит ситуация близ транспортно-пересадочного узла «Компрессорный».
Главные болевые точки «Компрессорного»: букет ДТП, неудобство пешеходам и пассажирам автобусов
Пробки, нервные автомобилисты, пассажиры общественного транспорта и пешеходы — так нередко выглядит ситуация близ транспортно-пересадочного узла «Компрессорный». Это въездные ворота в город со стороны Высокогорского района. Сюда стекаются транспортные потоки Большого казанского кольца, железнодорожной ветки, трамвайных путей и междугородних автобусов. Со всех сторон узел принимает по 15 тыс. транспортных средств каждый час-пик.
По статистике «Яндекса», за 2023 год на этом болезненном участке произошли более 700 дорожных аварий, т. е. примерно дважды в день столкнувшиеся машины блокировали часть полос для движения.
Городской «затык» в этой части столицы РТ давно приковывает к себе внимание. Понимание необходимости изменений есть и у руководства города. Напомним, ранее градостроители, урбанисты и архитекторы уже обращались к данной теме. В частности, в 2016 году в рамках международной летней школы проектировщики из Германии, Италии, Сербии, Казахстана и ряда российских городов в течение нескольких дней прорабатывали идеи вокруг «Компрессорного».
Вот и в Институте развития города представили свое видение с учетом новых реалий и предложили ряд масштабных решений.
Какие проблемы выявлены в этой части города?
- Аварийные участки. Всего авторы концепции выделили четыре самые проблемные зоны — это места слияния потоков транспорта. Одна из них — разворот в сторону участка Сибирского тракта вдоль железной дороги. Сюда вклиниваются потоки со стороны Дербышек, улиц Николая Ершова, Академика Губкина, Космонавтов и массы небольших внутриквартальных проездов. Все автомобилисты собираются буквально в одну кучу, что образует затор и провоцирует аварии. Если не съезжать с этого маршрута и проехать по эстакаде, можно попасть во второй аварийный участок, где к потоку присоединяются водители с проспекта Ямашева. Часто попадают в ДТП и водители на разворотной петле проспекта — это третий «затык» узла. Последняя проблемная зона образуется уже на нижнем съезде, в сторону Третьей транспортной дамбы.
- Отсутствие «островков безопасности». Все заторы, по словам экспертов, образуются из-за отсутствия переходно-скоростных полос. По-другому говоря, неких «островков безопасности» дорожного движения, которые бы грамотно разделили все многообразие потоков на «Компрессорном». Обычно на дорогах такие участки штрихуют белыми линиями. Кроме того, в местах слияния разное количество полос. Получается эффект «бутылочного горлышка» — поток с трехполосной магистрали заезжает на узкую эстакаду, и наоборот.
- Низкая пешеходная связность. Проблемы ТПУ «Компрессорный» не обошли и участников движения без колес. Если охватить взглядом узел целиком, становится ясно — пешеходам здесь крайне некомфортно. Первые пешеходные переходы появляются рядом с остановкой «Халитова» и железнодорожной станцией. А следующие — только возле остановки «Национальный архив», что немного дальше Казанского химического НИИ. Получается, что мощное движение узла рождает пропасть между пешеходными переходами в 1,5 км, а это целых 20 минут пешком вдоль оживленной трассы, что провоцирует пешеходов перебегать дорогу где придется.
- Инфраструктура общественного транспорта. Все вроде бы все по мелочи, но… Где-то нет павильона, где-то трудно подойти к остановке: летом приходится идти через газон, а зимой — пробираться через снег и слякоть. Но ведь именно с этими мелочами жителям приходится сталкиваться ежедневно.
Чтобы расширить места заторов, перестроить движение, необходимо учитывать массу факторов. Тут и сложность рельефа, и железная дорога — все это требует серьезных решений.
Со всех сторон компрессорный узел принимает по 15 тыс. транспортных средств каждый час-пик
А что в генплане?
По генеральному плану Казани к «Компрессорному» относится сразу несколько градостроительных решений. Здесь «садится» станция метро второй ветки. Через узел, кроме того, будет проходить кольцевая железная дорога. Но наиболее близким к реализации в наши дни кажется проезд №15 — будущая вылетная магистраль в сторону Высокой Горы и Арска.
Будущая трасса берет свое начало от станции Вахитово, пройдет вдоль кольцевой ж/д ветки, в том числе через узел «Компрессорный», и, обойдя Дербышки, выйдет на М7.
