Идею ограничения ожидаемо восприняли с опаской. Особенно зависимые от иностранной рабочей силы сферы пассажирские перевозчики, общепит и отельеры Идею ограничения ожидаемо восприняли с опаской, особенно зависимые от иностранной рабочей силы пассажирские перевозчики, общепит и отельеры Фото: «БИЗНЕС Online»

Волна запрета мигрантского труда докатилась до Татарстана

Для Татарстана история с ограничениями на использование труда иностранцев началась летом. В августе «БИЗНЕС Online» выяснил, что следственный комитет России предлагает руководству республики запретить работу мигрантов в ряде отраслей. Причем список был довольно обширный: пассажирские перевозки автобусами в городском, пригородном и междугородном сообщении, такси, ремонт автотранспорта, оптовая и розничная торговля, общепит, гостиничный бизнес, доставка продуктов и др. Так что если забежать немного вперед и сравнить тот список и финальный перечень, получается, что Татарстан хочет отделаться малой кровью.

После обращения от СКР министерство промышленности и торговли РТ запустило опрос среди бизнеса с предложением оценить планируемые нововведения. В письмах к предпринимателям отмечалось, что, согласно федеральному закону №115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», высшее должностное лицо субъекта вправе ежегодно устанавливать запрет на привлечение иностранцев по отдельным видам экономической деятельности. Норма, введенная еще в 2014 году, до сих пор не применялась в Татарстане.

На тот момент 36 регионов уже ввели те или иные ограничения, рассказывали нашему изданию в Госдуме. Там же подчеркивали, что запрет касается только тех иностранцев, кто работает в стране на основании трудовых патентов. Выходцам из стран Евразийского экономического союза (Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия) патент или разрешение на работу не требуется, и их ограничения не касаются. Другое дело, что в России трудится много приезжих из, например, не входящих в союз Таджикистана и Узбекистана. В Татарстане трудовые патенты в основном получают граждане Узбекистана, Таджикистана и Азербайджана. На 1 июля 2024 года в республике трудились 42,7 тыс. иностранцев.

«Мы ставим себе подножку!»: как Бастрыкин подталкивает Татарстан запретить мигрантов

Возвращаясь к опросу минпромторга РТ, идею ожидаемо восприняли с опаской, особенно зависимые от иностранной рабочей силы пассажирские перевозчики, общепит и отельеры. Как видим, они, во всяком случае пока, своих рабочих отстояли. После того как ведомство собрало мнение предпринимательского сообщества, возникла пауза, а в конце сентября раис РТ Рустам Минниханов в ежегодном послании Госсовету республики сделал акцент на теме мигрантов и подчеркнул, что нужно не ограничивать мигрантов (это «может значительно усугубить ситуацию»), а упорядочить ее с учетом положительного опыта предприятий. Заявление выглядело как реакция на предложение, поступившее в республику из Москвы.

Тем не менее Татарстан вслед за другими регионами планирует ввести ограничения на мигрантский труд. Правда, они выглядят не такими жесткими, как в некоторых других субъектах.

Негативных последствий для рынка труда в РТ не будет, наоборот, нововведения скажутся положительно, считает председатель Торгово-промышленной палаты РТ Шамиль Агеев Негативных последствий для рынка труда в РТ не будет, наоборот, нововведения скажутся положительно, считает председатель Торгово-промышленной палаты РТ Шамиль Агеев Фото: «БИЗНЕС Online»

Такси, перевозка опасных грузов, страхование — откуда убирают приезжих?

Проект указа раиса РТ, вводящего нововведения, появился на сайте правительства республики накануне. Документ, подготовленный минтрудом РТ, сейчас проходит обязательную процедуру антикоррупционной экспертизы. С высокой долей вероятности можно говорить о том, что в таком виде документ и будет принят. В тексте — ссылка на упомянутый ранее ФЗ №115.

