На этой неделе президент России Владимир Путин встретился с молодыми учеными в «Сириусе». На встрече был и ректор Университета Иннополис Александр Гасников, который в беседе с президентом заявил о необходимости создания в стране специального центра по сбору и анализу данных в области образования. По задумке соответствующей работой должны заниматься ведущие ученые, академики, которые смогут правильно интерпретировать данные и строить прогнозные модели — например, спроса на кадры в разных отраслях экономики. Путин предложение поддержал. По просьбе «БИЗНЕС Online» Гасников рассказал, что подтолкнуло его к мысли о создании такого центра, какие проблемы он решит и как Татарстан будет участвовать в проекте. Подробности — в нашем материале.
«По официальным данным, в России свободных вакансий на позицию школьного учителя около 2%, но на самом деле дефицит колоссальный»
Почему стране нужен центр сбора и анализа данных в области образования?
За последний год я посетил множество школ и мероприятий, где собираются школьные учителя. Каждый раз, общаясь с коллегами, я спрашиваю, есть ли у них проблемы с кадрами. Как я уже говорил на встрече с президентом, если опросить сотню человек, можно представить картину с точностью около 10%. За это время у меня накопилось еще больше данных — несколько сотен отзывов от независимых людей.
По официальным данным, в России свободных вакансий на позицию школьного учителя около 2%, но на самом деле дефицит колоссальный. Особенно это касается учителей физики. Директора школ заполняют специальные формы, на основе которых и делается расчет. У нас в стране около миллиона учителей. Эти учителя должны закрывать более чем 1,5 млн ставок. Получается, что нам не хватает более 500 тыс. учителей, чтобы учителя работали как положено, на одну ставку. Откуда тогда взялись эти 2%? Дело в том, что учителя берут больше одной ставки, и 2% — это количество ставок, которые остаются вакантными. Но если мы посмотрим на перегрузку учителей, то она превышает 1,5 раза в среднем по стране. Учителя рассказывали, что часто берут две и более ставок.
Расстроило также и то, что существующие правила игры не всегда побуждают директоров школ давать точную информацию и вынуждают их хитрить, чтобы не потерять должное финансирование. Понятно, что это не очень хорошая история. Из-за этого уже на первом уровне создается картина, что все не так плохо, а на втором уровне (работе с такими данными) начинаются новые хитрости типа тех, что привел выше про 2%.
Конечно, в ответ на это часто говорят, что нехватка учителей частично может быть скомпенсирована ожидаемым сокращением числа школьников в будущем, связанным с наложением минимумов двух циклов демографических волн, появившихся вследствие Второй мировой войны и тяжелого периода нашей страны в конце 80-х – начале 90-х, когда фиксировался спад рождаемости. К 2040-му, по разным прогнозам, у нас будет уменьшение количества школьников с нынешних 18 млн до 11–13 миллионов.
Однако здесь тоже все устроено хитро. Если мы посмотрим на распределение учителей по возрасту, то увидим, что на одного молодого учителя в возрасте 25–35 лет приходится 2–3 (а в некоторых регионах и больше) учителей предпенсионного возраста (50–60 лет). Соответственно, когда мы будем смотреть на это в динамике, то увидим, что, когда эта когорта пожилых учителей уйдет, ситуация ухудшится. В Татарстане ситуация еще не такая плохая, но в республике, как и по всей стране, не хватает учителей физики. Большое уважение вызывает то, что руководство республики абсолютно честно говорит о таких проблемах и активно принимает меры для их решения. Например, в республике запущен проект «Физмат прорыв», который предполагает создание математических кружков и профильных физмат-классов в школах.
Чем поможет центр?
Именно поэтому на встрече с президентом России я выступил с предложением создать в стране центр, где ученые будут собирать объективные данные, которые так или иначе касаются образования, в том числе напрямую не связанные с ним. Например, данные минтруда, которые позволят спрогнозировать необходимое количество бюджетных мест в вузах и тому подобные.
Дальше важно правильно анализировать и интерпретировать информацию. Многие данные и так уже собираются, но хранятся у каждого ведомства отдельно, а для объективной картины часто их нужно объединять. Тогда, например, получится проанализировать реальную демографическую ситуацию, оценить популярность профессии учителя и количество молодежи, стремящейся в эту сферу, сделать прогноз спроса на кадры в разных отраслях и т. д.