Непосредственно «вылет» из города республиканские власти пока планируют сделать платным: данный участок будет дублировать Сибирский тракт и улицу Мира в Дербышках. Судя по всему, это может быть следующим проектом платных дорог в Казани. «Следующий у нас дублер — Оренбургский тракт (в сторону аэропорта рассматривается коридор) и направление Арска», — говорил мэр Казани Ильсур Метшин, оценивая перспективы платных трасс в столице РТ.
Один из съездов на платную вылетную дорогу до М7, по всей видимости, будет организован в ходе реконструкции движения на «Компрессорном».
Через узел будет проходить кольцевая железная дорога
Как изменится территория: разворотные петли, тоннель, расширение улиц и пешеходная эстакада
Концепция предлагает полностью перепахать данный узел. По ней одну часть «Компрессорного» расширят, а другую перестроят в полностью пешеходную. Таков мировой опыт — подобным образом поступили, допустим, в Сеуле. Футуристический подход к пешеходным связям применяют, кроме того, в Санкт-Петербурге и Москве. Железная дорога тоже не помеха — автомобильную трассу можно пустить прямо под ней. Детально пройдемся и по другим предложениям.
Новый проезд по Торфяной. Помните первый аварийный участок на въезде на «Компрессорный» со стороны Дербышек? Решение видится следующее: полностью отказаться от прямого проезда по Сибирскому тракту, заменив его движением по соседней улице Торфяной. Сейчас улицы никак не связаны: путь преграждает железная дорога, обойти которую поможет тоннель возле ж/д станции. Противоположный заезд могут обеспечить разворотной петлей. Ее можно организовать напротив производственных корпусов «Казанькомпрессормаш». А саму Торфяную разработчики предлагают расширить для того, чтобы улица могла принять весь поток направлений Дербышек и Высокой Горы.
Разворотная петля под Третьей транспортной дамбой. По предложению Института развития города ее хотят организовать прямо под дамбой. Получится такая схема: поток улицы Торфяной пойдет в сторону проспекта Ямашева и, чтобы развернуться к Академика Арбузова или продолжить движение по Сибирскому тракту в сторону Ершова, заедет на новую петлю.
Кроме того, в концепции предполагается расширение проезжей части эстакады, лежащей на пересечении Арбузова с Сибирским трактом. Здесь же предусматривают новый правый поворот.
Пешеходная эстакада. Реализация этих планов приводит к освобождению одной из эстакад у «Компрессорного», которая и поможет, по мысли авторов концепции, решить вопрос с пешеходной доступностью. Получится некий общественный бульвар — он поможет пройти со стороны КНИТУ-КХТИ и ветеринарной академии на противоположную сторону от оживленного движения и с удобством воспользоваться планируемым в центре «Компрессорного» транспортно-пересадочным узлом.
«Думаю, что за подобными решениями будущее дорожной сети, — считает один из собеседников „БИЗНЕС Online“. — Автомобильное движение расширяется, и наземные пешеходные переходы, да еще и паркового типа, — это вполне рабочее решение».
Причем проекты пешеходных эстакад появляются все чаще. В этом году общественности представили такой мост над Шмитовским проездом в Москве. Причем строить его будет инвестор, который возводит на данном месте офисно-гостиничный комплекс.
Необходимость улучшения пропускной способности «Компрессорного» с каждым годом становится все более насущной
Сроки реализации концепции не называются
Необходимость улучшения пропускной способности «Компрессорного» с каждым годом становится все более насущной. И не только из-за вероятного появления нового вылетного коридора на М7, но и по причине масштабной застройки. Здесь идет реновация бывших территорий АО «Холод», которые выкуплены двумя федеральными девелоперами у группы компаний ASG.
ГК «ПИК» уже строит там ЖК «Сиберово»: первый корпус на 28 этажей вмещает 940 квартир, сдается он осенью. Второй корпус на 535 квартир достроят в 2026 году. Но в перспективе еще несколько корпусов, так что и квартир, и машин там будет втрое больше. По соседству ГК «Самолет» приступил к строительству ЖК Manzara Towers — пока это три корпуса переменной этажности в 7–24 этажа, это лишь первый пусковой комплекс, который сдается в 2027 году. Да и за Дербышками, в Высокогорском районе, продолжается масштабная застройка — здесь «Унистрой» возводит ЖК «Атмосфера».
Окончательное представление о том, каким станем ТПУ «Компрессорный», должно появиться одновременно с проектом проезда №15 и платного выезда из города, чтобы синхронизировать развитие улично-дорожной сети в данной части Казани. Объем финансирования явно превышает несколько миллиардов рублей, так что сроков реализации планов нет.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 63
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.