Согласно проекту, ограничения планируется установить на 2025 год. Таким образом, ввести их, вероятно, хотят с 1 января 2025-го. Мигрантский труд запретят по следующим видам экономической деятельности, предусмотренным общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД):

  • перевозка опасных грузов (код ОКВЭД 49.20.1);
  • деятельность легкового такси и арендованных легковых автомобилей с водителем (код ОКВЭД 49.32);
  • деятельность по предоставлению финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению (код ОКВЭД 64);
  • страхование, перестрахование, деятельность негосударственных пенсионных фондов, кроме обязательного социального обеспечения (код ОКВЭД 65);
  • деятельность вспомогательная в сфере финансовых услуг и страхования (код ОКВЭД 66);
  • деятельность в области права и бухгалтерского учета (код ОКВЭД 69);
  • деятельность ветеринарная (код ОКВЭД 75);
  • деятельность охранных служб, в том числе частных (код ОКВЭД 80.10);
  • деятельность по организации и проведению азартных игр и заключению пари, по организации и проведению лотерей (код ОКВЭД 92);
  • ремонт компьютеров, предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения (код ОКВЭД 95.1).

Убрать мигрантов хозяйствующие субъекты (говоря проще, предприятия) должны будут в течение трех месяцев с момента подписания указа.

Негативных последствий для рынка труда в РТ не будет, наоборот, нововведения скажутся положительно, считает председатель Торгово-промышленной палаты РТ Шамиль Агеев. «Потому что потом возможны послабления, когда окажется, что в какой-то определенной сфере людей не хватает. Будут отдельные исключения для специалистов. Особенно в страховании, юридических каких-то сферах. А вот в охранных организациях и прочих делах — это очень правильно, учитывая события в Сирии и прочее. Тут надо глубинные моменты учитывать, а не только то, что лежит на поверхности», — сказал Агеев в разговоре с «БИЗНЕС Online».

«Что касается такси… Если наши сумеют в такси обойтись без мигрантов, то хорошо. Но я думаю, что это (запретприм. ред.) со временем отомрет. Потому что такси, автобусы мы не сможем пока обслуживать своими силами. Так что все будет зависеть от того, как мы это сумеем обеспечивать своими силами. Если не сможем, потом разрешат [снова использовать мигрантский труд]. А пока просто для всех чохом это сделали», — добавил спикер.

«Мы и без законодательных инициатив старались избавляться от мигрантов, у которых нет водительских прав российских, например. Нет российских прав — ездить запрещено» «Мы и без законодательных инициатив старались избавляться от мигрантов, у которых нет водительских прав российских, например. Нет российских прав — ездить запрещено» Фото: © Кирилл Каллиников, РИА «Новости»

Ждать ли роста цен в такси?

Из всех перечисленных отраслей наибольшее количество мигрантов в республике, очевидно, занято в сфере такси. Подобные ограничения на мигрантский труд в такси уже ввели более 20 регионов, и «везде увеличились время ожидания автомобилей и стоимость поездок», предупредил в беседе с «БИЗНЕС Online» руководитель отдела по связям с общественностью сервиса заказа такси «Максим» Павел Стенников. «Обратите внимание, что в Москве, например, труд мигрантов в такси и других сферах не запрещают. Потому что последствия будут катастрофическими для столичного рынка», — указал Стенников.

При этом представитель сервиса заметил, что патенты иностранцам нужны для заключения трудовых договоров с российскими работодателями, но в такси «трудовых отношений нет». «Мигранты для работы арендуют автомобили в таксопарках. От них требуется только привозить арендную плату. Так устроена современная таксопарковая модель», — пояснил спикер. Так что и патент не нужен.

«Идея инициативы понятна, но существуют и экономические законы. Уменьшение количества водителей приведет к увеличению стоимости поездок и времени ожидания автомобилей для пассажиров. А новые перевозчики взамен прежних не появятся. Закон о такси №580 затруднил вход на рынок для российских граждан. К самозанятым с личными автомобилями предъявляются такие же требования, как к транспортным предприятиям: ежедневные медицинские и технические осмотры, которые проходить негде, путевые листы, очень дорогое страхование такси, перекраска личного автомобиля в установленный цвет. Для физлиц эти требования невыполнимы и избыточны, — рассуждает Стенников. — Для того чтобы вовлекать в отрасль российских перевозчиков, в том числе женщин с личными автомобилями, нужно упрощать правила и требования, дифференцировать регулирование таксопарков и физлиц. Другого решения нет». Конечная ситуация будет зависеть не только от запрета, но и от контроля за его соблюдением, добавил представитель «Максима».