Такой подход позволит аккуратно отрабатывать различные сценарии. Например, нам точно понадобится анализ того, как образование будет меняться под воздействием искусственного интеллекта. Нужно ли нам вообще такое количество специалистов или их заменят нейросети? Я не склоняюсь ко второму варианту — все-таки эволюционно человек существо социальное, и нам требуется живое человеческое общение. Следует ли менять школьную программу, добавлять часы, на которых будут рассказывать, что такое искусственный интеллект и как им пользоваться? В ученой среде есть противоположные группы: одна — во главе с Алексеем Савватеевым — против использования гаджетов и ИИ школьниками, другая — во главе с Алексеем Семеновым, наоборот, считает, что дети все равно будут иметь доступ к гаджетам и лучше научить их правильно использовать. Мне кажется, центр должен объединить представителей всех этих групп. Кроме того, частично он будет помогать рабочим группам при правительстве Российской Федерации по стратегии развития отечественного образования до 2040 года. Он должен стать сопровождающим элементом, который позволит проверять рекомендации, вырабатываемые этими рабочими группами.
Стоит объяснить, что это не просто моя инициатива. В мае у нас обновилось правительство, и вице-премьер Дмитрий Чернышенко стал курировать образование. Погрузившись в тему, он попросил меня предоставлять аналитику. Мы анализировали разные данные и выявили, что действительно есть вещи, которые, как нам кажется, неправильно интерпретируются. Многим моим коллегам (экспертам) показалось, что некоторые вопросы стоит вынести на более высокий уровень, в том числе вопрос создания такого центра.
Насколько я понимаю, в этом заинтересованы и в правительстве. Насколько мне известно, Елене Шмелевой было дано поручение от президента о создании такого центра на площадке «Сириуса». Я очень надеюсь, что так оно и случится и центр будет иметь доступ по поручению президента ко всей необходимой информации.
Если не дать ребенку в школе должного фундаментального образования, то вся его жизнь как по цепочке может пойти совсем не по тому пути, к которому он был готов. Другими словами, он не раскроет свой потенциал. В 40 лет доучиваться довольно сложно. Более того, технологии меняются настолько быстро, что если мы не даем хорошее фундаментальное образование, то пытаться угнаться за ними практически невозможно. Насколько мне известно, в стране есть запрос на выпуск 15 тыс. специалистов в области искусственного интеллекта ежегодно. Естественно, такой выпуск ожидают от вузов. Но это проблема не столько вузов, сколько средней школы, потому что количество абитуриентов, которые склонны стать специалистами в области ИИ, на входе в вузы с запасом не более 5 тыс. в свою очередь. Поэтому сначала нам нужно решить проблему на школьном уровне, чтобы абитуриентов, которые шли на технические специальности и потенциально могли бы стать специалистами в области ИИ, было кратно больше!
Александр Гасников: «Нам не хватает более 500 тысяч учителей, чтобы учителя работали как положено, на одну ставку»
Как это будет работать?
Точная схема работы этого центра еще не определена. Мне кажется, расчетами такого уровня должны заниматься специалисты, в том числе из Академии наук и ведущих вузов России. Центр будет использовать агрегированные деперсонализированные данные, и я уверен, что будет обеспечена их максимальная безопасность.
Особенно сложная задача — разработать механизмы сбора данных так, чтобы директорам школ не было резона что-то замалчивать. Например, есть такое понятие, как «закрытый аукцион второй цены». В нем победитель, предложивший самую высокую стоимость, покупает товар по цене второй по величине ставки. При таком способе участники склонны предлагать истинную цену товара, а не искусственно занижать его стоимость. Я думаю, нам нужно следовать похожей философии — разработать правила игры, которые будут стимулировать игроков действовать честно.
Как сделать это — вопрос не самый простой. Но у нас есть достаточно талантливых людей в сфере образования, увлекающихся аналитикой, которые смогут разработать эти правила. Есть уже и предварительная кандидатура топового эксперта, который мог бы возглавить данный центр, — это кандидат наук, работающий в Физтехе. Фамилию пока разглашать не буду.
«Сириус», как площадка, объединяющая науку и образование и обладающая необходимой инфраструктурой, наилучшим образом подходит для этой работы. Да, много замечательных вещей делается и в Иннополисе, но все-таки мы не так тесно связаны именно со школьным образованием. При этом Университет Иннополис и Республика Татарстан готовы поделиться своим опытом. Надеюсь, «Сириус» рассчитывает на нас как на одного из двух-трех ключевых партнеров этого проекта. Я уверен, у нас есть специалисты, которые могут быть в это вовлечены.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 36
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.