Власти Калининградской области ввели запрет на труд для мигрантов в числе первых — еще в 2021 году. Сейчас в регионе запрещено привлекать их к работе на производстве хлебобулочных и кондитерских изделий, детского питания и пищевых продуктов, в сфере пассажирских перевозок (общественный транспорт и такси), отельном бизнесе, общем образовании и трудоустройстве.

Ограничения в Самарской области касательно иностранных граждан затрагивают торговлю алкогольными напитками, табачными изделиями, лекарствами и молочными продуктами. В феврале в регионе также запретили мигрантам работать по патентам в сфере общественного транспорта, такси и образования.

Воронежская область в марте ввела запрет на работу иностранцев в общественном транспорте и сфере телекоммуникаций. В регионе также запрещено привлекать мигрантов к работам на объектах коммунальной инфраструктуры по обеспечению населения электроэнергией, газом и паром, к работам по кондиционированию воздуха, по забору, очистке и распределению воды, по сбору и обработке сточных вод.

Власти Курской области в мае ввели запрет на работу мигрантов в такси. Аналогичные ограничения в этой сфере также действуют в Тульской, Калужской и Челябинской областях, на Камчатке, в Крыму и Якутии.

В Липецкой области тоже ужесточилась миграционная политика — работу иностранцев запретили в сфере логистики и такси.

В Новосибирской области трудовые мигранты не смогут работать в детских садах. Ранее запрет распространялся на сферы такси и розничной торговли напитками и табачными изделиями.

Несколько дней назад в Забайкалье расширили список ограничений для иностранцев — они касаются лесоводства и лесозаготовки, производства лекарственных средств, здравоохранения, торговли, пассажирских и грузоперевозок.

В Иркутской области в следующем году вводят запрет на работу мигрантов в общественном и пригородном транспорте, такси, торговле, лесной промышленности, образовании, уходе за детьми, экскурсионной деятельности и на производстве лекарственных препаратов. Также иностранцев не допустят к геологоразведке и изучению недр.

Приморский край в 2025 году ограничит работу мигрантов в 41 сфере экономической деятельности. Например, иностранные граждане не смогут работать в сфере перевозки пассажиров — управлять городскими и междугородними автобусами и трамваями (исключение — туристические и экскурсионные маршруты). Кроме того, запретить работу могут в энергетике, газо- и водоснабжении, на производстве химических веществ и продуктов, в сфере образования, здравоохранения и т. д.

В Омской области иностранным гражданам с трудовыми патентами запретят работать в пассажирских перевозках, образовании, здравоохранении, торговле, производстве лекарств и продуктов, охоте и предоставлении соцуслуг. Соответствующий указ вступит в силу 1 марта 2025 года.

Ограничения приведут к подорожанию такси, убежден представитель региональной общественной организации «Союз автомобилистов» Расул Таспенов. Но он оговаривается, что повышение цен неизбежно в любом случае. По его словам, мигрантам в такси в Татарстане запрещено работать уже давно, поскольку без российского водительского удостоверения ездить нельзя. «В такси, я думаю, доля мигрантов — процентов 20. Это я по своему автопарку сужу. Есть такси, в которых лицензия не нужна. Там все так сделано. В „Яндексе“ все не так. Все строго, четко: лицензия есть — работаешь, нет — тебе там дают такие условия, что ты сам уходишь. А в других таксопарках могут и автомобили старые попасться, например в маленьких городах: „Жигули“, шестерки, семерки могут спокойно ездить. „Яндекс“ все-таки такого себе не позволяет. То есть в „Яндексе“ вообще невозможно в серой зоне находиться, работая. По крайней мере, я не знаю таких схем. Чтобы тут трудиться, надо быть либо самозанятым, либо ИП, либо ООО», — заметил собеседник.

«Мы и без законодательных инициатив старались избавляться от мигрантов, у которых нет водительских прав российских, например. Нет российских прав — ездить запрещено. Иначе штраф для нас как для юрлица 50 тысяч рублей. Я этот штраф платить не хочу, поэтому мы с такими стараемся не работать. Есть мигранты, у которых нет гражданства, но есть российские права. Но тут он может, к примеру, в ДТП попасть. Пассажир пострадает, машина разбита, а он собрал свои манатки и свалил к себе на родину. Возмещать ущерб нам. Поэтому, когда работают мигранты без российского гражданства, ответственность уменьшается. Все-таки когда у человека есть гражданство, ему есть что терять», — добавил Таспенов.

Татарстан не первый, подобные ограничения уже действуют во многих регионах, сказал в беседе с «БИЗНЕС Online» руководитель центра компетенций международного евразийского форума такси Олег Амосов. «Мы это наблюдаем от Якутии по всей стране. Ситуация такая, что на самом деле, если мигрант приехал и хочет работать и жить здесь, он спокойно может сделать себе документы. Да, это проблемно, занимает какое-то время, надо знать русский язык, есть какие-то дополнительные требования. Но они спокойно это все делают. Мы это видим на примере Москвы, где есть огромное количество мигрантов сейчас, которые, в принципе, тоже уже не могут работать, если они не сделали документы. Но они все сделали. И сейчас, если вы будете проверять у мигрантов в столице водительское удостоверение, оно российского образца. Они в России сдали на права спокойно, прекрасно говорят по-русски, очень культурно, и уже на них и жалоб особых нет, все нормально», — говорит Амосов.

Собеседник убежден, что вопрос большого количества мигрантов в такси актуален только для Москвы. «Такой проблемы нет даже в Питере, не то что в Татарстане. Вот этого огромного количества мигрантов в такси не наблюдается. А те 10 процентов, которые сдадут или не сдадут на права и уйдут, будут вполне нормально достаточно быстро замещены местными кадрами. Не думаю, что это скажется на ценах или еще на чем-то», — говорит собеседник.

«Они убирают поддельные права в бардачок, а катаются по своим национальным правам. Главное — чтобы гаишники не узнали, что он в такси ездит. Тогда ДПС увезет машину на штрафстоянку, у моих коллег такие случаи были» «Они убирают поддельные права в бардачок, а катаются по своим национальным правам. Главное — чтобы гаишники не узнали, что он в такси ездит. Тогда ДПС увезет машину на штрафстоянку, у моих коллег такие случаи были» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Есть такие парки в Казани, которые делают поддельное водительское удостоверение»

Дефицита кадров не будет, потому что иностранные граждане легко делают фальшивые российские водительские удостоверения и продолжают спокойно работать, описывает ситуацию владелец одного из таксопарков в Татарстане. «Так что ничего не поменяется, и цены будут расти только из-за обычных реалий: погода, новогодние праздники, корпоративы», — говорит спикер. По его словам, услуги по изготовлению поддельных прав можно найти в «Телеграме» и сервисах объявлений.

«В Photoshop вбивают данные и, допустим, номер водительского удостоверения какой-нибудь из базы данных берут. Все это они ламинируют, чтобы выглядело со стороны, как настоящее водительское удостоверение. Это чисто только чтобы фотоконтроль для „Яндекса“ пройти. Потом они убирают его в бардачок, а катаются по своим национальным правам. Главное — чтобы гаишники не узнали, что он в такси ездит. Тогда ДПС увезет машину на штрафстоянку, у моих коллег такие случаи были. Но в основном мигранты просто пассажиров предупреждают: „Не говорите, что я таксист, пожалуйста“. Сейчас же оклеиваются единицы, поэтому по машине сложно это понять, — отмечает собеседник. — Служба безопасности „Яндекса“ видит, что водительское удостоверение поддельное. Почему допускают — я не знаю. Они говорят, мол, видим, но предъявить ничего не можем». По словам спикера, в Казани «есть таксопарки, которые такие схемы с правами проворачивают».

Поможет ли нынешний запрет «очистить» рынок? Спикер сомневается в этом. «Найдут, как обмануть, и после изменений в законодательстве. Может, воспользуются чужим аккаунтом, зарегистрируют какого-то местного. У меня были раньше такие случаи: работает какой-то Иванов, а пишут, что он двух слов связать не может. Я говорю: „Ты вообще кто такой? Приедь-ка ко мне в офис, я с тобой поговорю лично, и все, он сразу начинает юлить. Ну до свидания тогда“. Таких мы не берем», — добавил предприниматель. В пресс-службе сервиса «Яндекс.Go» на запрос «БИЗНЕС Online» пока не ответили.

Другой владелец таксопарка жалуется на то, что легальные таксисты страдают из-за иностранных граждан из Средней Азии, которые «вообще не имеют права работать». «Водительское удостоверение, которое они получили на родине, „Яндекс“ не пропускает. Но есть такие парки в Казани, которые делают поддельное водительское удостоверение для фотоконтроля „Яндекса“. Мигранты им платят деньги, ездят в Казань, фотографируют липовые права и спокойно работают. Хорошо было бы, чтобы это дошло до „Яндекса“. Мы уже обращались туда, но никаких действий они не предприняли», — заметил спикер.

«Чтобы у нас не было профессионального голода, надо изменить образовательную систему и выпускать специалистов с обязательным трудоустройством. А если государство вложило в них деньги, и они, получив образование юриста, идут работать продавцами, значит государство должно у них деньги эти истребовать» «Чтобы у нас не было профессионального голода, надо изменить образовательную систему и выпускать специалистов с обязательным трудоустройством. А если государство вложило в них деньги, и они, получив образование юриста, идут работать продавцами, значит, государство должно у них деньги эти истребовать» Фото: «БИЗНЕС Online»

В охране мигрантов и так нет

В охранной сфере мигранты никогда не были задейстованы и для чего нужен запрет, не совсем понятно, указал в разговоре с «БИЗНЕС Online» учредитель ГК ЧОО «Застава» Сергей Толстых. «Согласно лицензионным требованиям, могут работать в охранных структурах только граждане Российской Федерации от 18 лет без судимости. Они должны быть абсолютно белыми и пушистыми — граждане только Российской Федерации. Поэтому мигрантов у нас, в нашем сегменте, никогда не было и не может быть по действующему законодательству», — подчеркнул спикер.

Для чего тогда нужен запрет? «Эти ограничения — это масло масляное. Законом и так запрещено уже работать мигрантам в охранных структурах. Это избыточная мера. У нас сейчас 235 тысяч открытых вакансий на сегодняшний момент в Татарстане и 5 тысяч тунеядцев, которые сидят на бирже труда. То есть на каждого соискателя практически 18 предложений. И мы не можем найти работу? Просто сидят кровопийцы, потенциальные трутни, которых можно выгнать на улицу с лопатами. Пусть за тарелку супа работают», — категоричен Толстых.

По его мнению, привлекать мигрантов в страну нужно по отдельным специальностям, и все приезжие работники должны стоять на строгом учете в тот период, пока они находятся на территории России. «Для выполнения тех или иных работ. Когда они выполнили свои задачи, они должны покинуть страну без навязывания своих этнических ценностей, культур и традиций. Если они приезжают к нам сюда, в Россию, они должны соблюдать наши традиции, законы, правила, исторические ценности. У нас более 16 миллионов мигрантов. Это статистика довольно-таки заниженная, подчеркиваю, заниженная. Они проживают на территории Российской Федерации без реальной востребованности в промышленности и реальной экономике. Они зарабатывают деньги и отправляют их за рубеж. А 16 миллионов — это две Беларуси», — рассуждает Толстых.

«A чтобы у нас не было профессионального голода, надо изменить образовательную систему и выпускать специалистов с обязательным трудоустройством. А если государство вложило в них деньги, и они, получив образование юриста, идут работать продавцами, значит, государство должно у них деньги эти истребовать. И законно пора уже ввести давным-давно уголовную ответственность за тунеядство. Тогда у нас и проблем с кадровым голодом не будет», — добавил учредитель ГК ЧОО «Застава».

Директор ООО «Реверс» и председатель комитета по грузовым перевозкам и логистике ТПП РТ Сергей Сотников признается, что не сталкивался со случаями, когда мигранты перевозят опасные грузы. Но в целом идею поддерживает. По его словам, нынешний список сфер, где будет запрет, «достаточно маленький» и его нужно расширить. «Может быть, где-то они (мигрантыприм. ред.) и есть [в перевозке опасных грузов], но так быть не должно. Иностранец приедет, завезет опасный груз, а если что-то не дай бог произойдет? Здесь наших-то не всех можно подпустить к перевозке опасных грузов», — добавил Сотников.